Призыв в армию: охота на аспирантов

(Береза А., Каримов Д.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 38)

Текст документа

ПРИЗЫВ В АРМИЮ: ОХОТА НА АСПИРАНТОВ

А. БЕРЕЗА, Д. КАРИМОВ

Артур Береза, аспирант РГАУ — МСХА им. К. А. Тимирязева, г. Москва.

Денис Каримов, юрист, преподаватель кафедры административного права УрГЮА, г. Екатеринбург.

Попытки призвать на военную службу граждан России, зачисленных в очную аспирантуру, не прекращаются. Департамент государственной научно-технической политики и инноваций Минобрнауки России в ответ на многочисленные обращения в своих письмах от 18.04.2011 N 04-258 и от 03.05.2011 N 04-279 разъяснил порядок предоставления отсрочки от призыва гражданам России, обучающимся в очной аспирантуре. Вопросы, несмотря на письма, остаются.

Диссертацию — на кафедру!

Пункт «б» ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что право на отсрочку имеют граждане РФ, получающие послевузовское образование по очной форме обучения на время обучения (не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ) и на время защиты квалификационной работы (не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования).

Грамматическое толкование этой нормы позволяет утверждать то, что аспиранты очной формы обучения (будем рассуждать на их примере) имеют право на одну отсрочку, которая состоит из двух периодов:

— с момента издания приказа о зачислении в очную аспирантуру до момента издания приказа об отчислении из аспирантуры (п., п. 41, 42, 51, 52 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утв. Приказом Министерства образования России от 27.03.1998 N 814);

— на период защиты диссертации.

Юридическое значение такого умозаключения состоит в том, что после завершения обучения в аспирантуре (то есть издания приказа об отчислении) соискателю не требуется вновь получать отсрочку — она сохраняется за ним.

С другой стороны, для сохранения отсрочки аспирант должен окончить аспирантуру, то есть завершить обучение в установленный срок или досрочно, выполнить нормативно установленные обязанности и не быть отчисленным из аспирантуры по иным основаниям.

Сведения об окончании аспирантуры должны содержать указание на то, что диссертант представил диссертацию к защите (или защита состоялась до издания приказа об отчислении из аспирантуры), то есть выполнил обязанности, предусмотренные п. 44 данного Положения.

В этом случае соблюдается требование закона о том, что отсрочка сохраняется для тех граждан, которые завершили обучение по образовательной программе послевузовского образования, и действует в течение периода, который не должен превышать один год после завершения обучения по образовательной программе.

Однако в настоящее время некоторым военкоматам (речь идет о Свердловской области) недостаточно простого приказа об отчислении (выписки из приказа), в котором было бы указано, что аспирант отчислен из аспирантуры с представлением диссертации к защите и ему предоставлено время для ее защиты. Они требуют с отчисленных (с представлением диссертации к защите) аспирантов справку (приказ об отчислении), в которой был бы указан срок защиты диссертации.

В этом случае аспиранту необходимо пройти определенную процедуру, такую как, например, в УрГЮА.

Для подготовки соответствующей справки аспиранту требуется написать заявление заведующему кафедрой, на котором ставит свою отметку научный руководитель аспиранта. Заведующий кафедрой пишет резолюцию, в которой указывает дату предполагаемой защиты (например, защита состоится до января 2011 года — так было указано в одном из заявлений). На основании этой резолюции отделом аспирантуры и докторантуры готовится справка, содержащая данные об отчислении аспиранта с представлением диссертации к защите, и указывается предполагаемый срок защиты. На справке ставится подпись проректора по научной работе и заведующей аспирантурой и докторантурой.

Представляется, что требование, которое выставляется военкоматом, логично, а процедура, которую проходит аспирант, обоснованна.

В силу п. 44 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации:

— аспирант должен завершить работу над диссертацией;

— представить диссертацию на кафедру;

— кафедра должна дать соответствующее заключение.

Именно в таком случае и становится понятно, имеется вероятность защиты диссертации или нет.

Соответственно военкомату аспирант должен доказать, что он завершил обучение по программе послевузовского образования (абз. 2 Требований к образцу государственного документа о послевузовском профессиональном образовании, к его заполнению и выдаче, утв. Приказом Министерства образования России от 15.10.1999 N 568), и защита состоится.

