Административный контроль и надзор за обеспечением транспортной (морской) безопасности в морских портах

(Скрынник А. М.) («Административное право и процесс», 2012, N 2) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ (МОРСКОЙ) БЕЗОПАСНОСТИ В МОРСКИХ ПОРТАХ

А. М. СКРЫННИК

Скрынник Анатолий Михайлович, начальник отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, доцент кафедры теории и истории права и государства юридического института Северо-Кавказской академии государственной службы, кандидат экономических наук.

Проведен краткий анализ осуществления в настоящее время административного надзора за обеспечением транспортной (морской) безопасности в морских портах России.

Ключевые слова: транспортная безопасность, морская безопасность, транспортная (морская) безопасность, государственный (административный) контроль (надзор), морской порт, капитан порта, служба морской безопасности, обеспечение транспортной (морской) безопасности.

Administrative control and supervision over ensuring transport and (sea) security in sea ports A. M. Skry’nnik

In article the short analysis of realization administrative supervision of maintenance of transport (sea) safety in seaports of Russia is carried out now.

Key words: transport safety, sea safety, transport (sea) safety, the state (administrative) control (supervision), seaport, the captain of port, service of sea safety, maintenance of transport (sea) safety.

В условиях проходящей экономической реформы в Российской Федерации (далее — РФ), связанной с морехозяйственной деятельностью, особое место отводится мерам по совершенствованию государственного управления в сфере торгового мореплавания, контроля <1> (надзора) за обеспечением безопасности мореплавания и порядка в морском порту, в том числе за обеспечением транспортной (морской) безопасности. Существенное внимание уделяется повышению статуса и определению полномочий капитана морского порта и возглавляемой им инспекции государственного портового контроля и службы (отдела) морской безопасности, а также органам государственного транспортного надзора. ——————————— <1> Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 27.07.2001 N 1387) // Сб-к док-в МО РФ и ВМФ, изд. ГУНиО МО РФ. СПб., 2002.

С момента распада СССР, появления новых угроз и вызовов (морской терроризм, пиратство), создания единого надзорного органа на транспорте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <2> (далее — Ространснадзор) система административного контроля (надзора) в области торгового мореплавания в целом и в сфере обеспечения транспортной (морской) безопасности в частности в морских портах до сих пор не получила должного нормативно-правового закрепления. Об этом свидетельствуют публикации заинтересованных ученых и практиков <3>. ——————————— <2> Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» (в ред. Постановления Правительства от 15.06.2010 N 438). <3> См.: Иванов Г. Г. О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации // Транспортное право. 2010. N 2. С. 10 — 16; Дмитриев С. Н. Проблемы организации государственного контроля и надзора в морских портах // Транспортное право. 2009. N 4. С. 10 — 16; Зрилова Е. А. Капитан порта — власть не государева, а это противоречит действующему законодательству и международным договорам. URL: http://www. webagro. net; Капитан порта в системе государственного управления морским портом. См.: Legalcentre. ru; Образование территориальных органов государственного надзора на морском транспорте. URL: http://www. transbez. com/info/sail/gosnadzor. html.

С учетом вышеизложенного мы остановимся на существующей проблеме нормативно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности за обеспечением транспортной и морской безопасности в пределах территории и акватории морских портов и разграничения зон ответственности капитана морского порта и органов Ространснадзора. Для этого необходимо уяснить, что следует понимать под транспортной и морской безопасностью, что следует понимать под контрольной и надзорной деятельностью и кто и как осуществляет (должен осуществлять) контроль и надзор за обеспечением транспортной и морской безопасности в пределах территории и акватории морских портов. Во-первых, Постановлением Правительства РФ N 324 «морская безопасность» определяется как постоянно поддерживаемое состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз и негативных воздействий, связанных с морским судоходством <4>. Функция по осуществлению обеспечения морской безопасности в морском порту вменена начальникам администраций морских портов — капитанам морских портов (через службу (отдел) морской безопасности <5>) и созданные в администрациях морских торговых портов комиссии по морской безопасности. ——————————— <4> Постановление Правительства РФ от 2000 г. N 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» // «КонсультантПлюс». <5> Приказ Минтранса России от 29.04.1999 N 24 «О совершенствовании деятельности морских администраций портов» // «КонсультантПлюс».

Хочется отметить, что Постановлением Правительства РФ N 324 правовое определение понятия «морская безопасность» дается узко, применительно к безопасности морского судоходства, а не деятельности морского транспорта в целом. Выполнение задач по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, в части государственного регулирования, управления и контроля с 2006 г. вменено Министерству транспорта РФ. В настоящее время основным актом, регулирующим деятельность по обеспечению транспортной безопасности в РФ, является Федеральный закон «О транспортной безопасности». Правовое определение понятия «транспортная безопасность» дается применительно к деятельности всего транспортного комплекса России, в том числе морского транспорта, но в нем отсутствует понятие «морская безопасность». На несовершенство и двусмысленность толкования норм принятого в 2007 г. ФЗ-16 указывают ученые и практики <6>. ——————————— <6> См.: Дудышкин Б. Н. Подходы к проекту Государственной концепции обеспечения безопасности на транспорте // Транспортная безопасность и технологии. 2009. N 3. С. 31 — 33; Дудышкин Б. Н. К вопросу о Федеральном законе «О транспортной безопасности» (в кругу заблуждений) // Транспортная безопасность и технологии. 2010. N 3. С. 26 — 29; Войтенко В. Не только против терроризма // Гудок. 09.06.2010.

С учетом вышеизложенного возникает вопрос, что же понимать под категорией «морская безопасность» и категорией «транспортная безопасность»? Различны, тождественны эти понятия или нет? Правовое определение понятия «морская безопасность», установленное Постановлением Правительства Российской Федерации N 324, отличается от правового определения понятия «транспортная безопасность», закрепленного в ФЗ N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и определяемого как «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства». Но общим для этих нормативно закрепленных правовых категорий является защита: от «актов незаконного вмешательства» и «угроз и негативных воздействий, связанных с морским судоходством». Понятие «акт незаконного вмешательства» раскрыто в ст. 1 ФЗ N 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Это противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. В Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. <7> указывается на то, что обеспечение морской безопасности и антитеррористической защищенности достигается путем полного оснащения морских портов и портовых средств современными инновационными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (охраны). То есть под транспортной безопасностью в Транспортной стратегии понимается исключительно функция охраны. ——————————— <7> Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 1734-р «Об утверждении Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года» // «КонсультантПлюс».

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в ФЗ N 16-ФЗ под транспортной безопасностью в настоящее время понимается исключительно безопасность антитеррористическая, т. е. социальная. По каким-то причинам Законом игнорируются еще два вида угроз — природного и техногенного характера. В то же время не стоит игнорировать ни одну составляющую транспортной безопасности, государство должно обеспечивать комплексную (системную) защиту от всех видов угроз, и в первую очередь — методом правового регулирования. В настоящее время распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» <8> основными угрозами безопасности населения на транспорте определены угрозы совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности; угрозы техногенного и природного характера. Основными способами противодействия угрозам являются предупреждение актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности; пресечение актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности; предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Как видно, в указанном распоряжении Правительства учтены и другие виды угроз безопасности населения на транспорте и предусмотрено принятие обеспечительных мер по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, раздельно. ——————————— <8> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1285-р «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» // «КонсультантПлюс».

Следует заметить, что зарубежные законодатели предпочитают принимать законы и иные нормативные акты, касающиеся обеспечения транспортной безопасности, по видам транспорта. Такие акты приняты в США — отдельно, в области национальной и морской безопасности, в области безопасности движения, в области авиации и в области железнодорожного транспорта <9>. Международный опыт следует тщательно изучать и любые эффективные наработки оперативно внедрять. ——————————— <9> URL: http://www. securpress. ru.

Исходя из толкования п. 5 и 11 ст. 1 «О транспортной безопасности», в настоящее время под обеспечением транспортной безопасности следует понимать все виды транспорта (за исключением трубопроводного). В любом случае нецелесообразно ограничивать определение транспортной безопасности исключительно в пространстве угроз актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. Кроме этого, нужно прийти к единообразному пониманию транспортной безопасности применительно к морскому транспорту (и других видов транспорта) с тем, чтобы исключить синхронное использование в нормативных правовых актах внешне схожих понятий, таких, как «безопасность на транспорте», «безопасность транспортного комплекса», «безопасность на морском транспорте», «безопасность морской деятельности», «безопасность мореплавания», «безопасность морского судоходства», «морская безопасность» и т. п. Как пример можно привести распоряжение руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (далее — Росморречфлот) от 2009 г. N АД-150-р, которым было утверждено Положение об управлении транспортной безопасности. Пунктом 6.1.12 Положения определено, что управление занимается вопросами подготовки специалистов в области транспортной и морской безопасности. Этим пунктом ставится различие в понятиях транспортной и морской безопасности. В Постановлении Правительства РФ от 2010 г. «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» говорится о нормативных технических актах по обеспечению безопасности на морском транспорте. Становится понятным, что нормативно-правовую и нормативно-техническую базу применительно к транспортной и морской безопасности следует привести к единообразному употреблению терминов, предварительно разъяснив, что понимать под каждым из них. Исходя из вышеизложенного, несмотря на некоторые противоречия, все же следует говорить о тождественности понятий «транспортная безопасность» (родовой объект) и «морская безопасность» (видовой объект). С учетом проведенного краткого анализа российской нормативной правовой базы необходимо ввести в научный оборот объединенный термин «транспортная (морская) безопасность» для конкретизации при разработке правовых норм по противодействию угрозам совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, угрозам техногенного и природного характера, угрозам пиратства в контексте всего спектра экономической деятельности на морском транспорте применительно к жизненно важным интересам личности, общества и государства. Транспортная (морская) безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз и негативных воздействий, связанных с морским судоходством, состояние защищенности объектов морской транспортной инфраструктуры и морских судов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической и пиратской направленности, а также от угроз природного и техногенного характера. Исходя из международных договоров РФ в сфере безопасности морского судоходства обеспечение транспортной (морской) безопасности составляет необходимое условие участия России в мировой системе морехозяйственной деятельности. Как указывается в Стратегии национальной безопасности России до 2020 г., в сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов государственного суверенитета и национальных интересов. Согласно ст. 94 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для «обеспечения безопасности в море». Во-вторых, государственный (административный) контроль (надзор) есть одна из главных составляющих функций государственного управления. Государственный (административный) контроль (надзор) — надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями (юридическими и физическими лицами) правовых и технико-правовых норм. Государственный (административный) контроль (надзор) всегда специализирован — направлен на соблюдение специальных правил (контроль) и исполнение законодательства (надзор). На первом плане деятельности органов государственного (административного) контроля (надзора) — профилактика, предупреждение, недопущение, на втором — выявление негативных тенденций и на третьем — применение санкций к правонарушителям в виде выдачи предписаний и выполнения административных процедур. Как указывается в ФЗ N 294-ФЗ <10>, государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению (мониторингу) за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. ——————————— <10> ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // «КонсультантПлюс».

Федеральный государственный контроль (надзор) — деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории РФ. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом РФ или Правительством РФ в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом. Государственный контроль и государственный надзор — необходимая составная часть государственного управления. Эти методы деятельности органов исполнительной власти позволяют получать достоверную информацию о фактическом положении дел на проверяемом объекте, о состоянии законности и государственной дисциплины, принимать оперативные меры по устранению допущенных нарушений и выявлению причин и условий этих нарушений, привлечению виновных лиц к ответственности. В зависимости от содержания и организационно-правовых форм государственный контроль различают: 1) внешний (надведомственный) контроль, осуществляемый в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу, (например, Ространснадзор по отношению к подконтрольным объектам и субъектам транспортного комплекса). Ространснадзор применяет установленные ему полномочия в отношении подконтрольных объектов, не находящихся в прямом соподчинении с ним, независимо от формы собственности. Органы Ространснадзора вправе принимать установленные законодательством меры административного принуждения, в том числе налагать административные наказания (санкции) на юридических и физических лиц, в случае невыполнения ими требований соблюдения транспортной безопасности; 2) внутренний (внутриведомственный) контроль, применяемый в пределах системы органа исполнительной власти или иного государственного органа (например, контроль Минтрансом России подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; федеральных агентств по видам транспорта; ФГУП «УВО Минтранса РФ»). Административный надзор в данном случае имеет общие черты с функцией как внутреннего, так и внешнего контроля. Формами контроля являются: проверка, аудит, ревизия, обследование, инспектирование, лицензирование и др. — отражают сущность этой функции управления. По мнению профессора Т. Я. Хабриевой, понятия «государственный контроль» и «государственный надзор» не тождественны. Понятие государственного контроля является более широким, чем понятие государственного надзора, и имеет присущие только ему признаки. Органы, осуществляющие государственный контроль, организуют и проводят проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения обеспечения законности, но и целесообразности принимаемых решений (как правовых, так и технических норм). Более того, контрольные органы имеют право вмешиваться в хозяйственную, производственную деятельность организации, применяя в исключительных случаях ограниченный законом срок запрета ее деятельности (до устранения выявленных нарушений), а также меры административного принуждения <11>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография «Административная реформа в России. Научно-практическое пособие» (под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой) включена в информационный банк согласно публикации — КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006. —————————————————————— <11> Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. URL: http://www. taiqa. bratsk-city. ru.

Следует заметить, что профессор С. Н. Назаров понимает надзор как «суженный в сфере своего применения контроль» и предлагает рассматривать данный вид деятельности в одном юридическом значении — как надзор <12>. Данную точку зрения разделяет и профессор Д. Н. Бахрах, определяя надзор как ограниченный, суженный контроль <13>. ——————————— <12> Назаров С. Н. Надзор в правовой политике России: Монография. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2009. 303 с. С. 257. <13> Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Эксмо, 2007. С. 302.

Государственная надзорная деятельность ограничена преимущественно проверкой исполнения действующего законодательства поднадзорной организацией и включает наблюдение, проверку соблюдения определенных правовых норм, выявление и пресечение правонарушений, привлечение виновных к административной и уголовной ответственности (в соответствии с КоАП РФ и УК РФ). Исключительно надзорную деятельность осуществляют органы прокуратуры РФ. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры выполняют также контрольные (управленческие) функции по отношению к нижестоящим прокурорам (прокурорским работникам). Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено (п. 4), что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Под функциями по контролю и надзору понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными актами общеобязательных правил поведения. Функции по контролю и надзору за обеспечением транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры и транспортных средств в настоящее время возложены на Ространснадзор (далее — Ространснадзор) в лице структурного подразделения — управления транспортной безопасности (далее — УТБ) <14> и межтерриториальные управления Ространснадзора в федеральных округах <15> в лице структурных подразделений — отделов по надзору за обеспечением транспортной безопасности (далее — ОНОТБ). ——————————— <14> Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России от 30 июля 2009 г. N АК-804фс «Об утверждении Положения об управлении транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». <15> Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 29.07.2009 N АК-789фс (с изм. согласно Приказу Ространснадзора N ГК-338фс от 12 апреля 2010 г.) «Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта».

Функции по надзору за исполнением законодательства о транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в том числе за исполнением законности при осуществлении деятельности Ространснадзора, в настоящее время возложены на Генеральную прокуратуру и подчиненные ей прокуратуры (в частности, транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов). В-третьих, отдельного рассмотрения требует вопрос о природе и содержании контрольных функций, вмененных капитану морского порта. В соответствии с ФЗ N 81-ФЗ (КТМ РФ) <16> капитан морского порта наделен следующими полномочиями по контролю в морском порту (ст. 76, 79 КТМ РФ): ——————————— <16> ФЗ от 30.04.1999 N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» // «КонсультантПлюс».

— контроль за соблюдением международных договоров и национального законодательства РФ о торговом мореплавании; — контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта; — контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов; — контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта; — контроль за судами. В соответствии с ФЗ N 261-ФЗ <17> капитан морского порта (ст. 11 ФЗ N 261-ФЗ): ——————————— <17> ФЗ от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // «КонсультантПлюс».

— принимает меры по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта. В соответствии с Приказом Минтранса РФ N 156 2006 г. <18> капитан морского порта осуществляет (ст. 13): ——————————— <18> Приказ Минтранса Российской Федерации от 19.12.2006 N 156 «Об утверждении Положения о капитане морского порта» // «КонсультантПлюс».

— контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в морской порт и выхода их из морского порта; — контроль за соблюдением в морском порту международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании, распоряжений капитана морского порта, принятие мер к предупреждению и пресечению их нарушений; — процедуры контроля иностранных судов в морском порту, установленные международными договорами РФ, относящимися к торговому мореплаванию; — взаимодействие и обмен информацией с другими морскими портами по выполнению процедур контроля иностранных судов в морском порту, установленных международными договорами РФ, относящимися к торговому мореплаванию; — обеспечение информационного обмена с информационными центрами по контролю российских и иностранных судов; — осмотры и контрольные осмотры судов, находящихся в морском порту, включая проверку судовых документов, дипломов и подтверждений к дипломам, квалификационных и специальных свидетельств членов экипажей судов, льготных разрешений лиц командного состава судов, а также их соответствия фактическому состоянию судов и их экипажей; — контроль за соответствием загрузки судна правилам погрузки и перевозки грузов; — контроль за деятельностью лоцманской службы в морском порту; — контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к морскому порту и в пределах его акватории. Постановлением Правительства РФ N 324 контроль и выполнение мероприятий, направленных на защиту судов, персонала морских торговых портов и судовладельцев от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания в пределах территории и акватории морских торговых портов, возлагается на морские администрации портов, которые возглавляются капитанами морских портов. Как видно из проведенного анализа основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность капитана морского порта, ему в настоящее время вменены только контрольные функции. Отсутствие вмененных капитану морского порта надзорных функций говорит об узости и неполноте портового контроля в настоящее время. Портовый контроль, в том числе в сфере обеспечения транспортной (морской) безопасности, представляет собой один из видов государственного (административного) контроля, однако действие положений, закрепленных в ФЗ N 294-ФЗ, в силу специфики общественных отношений, возникающих в морских торговых портах, подчиненности капитана морского порта Федеральному агентству морского и речного транспорта (не наделенного полномочиями по осуществлению контрольно-надзорной деятельности), на него не распространяются. В соответствии с ФЗ N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности» <19>, капитан порта исключен из перечня органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях на морском транспорте, а также рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 28.3, 23.38 КоАП РФ). ——————————— <19> ФЗ от 27.07.2010 N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности» // «КонсультантПлюс».

В то же время Постановлением Правительства РФ в 2008 г. <20> функция по осуществлению контроля за осуществлением контроля и надзора капитанами морских портов вменена Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. ——————————— <20> Постановление Правительства РФ от 28.07.2008 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 371 и от 30.07.2004 N 398».

В-четвертых, хотелось бы отметить, что в основных законах РФ, регулирующих морехозяйственную деятельность: ФЗ N 81-ФЗ — 1999 г., ФЗ N 261-ФЗ — 2007 г., отсутствуют нормы, регламентирующие обеспечение транспортной (морской) безопасности, контрольную деятельность капитана морского порта и Ространснадзора за обеспечением транспортной (морской) безопасности. Становится понятным, что нормативную правовую базу, регламентирующую морехозяйственную деятельность и деятельность по обеспечению транспортной (морской) безопасности, применение и употребление правовых понятий (терминов): «транспортная безопасность» и «морская безопасность»; «контрольная» и «надзорная» деятельность, следует привести к единообразному употреблению, применительно к объекту правового регулирования — морскому транспорту. Необходимо также четко обозначить и разграничить контрольные функции, выполняемые администрациями морских портов (служба морской безопасности) и органами Ространснадзора (транспортными инспекторами) по контролю и надзору за обеспечением транспортной (морской) безопасности, отразив это в основополагающих морских законах, регламентирующих морехозяйственную деятельность, — ФЗ N 81-ФЗ, ФЗ N 261-ФЗ, путем внесения изменений в действующие редакции.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *