Международное сотрудничество в области противодействия незаконному обороту наркотиков: современное состояние и перспективы
(Аманбаев А. М.) («Российский следователь», 2006, N 8)
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
А. М. АМАНБАЕВ
Аманбаев А. М., заместитель начальника Научно-исследовательского центра МВД Кыргызской Республики, подполковник милиции.
Складывающаяся ситуация в нашей республике, связанная с незаконным оборотом наркотиков, остается сложной и нестабильной. Ежегодно сотни килограммов афганского опия и героина поступают в южные регионы республики и далее транзитом направляются в страны ближнего и дальнего зарубежья. Осознавая, что незаконный оборот наркотиков приобрел глобальный характер, который представляет собой огромную опасность для жизни и здоровья всего человечества, государствами — участниками СНГ был принят ряд решений, в том числе Соглашение от 30 ноября 2000 г. «О сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров». В 2001 и 2004 гг. приняты антинаркотические программы на 2002 — 2004 гг. и 2005 — 2007 гг. соответственно. Советом Министров внутренних дел государств — участников СНГ только за период е 1996 по 1999 г. приняты четыре решения по рассматриваемому вопросу. В их числе: решение СМВД государств — участников СНГ о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 14 июня 1995 г. (г. Тбилиси); решение о мерах по активизации взаимодействия органов внутренних дел государств — участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 16 апреля 1996 г. (г. Душанбе); решение об укреплении сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 2 июня 1998 г. (г. Ташкент); решение о мерах по активизации сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 4 июня 1999 г. (г. Астана). Кроме многосторонних договоров в Кыргызской Республике находит применение и двусторонняя форма сотрудничества, применяемая в международной практике. Двусторонние соглашения по контролю наркотиков подписаны как с ближайшими соседями, так и с отдельными странами дальнего зарубежья (Великобритания, Чешская Республика и др.). Очевидно, усилиями лишь отдельно взятых государств невозможно противостоять масштабу распространения наркотиков. Собственно, вышеперечисленные международные соглашения определяют механизмы выработки согласованной стратегии и совместных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Однако пока статистические данные говорят об ухудшении наркоситуации. А. В. Федоров в своей работе «Гармонизация и унификация законодательства о наркотиках государств — участников СНГ» приводит следующие статданные: в Российской Федерации за 10 лет количество регистрируемых преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось почти в 2 раза (с 79819 в 1995 г. до 150096 в 2004 г.). По сравнению с 1995 г. число преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков выросло в Республике Молдова в 3,5 раза, в Республике Беларусь — в 3 раза, в Республике Таджикистан — почти в 2 раза. В других странах СНГ в этот период также наблюдается рост количества регистрируемых наркопреступлений: в Грузии — на 41%, Азербайджанской Республике — на 35%, Республике Казахстан — на 31%, Украине — на 25%, Кыргызской Республике — на 22% <*>. ——————————— <*> Материалы Межведомственного научно-практического семинара, Федеральная Служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, 23 сентября 2005 г., г. Санкт-Петербург.
Распространенность наркотиков пагубно влияет и на профилактику ВИЧ. В Кыргызской Республике зарегистрировано 788 ВИЧ-инфицированных. Из них 701 человек является гражданами Кыргызской Республики, 87 — иностранные граждане. Из числа 701 человека потребителями инъекционных наркотиков являлись 615, что составляет 87,7 процента. По отчету Международной программы по снижению вреда <*>, 80% официально зарегистрированных случаев инфицирования в России и Украине связано с употреблением инъекционных наркотиков. Эпидемии ВИЧ-инфекции такого же взрывного характера могут легко произойти и в других странах, где наблюдается рост употребления инъекционных наркотиков: Пакистан, Иран и страны Средней Азии. ——————————— <*> Офис Международной программы расположен в Нью-Йорке. Отчет 2003 г.
Результаты изучения состояния наркопреступности с учетом тенденций ее развития должны служить не только информационной основой, но и ориентировать на принятие определенных решений по противодействию незаконному обороту наркотических средств. Предпринимаемые меры не должны носить только декларативный характер, показывающий лишь озабоченность стран масштабами незаконного оборота наркотических средств, обеспокоенность расширением использования территорий государств для контрабанды и незаконного транзита наркотиков. Представляется важным объединение усилий всех стран Содружества, международного сообщества, выполнение ими принятых обязательств в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Реализация идеи «мир без наркотиков» должна начаться с надежного перекрытия каналов поступления и транзита наркотиков из Афганистана в Таджикистан, Кыргызстан и далее в другие страны СНГ и Европейского Союза. Мировое сообщество должно кардинально изменить свое отношение к Афганистану. Оказывая содействие в решении экономических, социальных проблем, превратить Афганистан в свободную от наркотиков страну, переломить психологию населения, направив их усилия на созидательный труд без наркотиков. Категорично утверждать о том, что отсутствует взаимодействие между компетентными правоохранительными органами стран Содружества по противодействию распространению наркотиков, было бы неправильным. Совместные операции по изъятию контрабандного наркотика — неотъемлемая часть международного сотрудничества любого государства в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В рамках государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности ежегодно разрабатываются планы мероприятий по реализации решений Совета коллективной безопасности. Комплексные оперативно-профилактические операции «Канал» проведены в сентябре, ноябре 2004 г. и в октябре 2005 г. Спецслужбам, правоохранительным органам необходимо шире обмениваться информацией о каналах поступления и транзита наркотиков, о лицах, причастных к наркобизнесу, применять другие формы взаимодействия в целях пресечения незаконного оборота наркотических средств, такие, как метод проверочной поставки, проверочной закупки. В соответствии с Законом Кыргызской Республики от 22 мая 1998 г. N 66 «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» государственные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с целью выявления источников и каналов незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, лиц, принимающих участие в этом, в каждом отдельном случае по договоренности с соответствующими органами иностранных государств или на основании международных договоров Кыргызской Республики могут использовать метод проверочной поставки, то есть допускают под контролем и оперативным надзором этих органов ввоз в Кыргызскую Республику, вывоз из Кыргызской Республики или транзит через ее территорию наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Для получения доказательств преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, работникам органов (подразделений), которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, разрешается проведение проверочной закупки. Более того, представляется важным проведение совместных научных исследований проблем борьбы с наркопреступностью, включая вопросы совершенствования нормативных правовых актов, реализации принятых компетентными органами государств — участников Содружества решений. Например, отсутствие единого рекомендательного нормативного акта по отнесению наркотических средств, изъятых из незаконного оборота к крупным, особо крупным размерам приводит к различному толкованию соответствующей нормы уголовного закона и не отвечает принципам унификации и гармонизации национальных законодательств. В Уголовном кодексе Кыргызской Республики соответствующие статьи о незаконном изготовлении, приобретении, хранении, перевозке или пересылке наркотических средств либо психотропных веществ не содержат такого квалифицирующего признака, как «особо крупный размер». Обращает внимание, что основные формы сотрудничества, включая проведение совместных научных исследований, заложены во многих нормативных актах, принятых компетентными органами стран Содружества. Полагаем, что для их реализации не имеется каких-либо препятствий. Так, в соответствии со ст. 4 Соглашения от 30 ноября 2000 г. «О сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» Правительства государств — участников Содружества Независимых Государств осуществляют сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров в следующих формах: — создание на паритетных началах рабочих групп специалистов для изучения правоприменительной практики, подготовки и проведения мероприятий, в том числе научно-практических конференций и семинаров, разработки совместных программ борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, международных договоров, разработки предложений по формированию нормативно-правовой базы сотрудничества в этой области; — осуществление совместных научных исследований по проблемам незаконного оборота наркотиков и прекурсоров и др. В Перечне основных тем совместных научных исследований <*>, утвержденном Решением Совещания министров внутренних дел государств — участников СНГ от 25 октября 1995 г., изложены две темы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств; ——————————— <*> Сборник документов по международному сотрудничеству. Бишкек, 2001.
— предупреждение, выявление и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; — организация и тактика взаимодействия правоохранительных органов при проведении операции «контролируемая поставка» (внутригосударственный и международный аспекты). По мере развития процесса проведения совместных научных исследований создаются предпосылки для выработки рекомендаций по совершенствованию национальных законодательств, дальнейшей интеграции правоохранительных структур государств — участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В целях активизации деятельности правоохранительных органов государств — участников СНГ в противодействии наркопреступности необходимо: — в рамках БКБОП предусмотреть проведение совместных научных исследований проблем незаконного оборота наркотиков; — результаты научных исследований использовать при разработке совместных программ борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, совершенствовании правовой базы сотрудничества государств — участников СНГ и гармонизации национальных законодательств в борьбе с наркопреступностью; — использовать возможности всех государственных органов, общественных и иных организаций, граждан, средств массовой информации в целях противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков. Укрепление материально-технической оснащенности подразделений правоохранительных органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, в том числе обеспечение этих органов техническими средствами обнаружения наркотикосодержащих веществ, вопросы подготовки и переподготовки кадров должны быть приоритетными направлениями в решении задач по противодействию незаконному обороту наркотиков в рамках работы СМВД государств — участников СНГ.
——————————————————————