Экономика и право в спорте

(Каменков В. С.) («Спорт: экономика, право, управление», 2012, N 1) Текст документа

ЭКОНОМИКА И ПРАВО В СПОРТЕ <*>

В. С. КАМЕНКОВ

——————————— <*> Kamenkov V. S. Economics and law in sport.

Каменков Виктор Сергеевич, председатель ОО «Белорусский союз юристов», председатель ОО «Белорусская федерация баскетбола», член правовой комиссии ФИБА Европа, партнер Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России и Национального объединения спортивных юристов России в Республике Беларусь, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь.

Статья посвящена анализу правового регулирования экономических отношений в спорте в законодательстве Белоруссии. Автор рассматривает возможные экономические отрасли, связанные со сферой спорта, предлагает пути совершенствования законодательства о спорте.

Ключевые слова: спортивное право, экономика, законодательство Белоруссии, экономические отношения, полномочия государства.

The article is devoted to the analysis of economic relations in sports in the legislation of Belarus. The author treats possible economic sectors associated with the sphere of sports, suggests the ways of improving the legislation on sports.

Key words: sports law, economics, legislation of Belarus, economic relations, powers of the state.

Современное состояние спорта в Беларуси, как и во многих других государствах мира, требует совершенно иного отношения к нему в смысле системности знания, понимания, изучения и применения. Как на теоретическом уровне, так и на практическом. Определение «спорт» в современном осмыслении включает в себя столь много различных вопросов, что пора говорить о многоплановом, многопрофильном понятии. Ведь спорт даже в ранее действовавших дефинициях воспринимался как социально-культурная сфера деятельности человека и общества, сложившаяся в форме специальной практики подготовки человека к соревнованиям и соревновательной деятельности с целью достижения спортивных результатов. Указанная деятельность обеспечивалась тогда и продолжает обеспечиваться сегодня не только учебно-тренировочным и воспитательным процессом, но и целым комплексом экономических, социальных, информационно-образовательных, научно-методических, медицинских, материально-технических и других условий. Обратим внимание, как прописана экономическая составляющая спорта в модельном законодательстве. «…Спорт — органическая часть физической культуры, особая сфера проявления и унифицированного сравнения достижений людей в видах спорта, сложившаяся в форме специальной практики подготовки человека к соревнованиям и соревновательной деятельности с целью достижения спортивных результатов. Данная деятельность обеспечивается учебно-тренировочным и воспитательным процессом, а также комплексом экономических, социальных, информационно-образовательных, научно-методических, медицинских, материально-технических и других условий» <1>. Поэтому современный спорт, во-первых, это не только спорт высших достижений и профессиональный спорт, но и спортивная промышленность, и спортивное строительство, и спортивная услуга. Этот перечень можно продолжать многократно. ——————————— <1> Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств N 33-23 «О новой редакции Модельного закона «О физической культуре и спорте»: принято в г. Санкт-Петербурге 03.12.2009 // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2010. N 46.

Кстати, в отдельных белорусских законодательных актах, не имеющих прямого отношения к спорту, есть упоминание о том, что спорт и экономика — это равнозначные отрасли, скажем, для международного сотрудничества. «Основными направлениями в сфере трансграничного сотрудничества являются: …разработка и реализация региональных проектов технического содействия, финансируемых международными организациями и программами в области экономики, территориального планирования, предпринимательства, инфраструктуры, информации, охраны окружающей среды, образования, культуры, туризма и спорта» <2>. ——————————— <2> Закон Республики Беларусь от 14.11.2005 N 60-З «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 01.12.2005. N 188, 2/1157 (п. 37).

Интересно и достаточно широко (комплексно) определили сферу спортивной деятельности в свое время в г. Москве. «…Спортивная отрасль города Москвы — совокупность организационных, материально-технических, кадровых, информационных, производственных и иных ресурсов государственного, ведомственного, некоммерческого, коммерческого и иного статуса, составляющих комплекс физической культуры и спорта города Москвы…» <3>. ——————————— <3> Приказ Москомспорта от 29.03.2004 N 104а «Об утверждении Положения о порядке и условиях страхования субъектов спортивной деятельности в городе Москве» // Архив Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь за 2004 г.

Во-вторых, спорт, особенно спорт высших достижений, все больше становится объектом предпринимательской деятельности (бизнеса). В связанный со спортом финансово-экономический оборот вовлечены миллиарды долларов и евро. Естественно, без правового регулирования здесь не обойтись <4>. ——————————— <4> Орлова Е. В. Спорт как объект правового регулирования в России // Спорт: экономика, право, управление. 2006. N 3.

