О современных проблемах, общественных потребностях и новых подходах к развитию системы предупреждения преступности военнослужащих

(Шестак В. А.) («Российский следователь», 2013, N 4) Текст документа

О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЯХ И НОВЫХ ПОДХОДАХ К РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ <*>

В. А. ШЕСТАК

——————————— <*> Shestak V. A. On contemporary problems, social needs and new approaches to development of the system of prevention of crime of military men.

Шестак Виктор Анатольевич, заместитель начальника пресс-службы организационного управления Главной военной прокуратуры, кандидат юридических наук.

В статье автор предлагает определение системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка, а также ряд мер, направленных на предупреждение преступности среди военнослужащих.

Ключевые слова: предупреждение преступности, военнослужащий, антикриминогенное обеспечение воинского правопорядка.

The author of the article proposes the definition of the system of anticriminogenic ensuring of military legal order, and also a number of measures aimed at prevention of crime among military men.

Key words: prevention of crime, military man, anticriminogenic protection of military legal order.

Теория предупреждения преступности предполагает, что объектом предупреждения является именно преступность — человеческая деятельность, квалифицируемая обществом как преступная <1>. Но воздействие на преступность может иметь как непосредственный, так и опосредованный характер <2>. Поэтому, помимо воздействия на непосредственный объект, для изменения преступности необходимо влияние на связанные с нею явления. К таким явлениям обычно относят экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, которые обусловливают состояние и динамику преступности. Степень связи с преступностью вышеперечисленных факторов может быть различной. Познание ее с помощью криминологического анализа <3> определяет масштабы системы предупреждения преступности, ее эффективность. Также теория предупреждения преступности предполагает наличие системы мер ее реализации: во-первых, как совокупности социально-экономических, идеологических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих, правовых мероприятий <4>; во-вторых, мер индивидуального предупреждения <5>. ——————————— <1> Ожегов С. И. Словарь русского языка. 14-е изд. М., 1983. С. 462. <2> См., например: Иншаков С. М. Системное воздействие на преступность в вооруженных силах России: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М.: Изд-во НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре России, 1997; Новые криминальные реалии и реагирование на них / Под ред. А. И. Долговой. М.: Рос. криминолог. ассоц., 2005. <3> См. подробнее: Батов В. И., Ратинов А. Р. О системно-структурном анализе субъекта преступления. М., 1975. С. 85 — 89; Пономарев Д. А. Актуальные формы противодействия современным формам преступности: девиантолог. и криминолог. анализ. М.: Экон-Информ, 2005. <4> См., например: Крупнов И. В. Социально-психологические аспекты криминальной агрессии в воинском коллективе: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. <5> См., например: Лунеев В. В. Индивидуальная профилактика преступлений с учетом их мотивации // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 47. М., 1988. С. 162 — 164; Теоретические основы предупреждения преступности. М.: Юрид. лит., 1977.

Состояние указанной теории таково, что понятие системы в данном случае применимо лишь с натяжкой. Прежняя система социального предупреждения, эффективность которой была в свое время признана мировым сообществом, практически разрушена в конце 80 — 90-х гг. XX в. А образовавшийся вакуум пока не восполнен новыми организационными и правовыми мерами. Поэтому в лучшем случае можно говорить о том, что предупреждение преступности в настоящее время представляет собой не более чем систему с нарушенными взаимодействиями. Вместе с тем нельзя отрицать теоретический постулат: предупреждение преступности — это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности <6>. ——————————— <6> См. подробнее: Жалинский А. Э. Современное криминологическое мышление и предупреждение преступности // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 47. М., 1988. С. 98 — 100.

