Конституция Европейского Союза: политико-правовая оценка проекта

(Трыканова С. А.)

(«Международное публичное и частное право», 2005, N 5)

КОНСТИТУЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА:

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

С. А. ТРЫКАНОВА

Трыканова С. А., доцент кафедры политологии Рязанского педагогического университета им. С. А. Есенина, кандидат исторических наук, сотрудник Центра Европейской политики и права РГПУ, преподаватель Академического Правового Университета при ИГП РАН.

Расширение сделало Европейский Союз более громоздким и разнородным, которому необходимо адаптироваться к условиям функционирования в составе 25 — 30 государств. Для преодоления разрыва между богатыми и бедными регионами необходимо сгладить различия в социально-экономическом развитии стран, для чего понадобятся годы и колоссальные ресурсы. В настоящее время остаются нерешенными проблемы занятости, миграции, реформы здравоохранения, социального обеспечения, пенсионной системы.

Чрезвычайно активные усилия потребуются от ЕС для того, чтобы выдержать усиливающуюся конкуренцию со стороны молодых индустриальных государств, ослабить негативные последствия глобализации. ЕС нужны новая солидарность входящих в него государств и народов, более тесное единство, подкрепляемое более действенными институтами, процедурами и механизмами.

Таким образом, Конституция для ЕС — жизненная необходимость. Это императив развития и выживания, государства-члены не могли себе позволить такую роскошь, как еще больше тянуть с ее утверждением. Они и так много потеряли в политическом плане, увлекшись спорами по согласованию изменений в учредительных договорах ЕС.

Конституция ЕС — это правовая определенность, это четкая и ясная модель будущего институционально-правового устройства, совершенно конкретная программа действий на среднесрочную перспективу. Она дает возможность всем — властным структурам государств-членов, бизнесу, политическому сообществу, гражданскому обществу, третьим странам — понять, как события в ЕС будут развиваться, в рамках какого правового режима Союз будет функционировать.

Обстоятельства заставили ЕС выработать предельно прагматичный документ. В нем закреплены правовые решения, на которые государства-члены были готовы пойти, чтобы усилить координацию, единство действий, объединение ресурсов, без умаления национального суверенитета.

По Конституции Союз получает дополнительные полномочия. Но у государств-членов их становится меньше. С одной стороны, наднациональных моментов в функционировании ЕС становится вроде бы больше. С другой — государства-члены резервируют за собой далеко идущие контрольные полномочия. Гораздо жестче, чем раньше, в Конституции закрепляется производная природа ЕС, делегированный характер компетенции, которой он наделяется.

Конституция — разумный компромисс. Она не требует от государств большего, нежели они собирались передать на наднациональный уровень сейчас, на нынешнем этапе интеграции. Она растягивает реформы на несколько достаточно длительных периодов. В полном объеме все положения Конституции заработают только в 2014 г. Вместе с тем в ней намечаются все принципиальные направления саморазвития ЕС. Закрепляются правовые решения и подходы, которые могут быть использованы в будущем.

Все страны ЕС согласились с принципом «двойного большинства», при котором решение будет считаться принятым, если его поддержат 55% стран ЕС, представляющие при этом не менее 65% населения Евросоюза. Удалось решить еще один ключевой момент, ранее вызывавший споры, о количестве членов исполнительного органа ЕС — Европейской комиссии. Если сегодня каждая из 25 стран представлена в ЕК одним еврокомиссаром, то к 2014 году их количество будет уменьшено до 18, а представительство стран будет происходить на основе ротации.

Согласно Конституции в Европейском Союзе будет усилен институт президентства. Если сегодня каждые полгода «власть» в ЕС меняется, предоставляя всем странам право на короткое президентство по очереди, то в будущем предусмотрен пост постоянно действующего президента ЕС, с избранием на 2,5 года. Однако председательство стран не упраздняется, а модифицируется таким образом, что три страны будут исполнять полномочия в течение 18 месяцев. Данное новшество позволит малым странам, особенно из числа вновь принятых, которым будет явно не под силу справляться с руководящей миссией в одиночку, работать в альянсе с двумя более крупными членами ЕС. Кроме того, у Евросоюза появится свой собственный министр иностранных дел, для того чтобы усилить влияние и вес сообщества на международной арене. Он заменит существующую должность еврокомиссара по международным связям.

Конституция ЕС — это новое качество ЕС, принципиально новый этап в его развитии. С ее помощью ЕС делает еще один, и очень весомый шаг, по пути превращения в более тесный союз европейских государств и народов, причем в отношении практически всех направлений человеческой деятельности, без каких-либо существенных изъятий. Вместе с тем она бережно сохраняет ценностные ориентиры, идеологию и традиции, присущие западноевропейской интеграции. Она закрепляет все правовые достижения ЕС. Стержнем Конституции ЕС являются правовые конструкции, обкатанные предшествующими договорами об учреждении Европейских сообществ и практикой их применения.

——————————————————————