Концептуальные основы развития администрирования таможенных платежей в Российской Федерации
(Чуватова И. С.) («Таможенное дело», 2011, N 4)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
И. С. ЧУВАТОВА
——————————— <*> Chuvatova I. S. Conceptual fundamentals of developments of administering of customs payments in the Russian Federation.
Чуватова И. С., аспирант, преподаватель кафедры таможенных платежей и валютного контроля Российской таможенной академии.
В статье рассматриваются концептуальные основы развития администрирования таможенных платежей в Российской Федерации. Автор уделяет особое внимание следующим предпосылкам и тенденциям: расширению товарной номенклатуры ввозимых и вывозимых товаров, увеличению количества участников внешнеэкономической деятельности, увеличению как в количественном, так и в стоимостном измерении объемов внешней торговли, переходу на уплату таможенных платежей по кодам бюджетной классификации на счет Федерального казначейства, переходу на электронное декларирование и автоматическую обработку сведений, содержащихся в декларации на товары, усложнению администрирования таможенных платежей в связи с вступлением в Таможенный союз, вступлению во Всемирную торговую организацию. Также в статье рассматриваются вопросы администрирования таможенных платежей и их поступления в доходную часть бюджетной системы РФ.
Ключевые слова: таможенные платежи, администрирование таможенных платежей, вступление в ВТО, ИСО 9000 в области таможенного дела, взимание таможенных платежей, доходная часть бюджета, схема взимания таможенных платежей, деятельность таможенных органов.
The article considers Conceptual Fundamentals of Development of Administering of Customs Payments in the Russian Federation. The author draws a special attention to the following pre-requisites and tendencies: enlargement of commodity nomenclature of imported and exported goods, increase of quantity of participants of external economic activity, increase both in quantity and cost of volume of external trade, transfer to making of customs payments in accordance with codes of budgetary classification to the account of the Federal Treasury, transfer to electronic declarations and automatic processing of data containing in declarations, complication of administering of customs payments in connection with entering into the Customs Union, entering into the World Trade Organization. The article also considers the issues of administering of customs payments and their transfer to the revenue side of budgetary system of the RF.
Key words: customs payments, administering of customs payments, entering into the WTO, ISO 9000 in the sphere of customs affairs, revenue side of budget, scheme of collection of customs payments, activity of customs agencies.
Деятельность таможенных органов по обеспечению процесса формирования таможенных доходов характеризуется следующими предпосылками и тенденциями: — расширение товарной номенклатуры ввозимых и вывозимых товаров; — увеличение количества участников внешнеэкономической деятельности; — увеличение как в количественном, так и в стоимостном измерении объемов внешней торговли; — переход на уплату таможенных платежей по кодам бюджетной классификации на счет Федерального казначейства; — переход на электронное декларирование и автоматическую обработку сведений, содержащихся в декларации на товары; — усложнение администрирования таможенных платежей в связи с вступлением в Таможенный союз; — вступление во Всемирную торговую организацию; — внедрение международного опыта управления организациями и учреждениями по критерию качества результатов труда и механизма адаптации таможенной деятельности к требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 и принципам TQM (тотального менеджмента качества). Развитие администрирования таможенных платежей основано на совершенствовании организации взимания таможенных платежей и формирования таможенных доходов. Организация взимания таможенных платежей и контроля за их перечислением в федеральный бюджет характеризуется постоянным изменением в связи с изменением внешних обстоятельств. Так, с 1992 г. порядок был следующий. Таможни имели счета в коммерческих банках в рублях и СКВ. Плательщики уплачивали денежные средства таможне, а она, в свою очередь, осуществляла перечисление их в федеральный бюджет. В 1993 г. ГТК России открывает свой счет (с 1998 г. в Банке России) и денежные средства поступают через таможни от плательщиков на счет ГТК России, а затем в федеральный бюджет. Наличие трехуровневой системы контроля за поступлением денежных средств (УФТД — РТУ — таможня) в связи с неразвитостью информационных технологий являлось вполне обоснованным. Движение денежных средств можно представить следующим образом (рис. 1).
Федеральный / Банк ГТК < УФТД Бюджет РФ \ России > ГНИВЦ ГТК /\ /\ /\ /\ \/
РО ГНИВЦ
РТУ ОТП
/\ \/
> Отдел АСУ Банк таможни < Таможня ОТП /\ /\ /\ \/
Отдел АСУ
Таможня ОТО
/\ \/ \/ \/ \/
/ \ Банк участника ВЭД \ Участник ВЭД / >
Деньги > Информация, документы <
Рис. 1. Движение информации и денежных средств
В настоящее время организация взимания таможенных и иных платежей и формирование таможенных доходов предполагает наличие ряда участников отношений, возникающих в процессе движения денежных средств от плательщика на счет Федерального казначейства и вовлеченных в механизм взаимодействия в связи с вступлением в Таможенный союз. Аналитически представить такой механизм можно следующим образом (рис. 2).
> > Банки, кредитн. > > учреждения \/ \/
< Федеральный /\ бюджет РФ Участники ВЭД \/ УФК < > > /\ Там. < ФТС < > органы России гос-в ТС \/ \/ Бюджеты РК и РБ < > Тамож. органы > /\ /\ РФ < > < > ФНС > России > > Информация, документы Деньги
Рис. 2. Механизм взаимодействия участников отношений, возникающих в процессе формирования таможенных доходов в Российской Федерации
Анализ рисунка 2 показал, что непосредственно в процессе перечисления денежных средств в федеральный бюджет Российской Федерации таможенные органы не участвуют в связи с переходом на уплату по кодам бюджетной классификации на счет Федерального казначейства и электронным декларированием. Очевидно, что повышение результативности деятельности таможенных органов по администрированию таможенных платежей не может быть обеспечено корректировкой каких-либо отдельных элементов. Возникла объективная необходимость в изменении философии и целеполагания в администрировании таможенных платежей, освоении новых принципов деятельности таможенных органов по администрированию таможенных платежей, создании результативной методики организации взимания таможенных платежей и формирования таможенных доходов с учетом критериев качества результатов труда. Целью концепции является определение наиболее результативной методики организации взимания таможенных платежей и формирования таможенных доходов для реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации. Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач: — повышения качества таможенного регулирования, способствующего созданию условий для привлечения доходов в федеральный бюджет, ускорению товарооборота; — совершенствования администрирования таможенных платежей, в т. ч. осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий; — укрепления взаимодействия с российскими, зарубежными и международными таможенными органами и другими органами исполнительной власти и коммерческими организациями. Реализация указанных задач предполагает обеспечение на всей территории Российской Федерации стабильного правового режима для внешней торговли, основанного на следующих принципах: — переход от контроля таможенных платежей к контролю информационных полей; — стандартизация, совершенствование таможенного законодательства, разработка норм, правил и процедур с учетом международных стандартов; — прозрачность и предсказуемость; — минимальное вмешательство; — ориентация на потребителя; — сотрудничество и партнерство; — сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли. Кроме того, эта концепция обусловлена принципами, на которых основано Соглашение о зачислении и распределении ввозных таможенных пошлин. Поскольку ввозные пошлины теперь не являются прямым источником дохода какого-либо из национальных бюджетов, а изначально являются «общими» и по факту их уплаты распределяются между тремя бюджетами, очевидно, что каждая из сторон заинтересована в том, чтобы две другие стороны обеспечили полноту распределения уплаченных пошлин. Соответственно, при разработке этого Соглашения встал вопрос о том, что в нем должен быть предусмотрен некий механизм контроля за полнотой распределения уплаченных сумм и в том числе процентов и пеней, подлежащих отражению в 47-й графе и графе «В», да и вообще указания в декларации на товары любых сведений об уплате таможенных платежей, которые происходят после выпуска этих товаров. Этот контроль основан в первую очередь на контроле фактического движения денег по соответствующим счетам, на базе учетных данных министерств финансов, вернее сказать — казначейств, поэтому Соглашение установило определенные критерии, порядок отражения в учете казначейств всех операций по зачислению и распределению ввозных пошлин. С другой стороны, все три таможенные службы прекрасно понимали, что необходимыми являлись также обобщение, сбор и анализ не только информации о финансовом потоке, но и информационного потока таможни, т. е. сколько товаров ввезено, сколько по ним начислено пошлин и сколько фактически уплачено. И вот эту сумму уплаченных платежей можно сравнивать с фактическим движением по счетам для контроля их соответствия. А т. к. распределяются у нас не только сами по себе ввозные таможенные пошлины, но и пени и проценты по ним, и не только пошлины, уплаченные до выпуска товаров, но и уплаченные после выпуска товаров, соответственно, каждая из таможенных служб встала перед необходимостью иметь единый центральный массив данных обо всех уплаченных таможенных платежах: как уплаченных непосредственно и своевременно декларантом, так и взысканных таможней после выпуска товаров, а также пенях и процентах. Поэтому принципы этого Соглашения также учтены предлагаемой концепцией. В качестве основы деятельности таможенных органов Российской Федерации по администрированию таможенных платежей будет использован новый принцип — принцип перехода от контроля таможенных платежей к контролю информационных полей. Применение данного принципа обосновано переходом на уплату таможенных и иных платежей по кодам бюджетной классификации, автоматизированную обработку данных, электронное декларирование, исключающее непосредственное участие таможенных органов в перечислении денежных средств. Таким образом, с одной стороны, сформирован новый подход к администрированию таможенных платежей, который предполагает обеспечение его высокой результативности при внешней простоте и быстроте оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, а с другой стороны, данный подход поможет решить проблемы, связанные с недополучением федеральным бюджетом денежных средств из-за нарушения сроков уплаты таможенных платежей, занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверного декларирования участниками внешнеторговой деятельности.
——————————————————————