Модель организации православного паломничества
(Зеленова Е. В.) («Туризм: право и экономика», 2013, N 1)
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА
Е. В. ЗЕЛЕНОВА
Зеленова Е. В., старший преподаватель кафедры социально-правовых дисциплин юридического факультета Муромского института (филиала) ВлГУ.
Темпы изменения современного общества ведут к значительному усложнению социальной реальности. Социология не всегда может своевременно объяснить общественные процессы и явления. Все это делает актуальным изучение проблем социальной динамики вообще и с помощью социального моделирования в частности. Под моделью в широком смысле в науке принято понимать аналог, заменитель оригинала, который при определенных условиях воспроизводит его свойства. Модель — это концептуальный инструмент, ориентированный на управление моделируемым процессом или явлением <1>. Она направлена на углубление познания действующих систем, объектов; определение основных параметров, путей дальнейшего их совершенствования; проведение сравнительного анализа оригинала и модели; выявление качественных характеристик; выявление негативных тенденций; определение позитивных путей решения проблемы; предложение альтернативных вариантов. Таким образом, модели строятся для решения конкретных задач и являются одновременно и средством, и объектом исследования, заменяющим оригинал. ——————————— <1> Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов: Учеб. пособие для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2011. С. 87.
Изучая состояние современного общества, считаем необходимым акцентировать внимание на духовно-нравственных проблемах. Общество сегодня остро нуждается в социальных институтах, способных заполнить образовавшийся духовно-нравственный вакуум. Однако из-за отсутствия определенных условий и совершенных механизмов существования, они не могут в полной мере удовлетворить потребности населения в смысложизненных ориентирах. Одним из таких социальных институтов является институт религии, который можно рассматривать как социальный ресурс формирования ценностных ориентаций населения. Однако в связи с тем, что долгое время религия была не востребована российским обществом, утратилось значение определенных религиозных ритуалов. Так как паломничество, являясь одним из ритуальных религиозных обрядов, в силу своей многогранности может выступать инструментом для реализации упомянутого ресурса, нам представляется необходимым построить модель социально-преобразовательной деятельности с целью изучения проблем организации паломничества, которое в рамках данного исследования будет рассматриваться как процесс. Так, по определению П. А. Сорокина, процесс — это любое изменение во времени или пространстве изучаемого объекта в течение определенного времени <2>. Модель организации православного паломничества включает в себя цель организации паломничества, его субъект, объект, условия и методы организации, а также оценку ее эффективности. ——————————— <2> Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. СПб.: РХГИ, 2000. С. 80.
Целью организации паломничества является способствование удовлетворению духовных потребностей верующих посредством участия в богослужении, а также в других ритуальных действиях в месте паломничества. Протоиерей Дмитрий (Моисеев) <3> так определил его цель: это, во-первых, необходимость получения духовного опыта, во-вторых, поклонение святыням. С этой целью паломники, являясь субъектами данного процесса, отправляются в путешествие к святым местам, то есть объектам паломничества. ——————————— <3> Протоиерей Дмитрий (Моисеев). Богословский взгляд на паломничество в западной и восточной христианской традиции // Сотериологический смысл паломничества: Сборник материалов научно-методической конференции. 12 февраля 2007 г. М.: Паломнический центр Московского Патриархата, 2007. С. 80 — 81.
Вопрос, кого сегодня считать паломниками, является достаточно неоднозначным и вызывает споры как среди ученых, так и среди духовенства. На первый взгляд ответ очевиден. Так, К. Вах считает, что паломник — это любой человек, путешествующий по святым местам, который вынес из него какой-либо духовный опыт <4>. Однако при более глубоком изучении оказывается, что на этот вопрос нет единого ответа не только среди паломников, но и среди служителей церкви. По результатам контент-анализа, а также экспертного опроса священнослужителей различных приходских храмов и монастырей можно констатировать, что в вопросах отправления религиозных обрядов и ритуалов наметились две противоположные тенденции. ——————————— <4> Ваха К. А. Смысл паломничества. М.: Индрик, 2007. 64 с.
Представители первого направления считают, что этимология слова «православие» определяет ортодоксальную традицию «правильного славия» Бога. Поэтому нельзя в угоду современности отступать от традиций в соблюдении религиозных ритуалов. Соответственно, путешественник с паломническими целями должен совершать все ритуальные действия, как-то: получить благословение своего духовника или приходского священника; соблюдать пост в пути; читать особое молитвенное правило; в месте пребывания участвовать в богослужении. Другая тенденция развития православия в нашей стране касается, напротив, послабления религиозных канонов в связи с изменившимся образом жизни. Изменился внешний вид верующего, одежда, рабочий график, питание и др. Прихожане РПЦ, являясь жителями государства, конституционно отделенного от церкви, испытывают массу трудностей в отправлении религиозных ритуалов. То же касается и паломничества. Поэтому многие священнослужители во главе с нынешним патриархом и епископами считают, что возможно разумное послабление. Не нужно доводить соблюдение ритуалов до абсурда и изнурять себя постом в пути к святыням, чтобы по прибытии на место не иметь сил для совершения того, ради чего было проделано это путешествие. В связи с этим нами была предпринята попытка создать классификацию современных паломников, которая основывается на теории социального действия М. Вебера, выделившего четыре типа, а также на результатах собственного исследования. Первый тип — ценностно-рациональные паломники. Это те, кто рассматривают паломничество как церковный ритуал, совершая его с целью духовного роста, то есть поездка выступает не как цель получения какого-либо блага, а является ценностью сама по себе. Эта группа наиболее малочисленна и представлена в основном воцерковленными людьми, глубоко верующими и понимающими истинный смысл церковного учения. Этот тип паломников пользуется чаще всего услугами паломнических служб или участвует в самостоятельно организованных храмами поездках. Второй тип — целерациональные паломники. Это недавно пришедшие к вере люди, делающие первые шаги в Церкви, так называемые неофиты. Они еще плохо разбираются в религиозном учении и воспринимают веру как средство достижения своих жизненных целей в решении проблем со здоровьем, бытовых проблем и других. Как показало исследование, это наиболее распространенный тип паломников. Они едут в подобные поездки, чтобы получить исцеление, помощь в делах, с этой целью прикладываются к мощам святых, купаются в источниках, ищут встречи с «прозорливыми старцами», причем в стяжании благодати исповедуют принцип «Чем больше, тем лучше». В организации путешествий, как правило, пользуются услугами туристских фирм, готовых продавать любой туристский продукт, на который есть спрос. Третий тип — традиционные паломники. Это условный тип паломников, так как в эту группу предлагается выделить религиозных туристов. То есть это люди, которые посещают места религиозного культа с познавательными целями. Они не являются паломниками в прямом смысле, но, проявляя традиционный интерес к религии как части истории и культуры любого общества, имеют возможность прийти к вере и в дальнейшем совершать уже непосредственно паломнические поездки. Четвертый тип — аффективные паломники. Данный тип представлен различного рода религиозными фанатами, или, как их называют в народе, «юродивыми». Это немногочисленная социальная группа, не представляющая научного интереса. Следующим элементом данной модели являются объекты паломничества. Это святые места, понятие которых было определено на Европейском совете религиозных лидеров в Стамбуле (апрель 2010 г.). К ним относятся места религиозной значимости для определенных общин, которые являются местом поклонения, а также их ближайшая территория <5>. В православии — это все места, связанные с жизнью или упокоением Иисуса Христа, Богоматери, апостолов и святых угодников. Они подразделяются на местночтимые, общероссийские и зарубежные <6>. ——————————— <5> Кодекс по защите святых мест, Стамбул, 2010 // URL: http://pravmir. ru/kodeks-po-zashite-svyatyx-mest (дата обращения: 05.09.2011). <6> Житенев С. Ю. Религиозное паломничество: межкультурные коммуникации и цивилизационный контекст: Автореф. дис. … канд. культ. М., 2011. С. 25.
Наиболее известные в России — это Валаам, Вологда, Годеново, Дивеево, Дивногорье — Белогорье, Кострома, Москва, Муром, Новгород Великий, Новый Иерусалим, Оптина Пустынь, Переславль-Залесский, Псков, Русский Север, Санкт-Петербург, Серпухов, Сергиев Посад, Соловецкие острова, Тверь, Тихвин <7>. ——————————— <7> Монастыри России: паломничество, религиозный туризм: Учеб. пособие / Авт.-сост. А. С. Емельянов; Науч. ред. М. В. Новикова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. 275 с.
Ближнее зарубежье: Абхазия, Беларусь, Закарпатье, Киев — Чернигов — Почаев, Крым. Дальнее зарубежье: Афон, Германия, Греция, Египет, Израиль, Иерусалим, Испания, Италия, Кипр, Португалия, Турция, Финляндия, Франция, Черногория. Чаще всего объектом паломничества являются те или иные монастыри, которые в отечественной истории всегда играли немаловажную роль. А самое главное, что привлекает паломников, — это намоленность. В связи с чем монастыри воспринимаются как место, где молитва более действенна. Как правило, объектом паломничества является не столько сам монастырь или храм, сколько наличие в нем какой-либо святыни: мощей святых угодников, чудотворных икон и прочее. Таким образом, нами были определены цель организации паломничества, его субъекты и объекты, но для более качественного анализа явления или процесса необходимо определить его содержание. В данном случае — это мотивация совершения паломничества и условия его организации. Любое социальное действие прежде всего обусловлено его мотивом, который выступает движущей силой реализации желания удовлетворять свои потребности. Так, традиционно мотивами совершения паломничества выступают желание помолиться чудотворной иконе, находящейся в определенном храме или монастыре; исповедаться в месте, сильном в духовном плане, или у конкретного священнослужителя; выполнить богоугодные работы по строительству, благоустройству или уборке храма или монастыря, совершить пожертвования; участие в праздновании или крестном ходе; наложенная епитимия; поиск смысла жизни. Проведенное нами исследование показало, что на современном этапе возрождения паломничества как элемента социального института мотивация совершения паломнического путешествия также различна. Наиболее часто встречающаяся мотивация — это желание исцелиться (33%), участие в церковном празднике, крестном ходе, благодарственная служба, отмаливание грехов (15%), поиск смысла жизни (5%), желание помолиться в благодатном месте (10%) <8>. И лишь 9% ответили, что мотивом паломнической поездки является духовное совершенствование. Из этого можно сделать вывод, что в основном вера воспринимается потребительски, как помощь в решении бытовых проблем. Это говорит о том, что РПЦ недостаточно уделяет внимания своей миссионерской деятельности, пастырство находится не на должном уровне. ——————————— <8> Там же.
Для определения условий организации паломничества целесообразно проанализировать нормативно-правовую базу, собственно паломнические организации и соответствующую инфраструктуру. Для паломников, путешествующих к зарубежным святыням, очень важен их правовой статус. В царской России Императорское Православное Палестинское Общество (осн. в 1882 г.) достаточно успешно решало вопросы как правового, так и бытового характера русских богомольцев, связанные с их пребыванием на Святой Земле, что способствовало увеличению потока паломников. Упоминание странников, калик перехожих и паломников в древнерусских княжеских судебниках свидетельствует о необходимости постоянно регулировать правовые отношения, связанные с богомольем <9>. Организация паломнических поездок на сегодняшний день подпадает под нормативную базу туристской деятельности. В ФЗ об основах туристской деятельности под туризмом понимаются «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» <10>. В силу этого «паломничество» и «туризм» становятся однопорядковыми понятиями со всеми вытекающими отсюда последствиями. ——————————— <9> Житенев С. Ю. Указ. соч. С. 18. <10> Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (в ред. от 01.07.2011). Ст. 1.
Несомненно, с целью упорядочения деятельности приходов, туристских предприятий и других учреждений по организации паломнических поездок при епархиях РПЦ в качестве структурной единицы должны действовать паломнические службы. Сегодня в РПЦ действует порядка 500 православных паломнических центров при храмах и монастырях <11>. Однако требование закона о финансовом обеспечении ими своей деятельности привело к тому, что большинство паломнических служб, находясь при небольших или небогатых монастырях и приходах в провинции, не имеют юридического основания официально считаться паломнической службой, то есть существуют нелегально, и только 10 зарегистрированы в Едином федеральном реестре туроператоров <12>. Следовательно, организованные такими службами паломнические поездки можно отнести к самодеятельным. А это означает, что никто не несет никакой ответственности за подобного рода путешественников, которым остается надеяться только на Бога. ——————————— <11> Архиепископ Егорьевский Марк. По пути в Эфес // Покров. 2011. N 10(490). С. 37. <12> Единый федеральный реестр туроператоров // URL: http://reestr. russiatourism. ru/ (дата обращения: 26.05.2012).
Для эффективной организации паломничества кроме законодательного регулирования необходимо наличие квалифицированных кадров. А именно организацией паломничества должны заниматься не просто менеджеры по туризму, а специалисты — организаторы духовно-просветительного туризма, которые должны знать как основы организации туристской деятельности, так и основы религиозного учения, понимать духовный смысл паломничества, его отличие от познавательного туризма религиозной тематики. Следующим условием организации паломничества является наличие соответствующей инфраструктуры. Паломники, как правило, люди с небольшим достатком, поэтому они не всегда могут позволить себе пользоваться туристской инфраструктурой, рассчитанной на путешественников с высокой платежеспособностью. Поэтому для удовлетворения духовных потребностей необходима особая инфраструктура: средства размещения, питания, доставки, самоцель которой — не получение прибыли, а способствование в достижении духовной цели паломников. Так, в средствах размещения для них важен не столько комфорт, он вполне может быть минимальным, сколько микроклимат, который способствовал бы настрою на духовное созерцание, молитву. Современные средства размещения для паломников можно классифицировать следующим образом: — коллективные — гостиницы, общежития, пансионаты, палаточные лагеря, кемпинги, наземный и водный транспорт и др.; — индивидуальные — рассчитанные на 1 человека или семью, как правило, это частный сектор вблизи мест паломничества. Понятие гостеприимства включает в себя не только места проживания гостей, но и средства питания. Для паломников это имеет очень большое значение, так как не в любом современном месте общественного питания могут удовлетворить их потребности в постной пище. В Древней Руси, например, на формирование меню в ресторанах влияло православие как таковое. В дни больших постов, а также по средам и пятницам их меню не отличалось от монастырского <13>. Сегодня эта традиция постепенно возвращается, так, по некоторым данным, в больших городах каждый четвертый посетитель ресторана в дни православного поста заказывает постную пищу. Поэтому рестораны, кафе и другие места общественного питания, которые дорожат своей репутацией, имеют два меню: обычное и постное. Однако большинство объектов паломничества находятся как раз вдалеке от больших городов, идущих в ногу со временем. ——————————— <13> Дудник Т. П. Питание в дни православного поста // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. N 4. С. 53.
Современные места приема пищи для паломников также можно проклассифицировать следующим образом: — места общественного питания — как правило, в большом количестве присутствуют в посещаемом регионе, но мало приспособлены для паломников ввиду отсутствия необходимого постного меню; — специализированные монастырские трапезные, ассортимент блюд в которых рассчитан на паломников; — индивидуальные — когда паломники готовят себе сами, пользуясь индивидуальными средствами размещения. Для более глубокого анализа организации паломничества необходимо определить методы его организации. В зависимости от способа организации паломничества можно выделить: 1. Организованное паломничество, т. е. строго регламентированное и предварительно оплаченное путешествие: а) организованное паломническими службами, имеющими официальный статус и зарегистрированными в Едином государственном реестре юридических лиц; б) организованное туристскими предприятиями как разновидность туристской поездки; в) организованная образовательными учреждениями поездка по святым местам для школьников в рамках экскурсионной программы с помощью туроператоров. 2. Неорганизованное паломничество — самостоятельно спланированное и организованное путешествие: а) организованное церковными приходами как разновидность самодеятельного туризма; б) самостоятельные поездки отдельных граждан или группы к православным святыням с целью поклонения и участия в богослужении. Для оценки эффективности построенной нами модели необходимо разработать критерии эффективности, которые должны опираться на качественные и количественные показатели. В качестве количественных показателей могут выступать как число верующих в целом, так и число паломников в частности. Однако этот показатель определить достаточно затруднительно, так как Русская Православная Церковь не ведет подсчет точного количества верующих. Подобная информация отсутствует также и во внутренних документах РПЦ. Епархиальные отчеты нередко содержат данные о состоянии храмов, но отсутствуют данные, на какое количество прихожан они рассчитаны или сколько прихожан их посещает. Качественным показателем паломничества может выступать мотивация подобного путешествия. Как показало проведенное нами исследование, в структуре паломников сегодня преобладает целерациональная группа, относящаяся к паломничеству потребительски, то есть совершающая поездки с целью исцеления или получения другого рода помощи. Предположительно эффективная деятельность паломнических служб послужит возрождению истинного смысла паломничества и, как следствие, преобладанию ценностно-рационального типа паломников. Таким образом, моделирование социальных процессов предполагает решение той или иной социальной проблемы. В частности, модели социально-преобразовательной деятельности направлены на преобразование этой самой деятельности с целью ее оптимизации. Подводя итог моделированию организации паломничества, можно выделить проблемы, решение которых требует тесного сотрудничества Русской Православной Церкви и государства. Так, например, проблема правового статуса паломнических служб может быть решена только через внесение изменений в законодательство. Проблема подготовки кадров для паломнических служб должна решаться параллельно как силами РПЦ, так и в светском образовании, через введение соответствующих предметов в учебные планы организаторов туризма. В решении проблемы создания паломнической инфраструктуры также необходимо сотрудничество РПЦ, государства и социально ответственного бизнеса.
——————————————————————