Инновации в сфере электронного содействия проведения региональных выборов: сравнительный анализ российской практики и зарубежного опыта

(Трыканова С. А.)

(«Государственная власть и местное самоуправление», 2010, N 9)

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОГО СОДЕЙСТВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ

ПРАКТИКИ И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

С. А. ТРЫКАНОВА

Трыканова С. А., доцент кафедры конституционного и муниципального права факультета юриспруденции и политологии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

Одной из приоритетных задач модернизации организационно-правовой основы проведения выборов в РФ в Послании Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. является введение инновационных средств электронного содействия проведению выборов различного уровня.

В единый день голосования в субъектах Российской Федерации — 14 марта 2010 г. в Туле и Рязани успешно применялись различные технические средства. При проведении выборов депутатов Тульской городской Думы четвертого созыва на 220 избирательных участках были установлены комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), которые использовались в период от проведения голосования на избирательном участке до подведения итогов и установления результатов выборов. Это уже третье использование комплексов в городе Туле. Первый раз они применялись на 55 участках в 2004 г. при проведении выборов депутатов Тульской областной Думы четвертого созыва. Полномасштабно комплексы были развернуты на 211 избирательных участках в 2005 г. на выборах депутатов Тульской городской Думы и главы муниципального образования «Город Тула».

На выборах депутатов Рязанской областной Думы пятого созыва Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с Избирательной комиссией Рязанской области провела отработку технологии применения отдельных перспективных программно-технических средств. Так, один из участков был оснащен комплексом для электронного голосования (КЭГ), на втором использовался модернизированный комплекс обработки избирательных бюллетеней. Третий участок был оборудован типовыми урнами для голосования бумажными бюллетенями. В то же время на всех трех участках апробировались опытные образцы автоматизированного рабочего места участковой избирательной комиссии (АРМУИК). Основная задача АРМ — это автоматизация деятельности участковых избирательных комиссий по подготовке и передаче в вышестоящую избирательную комиссию электронных протоколов об итогах голосования. Дополнительно на этих участках использовались средства видеонаблюдения и трансляции изображения в сеть Интернет о ходе и подведении итогов голосования. Кроме того, на шести избирательных участках (на трех участках в городе Рязани и дополнительно на трех участках в Рязанской области) проводились испытания базовых элементов специализированной навигационной информационной системы с использованием технологий ГЛОНАСС для контроля за перемещением избирательной документации.

Определение эффективных мер по оптимизации использования технических мер содействия проведения выборов требует проведения компаративного анализа российской и международной практики.

Международный опыт использования интернет-голосования

Великобритания. В 2002 — 2003 гг. проводились масштабные тесты систем электронного голосования. В 2002 г. в ряде районов разрешено голосование по Интернету (с домашних компьютеров) и мобильным телефонам (посредством SMS-сообщений). Основная причина — желание привлечь к участию в выборах молодежь.

На муниципальных выборах в Ливерпуле в порядке эксперимента было разрешено голосовать через Интернет, по мобильному и обычному телефону.

Вместе с тем технология дистанционного голосования подвергается серьезной критике, основные аргументы противников — ненадежность систем дистанционного голосования и большая вероятность мошенничества.

Исследование, проведенное университетом De Montfort University, показало, что электронные методы голосования могут противоречить Закону 1998 года о правах человека, принятому в странах ЕС. Этот Закон гарантирует, в частности, тайну голосования, что, как считают исследователи, в электронных системах невозможно обеспечить. Прецедент уже создан: в Ливерпуле было возбуждено дело, связанное с нарушением прав человека при электронном голосовании.

Вместе с тем в мае 2007 г. на местных выборах в графстве Суиндон использовалась технология, которая гарантировала четкое и упорядоченное голосование и точный подсчет голосов, разработанная организацией «Эвритаун каунтс». Избиратели могли голосовать по телефону, Интернету, находясь дома, на рабочем месте, в публичных библиотеках или с любого из 300 портативных компьютеров, расположенных в 65 местах по всему району. В планы властей входит создание в 2008 г. Института электронного голосования.

Франция. С 2003 г. дистанционное голосование по Интернету используется для граждан, находящихся за границей. Фактически по Интернету голосуют не более 2% тех, кто имеет на это право.

Эстония. Электронное голосование действует с 2005 г. При введении интернет-голосования учитывался тот факт, что сетью Интернет пользуются более 63% граждан в возрасте от 25 до 40 лет. Впервые опробовано на выборах в органы местного самоуправления. «Электронная явка» составила почти 10 тыс. избирателей (всего избирателей 940 тысяч).

Наиболее крупным политическим событием, на котором применялась возможность интернет-голосования, стали выборы Парламента Эстонии в марте 2007 г. Возможностью проголосовать с помощью Интернета воспользовались 30 275 человек, т. е. чуть более 3% всех зарегистрированных избирателей.

В 2007 г. впервые среди стран — членов ОБСЕ электронное голосование использовано на выборах депутатов национального парламента и президента. Через Интернет голосовали более 30 тыс. человек — около 3% избирателей.

Планируется, что в 2009 г. голосовать на муниципальных выборах можно будет с помощью мобильного телефона.

По утверждениям организаторов выборов, вопросы безопасности голосования и идентификации участников выборов не представили серьезной технической проблемы. Были использованы наработки в сфере интернет-банкинга, который практикуется в Эстонии уже 10 лет. Что касается процедуры наблюдения за проведением интернет-голосования, то при отсутствии возможности наблюдения за голосованием индивидуального избирателя существует возможность наблюдения за процедурой на центральной системе.

Нидерланды. В 1998 г. принята программа действий в области «электронного правительства» (Electronic Government Action Program), в 1999 г. — дополнение к указанной программе «Digital Delta». В частности, предполагается с помощью Интернета превратить голосование в более простой и доступный для граждан процесс. Высокую заинтересованность в этом проявили муниципалитеты страны. Осуществляется ряд пилотных проектов. Предполагается использовать электронное и дистанционное голосование на выборах всех уровней.

Судя по электронному опросу избирателей, проведенному 1 марта 2009 г., можно констатировать его положительный результат, выразившийся в формировании устойчивого позитивного отношения к введению в отечественную электоральную практику инновационных форм волеизъявления, основанных на современных информационных технологиях, апробировании новых, эффективных форм информационно-разъяснительной работы среди избирателей.

Положительные результаты электронного опроса избирателей в Единый день голосования 1 марта 2009 г. дают все основания продолжить эксперимент по использованию сети Интернет и других форм дистанционного электронного голосования на выборах в Российской Федерации.

Приоритетными задачами дальнейшего развития дистанционного электронного голосования следует считать координацию работ по созданию концепции построения системы дистанционного электронного голосования и формализации требований к дистанционному электронному голосованию, подготовку пакета аргументированных предложений по внесению изменений в действующее избирательное законодательство (связанных с расширением понятия «голосование» и введением понятия «дистанционное электронное голосование»), разработке методических основ организации голосования граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации и находящихся на судах дальнего плавания, в труднодоступных и отдаленных местностях, имеющих проводной и беспроводной доступ к сети Интернет, в том числе с использованием средств мобильной связи, созданию и тестированию комплекса аппаратных и программных средств, совершенствованию системы информационно-аналитического сопровождения дистанционного электронного голосования, организации обучения, подготовки и переподготовки организаторов выборов и повышения правовой культуры избирателей, сертификации по нормам международных стандартов.

Проведенный компаративный анализ российской и зарубежной практики использования технических средств содействия проведению выборов позволяет сделать следующие выводы:

— приведение процесса голосования в соответствие с новыми общественными реалиями и повышение использования новых технологий в качестве средства связи и гражданской активности в целях осуществления демократии;

— сокращение со временем общих расходов избирательных органов на проведение выборов или референдумов;

— повышение оперативности и надежности при передаче результатов голосования;

— предоставление избирателям более высокого уровня услуг в целях укрепления демократии путем предложения разнообразных каналов для голосования.

Таким образом, введение инновационных средств электронного содействия проведению выборов различного уровня позволяет повысить эффективность электорального процесса.

——————————————————————