Совершенствование правовой базы в сфере противодействия транснациональной организованной преступности и торговле людьми
(Бекмагамбетов А. Б.) («Российский юридический журнал», 2011, N 5)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ
А. Б. БЕКМАГАМБЕТОВ
Бекмагамбетов Алимжан Бауржанович, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой права Костанайского филиала Челябинского государственного университета (Костанай, Казахстан).
Статья посвящена изучению потенциала законодательного инструментария в вопросах противодействия транснациональной организованной преступности и торговле людьми. Особый акцент сделан на значении проведения криминологической экспертизы опубликованных законодательных актов и проектов подготавливаемых законов. На базе изучения законопроекта об усилении борьбы с транснациональной организованной преступностью обращается внимание на его прогрессивные идеи, а также положения, нуждающиеся в корректировке.
Ключевые слова: транснациональная организованная преступность, торговля людьми, криминологическая экспертиза.
Perfection of legal base in sphere of counteraction of transnational organized crime and human trade A. B. Bekmagambetov
The article is devoted to studying of potential of legislative toolkit in questions of counteraction of transnational organized crime and human trade. The special accent is made on value of carrying out of criminological examination of the published acts and the projects of prepared laws. On the basis of studying of the bill of strengthening of struggle against a transnational organized crime the attention on progressive ideas and also the positions needing updating is paid.
Key words: transnational organized crime, human traffic, criminological examination.
Организованная преступность, а сегодня это модифицированный и более опасный за счет своей транснациональности феномен, представляет угрозу не отдельно взятым государствам, но целым регионам и всему мировому сообществу. Поэтому вполне справедливо в рамках Европейско-Азиатского конгресса мы движемся по специально выделенной линии — тематическому направлению «Криминологическая экспертиза в системе мер противодействия транснациональной организованной преступности». В п. 17 Плана мероприятий Правительства РК по борьбе, предотвращению и профилактике преступлений, связанных с торговлей людьми, на 2009 — 2011 гг. говорится о необходимости внести на рассмотрение межведомственной комиссии по законопроектной работе при Правительстве предложение о разработке законопроекта по имплементации норм Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности <1>. В 2010 г. во исполнение названного пункта Управление внутренней политики акимата Костанайской области осуществило сбор предложений, в числе которых наши авторские разработки, и передало их в Администрацию президента РК. ——————————— <1> Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 апреля 2009 г. N 462 «О плане мероприятий Правительства Республики Казахстан по борьбе, предотвращению и профилактике преступлений, связанных с торговлей людьми на 2009 — 2011 годы».
Кроме того, по государственному социальному заказу в текущем году стартовал проект «Проведение мероприятий, направленных на предотвращение торговли людьми». Априори выдвинута гипотеза о том, что без криминологической экспертизы правовой базы (как официально действующих актов, так и подготавливаемых или уже подготовленных проектов) в сфере противодействия организованной преступности нельзя обеспечить достаточно эффективную систему противодействия торговле людьми. Поэтому логично с точки зрения теории и практики принять участие в обмене опытом в рамках экспертного сообщества представительного и продуктивного конгресса. Прикосновение к заявленному столь же интересному, сколь и сложному феномену активизирует воображение, подогревает исследовательский интерес, пусть даже в поиске ответа на более частные вопросы о совершенствовании системы мер противодействия торговле людьми. Тем более что одно другому не мешает, а, наоборот, дополняет, высвечивает новые аспекты. В структуре деятельности современной транснациональной организованной преступности высокодоходным направлением выступает торговля людьми. Специалисты оперируют различными данными относительно масштабов торговли людьми, что, впрочем, напрямую связано с проблемами противодействия организованной преступности путем выработки достойного и наиболее эффективного инструментария. Официальным ответом на современные вызовы следует считать политическую волю, воплощенную в законодательных, правоинтерпретационных, правоприменительных решениях. Предварительным базисом для таких решений нередко, по крайней мере с точки зрения рационального, а может быть, идеалистического подхода (главное, не утопического), служат научно обоснованные концепты. Собственно, именно в этом видится эксклюзивная миссия научной экспертизы, в том числе криминологической. В Республике Казахстан хотя и нет специального закона о криминологической экспертизе, все же фактически она применяется при подготовке законопроектов по совершенствованию уголовного законодательства или других правовых отраслей. Косвенным доказательством существования такой экспертизы надлежит считать тот факт, что интеллектуальные ресурсы в виде привлеченных ученых-правоведов различных отраслей права создали стратегический документ — Концепцию правовой политики Республики Казахстан. Точкой отсчета является 2002 г., когда Концепция задала векторы развития правовой системы страны до 2009 г. 24 августа 2009 г. указом президента страны она была утверждена на период с 2010 до 2020 г. <2>. ——————————— <2> Казахстанская правда. 2009. 27 авг.
Такие концептуальные документы, как справедливо полагает Т. Я. Хабриева, ориентируют законодателя в выборе правовых средств (например, тех или иных методов регулирования: запретов, стимулирования, поощрения и др.), а также предполагают использование правового инструментария в единстве с другими механизмами, обеспечивающими государственное управление <3>. ——————————— <3> Хабриева Т. Я. Стратегия социально-экономического развития России и модернизация законодательства // Концепции развития российского законодательства. М., 2010. С. 17.
Важнейшее звено правовой политики государства, как гласит Концепция, — уголовная политика, которая совершенствуется путем комплексной взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также правоприменения. Кроме того, там же закреплено, что дальнейшее совершенствование уголовного права связано с повышением качества законов: закон, ограничивающий конституционные права и свободы, должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, т. е. его нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных критериях, позволяющих со всей определенностью отличать правомерное поведение от противоправного, исключая возможность произвольной интерпретации положений закона. Также важно привести уголовный закон в соответствие с международными договорами, ратифицированными Казахстаном. Среди перспективных задач Концепции — усиление уголовной ответственности за преступления, посягающие на права и законные интересы несовершеннолетних, преступления, совершенные в составе организованной преступной группы или преступного сообщества, при рецидиве преступлений. Эти моменты напрямую связаны с проблемами совершенствования мер противодействия организованной преступной деятельности, торговле людьми, в том числе детьми. Во исполнение названных рекомендаций были приняты важнейшие законодательные акты: Закон РК от 4 июня 2008 г. N 40-IV «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности»; Закон РК от 4 июня 2008 г. N 37-IV «О ратификации Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности»; Закон РК от 23 ноября 2010 г. N 335-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения защиты прав ребенка». Кроме того, подготовлен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия организованной преступности», утвержденный Постановлением Правительства РК от 6 ноября 2010 г. N 1167. Перечень этих документов, безусловно, не исчерпывающий. Но анализ даже перечисленных документов подчеркивает, что предприняты значительные усилия, прежде всего в осознании необходимости и воплощении в жизнь модернизации правовой системы, в том числе законодательной политики и правоохранительной службы. Как показывают сравнительно-правовые наблюдения, аналогичные процессы закономерным образом коснулись многих государств СНГ, о чем свидетельствуют совместная разработка и реализация межпарламентских и межправительственных концепций, стратегий, планов в области противодействия преступности и выработки неких унифицированных подходов. Это особенно важно и единственно верно в деле противодействия транснациональной организованной преступности. Поэтому весьма обоснованно, например, предложение в рамках проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия организованной преступности» криминализировать такие деяния, как создание и руководство транснациональной организованной преступной группой, а равно участие в ней (предлагаемая новелла — ст. 235.2 УК РК), создание и руководство транснациональным преступным сообществом (преступной организацией), а равно участие в нем (ст. 235.3 УК РК), финансирование деятельности организованной преступной группы, преступного сообщества (преступной организации) либо транснациональной организованной преступной группы, транснационального преступного сообщества (преступной организации) (ст. 235.4 УК РК). В целом законопроект содержит множество рациональных идей: определение преступлений, совершенных транснациональной организованной группой, транснациональным преступным сообществом (преступной организацией), разъяснение особенностей конфискации имущества для двух практически равнозначных категорий лиц: коррупционеров и участников организованной преступности, невозможности условного осуждения, необходимости усиления наказуемости в части установления не менее трех четвертей предусмотренного наказания, а также ужесточения ответственности взрослых за приобщение к организованной преступной деятельности, в том числе к транснациональной. Это далеко не все достоинства. Однако нигде не дается ответа на вопрос о количественном признаке соучастия в институте транснациональной организованной группы или сообщества. Еще ранее специалисты отмечали, что при ратификации Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности следует решить вопрос о коллизии в части определения количественного признака соучастия. Так, согласно устоявшимся канонам под соучастием мы понимаем двух и более лиц, в то время как упомянутый международно-правовой документ в п. «а» ст. 2 гласит, что «организованная преступная группа» означает структурно оформленную группу в составе трех и более лиц. Не поясняется, как изменится ситуация с перечнем форм соучастия, которых сегодня согласно ст. 31 УК РК четыре: группа лиц, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, преступное сообщество (преступная организация). Кроме того, нет специального закона о криминологической экспертизе. Это отчасти компенсируется «законом о законах» — Законом РК от 24 марта 1998 г. N 213 «О нормативных правовых актах» <4>. В нем выделена гл. 4 «Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов», где в п. 1 ст. 22 закреплено: «По проектам нормативных правовых актов может проводиться научная экспертиза (правовая, экологическая, финансовая и другая) в зависимости от правоотношений, регулируемых данными актами». Пункт 2 этой статьи определяет особенности научной антикоррупционной экспертизы. Но отдельного закрепления статуса криминологической экспертизы в данном Законе нет. ——————————— <4> Ведомости Парламента РК. 1998. N 2 — 3. Ст. 25.
Для принятых нормативных правовых актов Законом РК от 1 апреля 2011 г. N IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворческой деятельности» введена новая процедура — правовой мониторинг. Согласно подп. 12-1 Закона РК «О нормативных правовых актах» он представляет собой «деятельность государственных органов, осуществляемую на постоянной основе, по сбору, оценке, анализу информации о состоянии законодательства Республики Казахстан, а также по прогнозу динамики его развития и практики применения в целях выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценки эффективности их реализации». Однако, как мы видим на примере совершенствования законодательства в сфере противодействия транснациональной организованной преступности, негативно сказывается отсутствие именно криминологической экспертизы. Одновременно следует совершенствовать организационно-правовую базу по противодействию транснациональной организованной преступности, в том числе в сферах криминального бизнеса, которые собственно ее подпитывают, предоставляя возможность для развития. Определенный заслон или хотя бы барьер в виде базовых законодательных актов по противодействию терроризму, коррупции, наркобизнесу, отмыванию денежных средств или иного имущества имеется и выполняет свою миссию. Но в области противодействия торговле людьми, несмотря на бинарную систему уголовно-правовых запретов (отдельно в отношении взрослых и в отношении несовершеннолетних), есть недостаток — отсутствует базовый закон. Необходимо предпринять дальнейшие действия по выполнению взятых на себя в соответствии с Законами РК «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности», «О ратификации Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности» обязательств. Так, в преамбуле Типового закона ООН о борьбе с торговлей людьми совершенно справедливо заявлено, что «торговля людьми является национальным и в то же время транснациональным преступлением, когда преступники действуют через границы, поэтому реакция на торговлю людьми также должна выходить за рамки юрисдикционных ограничений и государства должны сотрудничать на двусторонней и многосторонней основе для эффективного пресечения» <5>. Преамбула утвержденного 3 апреля 2008 г. Постановлением 30-11 Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ Модельного закона «О противодействии торговле людьми» гласит: «Настоящий Закон исходит из признания противодействия торговле людьми необходимой мерой обеспечения государственной безопасности и защиты правоохраняемых интересов личности, общества и государства от одного из наиболее опасных и латентных видов преступности, все более приобретающего организованный транснациональный характер, для эффективной борьбы с которым необходимы консолидация усилий всех государственных и межгосударственных институтов и их взаимодействие с институтами гражданского общества» <6>. ——————————— <5> Типовой закон о борьбе с торговлей людьми. Вена, 2010. С. 3. <6> Информ. бюл. Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. 2008. N 42. С. 301 — 353.
Принятие такого базового закона — это серьезный шаг к созданию международных стандартов в области противодействия преступности, в том числе транснациональной организованной преступности.
Bibliography
Xabrieva T. Ya. Strategiya social’no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossii i modernizaciya zakonodatel’stva // Koncepcii razvitiya rossijskogo zakonodatel’stva. M., 2010.
——————————————————————