Транснациональная организованная преступность и транснациональные криминальные рынки

(Белоцерковский С. Д.) («Российский следователь», 2012, N 4)

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КРИМИНАЛЬНЫЕ РЫНКИ <*>

С. Д. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ

——————————— <*> Belotserkovskij S. D. Transnational organized crime and transnational criminal markets.

Белоцерковский Сергей Дмитриевич, ведущий научный сотрудник отдела проблем борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматривается развитие понимания организованной преступности в документах ООН. Анализируется понятие транснациональной организованной преступности в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Обращается внимание на то обстоятельство, что это понимание шире общераспространенного. Высказываются предложения о совершенствовании законодательства.

Ключевые слова: транснациональная организованная преступность, транснациональные преступные рынки, Организация Объединенных Наций, понятие организованной преступности, борьба с организованной преступностью.

This article examines the evolution of understanding of organized crime in UN documents. A concept of transnational organized crime in the United Nations Convention against Transnational Organized Crime. Attention is drawn to the fact that it is wider to popular understanding. Makes suggestions for improving legislation.

Key words: transnational organized crime and transnational criminal market, the United Nations, the concept of organized crime, fight against organized crime.

В настоящее время определения понятия «организованная преступность» даются не только учеными, но и содержатся в нормативных правовых актах и международно-правовых документах, посвященных этой проблеме. При этом двумя ключевыми категориями в таких определениях, в той или иной интерпретации, являются «организованная преступная деятельность» и «организованные преступные формирования». Эти определения различаются в зависимости от целей и задач того или иного нормативного правового акта или международно-правового документа, и эти отличия в значительной степени определяются тем обстоятельством, какая из этих двух ключевых категорий рассматривается в качестве главной или основной. В этой связи представляет интерес подход Организации Объединенных Наций к определению понятия «транснациональная организованная преступность», изложенный в Конвенции против транснациональной организованной преступности. Организация Объединенных Наций последовательно связывала и связывает деятельность транснациональной организованной преступности с получением финансовой или иной материальной выгоды. На Пятом конгрессе ООН в г. Женеве (1975 г.) впервые было признано, что преступность в форме международного бизнеса представляет собой более серьезную угрозу, чем традиционные формы преступного поведения <1>. Впоследствии к этой проблеме ООН обращалась на каждом последующем своем Конгрессе, вплоть до десятого Конгресса. ——————————— <1> Здесь и далее цит. по: Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

Так, в документе, подготовленном секретариатом ООН в период подготовки VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.), отмечалось, что одной формулировкой невозможно определить многочисленные виды организованной преступности, обусловленные различными факторами. Однако в целом это явление можно охарактеризовать как «сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают финансовую прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг». Это преступления, часто выходящие за пределы государственных границ, связанные не только с коррупцией общественных и политических деятелей, получением взяток или тайных сговоров, но также и с угрозами, запугиванием и насилием <2>. ——————————— <2> Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В. С. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М., 1996. С. 8.

Этот Конгресс ООН принял Резолюцию «Предупреждение организованной преступности и борьба с ней» и приложение под названием «Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней». В итоговом документе Международного семинара ООН по вопросам борьбы с преступностью (Суздаль, 21 — 25 октября 1991 г.) отмечалось, что в большинстве стран выделяются два основных пути развития организованной преступности. Во-первых, это запрещенные виды деятельности (такие как имущественные преступления, отмывание денег, незаконный оборот наркотиков, нарушение правил валютных операций, запугивание, проституция, азартные игры, торговля оружием и антиквариатом) и, во-вторых, участие в сфере экономики (прямое или с использованием таких средств, как вымогательство). В обоих случаях используются преступные методы, и поэтому костяк организованных преступных формирований составляют уголовно-преступные элементы. «Унифицированного определения организованной преступности, — говорится в итоговом документе, — до настоящего времени не выработано, вместе с тем под организованной преступностью обычно понимается относительно массовая группа устойчивых и управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и крупномасштабные хищения. Данное определение может пониматься и в более широком смысле: любая группа или отдельные лица, организованные на постоянной основе для получения прибыли незаконным способом <3>. ——————————— <3> Основы борьбы с организованной преступностью… С. 8 — 9.

Особое значение имела Всемирная конференция на уровне министров по организованной транснациональной преступности (Италия, Неаполь, 21 — 23 ноября 1994 г.), которая отметила и обосновала «десять угроз», которые несет транснациональная организованная преступность суверенитету государств, обществу, отдельным лицам, национальной стабильности и государственному контролю, демократическим ценностям и общественным институтам, национальной экономике, финансовым учреждениям, демократизации и приватизации, развитию, глобальным режимам и кодексам поведения. На Девятом конгрессе ООН (Каир, 1995 г.) одной из обсуждавшихся тем была тема «Меры борьбы с национальной и транснациональной экономической и организованной преступностью». Конгресс принял решения, в том числе о результатах обсуждения проекта Конвенции о борьбе с транснациональной организованной преступностью. Десятый конгресс ООН (Вена, 2000 г.) обсуждал основную тему «Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в XXI веке». Обсуждение завершилось принятием Венской декларации о преступности и правосудии: ответ на вызовы XXI в., в которой первостепенное значение было придано борьбе с транснациональной организованной преступностью. Основываясь на анализе документов ООН 1980 — 1990-х гг., В. С. Овчинский отмечает, что существует несколько методологических подходов, сформированных экспертами ООН, каждый из которых затрагивает сущностные характеристики организованной преступности. В наиболее широком смысле организованную преступность принято рассматривать как форму незаконного предпринимательства, и в этой связи организованная преступность определяется как одна из форм экономического предпринимательства, осуществляемая с помощью противозаконных средств, связанных с угрозой применения физической силы или ее использованием, вымогательством, коррупцией, шантажом и другими методами, а также использованием незаконно произведенных товаров и услуг. Существует и другой подход, определяющий организованную преступность как серию сложных уголовных видов деятельности, осуществляемых в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые толкают на это главным образом получение финансовой прибыли и приобретение власти <4>. ——————————— <4> Овчинский В. С. Криминологические, уголовно-правовые и организационные основы борьбы с организованной преступностью в Российской Федерации: Дис. … д. ю.н. в форме научного доклада, выполняющего также функции автореферата. М., 1994. С. 14 — 15.

В отечественное уголовное законодательство указание на получение финансовой или иной материальной выгоды как цель создания и деятельности преступного сообщества (преступной организации) внесено Федеральным законом от 03.11.2009 N 245-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» <5> об усилении борьбы с организованными преступными сообществами. ——————————— <5> СЗ РФ. 2009. N 45. Ст. 5263.

Теперь, в соответствии с ч. 4 ст. 35 УК РФ, «преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды». В Конвенции против транснациональной организованной преступности Организация Объединенных Наций определяет ТОП как любые серьезные транснациональные преступления, совершаемые тремя или более преступниками с целью получения материальной выгоды. Такое понимание транснациональной организованной преступности шире общераспространенного, согласно которому основное внимание уделяется, как правило, группе профессиональных преступников, созданной для многократного совершения различных преступлений. В основу такого определения положено понятие «организованной преступной группы», содержащееся в ст. 2 Конвенции, где она трактуется как «структурно оформленная группа в составе трех или более лиц, существующая в течение определенного периода времени и действующая согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, с тем чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду». При этом раскрываются перечисленные в этом определении признаки, и «серьезное преступление» определяется как «преступление, наказуемое лишением свободы на максимальный срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания», а «структурно оформленная группа» — как «группа, которая не была случайно образована для немедленного совершения преступления и в которой не обязательно формально определены роли ее членов, оговорен непрерывный характер членства или создана развитая структура». А в п. 2 ст. 3 Конвенции отмечается, что «преступление носит транснациональный характер, если: a) оно совершено в более чем одном государстве; b) оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; c) оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; d) оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве» <6>. ——————————— <6> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3882.

В Докладе Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) «Глобализация преступности: оценка угрозы транснациональной организованной преступности» отмечается, в частности, что сотрудники правоохранительных органов склонны воспринимать ТОП как группировки преступников, поскольку имеющийся в их распоряжении инструментарий — полномочия на арест и конфискацию — может быть применен только в отношении конкретных физических лиц. В то же время проблемы ТОП часто порождаются иными факторами, чем те, которые связаны с людьми, причастными к конкретным деяниям. Для решения этих проблем требуется инструментарий намного более широкий, чем полномочия, которыми наделены сотрудники правоохранительных органов <7>. ——————————— <7> Доклад Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК): Глобализация преступности: оценка угрозы транснациональной организованной преступности. 2010.

В Докладе подчеркивается, что большая часть потоков незаконного оборота обусловлена воздействием рыночных сил, а не является результатом тайного сговора специализирующихся на таком обороте преступных групп. Поэтому в современном мире организованная преступность — это не столько феномен группы отдельных лиц, занимающихся различными видами незаконной деятельности, сколько вопрос группы незаконных видов деятельности, которыми практически занимаются определенные отдельные лица и группы. В случае ареста и изоляции этих отдельных лиц соответствующая деятельность продолжается, поскольку по-прежнему остаются незаконный рынок и создаваемые им стимулы. Для решения связанных с транснациональной организованной преступностью проблем необходимо понять эти рынки в тех масштабах, в которых они функционируют <8>. ——————————— <8> См.: Там же.

В настоящее время следует говорить о существовании транснациональных криминальных рынков торговли людьми, оборота наркотиков и оружия, природных ресурсов, контрафактной продукции и т. д. Особое место среди них занимает рынок незаконного оборота наркотиков, поскольку сам незаконный оборот наркотиков является одним из основных источников доходов большинства транснациональных преступных организаций, а преступность, связанная с наркотиками, по своему характеру в 90% случаев является организованной и транснациональной, дающей сверхприбыль от 300 до 2000% <9>. ——————————— <9> Лунеев В. В. Преступность XX века. С. 586.

В 1998 г. на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение добиться к 2008 г. ликвидации или существенного сокращения незаконного производства наркотиков и злоупотребления ими и был принят ряд секторальных планов для достижения этой цели. Спустя десять лет государства-члены остались недовольны достигнутыми результатами и заявили, что они по-прежнему крайне обеспокоены растущей угрозой, которую создает мировая проблема наркотиков. Было принято решение продолжить деятельность в том же направлении в течение следующего десятилетия <10>. ——————————— <10> Доклад Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК): Всемирный доклад по наркотикам. 2010.

Абсолютно очевидно, что борьба с такой транснациональной преступной деятельностью возможна только на основе объединения усилий всех государств и при условии создания современной системы правового регулирования борьбы с ней.

Список литературы

1. Доклад Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК): «Глобализация преступности: оценка угрозы транснациональной организованной преступности». 2010. 2. Доклад Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК): «Всемирный доклад по наркотикам». 2010. 3. Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 4. Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В. С. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М., 1996. 5. Овчинский В. С. Криминологические, уголовно-правовые и организационные основы борьбы с организованной преступностью в Российской Федерации: Дис. … д. ю.н. в форме научного доклада, выполняющего также функции автореферата. М., 1994. 6. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3882. 7. Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 45. Ст. 5263.

——————————————————————