Для призыва в армию аспирантов юридических оснований нет

(Грудинин Н.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 28)

ДЛЯ ПРИЗЫВА В АРМИЮ АСПИРАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ НЕТ

Н. ГРУДИНИН

Никита Грудинин, преподаватель кафедры уголовного права и процесса РГСУ, г. Москва.

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» одним из оснований предоставления отсрочки от призыва на военную службу называет обучение в аспирантуре высшего учебного заведения по очной форме. Однако нередко военные комиссариаты пытаются трактовать положения данной нормы искаженно. Как бороться аспиранту за свои права?

О правах

Осенне-зимняя призывная кампания 2010 года и весенне-летняя призывная кампания текущего года наглядно продемонстрировали то, каким образом российские военкоматы пытаются компенсировать существующую нехватку призывников. К традиционным путям выполнения плановых нарядов добавляются новые, законность которых, мягко говоря, вызывает серьезные сомнения.

Одним из них стал незаконный призыв в ряды Вооруженных Сил РФ аспирантов российских вузов, имевший место в последние месяцы в ряде российских регионов — Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Омске, Воронежской области.

Подпункт «б» п. 2 ст. 24 действующей редакции Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гласит: «Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования».

Безусловно, данная редакция указанной статьи трудна к пониманию гражданами, не имеющими юридического образования, что позволяет сотрудникам военных комиссариатов интерпретировать ее в том смысле, что аспиранты должны представлять в призывную комиссию копию свидетельства о госаккредитации послевузовского профессионального образования (аспирантуры).

Понятно, что аспиранты не могут представить копию данного свидетельства, поскольку в настоящее время процедуры аккредитации аспирантуры в высших учебных заведениях, осуществляющих образовательную деятельность на территории РФ, не существует.

В статье 28 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» существует положение общего характера о том, что вузы должны проходить процедуры лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации. Поскольку данный Закон специально не предусматривает необходимость прохождения высшими учебными заведениями процедуры госаккредитации реализуемых ими образовательных программ послевузовского профессионального образования и положение о порядке государственной аккредитации высших учебных заведений, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования, так и не принято, то следует констатировать следующее: в настоящее время юридических оснований для призыва аспирантов высших учебных заведений на военную службу не существует.

Однако, закрывая глаза на это обстоятельство, сотрудники отдельных военных комиссариатов и их отделов в нарушение положений действующего Закона N 53-ФЗ продолжают требовать представления копии свидетельства о государственной аккредитации аспирантуры. Такие действия являются очевидно необоснованными и противоречащими вышепроцитированным положениям ст. 24 Закона N 53-ФЗ.

Чтобы аспирант мог воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу, образовательное учреждение высшего профессионального образования, в котором он обучается в аспирантуре, должно иметь госаккредитацию по тем направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, по которым в нем проходят обучение студенты. Если же аспирант проходит обучение в аспирантуре в научном учреждении, то такое учреждение должно иметь лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования.

Аспирантуры образовательных учреждений высшего профессионального образования, согласно смыслу подп. «б» п. 2 ст. 24 Закона N 53-ФЗ, не должны иметь свидетельство о госаккредитации образовательных программ послевузовского профессионального образования. Таким образом, требование сотрудников военных комиссариатов и их отделов о предоставлении аспирантами копии свидетельства о государственной аккредитации образовательных программ послевузовского профессионального образования образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которых они проходят обучение, является незаконным.

Как действовать?

Обучение в аспирантуре осуществляется по специальностям научных работников, указанным в Номенклатуре специальностей научных работников (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 25.02.2009 N 59). Предоставление права на отсрочку от призыва на военную службу не может быть связано с иными условиями, кроме тех, которые указаны в подп. «б» п. 2 ст. 24 Закона N 53-ФЗ.

Для подтверждения права на отсрочку от призыва на военную службу аспиранты российских вузов и научных учреждений должны предоставить в призывную комиссию:

— диплом о высшем профессиональном образовании;

— справку, подписанную руководителем или заместителем руководителя образовательного или научного учреждения, в которой указываются дата и номер приказа о зачислении лица в аспирантуру (адъюнктуру, интернатуру) образовательного или научного учреждения и дата окончания программы обучения и защиты квалификационной работы. Справка должна быть заверена печатью образовательного или научного учреждения;

— копию лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования — для научных учреждений (Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Минобороны РФ от 02.10.2007 N 400).

Если в ходе заседания призывной комиссии в отношении аспиранта принимается решение о призыве на срочную военную службу, алгоритм действий следующий.

Потребовать от председателя призывной комиссии выдать копию решения призывной комиссии, вынесенного в отношении аспиранта.

Отказать в реализации данного права председатель призывной комиссии не может, поскольку он обязан объявить решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдать ему копию решения (п. 6 ст. 28 Закона N 53-ФЗ).

Обратиться в суд с заявлением о незаконном отказе в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на основании положения подп. «б» п. 2 ст. 24 Закона N 53-ФЗ, приложив к этому заявлению копию решения призывной комиссии.

Сразу после приема заявления в суде нужно немедленно официально уведомить отдел военного комиссариата об этом факте и представить копию данного заявления с отметкой суда о его приеме.

В соответствии с п. 7 ст. 28 Закона N 53-ФЗ выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

После всех этих действий остается только подождать вынесения судом решения в вашу пользу, поскольку в настоящее время юридических оснований для призыва в армию аспирантов российских вузов не существует.

——————————————————————