Законен ли призыв аспирантов?

(Пискунова О. В.)

(«Военно-юридический журнал», 2011, N 8)

ЗАКОНЕН ЛИ ПРИЗЫВ АСПИРАНТОВ?

О. В. ПИСКУНОВА

Пискунова О. В., начальник юридического отдела Центра правовой помощи призывникам.

Весенне-летний призыв 2011 г. уже сейчас ознаменован тем, что помимо молодых людей, подлежащих призыву на военную службу, в армию массово стали призывать молодых ученых, которые согласно действующим законодательным нормам имеют право на отсрочку. До января 2011 г. получение отсрочки по факту обучения в аспирантуре не вызывало сложностей, и предоставлялась она на весь период обучения, составляющий 3 года. В чем же кроются причины призыва аспирантов сейчас и законен ли такой призыв?

В настоящее время повестки на отправку уже вручены десяткам аспирантов в Москве, которые вынуждены обращаться за защитой своих прав в судебные инстанции, правозащитные организации и даже к самому Президенту России Д. Медведеву.

Начался призыв молодых ученых с города Воронежа, где военкоматы осуществили «пробные» призывные акции, в результате чего воронежские призывники вынуждены были обратиться в судебные инстанции, но из-за отсутствия юридического образования и незнания норм законодательства в области призыва на военную службу большинство судебных дел ими были проиграны. Это и послужило для военкоматов основанием расширить территорию призыва молодых ученых, в настоящее время уже призваны аспиранты Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других городов.

Поводом к призыву аспирантов является требование военкоматов предоставить свидетельство о наличии аккредитации программ послевузовского образования, а именно аспирантур. Однако ни в одном вузе России аккредитации программ послевузовского образования нет. При этом отсутствует она у многих крупных и известных вузов, в т. ч. МГУ, где осуществляется подготовка молодых ученых более чем по 200 неаккредитованным послевузовским программам.

В чем же кроются причины призыва аспирантов на военную службу и законен ли такой призыв?

Военкоматы при призыве на военную службу аспирантов опираются на внесенные изменения в законодательство — Закон «Об образовании», трактуя их своеобразным образом.

Да, действительно, с 1 января 2011 г. вступили в силу поправки к Закону «Об образовании», где в ст. 33.2 предусматривается необходимость государственной аккредитации. При этом согласно закону «государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные стандарты или федеральные государственные требования». На сегодняшний день эти государственные требования к программам послевузовского образования не установлены, поэтому императивная норма данной статьи на аспирантуру не распространяется. Не определена процедура проведения аккредитации в отношении программ послевузовского образования, таким образом, даже если институт займется проведением аккредитации аспирантур, он просто не сможет это сделать. На данное обстоятельство в своем разъяснении указывает и государственный орган, непосредственно занимающийся проведением аккредитации, — Рособрнадзор.

Чтобы понять причину отсутствия требований к проведению аккредитации по программам послевузовского образования, необходимо обратиться к п. 5 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного Постановлением Правительства N 522, согласно которому уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит государственную аккредитацию высших учебных заведений. При принятии решения о государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации выдается свидетельство. Свидетельство является документом, подтверждающим для образовательных учреждений государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации (п. 21 указанного приложения). В приложении к свидетельству указываются образовательные программы, прошедшие государственную аккредитацию. А также квалификации, которые будут присваиваться выпускникам образовательных учреждений.

Таким образом, аккредитация необходима вузу для ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования, и вуз имеет право выдачи диплома о высшем образовании студентам по окончании обучения (данное положение подтверждается ответом на запрос из МГУ N 11-11/2). На право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования приказом Министерства образования и науки РФ вузам выдается лицензия, где указаны специальности, по которым аспиранты проходят обучение в данном вузе. Аккредитации на эти специальности не требуется, т. к. по окончании аспирантуры и после защиты кандидатской диссертации диплом кандидата наук выдает не вуз, а ВАК Министерства образования и науки.

Согласно ст. 11 ФЗ N 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» образовательные программы для соответствующих уровней высшего профессионального образования и направления подготовки (специальности) определяются лицензией. Лицензирование образовательной деятельности высших учебных заведений осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Что предусмотрено Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 277? В лицензии указывается лицензируемый вид образовательной деятельности. В приложениях к лицензии указывается перечень образовательных программ, направлений подготовки (специальностей), по которым лицензиату предоставляется право ведения образовательной деятельной, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения.

Аналогичные разъяснения предоставляла и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: для получения отсрочки по факту обучения в аспирантуре необходима не аккредитация аспирантуры, а направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования, что также подтверждается требованиями Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях», утвержденного Приказом Минобрнауки N 286, согласно которому при открытии аспирантуры образовательные учреждения представляют копии лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, соответствующие заявляемым специальностям, и свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения.

Таким образом, для получения отсрочки по факту обучения в аспирантуре вузу не требуется наличие аккредитации послевузовских программ, а достаточно лишь наличие лицензии, в которой прописывается программа подготовки и специальность аспирантуры.

О данном факте свидетельствует ряд других нормативно-правовых документов, в т. ч. приложение N 32 к Приказу Министра обороны N 400. Согласно п. 3 данного приложения для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии представляются лишь такие документы, как копия диплома, справка об обучении и копия лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования. Таким образом, решение о предоставлении отсрочки выносится на основании данных документов, список которых является исчерпывающим. К такому же выводу уже пришли некоторые районные суды г. Москвы, обязав военкоматы предоставить аспирантам отсрочку от призыва на время обучения.

Думаю, военкоматам следует исходить не из буквальной трактовки законодательной нормы, а рассматривать в совокупности с другими НПА — Конституцией, ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Приказом N 400 Минобороны, а также разъяснениями Минобразования, Рособрнадзора, тогда не возникает и сомнения в наличии у аспирантов права на отсрочку. Но военкоматы можно понять — у них план призыва, который нужно выполнять, а зачастую законным способом выполнить план невозможно.

Сами же представители военкоматов утверждают, что аспиранты имеют право на отсрочку и сейчас не призываются. В интервью «Радио России» начальник направления призыва и подготовки граждан к военной службе ГОМУ Генштаба России А. Б. Князев заявил, что «аспиранты, которые обучаются в вузах на законных основаниях, конечно, призываться не будут. Они должны принести в военкомат справку и подлинник диплома о высшем образовании; в этом случае никаких проблем не возникает». Однако сложившаяся действительность свидетельствует об обратном: аспирантов как призывали, так и продолжают призывать.

И тем более весьма странным выглядит призыв молодых ученых на военную службу на фоне прозвучавшего на днях высказывания вице-президента Российской академии наук А. Некипелова, который заявил, что «российская наука выжила в 1990-е годы, но сейчас рискует исчезнуть. Беспокоит и то, что проделана «большая» работа по дискредитации науки в глазах общества. Наука понесла серьезный ущерб, но пока держится на приемлемом уровне».

По данным Центра правовой помощи призывникам, только 4% студентов, незаконно отправленных в армию, вернулись и продолжили получение образования в вузе. Возникает риторический вопрос: а сколько аспирантов, вернувшихся из армии, продолжит написание научной работы?

——————————————————————