К вопросу о таможенных платежах, взимаемых при перемещении через таможенную границу
(Шлыков В. С.) («Таможенное дело», 2010, N 1)
К ВОПРОСУ О ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖАХ, ВЗИМАЕМЫХ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ
В. С. ШЛЫКОВ
Шлыков В. С., заместитель начальника организационно-контрольного отдела УФССП России по Саратовской области.
Государство реализует систему функций по охране своего таможенного суверенитета. Приоритетные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации в соответствии с ТК РФ состоят в содействии развитию внешней торговли, ускорении товарооборота, унификации таможенных процедур. Таможенные платежи — неотъемлемая часть обязательных платежей, а их применение возможно в случае факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Именно условие перемещения и предопределяет особое место таможенных платежей в бюджетной системе Российской Федерации. В силу своего весомого прикладного значения в системе государственного управления различные аспекты деятельности и правового статуса таможенных органов неизменно привлекают внимание отечественных исследователей. Приоритет финансовых целей предопределяет установленный ст. 34 НК РФ статус таможенных органов по взиманию таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации <1>. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеэкономической деятельности, сохраняя вместе с тем их полную самостоятельность. ——————————— <1> См.: Кулешов В. Налоговый кодекс и таможенные платежи // Экономика и жизнь. 1998. N 51. С. 26; Новиков А. Б. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. 2007. N 2. С. 23 — 25.
Значительный вклад в исследование правового регулирования таможенно-тарифного механизма и исследование правового регулирования деятельности таможенных органов Российской Федерации внесен А. Н. Козыриным и О. Ю. Бакаевой. Особо отметим, что таможенные платежи — одно из условий перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. Этот институт основан на правомерном поведении участников внешнеторговых операций. Отсутствие легитимности в деяниях субъектов влечет привлечение их к юридической ответственности и наложение соответствующих санкций. Данное обстоятельство и служит критерием классификации финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела. Формируя казну государства, таможенные платежи выполняют две основные функции — фискальную и регулятивную. Фискальная функция заключается в образовании денежных фондов, регулятивная функция отражает способность государства через таможенно-тарифное регулирование и налоговые механизмы влиять на активизацию международной торговли, привлечение инвестиционных ресурсов, защиту национального рынка, конкурентоспособность отечественного производства. В современных условиях деятельность таможенных органов в области финансов направлена на проведение единой финансовой политики, включающей формирование системы управления финансово-экономическим комплексом таможенной службы. Экономическое направление финансовой деятельности таможенных органов связано в первую очередь с таможенными платежами как фискальными доходами бюджетной системы. Фискальная составляющая экономической цели пополняет доходную часть федерального бюджета, так как один из существенных его источников — это налоги в сфере внешней торговли. Многостороннее таможенно-правовое регулирование не только обеспечивает эффективность поступлений доходов в федеральный бюджет, но и стимулирует развитие производства и потребления, повышение уровня благосостояния граждан. Все это составляет сущность регулятивной составляющей экономической цели. Экономическая цель может быть достигнута, если фискальное и регулятивное начала таможенного обложения едины и построены с учетом внутреннего налогообложения <2>. ——————————— <2> См.: Ноздрачев А. Ф. Понятия в таможенном праве // Право и экономика. 1998. N 12. С. 40 — 47; Зрячкин А. М. Таможенное право в системе российского права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов: СГАП, 2000. С. 17.
Основное направление фискальной деятельности таможенных органов Российской Федерации — аккумуляция в федеральном бюджете финансовых ресурсов в виде таможенных платежей. Платежи, взимаемые таможенными органами, поступают в бюджет. В отличие от других налогов, таможенные платежи уплачиваются непосредственно таможенному органу, а по товарам, пересылаемым в международных почтовых отправлениях, — государственному предприятию связи, которое перечисляет затем указанные платежи на счета таможенных органов. Плательщиком таможенной пошлины являются или непосредственно декларант, или другое лицо. В соответствии с ТК РФ любое заинтересованное лицо имеет право уплатить таможенные платежи, за исключением отдельных случаев, не предусмотренных ТК РФ. В современных условиях для Правительства Российской Федерации, как и для большинства стран с переходной к рынку экономикой, крайне важен такой источник доходов, как таможенные платежи, в налоговой составляющей федерального бюджета их доля приближается к 40%. Следовательно, от эффективности работы таможенных органов в значительной степени зависит финансирование расходов государства, в том числе и в области здравоохранения, образования, культуры, науки и т. д. Еще в XIX в. Д. И. Менделеев отметил, что все страны пользуются таможенными доходами, преследуя преимущественно три главные цели: «косвенное получение дохода (фискальные пошлины), охрану основных промыслов, подавленных иностранной конкуренцией, и развитие видов промышленности, могущих укрепиться в стране, но еще не укрепившихся, однако относящихся к товарам, страною спрашиваемых». Некоторые ученые полагают, что использование обязательных платежей в качестве регулятора общественных отношений необходимо рассматривать как в контексте стимулирующей функции (поощрение какого-либо вида деятельности или отрасли экономики), так и в рамках дестимулирующей функции (сдерживание развития производства) <3>. Названные функции составляют содержание регулятивной функции, так как основаны на стремлении государства найти оптимальное соотношение между экспортом и импортом, национальным и иностранным производством. Так, по мнению О. Ю. Бакаевой, фискальная деятельность таможенных органов традиционно выступает одним из основных направлений их компетенции. Она оказывает существенное влияние как на национальную экономику, так и на международные торговые отношения. В силу этого доходы государства от внешнеэкономической деятельности в значительной мере являются фискальными <4>. ——————————— <3> См.: Артемов Н. М., Ашмарина Е. М. Правовые основы налогообложения в Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2003. С. 26. <4> См.: Бакаева О. Ю. Правовое регулирование деятельности таможенных органов в Российской Федерации: Дис. … докт. юрид. наук. Саратов: СГАП, 2005. С. 172.
Фискальные платежи предполагают «удовлетворение публичных интересов за счет принудительного изъятия государством (местным самоуправлением) денежных средств, находящихся на праве частной собственности у физических лиц и организаций либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управлении у государственных юридических лиц» <5>, отмечает Э. Д. Соколова. ——————————— <5> Соколова Э. Д. К вопросу о разграничении фискальных и гражданско-правовых платежей // Фискальные сборы: Правовые признаки и порядок регулирования: по материалам научно-практической конференции. Москва, июнь 2003 г. / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Статус-Кво, 2003. С. 100.
О. Ю. Бакаева дает следующую характеристику таможенным платежам: «…таможенные платежи установлены государством, более того, они (так же, как и другие обязательные платежи) являются его необходимым атрибутом. Ни одно государство не сможет осуществлять свои функции, не обеспечив их финансовым наполнением. Правовой основой таможенных платежей выступает ТК РФ — в статье 318 установлен их исчерпывающий перечень. Отдельные вопросы исследуемого института регламентируются НК РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», а также законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. Учитывая, что одноименный Закон в преобладающей своей части в настоящее время утратил силу, нормативное регулирование таможенных платежей на уровне федеральных законов осуществляется первыми тремя актами. Обязательное законодательное оформление — условие взимания таможенных платежей…» <6>. ——————————— <6> Бакаева О. Ю. Указ. соч. С. 173 — 175.
К вопросу о фискальном признаке пошлин и сборов неоднократно обращался С. Г. Пепеляев, отмечая, что сбор является фискальным барьером доступности основных прав. Представляется, что в области таможенного дела данный признак характеризуется наличием различного наполнения для пошлины, налога и сбора. Несопоставимы размеры пошлины и таможенного сбора. Рассчитывая сумму предполагаемых таможенных платежей, субъект в первую очередь обращает внимание на суммы таможенных пошлин и налогов. Объем же уплачиваемого им сбора решающей роли не играет, поэтому пошлина и налог ассоциируются у их плательщика с финансовым барьером, тогда как сбор таким препятствием не является. Вместе с тем и те и другие, несомненно, обладают признаком фискальности, так как признаются доходами государственной казны <7>. ——————————— <7> См.: Пепеляев С. Г. О правовом понятии фискальных сборов и порядке их установления // Фискальные сборы: Правовые признаки и порядок регулирования: по материалам научно-практической конференции. Москва, июнь 2003 г. / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Статус-Кво, 2003. С. 11 — 34; Пепеляев С. Г. К вопросу о правовом понятии фискальных сборов и порядке их установления // Финансовый механизм и его правовое регулирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Саратов, 2003. С. 121.
Таможенные платежи образуются в результате осуществления таможенными органами финансовой (а именно фискальной) деятельности, соответственно таможенные органы наделены правом по взиманию таможенных платежей. Уплата таможенных платежей обеспечивается принудительной силой государства. Заметим, что законодательством не определен термин «уклонение», однако оно имеет существенное практическое значение. Таким образом, мы можем сформулировать следующее определение таможенных платежей. Таможенные платежи — обязательные платежи, являющиеся доходами федерального бюджета, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
——————————————————————