Авторские права под охраной

(Цветков Д.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 38)

АВТОРСКИЕ ПРАВА ПОД ОХРАНОЙ

Д. ЦВЕТКОВ

Дмитрий Цветков, студент, Российская академия правосудия, г. Москва.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года — основополагающее соглашение в области международной охраны авторских прав. Именно благодаря данной Конвенции и дополнениям к ней продолжает совершенствоваться система охраны авторского права, а ее базовые принципы и права актуальны по сей день.

Как все начиналось

Первые попытки осмыслить права на нематериальные объекты приписывают еще Платону, затем римским юристам с их res incorporales (бестелесными вещами). Но ни в Античные времена, ни в Средние века не удалось достичь реализации авторско-правовой охраны произведений. Уже в Новое время, после изобретения книгопечатания, возникает система привилегий. Данные королевской властью привилегии были связаны с монопольными правомочиями на издание книг. Эта система отработана в Англии (статут Анны 1709 года), во Франции и в других европейских странах на национальном уровне. Постепенно стало очевидным, что национальная охрана и двусторонние соглашения стран в области авторского права не в полной мере эффективны. Поэтому с середины XIX века на международных дискуссиях юристы пытались унифицировать нормы об охране произведений. Международное авторское право берет свое начало именно с Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (далее — Конвенция). Одновременно с правовым аспектом возникает и институциональный — Бернский союз. Конвенция обрела компромиссный характер с учетом мнений делегатов 10 стран — Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Либерии, Гаити, Туниса, Франции и Швейцарии. После этого Конвенцию неоднократно пересматривали, а многие страны становились ее участниками. На сегодня ее участниками являются 166 государств, в том числе и Российская Федерация (с 1995 года).

Принципы соглашения

Конвенция установила ряд объектов охраны, которые и сегодня отражены в части IV ГК РФ: литературные и художественные произведения, переводы, сборники, антологии, энциклопедии, промышленные образцы и модели. Положения российского законодательства об интеллектуальной собственности сформулированы под влиянием этого международного соглашения. Конвенция устанавливает, что публикация произведения — не только правомочие автора, но и основной критерий охраноспособности объекта интеллектуальной собственности. Главные принципы Конвенции: — охрана авторского права без каких-либо формальностей; — национальный режим охраны; — национальная независимость охраны авторских прав. Они позволяют сочетать унификацию защиты авторских прав (в том числе и в виде имплементации) с суверенитетом государства в контексте дополнения Конвенции национальным законодательством об интеллектуальной собственности. Именно Конвенция впервые вводит презумпцию авторства: автором признается указанное лицо при отсутствии доказательств иного. Права разграничиваются на личные неимущественные (право авторства) и исключительные (право на воспроизведение, перевод, следование, публичное исполнение и др.). Право на публичное представление или исполнение и сообщение для всеобщего сведения представления или исполнения представляет собой основу прав, смежных с авторскими.

Будущее Конвенции

Стоит признать, что правовая политика в отношении интеллектуальной собственности в России последние 18 лет развивается именно в рамках рассматриваемой Конвенции. Как сказал А. Минков, «рано или поздно Российской Федерации придется (а впоследствии может оказаться и напрямую выгодным) установить уровень охраны, предусмотренный Бернской конвенцией, причем без каких-либо изъятий» <1>. ——————————— <1> Минков А. М. Международная охрана интеллектуальной собственности // СПб.: Питер, 2001.

Согласно ст. 19 Конвенции «положения настоящей Конвенции не препятствуют истребованию более широкой охраны, которая может предоставляться законодательством страны Союза». А в свете появления все новых телекоммуникационных возможностей человечества более широкая охрана прав авторов представляется необходимой. Важно отметить послание руководителям стран «Большой двадцатки» 2011 года, в котором Президент РФ Д. Медведев изложил План разработки изменений в Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений (новой редакции) (далее — План 2011 года). Основополагающие идеи документа: — указать контент как объект авторско-правовой охраны; — добавить в понятие «опубликование произведения» размещение в сети Интернет; — указать на электронное воспроизведение как вид воспроизведения произведения; — установить удаление контента из сети Интернет как меру защиты правообладателей; — предпринять также иные меры по изменению и дополнению Конвенции 1886 года. В развитие Конвенции и доктринальных положений Плана 2011 года представлены такие правовые меры, как создание Суда по интеллектуальным правам, принятие «антипиратского закона» (Федерального закона от 02.07.2013 N 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»), в том числе и изменения процессуального законодательства, и ряд других, вытекающих из вышеуказанных тезисов мер по реализации правовой политики в области защиты авторских прав.

——————————————————————