Реализация международных стандартов по обращению с осужденными в России

(Пертли В. А.)

(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2006, N 4)

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПО ОБРАЩЕНИЮ

С ОСУЖДЕННЫМИ В РОССИИ

В. А. ПЕРТЛИ

Пертли В. А., кандидат юридических наук.

Тенденции развития международного сотрудничества по вопросам борьбы с преступностью обусловлены расширением экономических, гуманитарных, культурных связей различных государств, утверждением прав человека, международно-правовых стандартов и направлены на эффективное достижение целей уголовного наказания.

В самом общем виде международные стандарты по обращению с заключенными представляют собой объединение усилий различных государств и международных неправительственных объединений в целях повышения эффективности исполнения уголовных наказаний. Проблема реализации данных международных стандартов в России на данный момент весьма актуальна, так как сегодня активно осуществляется изменение законодательства России, которое основывается на международных нормах права. Однако в условиях сложившейся обстановки реализация данных норм сильно затруднена.

В ст. 15 Конституции РФ сказано, что «общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора». УИК РФ в ст. 3 прямо определяет, что уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает международные акты, относящиеся к исполнению наказания и обращению с осужденными. В случаях противоречия между уголовно-исполнительным законодательством и ратифицированными РФ международными договорами применяются последние.

Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международных стандартов явились фундаментальной базой для разработки нового уголовно-исполнительного законодательства, обновления правительственных и ведомственных нормативных актов в области исполнения наказания. Признание и имплементация их в российском праве могут служить прочной основой гарантии соблюдения прав осужденных, законности и гуманности в правоприменительной деятельности соответствующих должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказание.

Международные стандарты по обращению с заключенными и осужденными весьма разнообразны, поэтому ограничимся упоминанием лишь основных из них: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Положение о европейских тюрьмах (1987), Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (1990), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985) и др.

В связи с вступлением России в Совет Европы ей были поставлены конкретные задачи: передать управление пенитенциарными учреждениями и надзор за исполнением наказаний в компетенцию Министерства юстиции, подписать и ратифицировать Конвенцию, отменяющую в мирное время смертную казнь, и установить мораторий на исполнение смертных приговоров (Заключение N 193 (1996) по заявке России на вступление в Совет Европы от 25 января 1996 г.). Как известно, в настоящее время такой мораторий установлен, и смертная казнь судами вообще не применяется в связи с решением Конституционного Суда РФ до принятия Закона о судах присяжных заседателей.

В свете реализации международных стандартов важными задачами на сегодняшний день являются: создание условий и порядка исполнения наказаний, обеспечивающих гуманное отношение к осужденным, соблюдение прав человека. Для этого в самое ближайшее время в УИС необходимо: совершенствовать дифференциацию условий содержания осужденных в зависимости от степени их социально-нравственной защищенности, поведения в период отбывания наказания и состояния здоровья; создать систему учреждений, обеспечивающих отбывание наказания по месту жительства осужденных; соблюдать гуманное отношение к осужденным, обеспечивать их права и интересы, приоритет стимулирования их правопослушного поведения; осуществлять подготовку осужденных к освобождению с первого дня их пребывания в учреждении; взаимоувязать УИС с системой реабилитации лиц, отбывших наказание; предусмотреть раздельное содержание осужденных за насильственные и иные преступления, положительно характеризующихся и злостно нарушающих режим; расширить гарантированный минимум благ, предоставляемый осужденным; создать систему предоставления осужденным платных бытовых, медицинских, оздоровительных и иных услуг; создать психологическую службу в учреждениях; создать рабочие места для всех осужденных, обеспечить приобретение профессий в соответствии с наклонностями и др.

Одной из наиболее актуальных задач является более углубленная дифференциация условий содержания осужденных в зависимости от степени их социально-нравственной запущенности, поведения в период отбывания наказания, состояния здоровья. Статья 9 Декларации о правах инвалидов 1975 г. указывает, что «если пребывание инвалидов в специальном учреждении является необходимым, то сфера и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и нормальной жизни лиц его или ее возраста». Аналогичная норма стандарта предлагается Декларацией в отношении умственно отсталых лиц. В указанных международно-правовых документах отсутствуют прямые рекомендации о создании специальных тюрем для данных категорий осужденных. Однако тюрьмы такого профиля с лечебным режимом имеются в Англии, Франции, Германии, Японии. В России таких специальных колоний пока нет (за исключением туберкулезных больниц). Строительство учреждений подобного рода в России на ближайшее время не планируется, хотя необходимость в таких местах заключения имеется. Актуальной является проблема создания центров классификации осужденных по примеру Англии, Германии, а также обеспечение микросоциальных условий содержания осужденных (индивидуальное питание, отдельные камеры, материально-бытовое и медико-санитарное обслуживание и пр.).

Статья 3 УИК содержит нормы, касающиеся реализации международных норм права в уголовно-исполнительном законодательстве. Часть 1 этой статьи определяет, что уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствие с экономическими и социальными возможностями. Часть 4 этой же статьи отдельно касается реализации в уголовно-исполнительном законодательстве рекомендаций (деклараций) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными, которая возможна также при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Обратим внимание на то, как нашли отражение в УИК РФ международные принципы и общие положения исполнения наказания. Это прежде всего определение задач, принципов уголовно-исполнительного законодательства, правового положения осужденных, контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказание, и т. п. Кроме общих положений и принципов УИК РФ воспроизводит и более конкретные требования и рекомендации международных норм, касающиеся, в частности, классификации осужденных, микросоциальных условий отбывания наказания, режима, труда, воспитательной работы, обучения подготовке к освобождению и т. д.

Последние законодательные изменения существенно приблизили условия содержания осужденных к международным стандартам. В частности, осужденным больным, инвалидам, беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним устанавливаются повышенные нормы питания; все осужденные могут пользоваться платными дополнительными лечебно-профилактическими и иными предоставляемыми по их желанию услугами; кормящим матерям разрешается совместное проживание с детьми; для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, ВИЧ-инфицированных осужденных — лечебно-исправительные учреждения; предусмотрены телефонные переговоры и отпуска осужденным, более широкие возможности для перевода на облегченные условия содержания, проведение свиданий за пределами колоний; ограничены максимальные сроки пребывания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и т. д.

Однако не все требования, предъявляемые международными стандартами, реализованы сегодня в российских исправительных учреждениях. Это связано с тем, что для приведения условий их деятельности в соответствие с международными стандартами необходимы определенные экономические условия, которых у нас пока нет.

Однако имеются категории международных стандартов, для внедрения которых требуется определенный период времени. В частности, это касается:

— проведения научно обоснованной классификации осужденных, выработки программ их исправления (для этого необходимо подготовить и внедрить в уголовно-исполнительную систему соответствующих специалистов);

— размещения осужденных по отдельным комнатам (камерам) или группам (для этого необходимы соответствующие материальные средства);

— надлежащего создания микросоциальных условий содержания осужденных (для этого также необходимы материальные средства);

— организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества (здесь также необходимы соответствующие материальные средства);

— обеспечения права освобождаемых на эффективную социальную и материальную поддержку после освобождения (гарантированной работой, жильем, необходимой суммой денег и т. д.);

— создания особых учреждений для инфекционных больных, инвалидов и других категорий осужденных;

— обеспечения отбывания наказания по месту жительства;

— сосредоточения управления уголовно-исполнительной системой на двух уровнях: федеральном и местном;

— строительства новых и реконструкции старых учреждений, исполняющих наказание, решения проблемы их перенасыщенности и т. д.

В общем, решение всех этих проблем практически сводится к одному — надлежащему ресурсному обеспечению уголовно-исполнительной системы, что, в свою очередь, зависит от социально-экономического состояния страны, успешного реформирования ее экономики. Да и никакая иная страна в настоящее время не может провозгласить полное соответствие их систем исполнения наказаний всем требованиям, предусмотренным международными нормами права, они в разной степени, но сталкиваются с теми же проблемами, что и наша страна.

Необходимо также более интенсивно осуществлять мероприятия по профилактике среды отбывания осужденными наказания, блокированию вредного влияния опасных преступников. У нас порой чаще заботятся о гуманных средствах воздействия на осужденных, сужая сферу применения принуждения, тогда как остается незамеченным более мощное принудительное воздействие на них лидеров отрицательных группировок, «воров в законе», «авторитетов» преступного мира. Известно, что с прибытием осужденных в учреждение они их изучают, проводят психологическую обработку путем угроз, обмана, материального авансирования и т. д. и таким образом производят их «рекрутирование» в свои ряды, прививают нравы преступного мира. Из данной ситуации можно сделать вывод: изолировать лидеров преступного мира в отдельные участки, а также переводить осужденных, имеющих положительные намерения, на отбытие наказания в помещения покомнатного типа. Пока подобное практикуется не везде.

К сожалению, пока недооценивается социально-реабилитационная помощь осужденным и освобожденным от наказания. Как известно, данная помощь связана не только с проявлением гуманизма по отношению к ним, но и с предупреждением с их стороны новых преступлений. Согласно Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными эту помощь должны оказывать специальные сотрудники-социологи, отвечающие за поддержание и улучшение отношений осужденного со своей семьей и с соответствующими общественными организациями. Кроме того, должны быть осуществлены меры, гарантирующие защиту гражданских интересов осужденных, права по социальному обеспечению и другие привилегии (ст. 61). В тюрьмах западных стран этому работнику отводится ведущее место в организации процесса реабилитации осужденных. У нас же только началась вестись работа по насыщению пенитенциарных учреждений социологами. На довольно низком уровне решаются проблемы социальной адаптации освобожденных от наказания, в частности, исправительные учреждения практически самоустранились от решения проблем трудового и бытового устройства освобожденных (ликвидированы должности старших инспекторов по трудовому и бытовому устройству освобождаемых), в редких регионах создаются центры социальной адаптации освобожденных, не вошло в практику квотирование на предприятиях рабочих мест для освобожденных, не решен вопрос о создании специальной службы, занимающейся социальной реабилитации освобожденных, и т. д.

В настоящее время остро стоит проблема реализации прав и гуманных возможностей законодательства, которыми могут пользоваться осужденные. Иначе говоря, не всем, что положено осужденным, они могут воспользоваться. Причины такого положения все в том же — экономическом кризисе в стране и недофинансировании уголовно-исполнительной системы.

Эти же причины не позволяют разрешить проблему переполненности исправительных учреждений: строить новые учреждения и реконструировать старые. В настоящее время эта проблема на государственном уровне решается через проведение амнистии осужденных. Но таким образом возможна временная «разгрузка» исправительных учреждений, а затем они вновь наполняются, так как страну захлестывает преступность. К тому же страдают принципы правосудия и нивелируется значение института амнистии. Переполненность исправительных учреждений сводит на нет многие принципы и правила, рекомендуемые международными стандартами обращения с заключенными.

Можно привести еще ряд проблем, связанных с практическим применением международных стандартов (переориентация психологии сотрудников на гуманное отношение к осужденным, преодоление ведомственной закрытости УИС, участие общественности в исправлении осужденных и др.), но их разрешение так же обусловлено наличием «необходимых экономических и социальных условий».

Совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы связано с непосредственным развитием прикладной и фундаментальной науки специальными научными центрами на постоянной основе. Приоритетными направлениями научных исследований должны быть концептуальные проблемы совершенствования уголовно-исполнительной системы. Сюда в первую очередь следует включить: создание и обновление законодательной и нормативно-правовой базы деятельности всей пенитенциарной системы; улучшение организационно-структурного построения системы исправительных учреждений; повышение форм и методов воспитательного воздействия на осужденных с учетом достижений отечественного и зарубежного опыта; повышение качества подготовки кадров, формирование у личного состава навыков выполнения поставленных задач; создание единой пенитенциарной системы России, исполняющей все предусмотренные уголовным законодательством виды наказаний; проведение научно-практических конференций по обращению с осужденными.

——————————————————————