Конкуренция между товарными знаками

(Попиков О.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 35)

КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ТОВАРНЫМИ ЗНАКАМИ

О. ПОПИКОВ

Олег Попиков, юрист, г. Нижний Новгород.

При формировании контуров Единого экономического пространства Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан было подписано Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности <1>. ——————————— <1> Патенты и лицензии. 2011. N 8.

Статья 3 Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 09.12.2010 (далее — Соглашение) предусматривает обязательную фиксацию в национальных законодательствах положений о предоставлении на своей территории равного уровня охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в объеме, предусмотренном Соглашением, и в рамках международных обязательств сторон. Из текста Соглашения следует, что защита гарантируется не только юридическим лицам, но и результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации. Товары, маркированные товарными знаками, зарегистрированными в одном государстве, могут обращаться и на других рынках Единого экономического пространства (ЕЭП). Но появление товаров, аналогичных местным и маркированных тождественным либо сходным до степени смешения товарным знаком, зарегистрированным в другом государстве ЕЭП, может вводить потребителя в заблуждение относительно приобретаемого товара. Таким образом, использование товарного знака на рынке другого государства, где зарегистрирован сходный товарный знак, может затрагивать интересы двух групп лиц: местных потребителей и обладателей прав на местный аналог. Причем использование товарного знака, аналогичного местному товарному, необязательно свидетельствует о намерении «пришельца» конкурировать недобросовестно. Государства — участники ЕЭП обладают значительными территориями. Далеко не все внутригосударственные товарные знаки используются на всей территории государств, многие из них используются локально. На тех территориях, где местный товарный знак не используется, реализация товаров, зарегистрированных в ином государстве, не будет приводить к введению потребителей в заблуждение относительно изготовителя. Можно сделать вывод, что использование товарных знаков на территории других государств ЕЭП носит ограниченный характер. Ограничение на использование товарного знака на том или ином рынке может производиться только в случаях нарушения прав обладателей местных товарных знаков либо введения в заблуждение местных потребителей относительно места производства и изготовителя. В соответствии со ст. 6 Парижской конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 года) <2> знак, надлежащим образом зарегистрированный в какой-либо стране союза, рассматривается как независимый от знаков, зарегистрированных в других странах союза, включая страну происхождения. Таким образом, местный товарный знак может свободно использоваться на территории своего государства даже при наличии более раннего товарного знака — аналога, зарегистрированного у соседей. Вместе с этим такое использование местного товарного знака не должно вводить потребителя в заблуждение. ——————————— <2> Ведомости Верховного Совета СССР. 02.10.1968. N 40.

Необходимо рассмотреть и еще один вариант взаимодействия товарных знаков, зарегистрированных в различных государствах ЕЭП. Как указывалось выше, Соглашение допускает использование товарных знаков на территории других государств ЕЭП и обеспечивает единый уровень охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. В данных условиях на рынок одного из государств могут выйти товары, маркированные тождественными или сходными до степени смешения товарными знаками, зарегистрированные в разных государствах Единого экономического пространства. В отсутствие местного товарного знака — аналога Соглашение допускает параллельное использование товарных знаков, тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков. Быстрому, справедливому и единообразному разрешению конфликтов будет способствовать разработка принципов использования на территории ЕЭП товарных знаков, зарегистрированных в различных государствах. Соглашение предполагает необходимость заключения странами ЕЭП договора, закрепляющего единые механизмы регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров (географических указаний). В договоре целесообразно закрепить следующие принципы использования средств индивидуализации на рынке ЕЭП. 1. Товарные знаки, зарегистрированные в Российской Федерации, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан могут использоваться на территории ЕЭП. 2. Ограничение на использование товарного знака на том или ином рынке может производиться только в случаях нарушения прав обладателей местных товарных знаков либо введения потребителей в заблуждение относительно места производства и изготовителя. 3. Местный товарный знак может свободно использоваться на территории своего государства даже при наличии более раннего товарного знака — аналога, зарегистрированного на территории другого государства ЕЭП, если такое использование не вводит потребителей в заблуждение относительно места производства и изготовителя. 4. Допустимо параллельное использование товарных знаков, тождественных или сходных до степени смешения на рынке третьего государства, не имеющего местного товарного знака-аналога, если такое использование не вводит потребителей в заблуждение относительно места производства и изготовителя. Вопрос о коллизии товарных знаков может быть решен только на основе соблюдения разумного баланса интересов потребителей и правообладателей из разных государств Единого экономического пространства. Использование единых правил разрешения таких коллизий между товарными знаками, зарегистрированными в различных государствах ЕЭП, создаст надежную защиту интересов правообладателей и потребителей, а также обеспечит предсказуемость судебной и административной практики.

——————————————————————