Вместе с тем актуален вопрос о том, сохраняется ли отсрочка за аспирантом, если в срок, указанный в справке, защита не состоится.

Аспирант может заявить о предоставлении еще одной справки (если, конечно, руководство ее выдаст), в которой был бы указан иной срок защиты. Такой вывод связан с тем, что, как уже было указано, аспирант получает одну отсрочку и после отчисления из аспирантуры она за ним сохраняется. Справка — это не правоустанавливающий, а правоподтверждающий документ. Выполняя требование о предоставлении второй справки, аспирант не доказывает, что он имеет право на отсрочку, он утверждает, что эта отсрочка действует, положение о выпуске на защиту в течение года соблюдается полностью.

Ученая степень свободы

В практике взаимоотношений аспирантов и Министерства обороны России возникает еще один вопрос.

Право на освобождение от призыва лицо имеет в том случае, если у него есть предусмотренная государственной системой аттестации ученая степень. Из толкования этой нормы можно предполагать, что для того, чтобы получить такое право, в отношении лица должна завершиться процедура государственной аттестации. Иначе говоря, право на освобождение от призыва возникает с момента принятия решения о выдаче диплома кандидата наук (п. 38 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 N 74).

Так, аспирант защитился во время обучения в аспирантуре, по результатам защиты диссертационным советом вуза ему присуждена степень кандидата (юридических) наук (п. 2 Положения о порядке присуждения ученых степеней).

Через определенное время издается приказ об отчислении из аспирантуры, но диплом Минобрнауки России ему еще не выдало (п. 4 Положения). Сохраняется ли на период с отчисления аспиранта до выдачи диплома кандидата наук за ним отсрочка, предусмотренная п. «б» ч. 2 ст. 24 Закона N 53-ФЗ, либо он имеет право на освобождение от призыва на военную службу (п. «а» ч. 2 ст. 23 Закона N 53-ФЗ)?

Пункты 3.7 и 3.8 Положения о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций (утв. Приказом Минобрнауки России от 09.01.2007 N 2) разделяют понятия «защита диссертации» и «принятие решения». Получается, что после защиты диссертации диссертант теряет право на отсрочку еще до присуждения ученой степени? На наш взгляд, такое толкование нелогично.

В соответствии с данным Положением создаются диссертационные советы по защите диссертации, которые выполняют определенные функции, в том числе связанные с непосредственной защитой и принятием решения о присуждении ученой степени. Таким образом, если фразу «защита диссертации» толковать расширительно как определенную процедуру, в том числе по защите диссертации и принятию решения, можно утверждать, что эта процедура завершается только тогда, когда решение диссертационного совета вступает в силу, а это происходит в момент принятия решения о выдаче диссертанту диплома кандидата наук (п. 38 Положения о порядке присуждения ученых степеней). Значит, до момента принятия такого решения за диссертантом сохраняется право на отсрочку, а в момент его принятия появляется право на освобождение от призыва.

Довод об аккредитации

Еще один спорный момент в практике призывных комиссий — использование довода о том, что аспирантура не имеет аккредитации. При этом призывные комиссии не смущает тот факт, что об «аккредитации аспирантуры» законодательство не упоминает. Опыт участия в заседании призывных комиссий по таким делам показывает, что ссылки на указания Министерства образования и науки России не имеют юридического значения, так как эти указания не являются нормативными правовыми актами (п. 3 разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Приказом Министерства юстиции России от 04.05.2007 N 88).

Кроме того, при обжаловании нежелательного решения призывной комиссии суд может не учесть данные письма еще и потому, что они «приняты» структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, который не уполномочен на правовое регулирование в сфере предоставления отсрочек от призыва (п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337).

На основании таких обстоятельств призывная комиссия принимает решение о призыве аспиранта и выдает повестку о явке.

Судебная практика по таким вопросам неоднозначна.

Решением Ковровского городского суда Владимирской области от 12.07.2011 N 2-11-2777-1 отказано в удовлетворении заявления аспиранта об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу, несмотря на то что аспирант представил в призывную комиссию все необходимые документы для предоставления отсрочки.

Суд посчитал, что из анализа подп. «б» п. 2 ст. 24 Закона N 53-ФЗ и ч. 1 ст. 33.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» следует, что для предоставления отсрочки необходимо, чтобы образовательная программа по соответствующей специальности послевузовского профессионального образования была аккредитована.

Между тем судом не учтено, что в Законе речь не идет о государственной аккредитации специальностей подготовки послевузовского профессионального образования, ведь в силу ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» послевузовское профессиональное образование не является уровнем высшего профессионального образования и регламентируется самостоятельными правовыми нормами в рамках данного Закона. Кроме того, образовательной программы послевузовского профессионального образования вообще до недавнего времени не было. Она утверждена Приказом Министерства образования и науки России от 16.03.2011 N 1365.

Есть и положительная для аспирантов практика.

Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27.04.2011 N 2-860/2011 суд признал незаконным решение призывной комиссии, мотивируя тем, что анализ подп. «б» п. 2 ст. 24 Закона N 53-ФЗ «позволяет суду сделать вывод о том, что правом на предоставление отсрочки обладает такой аспирант, который обучается в учебном заведении, которое имеет лицензию на обучение по послевузовским программам, а также само по себе имеет аккредитацию по соответствующим направлениям (специальностям) обучения». Это значит, что право на отсрочку от призыва имеет аспирант:

— обучающийся по лицензированной специальности, например физика конденсированного состояния (Номенклатура специальностей научных работников, утвержденная Приказом Минобрнауки России от 25.02.2009 N 59);

— в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию по специальности «физика».

Справка + справка

Как разъясняется в письмах Департамента государственной научно-технической политики и инноваций Министерства образования и науки России от 03.05.2011 N 04-279 и от 18.04.2011 N 04-258, для предоставления отсрочки требуется представить правоподтверждающие документы о высшем профессиональном образовании и праве ведения соответствующей образовательной деятельности, а также справку (внимание!) с указанием:

а) номера и даты приказа о зачислении в аспирантуру;

б) даты окончания аспирантуры;

в) даты защиты квалификационной работы (подп. «б» п. 3 приложения N 32 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны России от 02.10.2007 N 400).

Если в справке, которую вы должны были представить, не указана дата защиты кандидатской диссертации, призывная комиссия (именно она принимает решение о предоставлении отсрочки) не имеет права принять решение о предоставлении такой отсрочки (п. 39 указанной выше Инструкции) и суд, если гражданин ссылается на Приказ Министра обороны России от 02.10.2007 N 400, не имеет права признать ее действия незаконными.

В данном случае рекомендуем оперативно сделать следующую вещь (по крайней мере этот порядок принят в УрГЮА): получить еще одну справку, в которой будет указан срок предполагаемой защиты диссертации. Для этого нужно:

1) прийти на кафедру;

2) написать заявление об установлении даты предполагаемой защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук;

3) получить соответствующие резолюции от научного руководителя и заведующего кафедрой.

Затем с этой справкой прийти на заседание суда кассационной инстанции, где будет слушаться дело по жалобе на решение суда первой инстанции, которым отказано в удовлетворении требований о признании решения о призыве незаконным.

Думаем, что суд учтет ее содержание, поскольку в противном случае его определение и решение суда первой инстанции будут незаконными как постановленные без учета юридически значимых для данного правоотношения обстоятельств (ст. 362 ГПК РФ).

Если же эту справку достать проблематично, а также если военкомат требует доказательств государственной аккредитации вуза именно по направлениям подготовки по специальности послевузовского профессионального образования, рекомендуем ссылаться на незаконно возложенную в рамках призыва обязанность пройти срочную военную службу (ст. 255 ГПК РФ), как уже было указано выше, а именно:

а) Закон о воинской обязанности и военной службе не требует наличия такой государственной аккредитации специальностей послевузовского профессионального образования;

б) право на отсрочку от призыва имеют граждане, уже обучающиеся в очной аспирантуре в соответствующем образовательном учреждении (юридическим фактом является только факт обучения в аспирантуре, указание или неуказание даты предполагаемой защиты не имеет юридического значения).

Таким образом, Закон не связывает право на предоставление отсрочки (с которой корреспондирует обязанность призывной комиссии ее предоставить) с указанием даты защиты квалификационной работы, тем более что сделать это невозможно — установлена процедура представления диссертаций к защите и это не зависит от аспиранта: именно диссертационный совет выносит решение о приеме диссертации к защите или об отказе в таком приеме (п. 13 Положения о порядке присуждения ученых степеней).

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *