Особенности формирования конституционных судов стран — участников Содружества Независимых Государств
(Минасян Н. Г.) («Административное и муниципальное право», 2011, N 11)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ СУДОВ СТРАН — УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Н. Г. МИНАСЯН
Минасян Норайр Гариевич, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
В представленной статье автор проанализировал порядок формирования органов конституционной юстиции в странах — участниках СНГ. В процессе исследования выявлены особенности порядка назначения судей конституционных судов различными ветвями государственной власти.
Ключевые слова: конституционные суды, организация, формирование, судебная власть, судебные органы, способы формирования, избрание, назначение, страны СНГ.
Peculiarities of formation of constitutional courts in the member states of the Commonwealth of Independent States N. G. Minasyan
The author of this article has analyzed the order offormation of constitution justice bodies in the member states of the CIS. In the process of his study, the author also revealed the order of appointment of constitutional judges by different branches of the government.
Key words: constitutional courts, organization, formation, judicial authority, judicial bodies, types of formation, election, appointment, CIS countries.
Интерес к порядку формирования конституционных судов стран СНГ вполне закономерен, поскольку в отношении порядка формирования органов конституционного правосудия наблюдается значительная дифференциация в законодательстве зарубежных государств. Так, для западноевропейских стран с прочными либерально-демократическими традициями характерен способ формирования, в котором участвуют все три ветви власти. Для центральной и восточной Европы со смешанной формой правления и сильной президентской властью характерен способ формирования конституционных судов, в котором участвует одна ветвь власти (как правило, исполнительная) или она играет доминирующую роль. В соответствии с европейской концепцией конституционного правосудия более устойчивое равновесие, баланс властей по отношению к процессу формирования органа судебного конституционного контроля обеспечивает способ формирования конституционного суда, в котором участвуют на паритетных началах все три ветви власти. Как подчеркивает судья Конституционного Суда РФ Н. В. Витрук, формирование конституционных судов в равных пропорциях тремя ветвями власти (главой государства, парламентом и высшими судебными инстанциями и/или судейским сообществом) в наибольшей степени обеспечивает сбалансированность их состава, и представляет положительную тенденцию в постсоветских странах <1>. В связи с этим возникает закономерный вопрос, каковы же тенденции формирования конституционных судов в странах СНГ. В формировании конституционных судов стран СНГ и Конституционного Совета Казахстана участвует несколько ветвей власти, которые представлены соответствующими государственными органами или должностными лицами, но формы такого участия различны. В ряде государств — членов СНГ судьи конституционного суда назначаются или избираются парламентом по представлению президента (Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Россия). Однако эта процедура происходит по-разному: как в однопалатных, так и в двухпалатных парламентах. ——————————— <1> См.: Витрук Н. В. Конституционное правосудие. М., 1998. С. 102.
В-первую очередь хотелось бы обозначить особенности формирования конституционных судов в странах с двухпалатными парламентами (в Беларуси, Казахстане, Таджикистане, России и Узбекистане). В Республике Беларусь шесть судей Конституционного суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики — одной из палат Парламента — Национального Собрания (ст. 116 Конституции Республики Беларусь 1996 г.) <2>. В Республике Беларусь установлена «смешанная» процедура назначения руководителей Конституционного суда: Председателя Конституционного суда Беларусь назначает президент с согласия Совета Республики (п. 8 ст. 84 Конституции Республики Беларусь), а заместитель председателя избирается Конституционным судом из своего состава по предложению председателя Конституционного суда (ст. 13 Закона от 30 марта 1994 N 2914-XII «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями на 15 июня 2009 г.) <3>. Таким образом, в Республике Беларусь в формировании Конституционного суда участвуют президент и орган законодательной власти. ——————————— <2> См.: Советская Белоруссия. 1996. 27 ноября. <3> См.: Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. N 5. Ст. 220; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. N 148.-2/1578.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 г. <4>, со ст. 3 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 г. N 2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан» <5> в настоящее время в состав Конституционного Совета входит 7 человек: Председатель и 6 членов. Председатель и два члена Совета назначены Президентом Республики, два Председателем Сената (верхней палаты Парламента Республики) и два Председателем Мажилиса (нижней палаты Парламента). ——————————— <4> См.: Конституционное правосудие. 2001. N 2 (12). <5> См.: Казахстанская правда. 1996. 9 января.
Согласно ст. ст. 56, 69 Конституции Таджикистана <6> к полномочиям Маджлиси мили (верхней палаты парламента) относятся избрание и отзыв Председателя, его заместителей и судей Конституционного суда по представлению Президента. В Конституционном законе от 3 ноября 1995 г. N 84 «О Конституционном суде Республики Таджикистан» <7> (ст. 6) закреплено также, что Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного суда Республики Таджикистан избираются Маджлиси мили Маджлиси Оли Республика Таджикистан по представлению Президента Республики Таджикистан в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Маджлиси милли. ——————————— <6> См.: Конституция Республики Таджикистан 1994 г. (глава 8). Душанбе, Ирфон. 1994. <7> См.: Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1995. N 21. Ст. 223.
Согласно подп. «е» ст. 83, подп. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ 1993 г. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ относится к ведению одной из палат — Совета Федерации по представлению Президента РФ. По поручению Президента РФ представлять кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ вправе полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, а предложения о кандидатурах могут вноситься Президенту России членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами и учебными заведениями (ст. 9 ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» <8>). ——————————— <8> См.: СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
В Республике Узбекистан избрание Конституционного Суда Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан относится к исключительным полномочиям Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан — верхней палаты парламента (п. 2 ст. 80 Конституции Республики Узбекистан) <9>. Президент Республики Узбекистан представляет Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры на должности Председателя и судей Конституционного суда (п. 13 ст. 93 Конституции Республики Узбекистан). Порядок формирования Конституционного суда Узбекистана также закреплен в ст. 2 Закона от 30 августа 1995 г. N 103-I «О Конституционном суде Республики Узбекистан» <10>: каждый судья Конституционного суда избирается в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Сената Олий Мажлиса. Кроме того, в Узбекистане Президент, ушедший в отставку по истечении срока своих полномочий, согласно ст. 97 Конституции Республики Узбекистан занимает пожизненно должность члена Конституционного Суда Республики Узбекистан. В Таджикистане и Узбекистане инициатором предложений о кандидатурах судей Конституционного суда могут быть и органы государственной власти автономных образований, поскольку представители Горно-Бадахшанской автономной области и Республики Каракалпакстан назначаются в состав Конституционного суда каждого из указанных государств <11>. ——————————— <9> Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. 1993. N 1. Ст. 4; 1994. N 1. Ст. 5. <10> См.: Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1995. N 9. Ст. 178; 2003. N 1. ст. 8; N 9 10. Ст. 149. <11> См.: ст. 7 Конституционного закона Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 г. «О Горно-Бадахшанской автономной области» // Ведомости Маджилиси Оли Республики Таджикистан. 1995. N 21. Ст. 247.
Отдельно хотелось бы обозначить особенности формирования конституционных судов в государствах с однопалатными парламентами (в Азербайджане, Армении, Грузии <12>, Молдове и Украине). ——————————— <12> Грузия с 18.08.2009 не входит в состав СНГ, поскольку приняла решение о прекращении действия в отношении Грузии Соглашения от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств» (Нота МИД Грузии от 18.08.2008 N 7/228-10). Нота МИД Грузии получена Исполнительным Комитетом СНГ. 18.08.2008.
Согласно ст. 95 Конституции Азербайджанской Республики <13> к ведению Милли Меджлиса Азербайджанской Республики (органа законодательной власти Азербайджанской Республики) относится решение следующих вопросов: назначение судей Конституционного Суда Азербайджанской Республики по представлению Президента Азербайджанской Республики. ——————————— <13> См.: Бакинский рабочий. 1995. 5 декабря.
По мнению М. А. Митюкова, А. М. Барнанова <14>, с 1994 г. в некоторых государствах СНГ (Армения, Грузия, Молдова, Украина) наблюдается приближение к «паритетному» способу формирования конституционного суда различными ветвями власти. ——————————— <14> См.: Митюков М. А., Барнанов А. М. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование). Томск, 1999. С. 95.
В Армении пять судей Конституционного суда Армении назначаются Национальным Собранием (п. 1 ст. 83 Конституции Республика Армения) <15>, а четыре — Президентом Армении (подп. 10 ст. 55 Конституции Республика Армения). Национальное Собрание в тридцатидневный срок после образования вакансии Председателя Конституционного суда назначает по предложению Председателя Национального Собрания Председателя Конституционного суда из состава Конституционного суда. Президент Армении обладает полномочиями, в случае не назначения Национальным Собранием Председателя Конституционного суда в тридцатидневный срок назначать Председателя Конституционного суда из состава Конституционного суда (п. 2 ст. 83 Конституции Республики Армения). ——————————— <15> См.: Республика Армения. 1995.
В соответствии с Законом Грузии от 21 марта 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Грузии «О конституционном суде Грузии» <16>, трех судей назначает Президент, трех — Верховный суд и трех — избирает Парламент. В Грузии установлен особый порядок избрания председателя Конституционного Суда Грузии: судьи избирают Председателя из своего состава по согласованному предложению Президента, Председателя Парламента и Председателя Верховного Суда, а заместителей Председателя — по предложению Председателя Конституционного суда. ——————————— <16> См.: Ведомости Парламента Грузии. 1996. N 5 — 6.
В Молдове согласно ст. 6 Закона от 13 декабря 1994 г. N r. 317-XIII «О Конституционном суде» <17> двое судей назначаются Парламентом, двое — Президентом Республики Молдова и двое — Высшим советом магистратуры. В связи с тем, что «система судебных инстанций находилась в стадии становления, а Высший совет магистратуры еще не был образован, в соответствии с Конституцией в первый состав Конституционного суда судьи от Высшего совета магистратуры были избраны тайным голосованием общим собранием судей Республики Молдова 7 февраля 1995 года» <18>. ——————————— <17> См.: Мониторул Офичиал ал Р. Молдова от 7 февраля 1995 г. N 8/86. <18> См.: Барбалат П. А. Конституционный суд Республики Молдова // Конституционное правосудие. 1998. N 2.
Конституцией Украины 1996 г. <19> предусмотрено, что Президент, Верховная рада и Съезд судей Украины назначают по 6 (шесть) судей Конституционного суда (ст. 148). Из конституционно-правовых норм следует, что Конституционный суд Украины формируется тремя ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых назначает по 6 судей. По мнению Председателя Конституционного суда Украины В. Скомороха, такой порядок назначения не только соответствует принципу разделения властей, но и обеспечивает равенство всех ее ветвей при формировании состава судей <20>. ——————————— <19> См.: Ведомости Верховной Рады Украины. 1996. N 30. Ст. 141. <20> См.: Скомороха В. Окремi питання подiлу влади, визначення державноi’ та судовоi’ влади, незалежност судовоi’ влади // ВКС Украi’ньi’. 2000. N 1. С. 66.
Справедливо замечание К. А. Половченко о том, что порядок назначения судей Конституционного суда Украины каждой ветвью власти имеет свои особенности <21>. Согласно ст. 6 Закона «О Конституционном суде Украины» <22> Президент Украины, назначая судей Конституционного суда, обязан проконсультироваться с Премьер-министром и Министром юстиции относительно выдвигаемых кандидатур. Следовательно, для придания юридической силы Указу Президента Украины о назначении лица на должность судьи Конституционного суда необходимо, чтобы его скрепили своими подписями премьер-министр и министр юстиции. Профессор С. Лысенков считает, что «Премьер-министр выступает как руководитель органа, являющегося в соответствии с ч. 1 ст. 113 Конституции Украины высшим органом в системе органов исполнительной власти, поэтому и обязан играть существенную роль в формировании Конституционного суда. Требование обязательного участия Министра юстиции Украины в формировании Конституционного суда обусловлено его большим опытом работы как профессионального юриста, знаниями профессиональных, деловых качеств вероятных претендентов на судейскую должность, что должно помочь президенту Украины остановить свой выбор на достойной и соответствующе подготовленной кандидатуре» <23>. Из этого следует вывод, что Президент может назначить судью Конституционного суда только при наличии согласия Премьер-министра Украины и Министра юстиции Украины. ——————————— <21> См.: Половченко К. А. Конституционная юстиция в России и в Украине (сравнительно-правовой анализ): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 62. <22> См.: Ведомости Верховной Рады Украины. 1996. N 30. Ст. 141. <23> См.: Лысенков С. Закон «Про Конституцiйний Суд Украi’ни». Популярний коментар. Киев, 1998. С. 13.
Однако эта норма не вполне логична, т. к. президент Украины, в соответствии с п. 9 ст. 106 Конституции Украины, с согласия Верховной Рады назначает премьер-министра и принимает решение об его отставке самостоятельно. В соответствии с п. 10 ст. 106 Конституции Украины Президент назначает по представлению премьер-министра Украины и Министра юстиции. Это существенным образом ослабляет позиции премьер-министра Украины и министра юстиции Украины, в том числе и по вопросу назначения Президентом Украины судей Конституционного суда Украины. Так, если назначенный Президентом Украины судья Конституционного суда прекращает досрочно свои полномочия, то президент обязан в месячный срок, с соблюдением указанных в ст. 6 Закона «О Конституционном суде Украины» <24> условий, назначить на эту должность другое лицо. ——————————— <24> См.: Ведомости Верховной Рады Украины. 1996. N 30. Ст. 141.
Статья 7 Закона «О Конституционном суде Украины» устанавливает порядок назначения шести судей Конституционного суда Украины Верховной Радой Украины. Эта процедура состоит из двух стадий: 1) внесение предложений относительно кандидатур на должность судей; 2) собственно назначение на эти должности. Правом внесения кандидатур на должность судей Конституционного суда Украины обладают: во-первых, Председатель Верховной Рады Украины; во-вторых, группа народных депутатов Украины, которые насчитывают не менее 1/4 от конституционного состава Верховной Рады (т. е. не менее 113 народных депутатов). От третьей — судебной ветви власти право на назначение шести судей Конституционного Суда согласно ст. 8 Закона «О Конституционном суде Украины» предоставлено съезду судей Украины. Если назначенный съездом судей судья Конституционного Суда Украины досрочно прекращает свои полномочия, то новый съезд судей обязан в трехмесячный срок назначить на освободившуюся должность иное лицо. Таким образом, при формировании конституционных судов стран СНГ можно выявить следующие особенности: 1) в государствах СНГ с однопалатными парламентами (Азербайджан, Армения) — это законодательный орган власти и Президент государства, в государствах с двухпалатными парламентами (Беларусь, Россия, Таджикистан, Узбекистан) — обычно это верхняя палата парламента и Президент, хотя могут участвовать и обе палаты парламента как при формировании Конституционного Совета в Казахстане; 2) в ряде государств СНГ в формировании конституционных судов участвуют три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — Молдова, Грузия, Украина.
Библиографический список
1. Барбалат П. А. Конституционный суд Республики Молдова // Конституционное правосудие. 1998. N 2. 2. Витрук Н. В. Конституционное правосудие. М., 1998. 3. Лысенков С. Закон «Про Конституцiйний Суд Украi’ни». Популярний коментар. Киев, 1998. 4. Митюков М. А., Барнанов А. М. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование). Томск, 1999. 5. Половченко К. А. Конституционная юстиция в России и в Украине (сравнительно-правовой анализ): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. 6. Скомороха В. Окремi питання подiлу влади, визначення державноi’ та судовоi влади, незалежностi судовоi влади // ВКС Украi’ньi’. N 1. 2000.
References (transliteration)
1. Barbalat P. A. Konstitutsionnyy sud Respubliki Moldova // Konstitutsionnoe pravosudie. 1998. N 2. 2. Vitruk N. V. Konstitutsionnoe pravosudie. M., 1998. 3. Lysenkov S. Zakon «Pro Konstitutsiyniy Sud Ukrai’ni». Populyarniy komentar. K., 1998. 4. Mityukov M. A., Barnanov A. M. Ocherki konstitutsionnogo pravosudiya (sravnitel’no-pravovoe issledovanie). Tomsk, 1999. 5. Polovchenko K. A. Konstitutsionnoaya yustitsiya v Rossii i v Ukraine (sravnitel’no-pravovoy analiz): Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2003. 6. Skomorokha V. Okremi pitannya podilu vladi, viznachennya derzhavnoi ta sudovoi’ vladi, nezalezhnosti sudovoi’ vladi // VKS Ukrai’n’i. N 1. 2000.
——————————————————————