Как не обойтись без выстраивания системы экономических отношений в спорте, без подготовки квалифицированных экономистов и юристов для спорта. Следует согласиться, что достижениями в этих направлениях «похвастаться» могут не многие государства. «Однако анализ научной литературы, собственный педагогический опыт, опрос специалистов физической культуры, работников органов управления отрасли позволили выявить низкий уровень их экономической компетенции, что обусловлено недостаточной для современного управления отраслью теоретико-методологической составляющей научных дисциплин по экономике, менеджменту, праву. Очевидно, что сложность изучения этих наук обусловлена слабой конкретизацией их объекта и предмета, целостности, отсутствием межпредметных и научных связей, в частности, с теорией физической культуры и спорта» <5>. ——————————— <5> Козлов А. В. К вопросу о предмете изучения учебной дисциплины «Экономика физической культуры и спорта» // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 3. С. 30 — 31.

К сожалению, в белорусском законодательстве найти правовое регулирование роли экономики в спорте можно лишь посредством системного сбора и анализа всего законодательного массива. Национальный Закон о спорте <6> только декларативно провозгласил в преамбуле, что он «…определяет правовые и экономические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта…». А на деле термин «экономика» упоминается в самом Законе еще только один раз, когда речь идет о плате за подготовку спортивного резерва. Плата устанавливается руководителем специализированного учебно-спортивного учреждения в размере экономически обоснованных затрат по согласованию с собственником (ст. 24). ——————————— <6> Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2445-XII (в ред. от 20.12.2007) «О физической культуре и спорте» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 08.12.2003. N 135, 2/1000.

А ведь экономика (от греч. oikos — дом, хозяйство и nomos — правило, закон; в совокупности — правила ведения хозяйства) — 1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда; 2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов <7>. ——————————— <7> Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

В другом словаре экономика дефинируется похоже, как «…наука о наиболее эффективном использовании имеющихся факторов производства с целью максимального удовлетворения неограниченных потребностей общества в товарах и услугах» <8>. ——————————— <8> Гавриленко В. Г. Капитал. Энциклопедический словарь. М.: Право и экономика, 2009.

Существуют попытки дать определение и с точки зрения экономической науки. Наука экономики спорта — «…выбор наиболее рациональных способов потребления ресурсов (факторов производства) для расширения рынка производимых услуг, максимального приближения их ассортимента и качества к потребительским запросам» <9>. ——————————— <9> Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие / М. И. Золотов, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов, С. Г. Сейранов. М.: ИЦ «Академия», 2004. 432 с.

«В узком смысле предмет науки «Экономика физической культуры и спорта» представляется как вид познания, областью которого являются процессы предоставления населению физкультурно-спортивными организациями независимо от их организационно-правовой формы социокультурных услуг: образовательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных» <10>. ——————————— <10> Козлов А. В. Указ. соч. С. 30 — 31.

Этот же автор предлагает и более конкретный (предметный) взгляд на элементы экономики в спорте. На первый взгляд они кажутся чисто теоретическими, но на самом деле это и практические вопросы. «Что касается конкретизации экономических отношений в отрасли физической культуры и спорта, то с учетом их интеграции в аспекте макро-, мезо — и микроэкономических положений их совокупность можно представить следующим образом: 1) экономические условия развития физической культуры и спорта: экономическое воздействие физической культуры на современное общество, климатогеографические особенности региона, демография страны, бюджет времени и доходы населения, корпоративный спорт, прогнозирование развития отрасли и т. д.; 2) управление экономикой физической культуры и спорта: государственное регулирование отраслью, саморегулирование физкультурно-спортивными организациями экономико-спортивных отношений, нормативно-правовые основы управления отраслью и т. д.; 3) экономика спортивного сооружения: включает определение оптимальных размеров и изучение путей более эффективного расходования средств на проектирование, строительство и эксплуатацию спортивных сооружений, изучение основных фондов отрасли и т. д.; 4) финансово-хозяйственная деятельность физкультурно-спортивной организации: включает методы учета, анализа и контроля хозяйственной деятельности физкультурно-спортивных организаций, соответствующих специфике их работы, и т. д.; 5) трудовые ресурсы: кадровое обеспечение различных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, научное обоснование организации труда и заработной платы работников физической культуры и спорта, анализ экономических аспектов системы физкультурного образования и повышения квалификации физкультурных кадров и т. д.; 6) экономика спортивного соревнования: экономическое обеспечение спортивных соревнований различных уровней, финансирование спортивной, пропагандистской, организационной и других составляющих соревнования, билетный бизнес, безопасность при проведении соревнования и т. д.; 7) финансирование отрасли и отдельных звеньев физкультурного движения: инвестирование отрасли, государственное финансирование, внебюджетные источники финансирования, спонсорство, налогообложение, финансовое обеспечение спортивных школ, учебных заведений всех типов, органов управления, общественных и частных физкультурно-спортивных организаций и др.; 8) спортивное предпринимательство: спортивная индустрия, экономика профессионального спорта, букмекерский бизнес, тотализаторы и спортивные лотереи и т. д.; 9) спортивный маркетинг: предоставление населению коммерческими и некоммерческими физкультурно-спортивными организациями физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, маркетинг-микс, реклама в спорте и работа с общественностью, товарные знаки и т. д.; 10) экономика международных спортивных связей: внешнеэкономическая деятельность, миграционная ситуация кадров, специалистов и спортсменов и т. д. Этот перечень экономико-спортивных отношений, безусловно, неполный. Но даже их изучение уже может и должно явиться системообразующим фактором в генезисе экономической науки о физической культуре и спорте. А преподавание учебной дисциплины предметной подготовки «Экономика физической культуры и спорта» позволит целенаправленно формировать у будущих и действующих специалистов отрасли экономические знания в сфере физической культуры в виде системы, целостно и комплексно» <11>. ——————————— <11> Там же. С. 30 — 31.

Имеются и более пространные представления об экономике спорта. «…Экономика — это наука, изучающая методы решения практических задач, возникающих в сфере спортивных отношений, связанных с использованием материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов на уровне отдельных спортивных организаций и общества в целом» <12>. ——————————— <12> Галкин В. В. Экономика и управление физической культурой и спортом: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 448 с.

«…Предмет экономики физической культуры и спорта — экономические отношения, которые складываются между членами общества в сфере физической культуры и спорта, характер и механизм проявления законов общественного строя страны в физкультурном движении, специфических закономерностей, которые возникают в экономике отрасли, а также ее экономических взаимоотношений с другими отраслями народного хозяйства» <13>. ——————————— <13> Кузьмак Б. С., Осинцев А. А. Социально-экономические проблемы физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1981. 280 с.

На экономику спорта можно посмотреть и под другим углом. Ведь есть понятие стоимости игрока, стоимости команды, школы, одного спортивного занятия и одного матча или сезона, чемпионата и т. п. Значит, есть экономика конкретного вида спорта. А в масштабах одного конкретного государства следует рассматривать спорт с его экономикой как самостоятельную отрасль во взаимодействии с другими отраслями, но со специфическими свойствами, присущими только спорту (об этом нужно говорить отдельно). Исходя из приведенных определений, напрашивается однозначный вывод: в спорте может, и должно быть, и есть свое хозяйство, своя экономика, которые нужно уметь правильно планировать, организовать и эффективно ими управлять. Как уже указывалось, системный анализ действующего белорусского законодательства позволяет сделать вывод, что об экономике спорта не было забыто вообще. Например, посмотрим на функциональные обязанности государственного тренера. Он должен, в частности, знать «…нормативные правовые акты, определяющие основные направления развития социально-экономической сферы, отрасли «физическая культура и спорт» и перспективы развития своего вида спорта; основы трудового законодательства и финансово-хозяйственной деятельности; основы педагогики, психологии, физиологии и гигиены спорта; отечественный и зарубежный опыт по решению соответствующих проблем и задач по виду спорта; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности» <14>. ——————————— <14> Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 26.05.2000 N 84 (в ред. от 15.01.2010) «Об утверждении квалификационных справочников». Документ опубликован не был.

Надо полагать, что вопросы экономики, а также финансово-хозяйственной деятельности государственному тренеру необходимы не только и не столько для общего развития, а для их применения в конкретном виде спорта. Ведь он «…осуществляет руководство развитием вида (группы видов) спорта в республике, ведомстве… организационно-методическое руководство сборной национальной командой, сборной командой ведомства… разрабатывает целевые программы развития вида спорта и обеспечивает их выполнение». Другое дело, насколько конкретные люди и ведомства организуют выполнение упомянутых обязанностей и знаний. Похожие обязанности мы найдем и у директора спортивного центра, у начальника спортивного клуба. Он, в частности, «…осуществляет общее руководство административно-хозяйственной и экономической деятельностью спортивного сооружения, несет полную ответственность за все направления его деятельности», «…организует работу коллектива, направленную на своевременное и качественное выполнение заданий по подготовке специалистов для различных отраслей экономики, а также методическую и специальную подготовку преподавательско-инструкторского состава». Он также должен знать «…основы экономики, организации труда и управления; отечественный и зарубежный опыт в области развития технических видов спорта; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности». А ведь со спортивного клуба и спортивного центра, со спортивной школы и начинается экономика физической культуры и спорта. И упомянутые выше требования к менеджерам данного уровня надо признать минимальными. Они должны уметь организовать свою экономику так, чтобы быть уверенными не только в сегодняшнем дне, но и в завтрашнем. Они должны уметь на постоянной основе: — наладить работу вверенного им учреждения для получения возможных доходов; — организовать работу со спонсорами, партнерами и меценатами (отечественными и зарубежными); — создать конструктивную атмосферу в смысле экономики в среде родителей, когда речь идет о детском клубе (школе); — обосновать финансовые потребности клуба (школы, центра) для включения их в соответствующий бюджет. И это минимальный набор требований, которыми должны владеть организаторы спорта на данном уровне. Экономические (финансовые) менеджеры (структуры) с соответствующими функциями, на наш взгляд, должны присутствовать в спортивных организациях различного уровня, включая республиканские спортивные федерации и Министерство спорта. А вот как прописана роль государства в организации финансирования и иных возможных материальных затрат в сфере спорта в модельном законодательстве. «К полномочиям государства в области физической культуры и спорта относятся: 1) разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, принятие и реализация программ развития физической культуры и спорта; 2) разработка предложений в области физической культуры и спорта к государственным прогнозам социального и экономического развития государства на долгосрочную и краткосрочную перспективу, а также к проекту государственного бюджета на соответствующий год; 3) разработка и реализация проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы развития физической культуры и спорта в государстве; …6) разработка и реализация Единого календарного плана общенациональных и международных физкультурно-спортивных мероприятий, Порядка проведения спортивных мероприятий и норм расходов на их проведение, а также осуществление финансирования указанного календарного плана; …9) участие в организации и проведении мероприятий по подготовке и участию спортивных сборных национальных команд в Олимпийских играх и других международных спортивных соревнованиях; 10) участие в организации и проведении на территории государства Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира и Европы, иных международных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими международными спортивными организациями; 11) организация и проведение национальных и международных спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая Паралимпийские и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовка к этим соревнованиям; …16) разработка и реализация системы государственных мер по поддержке деятельности спортсменов и тренеров спортивных сборных национальных команд, работников физкультурно-спортивных организаций; 17) осуществление мер по поддержке развития национальных видов спорта; …21) создание единой системы отбора и подготовки спортивного резерва, координация деятельности спортивных школ и училищ олимпийского резерва; …23) научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных национальных команд, а также формирование комплексных научных групп по видам спорта и осуществление контроля за их работой; …25) материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, спортивных сборных национальных команд; 26) обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении физкультурно-спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий на спортивных сооружениях; …28) участие в подготовке и заключении международных договоров государства о сотрудничестве в области физической культуры и спорта, а также выполнение обязательств государства, вытекающих из указанных договоров и программ международного сотрудничества; 29) представление в установленном порядке и в пределах своей компетенции интересов государства в международных спортивных объединениях; 30) принятие в установленном порядке иностранных делегаций, прибывающих в государство, и направление делегаций в иностранные государства для участия в соревнованиях, а также по другим вопросам в области международного спортивного сотрудничества; …33) разработка единой государственной системы информационно-аналитического обеспечения в области физической культуры и спорта; 34) научно-методическое обеспечение в области физической культуры и спорта, а также организация издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту; 35) организация строительства спортивных сооружений, реконструкции и содержания действующих спортивных сооружений; 36) участие в разработке норм и правил эксплуатации и использования спортивных сооружений, баз и центров олимпийской подготовки» (ст. 7). Органы исполнительной власти административно-территориальных образований имеют самостоятельные полномочия в названной сфере (ст. 8). В отношении спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями модельное законодательство предлагает практически все затраты возлагать на государство. «Уполномоченные органы исполнительной власти в области экономики, финансов и имущественных отношений, органы исполнительной власти административно-территориальных образований и органы местного самоуправления способствуют созданию инфраструктуры физической культуры и спорта инвалидов путем передачи в установленном порядке Национальному паралимпийскому комитету, Национальному сурдлимпийскому комитету, Национальной специальной Олимпиаде, их отделениям, спортивным федерациям инвалидов по видам спорта и спортивным клубам инвалидов в долгосрочную аренду на льготных условиях зданий, сооружений, помещений и иных объектов с целью их реконструкции и оснащения с учетом специальных требований и стандартов для последующей организации на этих объектах занятий физической культурой и спортом инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Финансовое обеспечение физической культуры и спорта инвалидов осуществляется за счет государственного бюджета, бюджетов административно-территориальных образований и муниципальных образований» (ст. 21) <15>. ——————————— <15> Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств N 33-23 «О новой редакции Модельного закона «О физической культуре и спорте»: принято в г. Санкт-Петербурге 03.12.2009 // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2010. N 46.

Рассуждения на тему экономики спорта можно продолжать еще достаточно много и в разных интерпретациях. Главное в другом. Экономика спорта как объективно существующее понятие имеется, его надо изучать и постоянно совершенствовать.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *