Некоторые аспекты общесоциального направления в предупреждении преступлений (на примере Чеченской Республики)
(Исаев М. Х.) («Российский следователь», 2011, N 18)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕСОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) <*>
М. Х. ИСАЕВ
——————————— <*> Isaev M. Kh. Certain aspects of general social direction in prevention of crimes (as exemplified by the Chechen Republic).
Исаев Муслим Хасанбекович, начальник отдела МВД России по Шаройскому району, соискатель ФГУ «ВНИИ МВД России».
В статье дана характеристика общесоциального предупреждения преступлений как отдельного специфического направления в системе предупреждения преступности, отличного от иных направлений как по объекту, целям и средствам воздействия, так и области их применения. Освещен ряд предпринимаемых в Чеченской Республике общесоциальных мер, содержащих высокий антикриминогенный потенциал, раскрыт механизм их действия.
Ключевые слова: преступность, общесоциальное предупреждение, нелегальная миграция, сфера, программа, мероприятие.
The article gives characteristics of general social prevention of crimes as a separate special direction in the system of prevention of criminality different from other directions both by object, purposes and means of impact and the sphere of application thereof. The author describes a number of general social measures taken in the Chechen Republic and containing anti-criminogenic potential, reveals the mechanism of action thereof.
Key words: criminality, general social prevention, illegal migration, sphere, program, measure.
Корни преступности всегда кроются в негативных общественных явлениях, социальных, политических, экономических и духовных проблемах, присущих конкретному обществу. Поэтому наиболее эффективными в плане уменьшения числа совершаемых преступлений в долгосрочной перспективе являются меры, направленные на укрепление экономики, обеспечение населения рабочими местами, социальные программы повышения жизненного уровня, формирования в обществе позитивного нравственного климата, подавление связанных с преступностью явлений, таких как пьянство и наркомания, бродяжничество, бедность, нелегальная миграция, межнациональные и прочие конфликты. Конечно, в отношении многих перечисленных явлений (например, безработицы и злоупотребления спиртным) не может идти речи об их полной ликвидации. Однако целенаправленные меры, предпринятые государством и обществом, могут значительно сократить их негативное воздействие: так, хорошая организация и финансирование служб занятости позволяют не только уменьшить безработицу, но и улучшить жизненный уровень вынужденно безработных, удержать их от моральной деградации и обращения к незаконным средствам получения дохода; грамотная организация антиалкогольной пропаганды и обеспечение доступа молодежи к не связанным с выпивкой формам досуга (спорт, творчество, политическая деятельность) могут привести к значительному уменьшению потребления алкоголя наиболее подверженной его негативным эффектам группой — молодежью и несовершеннолетними. В целом общая (социальная) профилактика преступности (нередко наряду с термином «предупреждение» также используется термин «профилактика», причем некоторые авторы пытаются развести их значения. Нельзя не согласиться с мнением В. Н. Кудрявцева и В. Э. Эминова, что данные понятия по смыслу идентичны <1>, поэтому в дальнейшем изложении они используются как взаимозаменяющие) направлена на обеспечение достойного существования человека в обществе, на создание условий для достижения нормальных потребностей (в жилье, материальном достатке, работе, досуге и отдыхе) законными средствами. ——————————— <1> См.: Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Э. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 267.
Разработку и реализацию мер общего предупреждения ведут все органы государства с привлечением специалистов разных областей: экономистов, социологов, политиков, управленцев, психологов и т. д. Криминологи также участвуют в этом процессе, предоставляя аналитические обзоры статистических данных, прогнозируя результативность предлагаемых мер с точки зрения их воздействия на преступность и осуществляя криминологическую экспертизу нормативных актов и социально-экономических программ. Предупреждение преступности общесоциальными средствами, обозначаемое для краткости как общесоциальное предупреждение, осуществляется через всю совокупность крупномасштабных мероприятий, обеспечивающих прогрессивное развитие общества, отношений людей в экономической, политической, духовной, семейно-бытовой и других сферах. Эти мероприятия преследуют гораздо более широкие цели, чем борьба с преступностью, и последнее далеко не всегда выделяется при разработке и реализации этих мероприятий. Но как бы «попутно» они ограничивают поле для возникновения, развития и действия криминогенных процессов и явлений, возможности возникновения криминальных ситуаций и перехода членов общества на преступный путь. Тем самым подрубается самый корень преступности, пресекается или ослабляется в конечном счете действие общих причин и условий возникновения преступности, отдельных ее видов и конкретных преступлений. Иными словами, прогрессивное развитие экономики, политической ситуации, духовного и культурного уровня, традиций уважения прав и интересов других людей, требований законности и правопорядка в повседневном поведении и есть реализация антикриминогенного потенциала общества. Остается незыблемым тезис об определяющем, базисном характере подсистемы общесоциального предупреждения в ряду всех мер упреждающего противодействия преступности. Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова. Например, в сфере экономики — это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределение собственности, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений. В сфере политической — это становление и развитие новой российской государственности, упрочение демократии и начал федерализма; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально-негативным явлениям и процессам в условиях многопартийности. В сфере социальной (в узком смысле этого слова) большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований, устранение резкого социального расслоения общества, поддержки малоимущих граждан, укрепление семейных устоев, обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения, ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т. п. Что касается духовной сферы жизни, то нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интенсивно ее продуцирует. Если общество в целом, государство, его структуры, а также отдельные люди руководствуются идеями добра и справедливости, живут по законам нравственности, то они могут успешно противостоять криминогенному прессу экономической разрухи, социальных бедствий, других криминогенных факторов базисного характера. Общесоциальное предупреждение действует и в правовой сфере. Это, например, совершенствование законодательства, не прямо нацеленного на предупреждение преступности, а имеющего предметом правовое регулирование разнообразных общественных отношений иного характера (трудовых, семейных и т. д.), которые, будучи нормативно неупорядоченными, могут играть криминогенную роль. Таким образом, меры общесоциального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности. Многоаспектный, комплексный характер предупреждения преступности наиболее ярко проявляется именно на общесоциальном уровне. При этом сильной стороной общесоциального предупреждения является взаимосвязь различных по содержанию мер (экономических, социальных, культурно-воспитательных, правовых и др.), а также способность на основе взаимного дополнения (поддержки, обогащения) не просто суммировать эффект антикриминогенного воздействия, а придавать ему новое, несравненно более высокое в смысле результативности качество. Основная ударная сила общесоциального предупреждения направлена на причины, условия, иные детерминанты преступности во всем их многообразии, включая «причины причин». Особо следует подчеркнуть, что в целях создания эффективной системы предупреждения преступности важное место следует отводить общерегиональным мерам профилактики. Общерегиональный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность республики, общества, их институтов в социальной жизни, в духовной сфере и т. д. В этом случае профилактический эффект достигается благодаря успешному проведению социально-экономической политики в целом. Необходимо рассмотреть механизм общесоциального предупреждения преступности в регионе на некоторых примерах. Концепция обеспечения национальной безопасности обоснованно связывает приоритетные направления с устранением деформаций в структуре российской экономики, преодолением спада производства, поддержкой отраслей, являющихся основой расширенного воспроизводства и обеспечения занятости населения. Это, в свою очередь, требует стимулирования капитальных вложений, разработки и внедрения современных технологий, разработки и осуществления целевых программ сбережения ресурсов и экономического подъема депрессивных регионов и т. д. Например, в целях выведения Чеченской Республики из числа дотационных и превращения ее в субъект Российской Федерации, способный самостоятельно обеспечить благосостояние и высокое качество жизни населения, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 537 (с изменениями от 25 декабря 2008 г. N 1030) утверждена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 — 2011 годы», которая предполагает также восстановление и строительство объектов, находящихся в республиканской собственности. Целями реализации стратегических задач, заложенных в Программу, являются: — обеспечение комплексного развития экономики Чеченской Республики; — создание условий для развития отраслей материального производства и социальной сферы; — снижение остроты проблемы занятости трудоспособного населения; — повышение реальных доходов граждан; — интеграция республики в российское экономическое пространство; — увеличение вдвое количества рабочих мест (создание около 100 тыс. рабочих мест в стройиндустрии, аграрном секторе, легкой и пищевой промышленности, сфере услуг, здравоохранении, образовании) и объема промышленного производства в республике; — снижение дотационности ЧР на 25% (на момент принятия Программы этот показатель составлял 95%); — рост объема налоговых поступлений более чем в 2 раза, частных инвестиций — в 10 раз. Общий объем финансирования Программы на 2008 — 2011 годы составил 120437,85 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 110784,38 млн. руб., бюджета Чеченской Республики — 3905,84 млн. руб., внебюджетных источников — 5747,63 млн. руб. <2>. ——————————— <2> См.: Комплексный анализ оперативной обстановки на территории Чеченской Республики и результатов оперативно-служебной деятельности МВД по Чеченской Республике за 12 месяцев 2009 года // Грозный, Штаб МВД по ЧР. 2009.
Чеченская Республика на условиях софинансирования принимала участие в реализации федеральных целевых программ: «Модернизация транспортной системы», «Электронная Россия», «Культура России» (2006 — 2010 годы), «Жилище» 2005 — 2010 гг., «Социальное развитие села до 2010 года». На территории республики осуществляется реализация 4 приоритетных национальных проектов: «Развитие АПК», «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» представлен подпрограммами: — «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающей улучшение жилищных условий 404 молодых семей, в рамках которой утверждена республиканская целевая программа «Развитие в Чеченской Республике системы ипотечного жилищного кредитования», создано ГУП «Агентство ипотечного жилищного кредитования Чеченской Республики»; — «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», предполагающей осуществление мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда; — «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», согласно которой в сводный республиканский список на получение сертификатов на приобретение жилья включены 179 семей; — «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». Также в бюджете Чеченской Республики предусмотрены расходы на софинансирование 5 подпрограмм, утвержденных Правительством Чеченской Республики, которые входят в Федеральную целевую программу «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007 — 2011 годы»: «Сахарный диабет в Чеченской Республике», «Восстановление и дальнейшее развитие онкологической службы в ЧР», «Неотложные меры по предупреждению распространения в ЧР ВИЧ-СПИД», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Чеченской Республике», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту». В соответствии с Республиканской целевой программой «Социально-экономические развитие ЧР на 2008 — 2011 годы» и программой «Инновационное развитие ЧР на 2009 — 2012 годы» Внешэкономбанк РФ и ОАО «Чеченагрохолдинг» заключили кредитное соглашение о финансировании банком инвестиционного проекта «Создание агропромышленного комплекса Чеченской Республики» общей стоимостью 6,8 млрд. руб. Реализация проекта рассчитана на 10 лет, в течение которых в республике планируется создать более 180 объектов сельскохозяйственного назначения и инфраструктуры <3>. ——————————— <3> Там же.
Антикриминогенное воздействие этих мероприятий будет осуществляться по цепочке: сохранение и создание новых рабочих мест — сокращение безработицы и расширение возможностей трудоустройства выпускников образовательных учреждений — сокращение так называемой вынужденной преступности, мотивация которой связана с удовлетворением элементарных жизненных потребностей; снижение бытовой преступности, мотивационно обусловленной настроениями безнадежности; ограничение преступных форм социального протеста (массовые беспорядки и т. д.). Проведение в жизнь названных мероприятий существенно сократит и возможности криминальной среды по втягиванию в нее «резервов» из числа лиц, не имеющих достаточных доходов. Другая цепочка: наведение порядка в регулировании использования государственной и муниципальной собственности, активизация государственного контроля — сокращение экономической и должностной преступности, преступных нарушений интересов службы коммерческих и некоммерческих организаций; ограничение возможностей «отмывания» преступно нажитых средств и иного имущества; уменьшение возможностей использования криминального насилия в конкурентной борьбе и т. д. Очевиден профилактический эффект общесоциальных мероприятий, направленных на определение прожиточного минимума в соответствии с реалиями. Аналогичный антикриминогенный эффект дают мероприятия по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, пособий, пенсий. С этой целью при Правительстве Чеченской Республики еще в 2005 г. создан и функционирует Координационный совет по контролю за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы (распоряжение Правительства Чеченской Республики от 22 июня 2005 г. N 269-р). По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике, в январе 2011 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника в республике (по крупным и средним организациям) возросла по отношению к АППГ на 106,0% и составила 12994,4 руб. В 2010 г. в Чеченской Республике начато строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 1 млн. т нефти в год. Срок строительства завода — 4 года. Сооружение завода потребует создания до 2 тыс. временных рабочих мест, а его функционирование — до 1 тыс. постоянных рабочих мест. Деятельность завода будет приносить в бюджет республики до 1,5 млрд. руб. в год. В настоящее время инвестиционные проекты Чеченской Республики включают: строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 4 млн. т нефти в год на сумму 25,74 млрд. руб., создание производства автомобилей и автомобильных компонентов на сумму 12 млрд. руб., восстановление и развитие садоводства на сумму 1,6 млрд. руб., строительство стекольного завода на сумму 718,4 млн. руб., строительство консервного завода в г. Грозный на сумму 865,4 млн. руб., строительство каскада гидроэлектростанций на р. Аргун на сумму 86,06 млрд. руб. Общий объем инвестиций, необходимых для реализации инвестиционных проектов Чеченской Республики, составляет 149140,4 млрд. руб. Реализация данных проектов позволит создать в республике около 21,5 тыс. рабочих мест <4>. ——————————— <4> Там же.
Опосредованную, но существенную роль в рассматриваемом аспекте играют воспитательные и организационные мероприятия по созданию условий для полной, беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями политических и личных прав, свобод, законных интересов. Эти мероприятия, рассчитанные на создание и поддержание в обществе атмосферы стабильности и гражданской активности, стимулируют в конечном счете доверие населения к власти и готовность поддержать ее усилия по охране законности и правопорядка. Соответственно расширяются возможности сотрудничества правоохранительных органов с гражданами в предупреждении, пресечении, раскрытии преступлений. Таким образом, весь круг крупномасштабных мероприятий по осуществлению экономического, политического, социального реформирования общества составляет основу общесоциального предупреждения преступности.
——————————————————————