О необходимости закрепления нормы-принципа социальной функции права собственности в законодательстве РФ

(Подгаевский А. О.) («Нотариус», 2011, N 4) Текст документа

О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОРМЫ-ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ <*>

А. О. ПОДГАЕВСКИЙ

——————————— <*> Podgaevskij A. O. On the necessity of consolidation of norm-principle of social function of ownership right in the legislation of the RF.

Подгаевский Антон Олегович, аспирант юридического факультета Ставропольского государственного университета, кафедра гражданского права и процесса.

В статье дается определение принципов права, описывается назначение норм-принципов и их функциональная роль в законодательстве России. Подчеркивается важность закрепления всех фактических принципов. На основе этого предлагается закрепить принцип социальной функции права собственности на конституционном уровне и в преамбуле закона, регулирующего отношения собственности.

Ключевые слова: частная собственность, принцип права, социальная функция права собственности, законодательство.

In item giving definition of principles of right, describing assignation norm-principles and functional part of them in legislation of Russia. Underlining importance of attaching all factual principles. That foundation get reason to put forward principle social function right of property on constitutional level and in preamble of law which regulate property relation.

Key words: private property, principle of right, social function right of property, legislation.

В переводе с латинского слово «принцип» означает основу, начало. Он — системообразующий, ценностный компонент в духовно-нравственных, политических, экономических, правовых и иных структурах социальной жизни. Как важнейшая научная категория принципы представляют собой единство двух стержневых моментов: во-первых, они являются фундаментальными основами системы научного знания в форме методологии, теорий, концепций и т. д., а во-вторых, проявляются в реальной жизни человека, в природе и обществе <1>. ——————————— <1> Байниязова З. С. Основные принципы российской правовой системы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 10.

В области юриспруденции принципам уделяется в целом достаточно внимания применительно к праву, законности, правопорядку, правовой системе, правотворчеству, судопроизводству и т. д. Проблема же принципов законодательства ни в общей теории права, ни в отраслевых науках не получила должного освещения. Это объясняется во многом тем, что их зачастую смешивают с принципами права, так как последние находят свое непосредственное выражение в действующем законодательстве, объективно отражают различные тенденции его развития и одновременно представляют собой волевой акт государства, продукт сознательного творчества законодателя. Поэтому они — результат единства объективного и субъективного <2>. Наука не «придумывает», а «открывает» заложенные в праве принципы, показывает их роль, значение и функционирование» <3>. Следовательно, можно говорить о двоякой природе и принципов законодательства. С одной стороны, они объективированы влиянием на них принципов права и в определенной мере повторяют их, а с другой — субъективированы волеизъявлением законодательного органа. Законодательству присущи исключительно свои принципы, отличающие их от правовых. Рассмотрим эти составляющие. ——————————— <2> Захаров А. Л. Межотраслевые принципы права. Самара, 2005. С. 11. <3> Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права. Саратов, 2004. С. 97.

Принципы права — основополагающие идеи, пронизывающие как само право, так и законодательство, в соответствии с которым и разрабатываются его собственные принципы. Принципы права берут свое начало из правовых идей, зарождающихся в общественном сознании, представлений о собственности, власти, управлении, государственном устройстве и т. д. Принципы правосознания, закрепленные в праве и обязательные к исполнению, становятся правовыми принципами, ибо без нормативного воплощения правовой идеи нет речи и о принципах права. «Идеи, не получившие закрепления в законе, остаются началами правосознания, научными выводами, представляют замысел нормы-принципа (суждение для себя), а не правовую норму (суждение для всех)» <4>. ——————————— <4> Громов Н. А., Николайченко В. В. Принципы уголовного процесса, их понятие и система // Государство и право. 1997. N 7. С. 33.

Принципы права оказывают непосредственное воздействие на общее состояние законодательства, и это закономерно. Качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы правовые принципы <5>, насколько точно законодательство воспроизводит их. И здесь весьма важная роль отводится юридической технологии законотворческого процесса, правилам и процедуре его организации. ——————————— <5> Зажицкий В. И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. N 11. С. 92.

Характерными свойствами правовых принципов являются их нормативность, системность, универсальность, верховенство по отношению к другим правовым предписаниям <6>, применение при восполнении пробелов в праве. ——————————— <6> Захаров А. Л. Указ. соч. С. 31.

Нормы-принципы служат своеобразными ориентирами совершенствования и системы права, и системы законодательства, выступают в качестве нормативной основы разрешения юридических казусов и как важнейшее условие правильного правоприменения в соответствии с прямым действием Конституции РФ <7>. ——————————— <7> Байтин М. И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). 2-е изд., доп. М., 2005. С. 243.

Кроме того, нормативность принципов права обязывает соответствующие субъекты (правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы) руководствоваться ими в своей деятельности. По справедливому замечанию А. Л. Захарова, необходимо стремиться к наиболее полному и точному отражению принципов права в законодательстве. То, что ныне действующее законодательство содержит перечень и описание не всех принципов права, является его недостатком <8>. ——————————— <8> Захаров А. Л. Указ. соч. С. 40.

Общие принципы относятся к праву в целом и распространяются на все его отрасли. Они тесно связаны с естественно-правовыми представлениями о праве и подразделяются на нравственные и организационные. Содержание нравственных принципов современного российского права составляют естественные законы свободы, равенства, справедливости, достоинства человека и т. д., которые, будучи закрепленными в Конституции РФ, обладают в высшей степени нормативной обобщенностью, предопределяют содержание конституционных прав граждан и носят универсальный характер. Когда же принимается законодательное решение по вопросам, прямо не указанным в Конституции, законодательный орган обязан руководствоваться общими принципами права <9>. ——————————— <9> Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 75.

К сожалению, Конституция РФ не содержит определения общепризнанных принципов права. Нет ни одного официального юридического документа, который бы содержал перечень таких принципов. А ведь именно они выступают в качестве общеобязательных требований, юридических императивов, которыми должны руководствоваться все субъекты правовых отношений. Такие принципы призваны обеспечить эффективность и качество правотворчества, правореализации и систематизации в правовой системе любого общества <10>. Общеправовые принципы определяют формирование и развитие других принципов права. ——————————— <10> Фролов С. Е. Принципы права (вопросы теории и методологии): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 18.

Свойство универсальности правовых принципов выражается в их единстве и всеобщности. Все принципы права по своей сути детерминированы одним нравственным началом — идеей благополучия и самостоятельности личности. Эта цель не может быть достигнута воплощением в праве какого-то одного принципа (к примеру, равенства), а только нормативной природой их определенной совокупности. Всеобщность правовых принципов проявляется в том, что они распространяют свое действие на все структурные элементы правовой системы, включая само право, законодательство, правотворчество, правоприменительную практику и т. д. Верховенство принципов права проявляется в их приоритете по отношению к другим правовым предписаниям. Нормы-принципы как генеральные установления определяют общие закономерности урегулирования общественных отношений, в соответствии с которыми нормы-правила поведения реализуют эти задачи. Они не могут противоречить нормам-принципам, изменять или дополнять заложенную в них программу. Нормы-принципы — своеобразные вехи, по которым развивается и функционирует все законодательство. Нормы-принципы оказывают существенное влияние на формирование правовых норм, правосознание людей, которые в своей повседневной жизни руководствуются определенными правовыми принципами, идеями, аксиомами и т. д., это во-первых. Во-вторых, принципы права в определенных случаях могут использоваться в качестве источника права, и прежде всего при наличии в нем пробелов <11>. ——————————— <11> Ведяхин В. М., Ревина С. Н. Принципы правового регулирования рыночных отношений. Самара, 2005. С. 101.

Отсутствие законодательного оформления системы правовых принципов затрудняет их использование на практике, порождает неоднозначное толкование. Правовые принципы выступают своеобразным критерием качественной оценки законодательного акта с точки зрения его соответствия праву в целом. Такое соответствие достигается посредством собственных принципов законодательства (прогнозирования, научной обоснованности, федерализма и т. д.), которые представляют собой определенную совокупность технико-юридических требований, предъявляемых к отдельно взятому нормативно-правовому акту, его структуре или системе законодательства в целом. К числу таких требований можно отнести: конкретность правового регулирования определенных общественных отношений; логическую последовательность изложения нормативных предписаний, имеющихся в правовом акте; ясность, простоту и доступность языка нормативно-правовых актов; наличие единых технических приемов законотворчества; отсутствие внутренних противоречий, двусмысленности и дублирования положений нормативно-правовых актов; их строгую соподчиненность и т. д. <12>. ——————————— <12> Власенко Н. А. Законодательная технология. Теория. Опыт. Правила. Иркутск, 2001.

Принципы законодательства способствуют подготовке и принятию наиболее совершенных, целесообразных по форме и структуре нормативных актов, позволяющих адекватно регламентировать ту или иную сферу общественных отношений. Формирование некоторых из них во многом зависит от правовой политики государства, особенностей и специфики решаемых ими задач. Политический фактор имеет здесь весьма важное значение и определяет приоритетность конкретных принципов законодательства в правореализационном механизме. В отличие от правовых принципов принципы законодательства в большей степени подвержены влиянию со стороны законодателя, его усмотрению при их формировании. Преобразования в общественных отношениях невозможны без соответствующего реформирования законодательства, принятия нормативно-правовых актов, отвечающих потребностям развития общества. Новая система законодательства базируется уже на тех принципах, которые позволяют ему точно и полно охватить происходящие процессы. Что касается принципов современного российского законодательства, то они сформулированы с учетом особенностей построения рыночных отношений, новой национальной политики Российского государства, его федеративного устройства и реформ в области управления. Сегодня происходит стремительное формирование одних отраслей законодательства и обновление других. Вводятся новые принципы регулирования различных сфер государственной и общественной жизни. Реконструируется весь нормативно-правовой массив. Вместе с тем система законодательства не должна сводиться к простой сумме составляющих ее элементов, ибо тогда пропадает ее целостность. Для нее должны быть характерны единые цели и принципы, общие термины и понятия, способы обеспечения внутрисистемных правовых связей, критерии выделения ее составных частей, официальная классификация правовых актов <13>. ——————————— <13> Тихомиров Ю. А. О системе российского законодательства // Конституция и закон: стабильность и динамизм. М., 1999. С. 104 — 105.

Принципы российского законодательства должны учитывать, помимо прочего, федеративный характер его построения, особенности регионального правотворчества и практику правоприменения. Их цель — гармонизировать законодательство субъектов Федерации с федеральным законодательством. Для этого необходимо: — четкое определение объема законодательного регулирования по линии субъектов Российской Федерации с учетом динамики общественных отношений; — активное использование законодательными органами субъектов РФ права законодательной инициативы на федеральном уровне; — согласование программ законодательной деятельности; — одобрение Советом Федерации модельных законодательных актов для субъектов Российской Федерации; — систематический обмен правовой информацией <14>. ——————————— <14> Тихомиров Ю. А. Там же. С. 110.

От их качественного содержания и четкого изложения зависит гарантированность правильно выстроенного соотношения внутреннего и внешнего законодательства, грамотного трансформирования международного права во внутригосударственную систему права. Различают три формы такого взаимодействия: прямую, опосредованную и смешанную. При прямой — нормы заключенного и ратифицированного договора непосредственно обретают силу внутригосударственного закона. При опосредованной — необходимо принятие особого закона, трансформирующего международную норму во внутригосударственную. Смешанная объединяет элементы двух предыдущих форм <15>. ——————————— <15> Кулапов В. Л. Теория государства и права: Учеб. пособие. Саратов, 2005. С. 230.

Если принципы права составляют содержательную сторону принципов законодательства, то их техническая оснащенность обусловлена правилами законодательной техники, среди которых можно выделить следующие: а) доступность норм права для понимания, их ясность, отсутствие излишней сложности; б) четкость формулировок; в) использование юридических конструкций в соответствии с определенными правилами; г) точное использование названий государственных органов и организаций, наименований встречающихся нормативных актов в соответствии с официальными; д) терминологическая унификация и т. п. <16>. ——————————— <16> Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М., 1998. С. 253 — 254.

Принципы законодательства оказывают непосредственное влияние на структурное содержание правовых актов, соответствующее расположение нормативного материала в них. Посредством принципов законодательства реализуются правовые принципы, и в этом проявляется их единство и взаимосвязь. Более того, они определяют общую направленность и тенденции развития всего правового массива; служат основой объединения отдельных норм в единую систему; восполняют пробелы в праве; выступают дополнительным критерием для дифференциации отраслей права <17>. ——————————— <17> Захаров А. Л. Указ. соч. С. 46.

Таким образом, принципы законодательства — это исходные технико-юридические начала построения как отдельно взятого нормативно-правового акта, так и системы российского законодательства в целом, посредством которых осуществляется ее эффективное функционирование, обеспечивается наиболее полное и точное отражение в ней требований правовых принципов <18>. ——————————— <18> Сенякин И. Н. Понятие и сущность принципов российского законодательства // URL: www. sgu. ru/files/nodes/9640/08.pdf.

В данной работе предлагается закрепить принцип социальной функции права собственности на конституционном уровне в следующем виде. Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и границы ее действия с целью обеспечить ее социальную функцию. Социальная функция права собственности ограничивает его содержание в соответствии с законом. Данный принцип должен стимулировать внедрение в реальные правоотношения собственности концепции и схемы, в виде правовых надстроек, улучшающие правовую реальность, что существенно повысит качество процедур регистрации прав собственности. Также необходимо отражать данный принцип в преамбуле законов о собственности, в частности в преамбуле Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», одновременно с концепцией принципа: — восполнение пробелов в праве отношений собственности; — однозначное толкование судебных прецедентов; — качественная оценка издаваемого нормативного акта в отношении прав собственности; — отражение социальной политики государства. Пункт 1 ст. 7 Конституции РФ называет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обычно в теории под социальным государством понимается такое государство, в котором власть ограничена необходимостью подчинения правам человека и гражданина и установленный государственно-правовой порядок обеспечивает всеобщую свободу, формальное равенство и господство права. Такое ограничение властных начал государства означает недопустимость удовлетворения социально-экономических прав одних членов общества в ущерб политической, экономической и духовной свободе других. Противоречия, возникающие между различными социальными группами, разрешаются, как правило, не с помощью государственного принуждения, а путем социальных компромиссов и достижения консенсуса. Учет интересов больших групп населения обусловливает необходимость социализации законодательства, конструирования его таким образом, чтобы целые слои общества, отдельные категории граждан чувствовали свою защищенность со стороны государства. Данный процесс, по-видимому, и является процессом социализации права. С другой стороны, социализация права — это реакция законодателя на новые возникшие социальные отношения, требующие правового регулирования, принятие законодательного акта, учитывающего баланс интересов. Законодательство должно следовать интересам граждан, реакция государства должна быть своевременной и социально обоснованной <19>. ——————————— <19> Тимофеева С. В. Социализация жилищного права: проблемы выбора приоритетов // Военно-юридический журнал. 2007. N 5; СПС «КонсультантПлюс».

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *