Опыт и проблемы международного сотрудничества правоохранительных органов России в области предупреждения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

(Людкевич Ю. Н.) («Общество и право», 2008, N 2)

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Ю. Н. ЛЮДКЕВИЧ

Людкевич Юрий Николаевич, адъюнкт кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России.

Активное международное сотрудничество в области предупреждения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ призвано разрешить одно из главных противоречий, которое в настоящее время сводится к следующему: преступность становится с каждым годом интернациональней, а средства борьбы с ней преимущественно остаются национальными. В таких условиях, на наш взгляд, целью международного сотрудничества является стремление к достижению единства действий государств в лице национальных правоохранительных органов и международных организаций в предупреждении рассматриваемой преступности. Достижение обозначенной цели возможно лишь при согласовании не только основных направлений борьбы с преступностью, но и стратегии деятельности. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью прошло в своем становлении и развитии длительный и неоднозначный путь <1>, который, в свою очередь, предопределил современное состояние и тенденции данной деятельности государств и международных сообществ. Оно стало объективной необходимостью, получив хорошую научную, правовую и организационную основу. ——————————— <1> Подробно генезис международного сотрудничества в борьбе с преступностью освещен в работах следующих авторов: Валеев Р. М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976; Бородин С. В., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983; Беляева Л. И. Международный союз криминалистов и его русская группа // Совершенствование правового регулирования исполнения уголовных наказаний в условиях реформы уголовно-исполнительной системы: Труды Академии МВД РФ. М., 1997; История дипломатии. М., 1959. Т. 1; Чирикин В. А. Международное сотрудничество правоохранительных органов России по борьбе с преступностью (1861 — 1917 гг.): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1999; Цепелев В. Ф. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: Монография. М., 2001; Люблинский П. И. Международные съезды по вопросам уголовного права за десять лет (1905 — 1915). Пг., 1915; Галенская Л. Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Л., 1978.

Научно-информационное направление международного сотрудничества в борьбе с преступностью, сложилось в конце XIX в. По инициативе немецкого криминалиста Франца Фон Листа создается международное криминалистическое общество (Международный союз криминалистов), которое провозглашает задачу изучения и подавления транснациональной преступности, призывает к проведению в этих целях научных исследований и международных мероприятий (конгрессов, конференций, семинаров и т. п.) <1>. ——————————— <1> См.: Радионов К. С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990. С. 14.

Многие ученые, выступавшие в этот период за развитие научного сотрудничества в борьбе с преступностью, говорили о необходимости обмена сведениями, о нормах национального уголовного, пенитенциарного и иных отраслей права; информацией о практике применения этих норм и данных уголовной статистики; опытом подготовки и реализации международно-правовых (договорных) норм и обязательств в сфере борьбы с преступностью. В этот момент и возникла идея о создании международного уголовного права <1>. Комплексное исследование проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью началось гораздо позднее — в XX в. ——————————— <1> См.: Карпец И. И. Преступления международного характера. М., 1979. С. 12.

Автор целиком разделяет мнение В. Ф. Цепелева, который утверждает, что в настоящее время международное сотрудничество предполагает совместную работу, участие в общих делах, относящихся к отношениям между народами, государствами, к сфере внешней политики <1>. По своему содержанию международное сотрудничество в борьбе с преступностью включает осуществляемые на основе действующих норм международного права и национального законодательства согласованные действия, взаимопомощь заинтересованных государств по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию и судебному рассмотрению преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств либо всего мирового сообщества, а также по исполнению наказаний и обращению с правонарушителями. В более широком смысле в содержание международного сотрудничества в борьбе с преступностью входит помимо перечисленного, деятельность государственных органов и международных организаций по изучению проблем преступности и ее предупреждения, борьбы с ней, обращения с правонарушителями как на мировом, так и на региональных уровнях. С одной стороны, международное сотрудничество государств рассматривается как самостоятельный вид деятельности, включающий совместную работу в экономической, социальной, культурной, гуманитарной и иных сферах, с другой — выступает в качестве общего принципа международного права. ——————————— <1> См.: Цепелев В. Ф. Указ. соч. С. 17.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью как деятельность является важной сферой международных отношений, обеспечивает международно-правовой и внутригосударственный порядок, способствует международной и национальной безопасности. Такое сотрудничество представляет собой специфическую деятельность государств и других субъектов международных отношений в сфере предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями <1>. ——————————— <1> Более детально рассматриваемые проблемы освещены в работах: Голубовский В. Ю. Межгосударственное сотрудничество в борьбе с преступностью (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1995; Волженкина В. М. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. СПб., 1993.

По мнению В. Ф. Цепелева, интегрированной целью международного сотрудничества в рассматриваемой сфере является совместное, объединенное противодействие преступности, затрагивающей интересы нескольких государств или всего международного сообщества <1>. Приведенная автором цель несколько отличается от ее формулировки в ряде изданий, где она зачастую обозначается как «борьба с преступностью». Однако мы солидарны с автором и полагаем, что термин «борьба» неточен, так как отражает не результат, а процесс, направленный на ограничение преступности. Данная цель реализуется через соответствующие задачи, которые включают в себя решение более частных, но взаимосвязанных вопросов. ——————————— <1> См.: Цепелев В. Ф. Указ. соч. М., 2001. С. 20.

Основные задачи: организация предупреждения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ; осуществление мер непосредственной борьбы с рассматриваемыми преступлениями; обеспечение надлежащего обращения с правонарушителями в соответствии с международными стандартами. Выполнение перечисленных задач и цели осуществляется международными организациями, созданными для этого и самими государствами по конкретным направлениям деятельности и в определенных формах. По мнению многих российских ученых в области уголовной политики <1>, если международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в основном государством в лице существующих органов государственной власти, то о международном сотрудничестве обоснованно можно говорить, как о направлении государственной политики в сфере борьбы с преступностью. Содержание международного сотрудничества государств как деятельности по предупреждению преступности, борьбе с ней и обращению с правонарушителями отражает суть уголовной политики, которая представляет собой целенаправленную активную деятельность государства по защите общества от преступности, разработку и реализацию целей и задач, определение средств, форм и методов такой деятельности, прежде всего правоохранительных органов <2>. ——————————— <1> См.: Гришанин П. Ф. Современные проблемы уголовной политики и уголовно-правовой практики. М., 1994. С. 18 — 19; Миньковский Г. М., Ревин В. П. Уголовная политика. М., 1996. С. 12 — 13; Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. М., 1994. С. 28. <2> См.: Уголовная политика и ее реализация в деятельности органов внутренних дел. М., 1999. С. 29 — 30.

Следует отметить, что в широком плане международное сотрудничество в борьбе с преступностью представляет собой сложную систему отношений, включающую согласованную политику, законодательство, правоприменительную и организационно-управленческую, информационную и научно-исследовательскую деятельность государств, государственных органов и должностных лиц, а также международные организации по предупреждению преступности. По мнению В. Ф. Цепелева, к настоящему времени сложился определенный механизм реализации международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Этот механизм включает договорно-правовой (конвенционный) и организационно-правовой (институционный) элементы осуществления совместной деятельности <1>. ——————————— <1> См.: Цепелев В. Ф. Указ. соч. С. 24.

Конвенционный элемент механизма международного сотрудничества в борьбе с преступностью включает в себя комплекс межгосударственных соглашений, предусматривающих договорно-правовую координацию усилий государств в сфере борьбы с преступностью: многосторонние универсальные конвенции (договоры, соглашения), в которых содержатся общие нормы и институты об ответственности за международные преступления и правонарушения; многосторонние целевые конвенции (договоры, соглашения), в которых имеются нормы и институты об ответственности за отдельные преступления, затрагивающие интересы многих государств или всего мирового сообщества; многосторонние региональные конвенции (договоры, соглашения), имеющие, как правило, целевой характер, т. е. предусматривающие нормы и институты об ответственности за отдельные преступления либо регламентирующие другие вопросы борьбы с преступностью в рамках определенного региона; двусторонние договоры (соглашения) об оказании практической помощи по уголовным делам, о выдаче преступников, о борьбе с отдельными видами преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств <1>. ——————————— <1> См.: Международно-правовые акты государств — участников СНГ в области борьбы с преступностью. М., 1999; Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996; Защита прав человека и борьба с преступностью. Документы Совета Европы. М., 1997; Действующее международное право: В 3-х т. М., 1997.

Организационно-правовой (институционный) элемент осуществления совместной деятельности характеризуется наличием организационно-структурного, организационно-управленческого, информационного, методического и ресурсных аспектов. Одним словом, создание организационных структур (межгосударственных, межправительственных и иных международных организаций) для реализации международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в рамках определенных направлений, видов и форм деятельности. По мнению С. В. Бородина и Е. Г. Ляхова, к основным направлениям международного сотрудничества в борьбе с преступностью относят: выдачу преступников и оказание правовой помощи по уголовным делам; научно-информационное сотрудничество (обмен национальным научным и практическим опытом, обсуждение проблем и проведение совместных исследований); оказание профессионально-технической помощи государствам в их борьбе с уголовной преступностью; договорно-правовую координацию борьбы с преступлениями, затрагивающими несколько государств <1>. ——————————— <1> См.: Бородин С. В., Ляхов Е. Г. Указ. соч. С. 11.

По мнению А. Г. Богатырева, международное сотрудничество по борьбе с преступностью включает в себя следующие аспекты: борьбу с общеуголовной преступностью; борьбу с преступлениями международного характера; борьбу с международными преступлениями <1>. ——————————— <1> См.: Богатырев А. Г. Международное сотрудничество государств по борьбе с преступностью. М., 1989. С. 5.

И. П. Блищенко и Р. А. Каламкарян полагают, что международное сотрудничество в рассматриваемой сфере осуществляется в следующих направлениях: содействие заключению международных договоров и соглашений по борьбе с международной преступностью; выработка общих международных стандартов предупреждения, преследования и наказания за совершение международных преступлений, преступлений международного характера; выработка рекомендаций по борьбе с общеуголовными преступлениями и консультативная помощь государствам с учетом того, что каждое государство ведет эту борьбу в пределах своей территории в соответствии с собственными социальными и экономическими условиями <1>. ——————————— <1> См.: Международное уголовное право / Под общ. ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1999. С. 193.

По мнению И. Б. Осмаева, международное сотрудничество в борьбе с преступностью включает в себя следующие направления: сотрудничество в сфере осуществления уголовного правосудия (получение свидетельских показаний; оказание помощи в проведении расследований; предоставление судебных документов; проведение розыска и ареста имущества; обследование объектов и участков местности; предоставление информации и вещественных доказательств и т. д.); сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности (обмен информацией, сотрудниками; проведение совместных операций и т. д.) <1>. ——————————— <1> См.: Осмаев И. Б. Международные и национальные правовые средства борьбы с отмыванием преступных доходов. М., 1999. С. 109.

Автор полностью солидарен с В. Ф. Цепелевым, который отмечает, что в большинстве из освещенных в отечественной юридической литературе направлений международного сотрудничества явно прослеживается не только смешение понятий «направление» и «вид» международного сотрудничества в борьбе с преступностью, но и необоснованное отнесение в ряде случаев к этим понятиям некоторых форм данной деятельности <1>. ——————————— <1> См.: Цепелев В. Ф. Указ. соч. С. 29.

Рассматривая формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью, отметим, что их понимание отличается многовариантностью. По мнению С. В. Бородина и Е. Г. Ляхова, такое сотрудничество осуществляется в двух основных формах: в рамках международных органов и организаций и на основе международных соглашений <1>. ——————————— <1> См.: Бородин С. В., Ляхов Е. Г. Указ. соч. С. 11.

А. Г. Богатырев полагает, что международное сотрудничество государств по борьбе с уголовной преступностью осуществляется в таких международно-правовых формах, как: заключение двусторонних договоров и соглашений; заключение многосторонних соглашений и создание международных организаций <1>. ——————————— <1> См.: Богатырев А. Г. Указ. соч. С. 8 — 9.

Е. Г. Моисеев относит к формам международного сотрудничества — многостороннее и двустороннее сотрудничество между государствами. Причем многостороннее, в свою очередь, подразделяется на универсальное, т. е. в рамках мирового сообщества, и региональное сотрудничество <1>. ——————————— <1> См.: Моисеев Е. Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., 1997. С. 8 — 9.

Очевидно, что приведенные точки зрения разных авторов свидетельствуют о различном понимании не только направлений и видов, но и форм международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Поэтому не согласиться с позицией В. Ф. Цепелева, утверждающего, что если понимать направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью как пути развития, как определенные тенденции в этом развитии, то можно выделить: побуждение государств и способствование им в заключении договоров и соглашений в сфере борьбы с международной преступностью; выработку международных стандартов в области предупреждения преступности, уголовного преступления и отбывания наказания за совершение международных преступлений и преступлений международного характера; разработку рекомендаций для борьбы национальных правоохранительных органов с общеуголовными преступлениями, информационную и консультативную помощь государствам с учетом того, что каждое государство ведет эту борьбу в рамках суверенитета, в пределах своей территории и в соответствии с собственными социальными и экономическими условиями, правовой системой. Приоритет направления международного сотрудничества определяется международным сообществом или отдельными государствами. Приведенный перечень основывается на анализе транснациональной преступности, ее видов и проблем борьбы с ней <1>. ——————————— <1> См.: Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. Мировой криминологический анализ. М., 1997. С. 309 — 320; Трунцевский Ю. В. Транснациональная преступность. Международный и уголовно-правовой аспект. М., 1999. С. 21 — 32; Криминогенная ситуация в России на рубеже 21 века. М., 2000 и др.

В зависимости от масштабности и комплексности международного сотрудничества в борьбе с преступностью могут быть выделены следующие формы: многостороннее, которое подразделяется на глобальное и региональное, и двустороннее сотрудничество. Каждая из названных форм может иметь как универсальный, так и целевой характер. Универсальный характер имеет сотрудничество стран — участниц СНГ по выполнению Соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью. Целевой характер имеет большинство соглашений, посвященных сотрудничеству в борьбе с отдельными видами преступлений. Каждая из форм международного сотрудничества в борьбе с преступностью наполняется своим конкретным субъектом, участвующим в таком сотрудничестве. Система субъектов международного сотрудничества в борьбе с преступностью включает две большие группы: международные организации и национальные органы и учреждения. Субъекты каждой из этих подсистем характеризуются своим кругом полномочий, соответствуют структурным особенностям деятельности, специфике взаимосвязей с другими субъектами. Важная роль в системе субъектов такого сотрудничества отводится правоохранительным органам Российской Федерации. В настоящее время МВД России имеет своих представителей во многих государствах (Болгарии, Израиле, Польше, США, Финляндии, ФРГ, Боснии и др.). Эффективность международного сотрудничества в борьбе с преступностью зависит не только от правового, но и от организационного, методического, научно-информационного и ресурсного обеспечения этой деятельности. Поэтому МВД России старается уделять данным проблемам постоянное внимание, отдавая приоритет сотрудничеству в рамках СНГ. Деятельность государств — участников СНГ по реализации сотрудничества в борьбе с преступностью с самого начала строилась на основе программирования. Первая Программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств, подготовленная по поручению глав государств Содружества министерствами внутренних дел, была принята Советом глав правительств СНГ 12 марта 1993 г. и рассчитана на 1993 — 1995 гг. Важной организационной мерой по обеспечению сотрудничества правоохранительных органов государств — участников СНГ было решение Совета глав правительств стран Содружества от 24 сентября 1993 г. о создании межгосударственного органа — Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений. Позже, 9 октября 1997 г., Советом глав правительств Содружества было утверждено нынешнее Положение о Бюро как о постоянно действующем органе государств — участников СНГ. МВД России в своей деятельности уделяет значительное внимание вопросам укрепления международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Так, в целях развития этого сотрудничества, придания ему более целенаправленного и системного характера, повышения его эффективности решением коллегии МВД России от 1 июля 1998 г. была одобрена Концепция развития международных связей МВД России на период до 2005 г. Среди наиболее приоритетных направлений этой концепции определено развитие сотрудничества с партнерами из других государств — участников СНГ, особенно в сфере борьбы с преступностью <1>. ——————————— <1> См.: Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве. М., 1999. С. 14, 391 — 413.

Так как объем сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с преступностью достаточно обширен, оно осуществляется также на межправительственном и межведомственном уровнях. Это позволяет активно участвовать в данной деятельности широкому кругу государственных, прежде всего правоохранительных, органов и специальных служб. Среди межправительственных документов наибольшее значение имеют многостороннее Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступностью в сфере экономики (19 апреля 1996 г.) и Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (25 ноября 1998 г.). Раскрывая содержание совместной деятельности по борьбе с преступностью, названное Соглашение фиксирует положение о том, что стороны сотрудничают в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании таких преступлений, как прежде всего: преступные посягательства на жизнь и здоровье, свободу, честь и достоинство личности; незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ и взрывных устройств, а также ядерных и радиоактивных материалов; незаконный оборот наркотических средств, прекурсоров и радиоактивных материалов; преступления в сфере экономической деятельности, в том числе в области налогообложения, легализация доходов от преступной деятельности, контрабанда, фальшивомонетничество и подделка ценных бумаг; преступления против собственности, в том числе хищения автотранспортных средств и связанные с этим незаконные операции; торговля людьми и эксплуатация проституции третьими лицами; незаконный оборот культурных и исторических ценностей; незаконная миграция <1>. ——————————— <1> См.: Международные правовые акты государств — участников СНГ в области борьбы с преступностью: Сборник документов. М.: ООО «Интел универсал», 1999. С. 615 — 640.

Для реализации названных направлений деятельности стороны осуществляют сотрудничество в таких формах, как: исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий; розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или отбывания наказания, а также без вести пропавших; розыск и возвращение в установленном порядке похищенных предметов, имеющих номера или специфические отличительные признаки, в том числе автотранспорта и огнестрельного оружия, а также номерных ценных бумаг и паспортов; обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним физических и юридических лицах; обмен информацией о новых видах наркотических средств и психотропных веществ, появившихся в незаконном обороте, технологии их изготовления и используемых при этом веществах, а также о новых методах исследования и идентификации наркотических средств, прекурсоров и психотропных веществ; обмен информацией о юридических лицах и объектах собственности, используемых для легализации (отмывания) доходов от преступной деятельности; обмен опытом работы, в том числе проведение стажировок, консультаций, семинаров и учебных курсов, а также информацией о новых способах и средствах совершения преступлений и опытом их расследования; обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами сторон, содействие в приобретении учебной и методической литературы; проведение совместных научных исследований по проблемам, представляющим взаимный интерес; обмен на взаимовыгодной основе научно-технической информацией; согласование действий по пресечению преступлений и деятельности лиц, совершивших преступления или готовящихся к их совершению. В Соглашении оговаривается, что в целях наиболее эффективной реализации его положения заинтересованные компетентные органы сторон вправе заключать при необходимости соглашения межведомственного характера. Такая правовая возможность закрепила практику и дала дальнейшее заключение межведомственных соглашений правоохранительных органов СНГ. По своей природе подобные соглашения носят локальный характер. Сотрудничество министерств внутренних дел стран — участниц СНГ в сфере борьбы с преступностью началось с момента создания Содружества. С 1992 г. было заключено 15 многосторонних межведомственных соглашений по различным вопросам правоохранительной деятельности. Кроме того, МВД России подписало 16 двусторонних соглашений с министерствами внутренних дел других государств — участников СНГ. Получившие широкое распространение локальные отношения органов внутренних дел соседних областей государств СНГ основываются на Типовом соглашении о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных районов, утвержденном решением Совещания министров внутренних дел Содружества от 17 февраля 1995 г. При этом подготовка и заключение конкретного соглашения осуществляется только министерствами внутренних дел. Ярким примером международного сотрудничества государств СНГ могут служить опубликованные материалы беседы с Рашидом Гумаровичем Нургалиевым <1>. С его слов МВД Российской Федерации активно сотрудничает по многим актуальным вопросам, особенно по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в частности по вопросам перекрытия каналов поставок фальшивых долларов США, наркотрафика из государств СНГ в Россию. Плодотворное сотрудничество ведется с МВД Узбекистана, Таджикистана, другими государствами СНГ. Но одно Министерство внутренних дел все проблемы, связанные с преступностью иностранных граждан и лиц без гражданства, решить не в состоянии. Для этого необходимо взаимодействие с ФСБ РФ, ФПС ФСБ РФ, ФСНК РФ, другими структурами. Работа ведется. Результаты ее не такие мгновенные, но они есть, и неплохие. ——————————— <1> Кузнецова Т. Фальшивые доллары для террористов // Аргументы и факты. 2003. N 24.

МВД России начало использовать получивший большое распространение в мире институт представителей правоохранительных органов, работающих на постоянной основе при дипломатических или консульских учреждениях в зарубежных государствах. В настоящее время МВД России имеет своих представителей более чем в сорока государствах, прежде всего стран — участниц СНГ <1>. ——————————— <1> См.: Зимин В. П. Вступительная статья // Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве. М., 1999. Вып. 1. С. 22.

За последние годы Российская Федерация и ее зарубежные партнеры в области борьбы с преступностью стали лучше понимать друг друга. Уже одно это является хорошей предпосылкой успешного сотрудничества. Есть и другая точка зрения. Она состоит в том, что когда речь идет о противостоянии преступности, между странами цивилизованного мира, между правоохранительными системами различных государств не существует конкуренции целей, потому что нет и не может быть обособленных эгоистических национальных интересов там, где набирает силу транснациональная преступность, где ее мощно подкрепляют те криминальные процессы, которые пока не выходят за пределы одной страны. Серьезные специалисты, чуждые политической ангажированности, хорошо понимают, что сегодня проблема национальной криминологической безопасности имеет существенную международную составляющую. Причем чем глубже становятся процессы глобальной интеграции на всех уровнях, тем в большей степени проблемы национальной криминологической безопасности превращаются и в межнациональные. Соответственно, должно углубляться понимание того, что помощь России со стороны зарубежных стран в решении ее внутренних проблем борьбы с преступностью есть для этих стран одновременно и забота о собственной криминологической безопасности. То же самое относится и к России, когда речь идет о ее усилиях содействовать более эффективной работе по борьбе с преступностью в странах ближнего и дальнего зарубежья. Автор целиком солидарен с позицией профессора М. М. Бабаева о том, что в советское время мы имели, например, систему предупреждения преступлений, которая (при всех ее недостатках и слабостях) во многих компонентах признавалась в мире достойной подражания и повторения <1>. Прежней системы нет. Но остался опыт, который не устарел, есть готовые к воплощению идеи. Их ни в коем случае нельзя предать забвению. Их следует тщательно отобрать, осмыслить, каким образом они могут быть реализованы в новых условиях. Это будет полезно не только для российского общества. Нужна добрая воля, непредвзятость и уважительное отношение к опыту и знаниям зарубежных коллег. ——————————— <1> См.: Бабаев М. М. Борьба с преступностью как международная проблема // Преступность и общество: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2001. С. 23.

Участие органов внутренних дел России в процессе международного сотрудничества вносит определенный вклад в борьбу с наркопреступностью. Но совершенствование деятельности на данном направлении требует принятия ряда правовых и организационных мер, например присоединения Российской Федерации к таким европейским Конвенциям, как «О выдаче правонарушителей», от 13 января 1957 г., «О взаимной правовой помощи по уголовным делам», от 12 июля 1962 г., ратификации двусторонних соглашений со странами СНГ, создания эффективного пограничного и таможенного режима на границах, жесткой системы контроля за наблюдением правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Они должны осуществляться на концептуальной основе, исходя из принципов приоритетности интересов России и незыблемости ее суверенитета.

——————————————————————