О современных проблемах, общественных потребностях и новых подходах к развитию системы предупреждения преступности военнослужащих

(Шестак В. А.) («Российский следователь», 2013, N 4)

О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЯХ И НОВЫХ ПОДХОДАХ К РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ <*>

В. А. ШЕСТАК

——————————— <*> Shestak V. A. On contemporary problems, social needs and new approaches to development of the system of prevention of crime of military men.

Шестак Виктор Анатольевич, заместитель начальника пресс-службы организационного управления Главной военной прокуратуры, кандидат юридических наук.

В статье автор предлагает определение системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка, а также ряд мер, направленных на предупреждение преступности среди военнослужащих.

Ключевые слова: предупреждение преступности, военнослужащий, антикриминогенное обеспечение воинского правопорядка.

The author of the article proposes the definition of the system of anticriminogenic ensuring of military legal order, and also a number of measures aimed at prevention of crime among military men.

Key words: prevention of crime, military man, anticriminogenic protection of military legal order.

Теория предупреждения преступности предполагает, что объектом предупреждения является именно преступность — человеческая деятельность, квалифицируемая обществом как преступная <1>. Но воздействие на преступность может иметь как непосредственный, так и опосредованный характер <2>. Поэтому, помимо воздействия на непосредственный объект, для изменения преступности необходимо влияние на связанные с нею явления. К таким явлениям обычно относят экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, которые обусловливают состояние и динамику преступности. Степень связи с преступностью вышеперечисленных факторов может быть различной. Познание ее с помощью криминологического анализа <3> определяет масштабы системы предупреждения преступности, ее эффективность. Также теория предупреждения преступности предполагает наличие системы мер ее реализации: во-первых, как совокупности социально-экономических, идеологических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих, правовых мероприятий <4>; во-вторых, мер индивидуального предупреждения <5>. ——————————— <1> Ожегов С. И. Словарь русского языка. 14-е изд. М., 1983. С. 462. <2> См., например: Иншаков С. М. Системное воздействие на преступность в вооруженных силах России: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М.: Изд-во НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре России, 1997; Новые криминальные реалии и реагирование на них / Под ред. А. И. Долговой. М.: Рос. криминолог. ассоц., 2005. <3> См. подробнее: Батов В. И., Ратинов А. Р. О системно-структурном анализе субъекта преступления. М., 1975. С. 85 — 89; Пономарев Д. А. Актуальные формы противодействия современным формам преступности: девиантолог. и криминолог. анализ. М.: Экон-Информ, 2005. <4> См., например: Крупнов И. В. Социально-психологические аспекты криминальной агрессии в воинском коллективе: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. <5> См., например: Лунеев В. В. Индивидуальная профилактика преступлений с учетом их мотивации // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 47. М., 1988. С. 162 — 164; Теоретические основы предупреждения преступности. М.: Юрид. лит., 1977.

Состояние указанной теории таково, что понятие системы в данном случае применимо лишь с натяжкой. Прежняя система социального предупреждения, эффективность которой была в свое время признана мировым сообществом, практически разрушена в конце 80 — 90-х гг. XX в. А образовавшийся вакуум пока не восполнен новыми организационными и правовыми мерами. Поэтому в лучшем случае можно говорить о том, что предупреждение преступности в настоящее время представляет собой не более чем систему с нарушенными взаимодействиями. Вместе с тем нельзя отрицать теоретический постулат: предупреждение преступности — это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности <6>. ——————————— <6> См. подробнее: Жалинский А. Э. Современное криминологическое мышление и предупреждение преступности // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 47. М., 1988. С. 98 — 100.

Современными проблемами развития системы предупреждения преступности военнослужащих являются: отсутствие в военном праве и криминологии единой научной позиции по поводу сущности таких понятий, как «причина», «условие», «следствие»; отсутствие единого научного подхода к соотношению таких научных категорий, как «биологическое» и «социальное», отрыв от рассмотрения взаимосвязи «военнослужащий — преступление»; наличие позиции: неспособность военнослужащего, совершившего преступление, самостоятельно определить причины своего противоправного деяния, исключает возможность эффективного антикриминогенного воздействия; отсутствие на законодательном уровне понимания сути криминогенных угроз воинскому правопорядку; невостребованность рассматриваемой системы в уголовно-процессуальной сфере (при наличии ее востребованности в военном праве), отсутствие механизма ее реализации, а также попытки его ограничения рамками исследования только обстоятельств, способствовавших совершению военнослужащим конкретного преступления; отсутствие разработанных комплексов мер антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок и их классификации. Практическое разрешение выявленных проблем состоит в сформировавшейся общественной потребности комплексного подхода к устранению причинно-следственной связи преступности в войсках, включающей в себя в качестве промежуточного звена условия: признания взаимообусловленности биологического и социального в личности военнослужащего; рассмотрения научной взаимосвязи «военнослужащий — преступление»; признания основой предлагаемой системы учения о «свободе воли», в силу которого военнослужащий способен осознавать как происходящие вокруг него явления, события, процессы, так и свои собственные действия, а обладая волевыми качествами, также способен не только руководить своими собственными поступками, но и оказывать активное воздействие на те явления, события и процессы, с которыми он сталкивается в специфических воинских правоотношениях; определения изменяющихся криминогенных угроз воинскому правопорядку на основе анализа состояния преступности в Вооруженных Силах; признания антикриминогенного воздействия механизмом реализации системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка посредством осуществления антикриминогенной деятельности соответствующих субъектов, научного и законодательного закрепления этого термина; разработки комплексов мер антикриминогенного воздействия и их классификации. Учитывая изложенное, предлагается рассмотреть возможность обоснования некоторых новых подходов развития системы предупреждения преступности военнослужащих: определить воинский правопорядок, образуемый системой общественных отношений, складывающейся в войсках на основе норм общего и военного законодательства, уставов, приказов командиров и начальников как основной криминолого-правовой фактор криминологической концепции развития системы предупреждения преступности в войсках, обладающий антикриминогенным потенциалом, способный снизить уровень преступности военнослужащих при осуществлении антикриминогенного воздействия на него соответствующих субъектов; обосновать возможность построения «автономной» криминологической концепции развития системы предупреждения преступности военнослужащих со структурообразующим элементом в виде системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка, поскольку воинский правопорядок создает наиболее благоприятные условия для обеспечения предупреждения преступности военнослужащих, т. к. Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы представляют собой относительно самостоятельную закрытую общность, функционирующую на единой правовой основе, имеют единые материально-техническую базу и порядок деятельности, общую цель, объединены воинской дисциплиной; сформировать криминологическую концепцию развития системы предупреждения преступности в войсках, которая представляет собой комплекс идей, принципов, норм права и порядка их правоприменения, оптимально и эффективно обеспечивающих определенное социально приемлемое состояние воинского правопорядка. Такое состояние воинского правопорядка должно быть обеспечено совокупностью криминологических знаний о комплексе криминогенных факторов преступности в войсках, факторах, обеспечивающих воинский правопорядок, обладающий антикриминогенным потенциалом; антикриминогенными возможностями соответствующих субъектов, т. е. взаимодействующими между собой объектами и субъектами. Структурообразующим элементом такой концепции может стать система антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка, механизмом реализации которой является антикриминогенное воздействие соответствующих субъектов, чем обеспечивается надежное функционирование социально-правовых институтов, способных создать гарантии безопасности воинского правопорядка от преступлений, совершаемых военнослужащими. Основу такого воздействия может составлять антикриминогенная деятельность соответствующих субъектов; ввести в оборот понятие «антикриминогенное воздействие» как механизм реализации системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка — совокупности необходимых юридически значимых мер, закономерно и неизбежно приводящих к предупреждению преступлений (общественно опасных деяний) военнослужащих и «антикриминогенной деятельности» как основы антикриминогенного воздействия — совокупности юридически значимых действий по применению соответствующими субъектами правовых, управленческих средств и мер антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок, совершаемых соответствующими субъектами с дозволенной степенью усмотрения, служащих достижению целей криминологической концепции развития системы предупреждения преступности военнослужащих; предложить определение «системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка» как комплексного антикриминогенного воздействия субъектов: органов государственной власти, военного управления, военной прокуратуры, военных следственных органов, военной полиции, безопасности в войсках, военных судов и общественности на специфические воинские правоотношения посредством выявления, формирования и совершенствования антикриминогенного потенциала воинского правопорядка; реализации комплексов взаимосвязанных социально-экономических, организационных, управленческих, правовых (уголовных, уголовно-процессуальных, криминологических, уголовно-исполнительных и криминалистических), воспитательных средств и мер в процессе антикриминогенной деятельности соответствующих субъектов; обосновать содержание теоретической модели системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка: нормотворческое обеспечение — комплекс мероприятий по разработке и введению в действие законодательных и иных нормативных актов, регулирующих антикриминогенное обеспечение защиты воинского правопорядка от преступлений, совершаемых военнослужащими; координационное обеспечение, которое представляет собой определение приоритетных направлений координации военными прокурорами антикриминогенной деятельности правоохранительных органов в войсках и органов военного управления; организационное обеспечение, создающее условия для обеспечения антикриминогенной защиты воинского правопорядка со стороны соответствующих субъектов, наделенных полномочиями и обладающих соответствующими гарантиями их деятельности; кадровое обеспечение, представляющее собой изменение организационно-штатной структуры органов военного управления и правоохранительных органов в войсках при реализации системы антикриминогенного воинского правопорядка в пределах существующей численности; воспитательное обеспечение, формирующее систему устойчивых антикриминогенных качеств каждого военнослужащего; информационное обеспечение, которое предполагает развитие соответствующих идей и политики государства, постоянное изучение сведений о криминогенных угрозах воинскому правопорядку и способах защиты от них, создание соответствующих учетных баз данных; научное и методическое обеспечение антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок с учетом индивидуальных характеристик военнослужащих и предполагаемых угроз преступности в войсках; имплементировать в разработанную криминологическую концепцию развития системы предупреждения преступности военнослужащих следующие теоретические аспекты исследованного противодействия правонарушениям военнослужащих в вооруженных силах зарубежных государств: комплексное понятие делинквентности; превентивное разрешение криминогенных ситуаций в воинских коллективах; формирование ненасильственных установок и навыков у военнослужащих; идеологическое и материальное стимулирование оздоровления семейного образа жизни военнослужащих; комплексное правовое информирование о способах предупреждения отдельных преступлений военнослужащих и их профилактике; рекомендации средствам массовой информации по сокращению пропаганды криминогенных факторов в войсках; проведение военно-научных криминологических исследований; подготовка и воплощение федеральных целевых программ предупреждения преступности военнослужащих; определить направления реализации теоретической модели системы антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка, которыми могут стать: выявление антикриминогенных факторов воинского правопорядка; выявление и анализ особенностей противоправного поведения военнослужащих; воздействие на предкриминальные явления, представляющие начальную форму правонарушений и преступлений; удержание военнослужащих с неустойчивым поведением от противоправных деяний; пресечение преступлений и правонарушений, обеспечение неотвратимости справедливой ответственности правонарушителя; исправление в воинском коллективе военнослужащих, совершивших правонарушения; изучение антикриминогенного сознания военнослужащих; формирование антикриминогенной активности средствами антикриминогенного воздействия; формирование правового актива, обеспечение его знаниями и навыками, необходимыми для осуществления антикриминогенной деятельности; ресурсное обеспечение антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок; предложить комплексы мер антикриминогенного воздействия, включающие: меры, воздействующие на обстоятельства, которые определяют форму и содержание криминогенной установки военнослужащего; меры, воздействующие на обстоятельства, явившиеся источником формирования криминогенной установки; меры, воздействующие на обстоятельства, способствующие действию источников формирования криминогенной установки; меры, воздействующие на обстоятельства, способствующие превращению криминогенной установки в преступное намерение; меры, воздействующие на обстоятельства, способствующие реализации криминогенного намерения военнослужащего в общественно опасное действие; на основе проведенного анализа антикриминогенных установок и ценностных ориентаций военнослужащих в современных условиях, объема их антикриминогенных знаний, а также влияния дефектов антикриминогенного сознания военнослужащих на их преступное поведение в воинском коллективе обосновать криминологическую характеристику антикриминогенного сознания военнослужащих как антикриминогенного фактора поведения, включающую познавательный, оценочный, регулятивный уровни; предложить новую криминологическую характеристику современных качеств личности военнослужащего-правонарушителя как совокупность антикриминогенных качеств и знаний, характеризующих поведение военнослужащего в военно-служебных отношениях; выявить особенности антикриминогенной деятельности органов военного управления, правоохранительных органов в войсках и участия в ней военных судов как основы антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок, обеспечивающего функции военной организации государства по достижению целей предупреждения преступности военнослужащих; обосновать возрастание роли правовой работы органов военного управления как основы нормативно-правового обеспечения совершенствования антикриминогенной деятельности органа военного управления в условиях реформирования и модернизации сил, средств обороны и безопасности, заключающейся в применении норм военного права органами военного управления в конкретной криминогенной ситуации: использовании антикриминогенных средств и мер в целях успешного решения задач боевой подготовки, защиты прав и законных интересов военнослужащих, военной организации государства, предупреждения преступлений и иных правонарушений в войсках; возрастающей потребности правового обучения и воспитания военнослужащих всех категорий, совершенствования правовой подготовки курсантов и слушателей высших военных учебных заведений как составной части их управленческой подготовки; предложить основным направлением практической реализации криминологической концепции предупреждения преступности в войсках закрепление в нормах российского законодательства новых антикриминогенных полномочий органов военного управления и правоохранительных органов в войсках, выработанных на основе научного обобщения опыта антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка и практики его реализации, включающих разработку Федеральной целевой программы развития системы предупреждения преступности в Вооруженных Силах, Положения о критериях оценки эффективности антикриминогенной деятельности органов военной прокуратуры; внесение изменений в УПК РФ с целью установления обязанности суда, прокурора, следователя, органа дознания при установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, формировать комплекс мер антикриминогенного воздействия; внесение дополнений в Устав внутренней службы и Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, которые соответственно дополнить положениями, в которых предусмотреть общие обязанности командиров (начальников) по руководству антикриминогенной деятельностью во вверенных воинских частях (подразделениях); обязанности лиц суточного наряда немедленно пресекать преступления и грубые дисциплинарные проступки, совершенные военнослужащими подразделения, а также поощрение военнослужащих за пресечение противоправных действий как проявление активной жизненной позиции и, напротив, общественное осуждение, дисциплинарное наказание за недонесение по команде, за пассивное созерцание явных противоправных действий.

——————————————————————