Прокурорский надзор за исполнением законодательства на транспорте

(Скрынник А.)

(«Законность», 2008, N 12)

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ТРАНСПОРТЕ

А. СКРЫННИК

Скрынник А., старший помощник Таганрогского транспортного прокурора, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридического факультета) Ростовского филиала Российской академии правосудия, кандидат экономических наук.

После принятия Положения о прокурорском надзоре в 1922 г. на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений.

С первых дней существования прокурорского надзора в СССР одной из задач было соблюдение дисциплины и правил безопасности движения на железнодорожном и водном транспорте, обеспечение сохранности перевозимых железнодорожным и водным транспортом народнохозяйственных грузов.

Еще до создания советской прокуратуры действовали военно-транспортные революционные трибуналы. После ее создания при этих трибуналах были учреждены должности военных прокуроров, подчинявшихся прокурору республики. На трибуналы, а затем на военных прокуроров возлагались функции надзора за соблюдением законности на транспорте. В конце 1923 г. военно-транспортные трибуналы (и должности военных прокуроров при них) были упразднены. Прокурорский надзор на железнодорожном и водном транспорте стали осуществлять территориальные прокуратуры.

Система организации управления транспортом не совпадала с системой административно-территориального устройства страны. В то же время росла роль транспорта в народном хозяйстве, что требовало усиления борьбы с преступлениями, которые влекли за собой крушения и аварии, а также с преступными нарушениями дисциплины труда работниками транспорта, с простоями вагонов и судов, низким качеством ремонта и эксплуатации подвижного состава и т. п.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 ноября 1930 г. «О железнодорожных линейных судах и специальных прокурорских органах», в целях усиления борьбы с преступлениями, угрожающими работе транспорта, приближения разбора дел об этих преступлениях к месту их совершения и ускорения производства по ним, были созданы специальные прокурорские органы на железнодорожном транспорте и железнодорожные линейные суды.

В прокуратурах республик, краев и областей были учреждены должности прокуроров, осуществлявших надзор по делам о преступлениях на железнодорожном транспорте. Руководство их деятельностью возлагалось непосредственно на прокуратуру Верховного Суда Союза ССР, в которой был образован отдел по транспортным делам. В обязанности прокуроров отдела входило устанавливать не только лиц, совершивших преступления, но и лиц, ответственных за общую постановку дел на конкретном участке транспорта, и при наличии вины привлекать их к строгой ответственности.

Вскоре после учреждения Прокуратуры Союза ССР (Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г.) Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 августа 1933 г. транспортная прокуратура была передана из системы народных комиссариатов юстиции союзных республик в Прокуратуру Союза ССР, где был создан отдел транспортной прокуратуры, реорганизованный затем в Главную транспортную прокуратуру.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 июня 1934 г. «Об организации водных транспортных судов и водной транспортной прокуратуры» была организована водная транспортная прокуратура, в непосредственное подчинение которой позже передали все органы водной транспортной прокуратуры. Воднотранспортные прокуратуры осуществляли надзор за соблюдением законов, определявших порядок работы морского и речного флота. Прежде всего они призваны были бороться с авариями, причинами которых, как правило, были нарушения трудовой дисциплины и правил безопасности мореплавания и судоходства. Аварии влекли за собой человеческие жертвы, поломку, а иногда и гибель судов, повреждение и утрату грузов. Задача состояла в том, чтобы оперативно и квалифицированно устанавливать причины аварий, выявлять виновных и привлекать их к ответственности.

В 1933 г. учреждена должность Главного транспортного прокурора, просуществовавшая до 1960 г.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1960 г. транспортные прокуратуры были ликвидированы. Их функции были переданы территориальным. В то же время Генеральному прокурору СССР было предоставлено право в необходимых случаях создавать на железнодорожном и водном транспорте самостоятельные прокуратуры на правах районных прокуратур с подчинением их соответствующим территориальным прокурорам.

Состояние законности на транспорте, увеличение аварийности, рост числа хищений перевозимых грузов, в особенности импортных и экспортных, вызвали необходимость воссоздания транспортных прокуратур. Такие прокуратуры были образованы Приказом Генерального прокурора СССР от 28 февраля 1977 г. Они подчинялись непосредственно прокурорам союзных республик, хотя имели статус районных прокуратур.

Деятельность транспортных прокуратур полностью себя оправдала, и Генеральный прокурор СССР Приказом от 5 ноября 1980 г. «Об организации транспортных прокуратур» создает на железнодорожном, водном и воздушном транспорте транспортные прокуратуры, действующие на правах областных. Они подчинялись по месту их расположения прокурорам соответствующих союзных республик. На них возлагалось осуществление руководства и контроля за работой уже действовавших транспортных прокуратур на правах районных. В структуре прокуратур союзных республик были образованы отделы, отвечающие за исполнение законов на транспорте. В Прокуратуре Союза ССР был также создан соответствующий отдел, преобразованный впоследствии в управление, отвечающее за исполнение законов на транспорте.

Приказом Генерального прокурора РФ от 11 ноября 1993 г. определены предмет и пределы надзора за исполнением законов транспортными прокурорами.

На органы транспортной прокуратуры в этот период возложен надзор за законностью правовых актов и исполнением законов предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами Министерства путей сообщения РФ, Департаментов морского, речного и воздушного транспорта, а по вопросам исполнения законов о безопасности движения железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта — независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Транспортные прокуратуры осуществляли расследование преступлений, совершенных на полотне железной дороги, станциях, платформах, морских и речных портах, причалах и пристанях, поездах, на морских и речных судах, воздушных судах Министерства транспорта и Министерства путей сообщения, а также преступлений, совершаемых по службе работниками предприятий, учреждений и организаций железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Органы транспортной прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов органами транспортной милиции.

С учетом создания в России Государственного таможенного комитета и отнесения его указом Президента РФ к правоохранительным органам на транспортные прокуратуры возложен также надзор за исполнением законодательства в нем.

В связи с ликвидацией линейных судов уголовные дела, расследованные органами транспортной прокуратуры и органами транспортной милиции, направляются для рассмотрения в территориальные суды в зависимости от подсудности. Государственное обвинение по этим делам поддерживают транспортные прокуроры.

Приказом Генерального прокурора РФ от 22 января 2001 г. N 2 «Об изменении организации прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах и реорганизации транспортных прокуратур» транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов, были переданы в подчинение прокурорам субъектов Федерации, на территории которых они расположены, а транспортные прокуратуры на правах областных — упразднены.

Транспорт — источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения в России организуется специализированный ведомственный транспортный надзор и контроль. В 2004 г. в ходе проведения административной реформы на базе Министерства путей сообщения и Министерства транспорта РФ было создано Министерство транспорта РФ, а в структуре Министерства транспорта — Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Она стала органом управления государственного ведомственного надзора и контроля за соблюдением действующих законов на транспорте (за исключением трубопроводного).

В 2007 г. начинают действовать пять межрегиональных транспортных прокуратур.

Федеральным законом РФ от 5 июня 2007 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в России создан Следственный комитет при прокуратуре РФ. В его системе созданы следственные управления при транспортных прокуратурах и следственные подразделения.

Проанализировав изложенное, можно сделать вывод о том, что создание органов ведомственного и надведомственного надзора и контроля за соблюдением законодательства на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте стало очередной вехой в усилении государственного надзора за соблюдением законодательства на этих видах транспорта.

Организация надзора в сфере безопасности движения подвижного состава, поездов, судоходства на внутренних водных путях, плавания морских судов, полетов воздушных судов была и остается приоритетным направлением надзорной деятельности органов транспортной прокуратуры.

Многогранность и сложность правоотношений, возникающих в процессе перевозки грузов и пассажиров, требуют от прокурорских работников транспортных прокуратур не только достаточной правовой подготовки, но и знаний в области эксплуатации транспортных средств. Этот вопрос поднимался, в частности, в статье В. Балябы «Нужны ли транспортные прокуратуры?». Размышления профессионала в области надзора на транспорте, опубликованные на пороге очередного сокращения транспортных прокуратур, актуальны и сегодня. Автор правильно предлагал все тщательно продумать и пойти при реформировании прокуратур по линии создания и объединения транспортных прокуратур, занимающихся одним направлением деятельности (зонально-предметный принцип): морской транспорт, внутренний водный транспорт, железнодорожный транспорт, воздушный.

В соответствии со ст. 43.4 Закона о прокуратуре в целях обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки работников в прокуратуре должна действовать система непрерывного обучения и повышения квалификации работников, включающая: индивидуальную и групповую учебу по специальным планам, стажировку в вышестоящих органах прокуратуры, научных и образовательных учреждениях прокуратуры, обучение в региональных учебных центрах и институтах повышения квалификации.

Повышение квалификации — служебная обязанность прокуроров и следователей.

Сейчас специализированные учебные заведения органов прокуратуры не готовят юристов со специализацией по надзорной деятельности на транспорте. Ее осуществляют, как правило, выпускники юридических вузов, не знакомые со спецификой транспорта, транспортной милиции и таможенных органов. Продвижение и переход прокурорских работников на другие направления прокурорского надзора, т. е. ротация кадров, отсутствие конкретных специализаций прокурорского надзора по видам и вызывают необходимость постоянной учебы сотрудников транспортной прокуратуры.

Представляется, в настоящее время стоит острая необходимость в создании пилотных региональных учебных центров при транспортных прокуратурах, которые в первую очередь должны заняться разработкой и переработкой имеющихся и созданием новых методических рекомендаций по организации конкретных проверок исполнения законодательства на транспорте, в таможенных органах и органах внутренних дел на транспорте, по причине быстро меняющегося российского и международного законодательства. Для этого, с нашей точки зрения, можно заключить договоры о сотрудничестве с ведущими транспортными и правоохранительными вузами.

К преподавательской деятельности наряду с учеными вузов можно привлечь как действующих работников транспортной прокуратуры, так и ветеранов из числа прокуроров-транспортников, имеющих богатый профессиональный опыт и желающих его передать.

Молодые кадры приходят в органы прокуратуры со студенческой скамьи, без подготовки по прокурорско-следственной специализации, поэтому есть резон всех вновь принимаемых в органы транспортной прокуратуры готовить для выполнения прокурорско-транспортных функций хотя бы на двухнедельных курсах.

Обучение (переобучение) в региональном центре должно осуществляться в целях повышения и углубления профессиональных знаний не только молодых специалистов со стажем работы до трех лет, но и прокурорских работников, перешедших на службу из иных правоохранительных органов или прокуратур субъектов Федерации.

Важным представляется также вопрос о координирующей роли транспортной прокуратуры в сфере надзора и борьбы с правонарушениями на транспорте в связи с созданием ведомственных надзорно-контрольных органов на транспорте (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»).

Весь комплекс рассматриваемых мер, с нашей точки зрения, должен повысить эффективность прокурорского надзора на транспорте.

——————————————————————