Охрана интеллектуальной собственности в инновационной, технологической и военно-технической сферах
(Курочкина О. Л.) («Имущественные отношения в Российской Федерации», 2013, N 3)
ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРАХ
О. Л. КУРОЧКИНА
Оксана Леонидовна Курочкина, адвокат, заместитель руководителя коллегии адвокатов «Таможенный адвокат» (г. Москва).
Автором статьи анализируется процесс формирования рынка интеллектуальной собственности на территории Единого экономического пространства (ЕЭП). Рассматриваются основные факторы, препятствующие формированию рынка объектов интеллектуальной собственности в странах СНГ, специфика структуры патентообладателей в странах Таможенного союза. Отмечается необходимость создания законодательного механизма для регулирования вопросов, связанных со свободой перемещения товаров в рамках ЕЭП, принятия нормативных правовых актов для обеспечения охраны, защиты интеллектуальной собственности и инновационного развития государства в целом.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, ИС, Единое экономическое пространство, ЕЭП, патентообладатели в Таможенном союзе, рынок объектов интеллектуальной собственности.
Protection of intellectual property in innovation, technological and military-technical spheres O. L. Kurochkina
The author analyzes the process of the formation of the intellectual property market in the Common Economic Space. Main factors affecting the formation of the market of intellectual property rights in the CIS countries, the specific structure of the patent in the countries of the Customs Union. The necessity of establishing a legislative framework for regulating matters relating to freedom of movement of goods within the Common Economic Space, the adoption of regulatory legal acts for the protection of intellectual property and innovative development of the country as a whole.
Key words: intellectual property, Common Economic Space, patent holders in the Customs Union, objects of the intellectual property market.
Известно, что в настоящее время «выживаемость», и, следовательно, конкурентоспособность государства невозможны без поддержания мирового уровня научного и технического прогресса. Это означает необходимость поддержки постоянного и увеличивающегося потока нововведений (в основном технических), определяемых таким термином, как «инновации». В значительной степени такие инновации являются не чем иным, как результатами интеллектуальной деятельности. Вот почему я хочу уделить особое внимание инновациям в их связи с интеллектуальной собственностью. К сожалению, в обществе сложился определенный стереотип восприятия интеллектуальной собственности, из-за чего в большей степени законодательно регулируются вещные отношения, а относящиеся к сфере нематериальных явлений новые идеи, технологии, управленческие решения не имеют адекватных форм оценки их стоимости, экономических и социальных критериев, юридических нормативов. Это приводит к появлению пиратства в интеллектуальной сфере. Не секрет, что в настоящее время даже со стороны ряда государств широко распространен промышленный шпионаж. Именно поэтому охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности, а также пресечение недобросовестной конкуренции должны входить в число стратегических целей как бизнеса, так и государства. Развитие предпринимательства на территории Таможенного союза, создание единого экономического пространства, формирование цивилизованных рыночных отношений, а также необходимость эффективной интеграции в мировую экономику обусловливают необходимость постоянного совершенствования национального и наднационального законодательства в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности. На территории Российской Федерации в связи с созданием Единого экономического пространства (далее — ЕЭП) и Таможенного союза действуют нормативные акты, касающиеся вопросов охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности [1 — 2]. Ряд соглашений в настоящее время еще находится на стадии разработки. Проблемами охраны интеллектуальной собственности в условиях глобализации мировой торговли также занимается Всемирная торговая организация (ВТО), которая совместно с Всемирной организацией интеллектуальной собственности и другими международными организациями разработала рамочные правила, зафиксированные в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS) [3]. Основными факторами, препятствующими формированию полноценного рынка объектов интеллектуальной собственности в странах СНГ, как справедливо отмечают многие эксперты, является традиционная невосприимчивость к новшествам, характерная для большинства отраслей и сфер экономики, а также слабое вовлечение интеллектуальной собственности в экономический оборот, что проявляется в низкой инновационной активности предприятий. Здесь же можно указать на невысокий уровень мотивации бизнеса к внедрению инноваций, поскольку существующее законодательство не предусматривает для инвесторов удобные организационно-правовые формы для осуществления венчурного финансирования. Стоит также отметить невысокую степень капитализации интеллектуальной собственности и слабую ориентацию интеллектуальной деятельности на конечные результаты. Применительно к инновационным разработкам эксперты отмечают наличие тревожной тенденции к старению научных и изобретательских кадров, слабую ориентацию научных исследований и разработок на решение практических задач, нарушение в процессе проведения реформ ранее имевшихся кооперационных связей между действующими на территории Таможенного союза исследовательскими и хозяйственными структурами. Структура рынка интеллектуальной собственности характеризуется его фрагментарностью и неоднородностью. Это проявляется в ограниченном характере и относительно статичных показателях развития ряда его сегментов, связанных с инновационной деятельности, а именно запатентованных изобретений, ноу-хау, интегральных схем, сортов растений, рынка промышленных образцов. Другая важная особенность защиты прав интеллектуальной собственности на территории ЕЭП связана со спецификой структуры патентообладателей в странах Таможенного союза. Так, в отличие от развитых стран, где наиболее крупными патентообладателями являются большие компании, в странах ЕЭП обладателями запатентованных изобретений в основном являются научно-исследовательский сектор (25 — 35%), вузы (20 — 30%) и физические лица (15 — 25%). Доля предприятий составляет лишь 5 — 15 процентов. В этой тенденции явно проявляются ограниченная практическая значимость запатентованных изобретений, а также низкое качество самих патентов. Это один из важнейших факторов, препятствующих расширению инновационного рынка. Следует также отметить, что в странах Таможенного союза только среди иностранных правообладателей запатентованных изобретений превалируют крупные зарубежные компании. При этом такие объекты интеллектуальной собственности, как товарные знаки, программное обеспечение, литературные и музыкальные произведения и т. д., во всех странах ЕЭП достаточно широко вовлечены в рыночные отношения, в том числе в качестве товаров. Здесь тоже есть проблемы, среди которых можно отметить проблему существования и использования бывших «советских» товарных знаков. После развала СССР, по оценке Федеральной службы по интеллектуальной собственности, осталось около 4000 товарных знаков Советского Союза, из них для пищевых продуктов — около 70, для кондитерских изделий — около 250, для лекарственных средств — около 600 товарных знаков, остальные — промышленные товарные знаки <1>. ——————————— <1> URL: http://gtmarket. ru/news/media-advertising-marketing/2007/02/13/576.
Сегодня в национальных системах регистрации товарных знаков стран СНГ права на такие товарные знаки зарегистрированы за различными правообладателями (например, наименования советских конфет «Му-Му», «Красная Шапочка» и т. д.). В связи с этим назрела необходимость в создании законодательного механизма, который предусматривал бы возможность использования советских торговых марок их давними производителями в современных условиях, а также нормативно урегулировал вопросы, связанные со свободой перемещения товаров в рамках создаваемого Единого экономического пространства, где неукоснительно соблюдается этот принцип. Также одной из особенностей национальных инновационных рынков стран ЕЭП является их практическая изолированность от мирового и соответствующих региональных рынков. Прежде всего это обусловлено не только низкой степенью вовлеченности в мировое экономическое, научное, инновационное и информационное пространство, но и различиями в мотивации инновационной деятельности, стандартах, менеджменте, в бухгалтерском учете, финансовой отчетности и т. д. Дополнительно стоит отметить, что в едином экономическом пространстве (в частности, в процессе реформирования оборонно-промышленного комплекса, в ходе осуществления военно-технического сотрудничества) возникает много вопросов и в связи с необходимостью защиты прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, поскольку это напрямую влияет на безопасность и обороноспособность наших государств. Недостаточно полно в законодательстве разработан и правовой механизм защиты объектов промышленной собственности, экспонируемых на выставках до подачи заявок в национальное патентное ведомство. Показ новейших образцов продукции, последних изобретений, полезных моделей является одной из основных целей выставок. Это дает возможность изобретателям вести прямой маркетинг своих разработок, оценивать интерес к ним рынка, находить потенциальных покупателей. В то же время если выставляемым экспонатам не обеспечивается правовая защита путем их патентования, то раскрытие сущности изобретения создает реальную возможность его несанкционированного использования, а также может опорочить новизну и создать таким образом дополнительные помехи при дальнейшем патентовании. В мировой практике эта проблема решается с помощью так называемой «льготы по новизне» для изобретений, полезных моделей и промышленных образцов и выставочного приоритета для товарных знаков, демонстрируемых на выставках. При этом основным вопросом при установлении выставочного приоритета является определение статуса выставки. Однако в настоящее время в законодательстве отсутствует определение понятия «официальная или официально признанная международная выставка». Также не определен порядок подтверждения факта демонстрации объектов промышленной собственности на выставке, что облегчает промышленный шпионаж. В целом же развитие рынка интеллектуальной собственности в большинстве стран ЕЭП эксперты в основном оценивают как зачаточное. Основная причина этого, как уже отмечалось, — прежде всего невысокий спрос бизнеса на инновации. Как следствие — выраженные тенденции снижения патентной активности, низкая степень поддержания в силе патентов, незначительное число заявок на получение патентной защиты за рубежом, а также ограниченная доля инновационных предприятий (не более 11 — 12%) и незначительная доля инновационной продукции (до 6 — 7%) в ее общем объеме. Последние показатели в 5 — 6 и более раз уступают аналогичным показателям развитых стран. В этом контексте ограниченность рынка инноваций является одним из важнейших факторов, сдерживающих технологическое развитие современного общества и переход на инновационную модель экономического роста. В условиях активного развития процессов глобализации и построения информационного общества возрастает необходимость в применении единых международно признанных подходов к созданию, учету и использованию результатов интеллектуальной деятельности, правовой охране, коммерциализации и защите прав на них и разработке соответствующих стандартов. На пути формирования рынка интеллектуальной собственности по-прежнему сохраняется актуальность разработки и принятия пакета законодательных и иных нормативных актов, обеспечивающих эффективное и качественное правовое регулирование в интересах охраны и защиты интеллектуальной собственности, инновационного развития, повышения качества жизни, качества власти и качества закона. Формированию единообразной практики применения законодательства в сфере интеллектуальной собственности также могло бы поспособствовать формирование наднациональной судебной практики. Неизбежность перехода на инновационную модель экономического роста очевидна. Устойчивое развитие должно обеспечиваться за счет реализации высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологических секторов экономики. Резюмируя сказанное, отметим, что важнейшим условием формирования инновационной модели экономического развития в странах Таможенного союза является создание зрелого рынка интеллектуальной собственности.
Литература и информационные источники
1. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза: решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17. 2. Соглашение Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2010 года «О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности». 3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS) от 15 апреля 1994 года (г. Марракеш). 4. URL: http://gtmarket. ru/news/media-advertising-marketing/2007/02/13/576.
——————————————————————