К вопросу о принудительном взыскании таможенных платежей с физических лиц

(Таранов А. В.) («Финансовое право», 2010, N 8)

К ВОПРОСУ О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ВЗЫСКАНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ <*>

А. В. ТАРАНОВ

——————————— <*> Taranov A. V. On the issue of enforced recovery of customs payments from natural persons.

Таранов А. В., судья Ленинградского районного суда г. Калининграда, аспирант кафедры финансового права Российской академии правосудия.

Статья посвящена проблемам толкования понятия «транспортное средство» применительно к процессу перемещения физических лиц через таможенную границу. Автор обращает внимание на вопросы отнесения к автотранспорту мототехники в целях исчисления таможенных платежей по упрощенной схеме, а также принудительного взыскания таможенных пошлин и налогов с физических лиц. В статье учтены изменения таможенного законодательства.

Ключевые слова: транспортное средство, автотранспорт, мототехника, таможенные пошлины и налоги, принудительное взыскание таможенных платежей.

The article deals with the problems of interpretation of the concept «transport means» as applicable to the process of moving by natural persons across customs border. The author pays attention to the issues of referring to auto-transport of motor-transport for the purposes of calculation of customs payments in accordance with simplified system and enforced recovery of customs duties and taxes from natural persons. The article takes into account the changes in customs legislation.

Key words: transport means, auto-transport, motor-transport, customs duties and taxes, enforced recovery of customs payments.

В правовых нормах Таможенного кодекса РФ отсутствует однозначно определенное положение, закрепляющее обязательность уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Законодатель предпочел обратиться к формулировке «таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации» (п. 2 ст. 318 Таможенного кодекса РФ). Аргументация такого выбора, очевидно, сводится к многообразию таможенных правоотношений, а также тех действий и событий, которые порождают для различных лиц обязанность уплатить таможенные платежи в том или ином размере. В любом случае независимо от того, кто конкретно не уплатил причитающиеся таможенные платежи в полном размере, правовые последствия всегда выражаются в принуждении лица, ответственного за уплату таможенных платежей, к исполнению конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы. Таким образом, несложно увидеть тесную взаимосвязь между такими социальными явлениями, как право и принуждение, которые не могут быть рассмотрены в изоляции друг от друга. Принудительность является неотъемлемым свойством права. Как утверждал Л. И. Петражицкий: «Смысл утверждаемой связи между нормами права и принуждением сводится к тому, что не исполняющий добровольно своей юридической обязанности по праву может или же и должен быть подвергнут принудительным мерам. На случай неисполнения одной нормы права существует другая норма (санкция), предписывающая надлежащим органам власти применить (по собственному почину или по требованию частного лица) принуждение» <1>. ——————————— <1> Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 220.

Однако возможность применения принуждения не может иметь абсолютный характер. Принуждение должно быть ограничено такими рамками, как законность, обоснованность, целесообразность. Справедливым представляется мнение С. С. Алексеева, указывающего на важность экономии принудительного потенциала. По мнению ученого, применение мер государственного принуждения может привести к серьезным социальным издержкам, которые затронут не только отдельных граждан, юридических лиц, но и все общество; в конечном итоге это может привести к подрыву веры в право как в социальную ценность <2>. ——————————— <2> Алексеев С. С. Теория права. М., 1994. С. 128.

Вместе с тем несовершенство конструкций законодательства дает богатую почву для рассуждений о возможности и правомерности применения государственного принуждения за неисполнение требований норм права. Так, в качестве примера для обсуждения можно привести ситуацию, сложившуюся в сфере таможенных правоотношений по вопросу взимания таможенных платежей при ввозе физическими лицами на таможенную территорию РФ мотоциклов в качестве товара. В силу положений ст. 281 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ), товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями главы 23 ТК РФ, а в части, не урегулированной данной главой, — в соответствии с общим порядком, установленным Таможенным кодексом. Статьей 282 ТК РФ установлено, что в отношении транспортных средств, а также товаров, стоимость которых превышает 65 тыс. руб., но не более 650 тыс. руб., в части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов. Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством Российской Федерации исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами <3>. ——————————— <3> См.: Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» (с изм. и доп., включая от 22 апреля 2009 г.) // СЗ РФ. 2003. N 49. Ст. 4772.

Пунктом 5 названного Положения установлено, что в отношении транспортных средств, перемещаемых физическими лицами (за исключением транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8704, 8705 и 8709 ТН ВЭД РФ, а также автомобилей), применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных транспортных средств. В силу пп. «г» п. 6 указанного Положения при перемещении товаров (за исключением транспортных средств) физическими лицами для личного пользования применяются ставки таможенных пошлин, налогов, установленные общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности. Указанные товары облагаются совокупным таможенным платежом в случае, если товары (за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях) пересылаются в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу Российской Федерации. Таким образом, порядок исчисления и размер таможенных платежей, уплачиваемых при перемещении физическим лицом мотоцикла через таможенную границу, зависит от отнесения (либо неотнесения) мотоцикла к транспортным средствам. При разрешении вопроса об отнесении мотоцикла к транспортным средствам (в сфере таможенных правоотношений) к настоящему моменту сформировалось два подхода. Первый подход, поддержанный ФТС России <4>, заключается в следующем. ——————————— <4> См.: письмо ФТС России от 12 августа 2008 г. N 15-12/32730 «О ввозе товаров физическими лицами для личного пользования» // Таможенные ведомости. 2008. N 10.

Исходя из определения транспортных средств, в примечании к ст. 282 ТК РФ для целей применения главы 23 ТК РФ под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования. Поскольку определение понятия «автотранспортное средство» не содержится в таможенном законодательстве, а также не содержится положений о том, какие виды транспортных средств включаются в указанное понятие, сторонники данной концепции, основываясь на ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» <5>, абзаце 40 п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, п. 1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» <6>, приходят к выводу, что, поскольку автотранспортное средство (автомобиль, автобус, грузовой автомобиль, прицеп, полуприцеп, комбинированное транспортное средство) — это устройство, предназначенное для перевозки по дороге (преимущественно по дороге) людей, грузов или оборудования, установленного на нем, в понятие «автотранспортное средство» не включается мототехника (мотоциклы, мопеды, мотороллеры, мокики, квадроциклы, трициклы и другая колесная техника на их основе, механические транспортные средства, приводимые в движение двигателем (снегоходы, мини-тракторы и другие самоходные машины). ——————————— <5> Действует с изм. и доп., включая от 25 ноября 2009 г. // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873. <6> См.: Постановление Госстандарта России от 1 февраля 2001 г. N 47-ст «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. ГОСТ Р 51709-2001» (с изм. от 28 марта 2006 г.). М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001.

Далее, основываясь на изложенных постулатах, сторонники первого подхода делают вывод о том, что мотоцикл в таможенном отношении не относится к транспортным средствам, в связи с чем при ввозе его на таможенную территорию РФ физическими лицами подлежат уплате таможенные платежи, исчисляемые как за товар. Такое буквальное толкование определений, содержащихся в ТК РФ, не устраивает сторонников второго подхода, к которым себя относит и автор данной статьи, указывая на следующее. В ТК РФ содержится два определения транспортного средства. Общее определение дано в ст. 11 ТК РФ, согласно которой транспортные средства — любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами. Специальное определение приведено законодателем для целей применения главы 23 ТК РФ, о чем говорилось выше. Сопоставив оба определения, несложно увидеть, что сужение перечня транспортных средств в специальной норме произошло за счет исключения перечисленных в общей норме судна на воздушной подушке и единицы железнодорожного подвижного состава. Поскольку мотоцикл невозможно отнести ни к первому, ни ко второму, логичным будет вывод о том, что в разрешении вопроса, является ли мотоцикл транспортным средством, подход законодателя одинаков и в общей, и в специальной норме. Иными словами, либо мотоцикл в таможенном отношении всегда является транспортным средством, либо не является им никогда, поскольку возможность различного толкования норм права в зависимости от целей перемещения товара или от субъектов, перемещающих товар, должна быть прямо предусмотрена в законе; единообразие и равенство всех перед законом презюмируется. Если допустить, что правы сторонники первого подхода и мотоцикл не является транспортным средством никогда, то каким образом может быть осуществлено трансграничное дорожное движение на мотоциклах, обязательство по допуску которых к международному движению по своей территории приняла Россия согласно Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. <7>. ——————————— <7> Заключена в г. Женеве 19 сентября 1949 г. // Документ не опубликован. СПС «КонсультантПлюс».

Очевидно, что допуск к международному движению по территории РФ осуществляется через пункты пропуска через государственную границу, которые в силу п. 5 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации <8>, подразделяются на морские, речные (озерные), воздушные, автомобильные, железнодорожные. Международные соглашения РФ об открытии пунктов пропуска также не знают иных видов пунктов пропуска, кроме вышеуказанных <9>. ——————————— <8> См.: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 482 «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации» (действует с изм. от 11 мая 2010 г.) // СЗ РФ. 2008. N 28. Ст. 3381. <9> См., напр.: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики «О пунктах пропуска через Российско-финляндскую государственную границу» (Заключено в Хельсинки, 11 марта 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. 2007. N 1. С. 6; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Эстонской Республики «О пунктах пропуска через Российско-эстонскую государственную границу» (Заключено в Таллине 25 июня 2002 г.) // Бюллетень международных договоров. 2004. N 5. С. 18 — 22; и др.

Таким образом, возникает вопрос, как должны обеспечиваться обязательства Российской Федерации по Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г., если нет пунктов пропуска через Государственную границу РФ, открытых для движения мотоциклов (мототранспортного движения)?! Кроме того, исходя из определений транспортного средства в ТК РФ и положений, регулирующих порядок перемещения товаров и транспортных средств через границу <10>, можно сделать вывод, что перемещение товаров и физических лиц через таможенную границу возможно либо в качестве пешехода, либо на транспортных средствах. Возможность перемещения физических лиц через таможенную границу на товаре действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена. ——————————— <10> См. подробнее: ст. ст. 69, 119, 271 — 272, п. 2 ст. 283, п. 2 ст. 285 ТК РФ, п. 5 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 482.

Следует отметить, что таможенные органы в вопросе отнесения мотоциклов к транспортным средствам занимают не столь однозначную позицию, как изложено в вышеуказанных разъяснениях ФТС России. Так, физические лица, следующие через таможенную границу на мотоциклах, пересекают ее через автомобильные пункты пропуска. В случае временного ввоза мотоциклов декларанту выдается удостоверение ввоза транспортного средства, по аналогии с автомобилями. В данном случае таможенные органы руководствуются п. 30 Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования <11>, а также актами федерального таможенного ведомства <12>. ——————————— <11> См.: Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2003 г. N 715 «Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» (действует с изм. и доп., включая от 20 сентября 2009 г.) // СЗ РФ. 2003. N 48. Ст. 4683. <12> См.: Приказ ГТК РФ от 2 марта 1995 г. N 137 «Об утверждении Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев» (с изм. и доп., включая от 3 октября 2008 г.) // БНА. 1995. N 7.

Поскольку законом не установлено иное, критерии отнесения мотоцикла к транспортным средствам должны быть едиными, как при международном движении (временном ввозе мотоцикла физическим лицом на территорию РФ), так и при перемещении мотоцикла физическим лицом с целью выпуска его в свободное обращение на территории РФ. Очевидно, что в обоих случаях применяется одна специальная таможенная процедура — перемещение товаров физическими лицами. Представляется чрезмерно формальным подход к отнесению того или иного объекта к транспортным средствам, исходя из буквального толкования перечисленных в определении видов транспортных средств. На наш взгляд, конструкция норм ст. 11 ТК РФ и примечания к ст. 282 ТК РФ говорят о том, что список транспортных средств, приведенный в данных статьях, не является исчерпывающим, ключевую роль играет предназначение и использование предмета для международных перевозки лиц либо товаров. В Таможенном кодексе таможенного союза содержится аналогичное ТК РФ общее определение транспортного средства и несколько иное определение транспортного средства личного пользования. Последнее определяется как «авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно» <13>. ——————————— <13> См.: п. 4 ст. 351 Таможенного кодекса таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17, в ред. от 16 апреля 2010 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

Таким образом, с момента введения в действие Таможенного кодекса таможенного союза проанализированная проблема должна быть решена, однако многое зависит от того, какие формулировки будут использованы государствами — членами таможенного союза при установлении единых ставок таможенных пошлин, налогов. Несмотря на перспективы урегулирования правовой коллизии, актуальным остается вопрос о возможности взыскания задолженности по уплате таможенных платежей с физических лиц, ввозивших на территорию РФ мотоциклы до 1 июля 2010 г. И в заключение, возвращаясь к темам, затронутым в начале статьи, нельзя не поставить вопрос о том, насколько применяемая мера принуждения в виде взыскания задолженности по уплате таможенных платежей с физических лиц, которые ввезли мотоциклы и уплатили таможенные платежи по ставке 30% стоимости, ограничена такими рамками, как законность, обоснованность, целесообразность? На наш взгляд, рассмотренная правовая коллизия подпадает под действие нормы, содержащейся в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

——————————————————————