Современными проблемами развития системы предупреждения преступности военнослужащих являются: отсутствие в военном праве и криминологии единой научной позиции по поводу сущности таких понятий, как «причина», «условие», «следствие»; отсутствие единого научного подхода к соотношению таких научных категорий, как «биологическое» и «социальное», отрыв от рассмотрения взаимосвязи «военнослужащий — преступление»; наличие позиции: неспособность военнослужащего, совершившего преступление, самостоятельно определить причины своего противоправного деяния, исключает возможность эффективного антикриминогенного воздействия; отсутствие на законодательном уровне понимания сути криминогенных угроз воинскому правопорядку; невостребованность рассматриваемой системы в уголовно-процессуальной сфере (при наличии ее востребованности в военном праве), отсутствие механизма ее реализации, а также попытки его ограничения рамками исследования только обстоятельств, способствовавших совершению военнослужащим конкретного преступления; отсутствие разработанных комплексов мер антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок и их классификации. Практическое разрешение выявленных проблем состоит в сформировавшейся общественной потребности комплексного подхода к устранению причинно-следственной связи преступности в войсках, включающей в себя в качестве промежуточного звена условия: признания взаимообусловленности биологического и социального в личности военнослужащего; рассмотрения научной взаимосвязи «военнослужащий — преступление»; признания основой предлагаемой системы учения о «свободе воли», в силу которого военнослужащий способен осознавать как происходящие вокруг него явления, события, процессы, так и свои собственные действия, а обладая волевыми качествами, также способен не только руководить своими собственными поступками, но и оказывать активное воздействие на те явления, события и процессы, с которыми он сталкивается в специфических воинских правоотношениях; определения изменяющихся криминогенных угроз воинскому правопорядку на основе анализа состояния преступности в Вооруженных Силах; признания антикриминогенного воздействия механизмом реализации системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка посредством осуществления антикриминогенной деятельности соответствующих субъектов, научного и законодательного закрепления этого термина; разработки комплексов мер антикриминогенного воздействия и их классификации. Учитывая изложенное, предлагается рассмотреть возможность обоснования некоторых новых подходов развития системы предупреждения преступности военнослужащих: определить воинский правопорядок, образуемый системой общественных отношений, складывающейся в войсках на основе норм общего и военного законодательства, уставов, приказов командиров и начальников как основной криминолого-правовой фактор криминологической концепции развития системы предупреждения преступности в войсках, обладающий антикриминогенным потенциалом, способный снизить уровень преступности военнослужащих при осуществлении антикриминогенного воздействия на него соответствующих субъектов; обосновать возможность построения «автономной» криминологической концепции развития системы предупреждения преступности военнослужащих со структурообразующим элементом в виде системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка, поскольку воинский правопорядок создает наиболее благоприятные условия для обеспечения предупреждения преступности военнослужащих, т. к. Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы представляют собой относительно самостоятельную закрытую общность, функционирующую на единой правовой основе, имеют единые материально-техническую базу и порядок деятельности, общую цель, объединены воинской дисциплиной; сформировать криминологическую концепцию развития системы предупреждения преступности в войсках, которая представляет собой комплекс идей, принципов, норм права и порядка их правоприменения, оптимально и эффективно обеспечивающих определенное социально приемлемое состояние воинского правопорядка. Такое состояние воинского правопорядка должно быть обеспечено совокупностью криминологических знаний о комплексе криминогенных факторов преступности в войсках, факторах, обеспечивающих воинский правопорядок, обладающий антикриминогенным потенциалом; антикриминогенными возможностями соответствующих субъектов, т. е. взаимодействующими между собой объектами и субъектами. Структурообразующим элементом такой концепции может стать система антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка, механизмом реализации которой является антикриминогенное воздействие соответствующих субъектов, чем обеспечивается надежное функционирование социально-правовых институтов, способных создать гарантии безопасности воинского правопорядка от преступлений, совершаемых военнослужащими. Основу такого воздействия может составлять антикриминогенная деятельность соответствующих субъектов; ввести в оборот понятие «антикриминогенное воздействие» как механизм реализации системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка — совокупности необходимых юридически значимых мер, закономерно и неизбежно приводящих к предупреждению преступлений (общественно опасных деяний) военнослужащих и «антикриминогенной деятельности» как основы антикриминогенного воздействия — совокупности юридически значимых действий по применению соответствующими субъектами правовых, управленческих средств и мер антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок, совершаемых соответствующими субъектами с дозволенной степенью усмотрения, служащих достижению целей криминологической концепции развития системы предупреждения преступности военнослужащих; предложить определение «системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка» как комплексного антикриминогенного воздействия субъектов: органов государственной власти, военного управления, военной прокуратуры, военных следственных органов, военной полиции, безопасности в войсках, военных судов и общественности на специфические воинские правоотношения посредством выявления, формирования и совершенствования антикриминогенного потенциала воинского правопорядка; реализации комплексов взаимосвязанных социально-экономических, организационных, управленческих, правовых (уголовных, уголовно-процессуальных, криминологических, уголовно-исполнительных и криминалистических), воспитательных средств и мер в процессе антикриминогенной деятельности соответствующих субъектов; обосновать содержание теоретической модели системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка: нормотворческое обеспечение — комплекс мероприятий по разработке и введению в действие законодательных и иных нормативных актов, регулирующих антикриминогенное обеспечение защиты воинского правопорядка от преступлений, совершаемых военнослужащими; координационное обеспечение, которое представляет собой определение приоритетных направлений координации военными прокурорами антикриминогенной деятельности правоохранительных органов в войсках и органов военного управления; организационное обеспечение, создающее условия для обеспечения антикриминогенной защиты воинского правопорядка со стороны соответствующих субъектов, наделенных полномочиями и обладающих соответствующими гарантиями их деятельности; кадровое обеспечение, представляющее собой изменение организационно-штатной структуры органов военного управления и правоохранительных органов в войсках при реализации системы антикриминогенного воинского правопорядка в пределах существующей численности; воспитательное обеспечение, формирующее систему устойчивых антикриминогенных качеств каждого военнослужащего; информационное обеспечение, которое предполагает развитие соответствующих идей и политики государства, постоянное изучение сведений о криминогенных угрозах воинскому правопорядку и способах защиты от них, создание соответствующих учетных баз данных; научное и методическое обеспечение антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок с учетом индивидуальных характеристик военнослужащих и предполагаемых угроз преступности в войсках; имплементировать в разработанную криминологическую концепцию развития системы предупреждения преступности военнослужащих следующие теоретические аспекты исследованного противодействия правонарушениям военнослужащих в вооруженных силах зарубежных государств: комплексное понятие делинквентности; превентивное разрешение криминогенных ситуаций в воинских коллективах; формирование ненасильственных установок и навыков у военнослужащих; идеологическое и материальное стимулирование оздоровления семейного образа жизни военнослужащих; комплексное правовое информирование о способах предупреждения отдельных преступлений военнослужащих и их профилактике; рекомендации средствам массовой информации по сокращению пропаганды криминогенных факторов в войсках; проведение военно-научных криминологических исследований; подготовка и воплощение федеральных целевых программ предупреждения преступности военнослужащих; определить направления реализации теоретической модели системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка, которыми могут стать: выявление антикриминогенных факторов воинского правопорядка; выявление и анализ особенностей противоправного поведения военнослужащих; воздействие на предкриминальные явления, представляющие начальную форму правонарушений и преступлений; удержание военнослужащих с неустойчивым поведением от противоправных деяний; пресечение преступлений и правонарушений, обеспечение неотвратимости справедливой ответственности правонарушителя; исправление в воинском коллективе военнослужащих, совершивших правонарушения; изучение антикриминогенного сознания военнослужащих; формирование антикриминогенной активности средствами антикриминогенного воздействия; формирование правового актива, обеспечение его знаниями и навыками, необходимыми для осуществления антикриминогенной деятельности; ресурсное обеспечение антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок; предложить комплексы мер антикриминогенного воздействия, включающие: меры, воздействующие на обстоятельства, которые определяют форму и содержание криминогенной установки военнослужащего; меры, воздействующие на обстоятельства, явившиеся источником формирования криминогенной установки; меры, воздействующие на обстоятельства, способствующие действию источников формирования криминогенной установки; меры, воздействующие на обстоятельства, способствующие превращению криминогенной установки в преступное намерение; меры, воздействующие на обстоятельства, способствующие реализации криминогенного намерения военнослужащего в общественно опасное действие; на основе проведенного анализа антикриминогенных установок и ценностных ориентаций военнослужащих в современных условиях, объема их антикриминогенных знаний, а также влияния дефектов антикриминогенного сознания военнослужащих на их преступное поведение в воинском коллективе обосновать криминологическую характеристику антикриминогенного сознания военнослужащих как антикриминогенного фактора поведения, включающую познавательный, оценочный, регулятивный уровни; предложить новую криминологическую характеристику современных качеств личности военнослужащего-правонарушителя как совокупность антикриминогенных качеств и знаний, характеризующих поведение военнослужащего в военно-служебных отношениях; выявить особенности антикриминогенной деятельности органов военного управления, правоохранительных органов в войсках и участия в ней военных судов как основы антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок, обеспечивающего функции военной организации государства по достижению целей предупреждения преступности военнослужащих; обосновать возрастание роли правовой работы органов военного управления как основы нормативно-правового обеспечения совершенствования антикриминогенной деятельности органа военного управления в условиях реформирования и модернизации сил, средств обороны и безопасности, заключающейся в применении норм военного права органами военного управления в конкретной криминогенной ситуации: использовании антикриминогенных средств и мер в целях успешного решения задач боевой подготовки, защиты прав и законных интересов военнослужащих, военной организации государства, предупреждения преступлений и иных правонарушений в войсках; возрастающей потребности правового обучения и воспитания военнослужащих всех категорий, совершенствования правовой подготовки курсантов и слушателей высших военных учебных заведений как составной части их управленческой подготовки; предложить основным направлением практической реализации криминологической концепции предупреждения преступности в войсках закрепление в нормах российского законодательства новых антикриминогенных полномочий органов военного управления и правоохранительных органов в войсках, выработанных на основе научного обобщения опыта антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка и практики его реализации, включающих разработку Федеральной целевой программы развития системы предупреждения преступности в Вооруженных Силах, Положения о критериях оценки эффективности антикриминогенной деятельности органов военной прокуратуры; внесение изменений в УПК РФ с целью установления обязанности суда, прокурора, следователя, органа дознания при установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, формировать комплекс мер антикриминогенного воздействия; внесение дополнений в Устав внутренней службы и Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, которые соответственно дополнить положениями, в которых предусмотреть общие обязанности командиров (начальников) по руководству антикриминогенной деятельностью во вверенных воинских частях (подразделениях); обязанности лиц суточного наряда немедленно пресекать преступления и грубые дисциплинарные проступки, совершенные военнослужащими подразделения, а также поощрение военнослужащих за пресечение противоправных действий как проявление активной жизненной позиции и, напротив, общественное осуждение, дисциплинарное наказание за недонесение по команде, за пассивное созерцание явных противоправных действий.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *