Транснациональные преступления и национальная безопасность
(Кубов Р. Х., Спиридонов А. П.) («Российский следователь», 2007, N 14)
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Р. Х. КУБОВ, А. П. СПИРИДОНОВ
Кубов Р. Х., кандидат юридических наук.
Спиридонов А. П., доктор юридических наук.
Наряду с международными преступлениями и преступлениями международного характера в мире сложилась так называемая транснациональная преступность. В течение девяностых годов масштабы, интенсивность и изощренность транснациональной организованной преступности выросли. Конец «холодной войны», коллапс государственной власти в некоторых странах и регионах, процесс глобализации торговли, финансов, коммуникаций и информации — все это обеспечило среду, в которой многие преступные организации нашли более выгодным и предпочтительным действовать сквозь границы государств, чем сосредоточить свою деятельность в какой-нибудь одной стране. В некоторых случаях такая деятельность по пересечению границ ведется в пределах одного региона; в других она мирового масштаба. Какими бы ни были географические границы преступных операций, однако ясно, что организованная преступность более не ограничивается местной активностью. Почти всегда она носит транснациональный характер. Понятие транснационального преступления отлично как от понятия международного преступления (т. е. преступлений, признаваемых таковыми в соответствии с международным правом, например военные преступления), так и от локальных преступлений, на которые могут влиять факторы вне границ юрисдикции задействованного государства, но которые, в сущности, ограничены юрисдикцией одного государства. Во всемирном отчете о преступности и правосудии, подготовленном для ООН Центром профилактики международной преступности, отмечается: «Наиболее общая отличительная черта транснационального преступления состоит в том, что оно включает в себя пересечение границ или юрисдикции государств. Само по себе пересечение границы может подразумевать как действующих, так и потенциальных преступников, которые пересекают границы при ведении своей деятельности (пересечение границ для совершения актов террора или насилия, например) или пытаясь избежать правосудия, — речь идет о незаконных товарах или доходах от незаконной деятельности. Более того, оно может также включать передачу информации, что, по сути, «виртуально» в противоположность физическому пересечению границы. Есть также некоторая неопределенность в отношении самих преступлений. В конце концов различные правовые системы криминализируют различные деяния и предусматривают за них различные наказания. Как бы то ни было, значительное число деяний подпадает под международные конвенции, без которых было бы почти невозможно вершить правосудие с каким-либо результатом в отношении международных дел. Эти конвенции — самой известной из них, возможно, является Конвенция ООН 1988 г. против незаконной торговли наркотиками и психотропными препаратами — отражают разделяемое государствами понимание того, что определенные деяния должны быть урегулированы, запрещены или криминализированы» <1>. Хотя все эти вопросы представляют серьезную проблему изучения транснациональной организованной преступности, они, конечно, не являются непреодолимым препятствием для выработки государствами правовых решений, направленных на противодействие преступлениям данного вида. ——————————— <1> Global Report on Crime and Justice Graeme Newman Editor Published for the United Nations Office for Drug Control and Crime Prevention Centre for International Crime Prevention. New York. Oxford. Oxford University Press, 1999.
Существенный вклад в нормативную регламентацию борьбы с транснациональными преступлениями внесла Организация Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию против транснациональной организованной преступности <2>. 14 апреля 2004 г. Конвенция была ратифицирована Российской Федерацией. Часть 2 ст. 3 данного источника устанавливает: «Преступление носит транснациональный характер, если: ——————————— <2> Конвенция против транснациональной организованной преступности. Принята Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г. Подписана Российской Федерацией 12 декабря 2000 г., ратифицирована 14 апреля 2004 г.
a) оно совершено более чем в одном государстве; b) оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; c) оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность более чем в одном государстве; или d) оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве. По мнению специалистов, данный документ подводит солидную правовую базу под борьбу с вышеназванным симбиозом. В нем определены признаки организованной преступной группы, транснациональной преступности, содержатся конкретные предложения по криминализации таких деяний, как участие в организованной преступной группе, отмывание доходов от преступлений, коррупция, воспрепятствование осуществлению правосудия. Конвенция регулирует также широкий круг вопросов, связанных с экстрадицией преступников, защитой свидетелей и потерпевших, международным сотрудничеством правоохранительных органов и др. <3>. Следует согласиться с мнением В. А. Номоконова о том, что на очереди — приведение в соответствие с положениями настоящей Конвенции норм национального законодательства, а также принятие их к руководству в практической правоохранительной деятельности <4>. ——————————— <3> Номоконов В. А. Глобализация преступности в связи с общей глобализацией в мире. Материалы «круглого стола» ИГП РАН (16 марта 2001 г.) // www. mosorgcrimrescenter. ru/Conferens/ Conf5.htm. <4> Там же.
Представляет интерес установление места в классификации преступлений, подпадающих под юрисдикцию международного уголовного права, так называемых транснациональных преступлений. Данный вопрос в науке остается открытым. По мнению И. И. Карпеца, не являются международными преступлениями либо преступлениями международного характера, а значит, и не подпадают под действие международного уголовного права общеуголовные преступления, предусмотренные национальным уголовным законодательством, хотя бы они и были совершены на территории нескольких государств или против иностранных граждан <5>. А. Е. Сунцов и Ю. В. Трунцевский не столь категоричны в своих суждениях: «К особой группе преступлений, являющихся объектом озабоченности международного сообщества, условно можно отнести транснациональные преступления, составы которых не вошли в понятие международных преступлений или преступлений международного характера. Это уголовные преступления, выходящие за пределы какого-нибудь одного государства и приобретающие международный характер лишь в конкретной ситуации в связи с появлением в составе преступления международного, «иностранного» элемента (хищения, мошенничества, похищения детей и т. д.). По поводу подобных преступлений между государствами заключаются двусторонние соглашения о правовой помощи, направленные на пресечение попыток преступников скрываться от правосудия за рубежом, а также на недопущение сбыта похищенного или «отмывания» преступных доходов за границей и т. п. Например, ранее угоны автомобилей не считались опасным видом преступлений. Если же оценить масштабы, которые это явление приняло в Европе, и учесть, что появились системы угонов и поставок автомобилей на юг и на восток, то становится ясно, что данное явление уже переходит в новое качество, приобретает поистине международный размах <6>. Добавим, что, по мнению ряда исследователей, к транснациональным преступлениям следует относить нелегальную миграцию, торговлю женщинами и детьми с целью понуждения их к занятию проституцией, распространение детской порнографии, коррупцию, хищение и незаконный экспорт культурных ценностей, угон и контрабанду автомобилей, незаконную торговлю объектами флоры и фауны, торговлю человеческими органами, распространение контрафактной продукции, компьютерные преступления и ряд других <7>. ——————————— <5> Карпец И. И. Преступления международного характера. М., 1979. С. 30. <6> Сунцов А. Е., Трунцевский Ю. В. Теоретические проблемы имплементации норм международного уголовного права в России // Московский журнал международного уголовного права. 1997. N 2. С. 93 — 94. <7> См., например: Global Report on Crime and Justice Graeme Newman Editor Published for the United Nations Office for Drug Control and Crime Prevention Centre for International Crime Prevention. New York. Oxford. Oxford University Press, 1999; Phil Williams. Transnational crime and its control // Global report on crime and justice. New York. Oxford. Oxford University Press, 1999; Проблемы борьбы с организованной преступностью. Информационный бюллетень. Иркутский центр по изучению организованной преступности & American University, 2002. N 10; Репецкая А. Л. Торговля женщинами для секс-индустрии как один из ведущих видов деятельности транснациональных преступных организаций // www. crime. vl. ru и др.
Кроме того, для понимания места данных преступлений в системе деяний, подпадающих под юрисдикцию международного уголовного права, следует обратить внимание на источники их формализации как противоправных. В целом ряде случаев данные преступления являются конвенционными, т. е. зафиксированы как таковые в нормах международного права. В исторических реалиях Россия столкнулась с целым рядом проблем, решение которых непосредственно связано с выявлением и анализом реальных и потенциальных угроз ее национальным интересам. От того, насколько успешно будут локализованы или устранены реальные угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства, зависит судьба курса политических и экономических реформ в Российской Федерации <8>. В соответствии с доктриной теории государства и права в этой области именно государство является главным среди остальных субъектов обеспечения безопасности и должно выступать организатором такой системы, а право должно стать главным регулятором общественных отношений в данной сфере <9>. Следует отметить, что российское право располагает концептуальными положениями, оценивающими угрозы, исходящие от преступлений международного характера, в том числе транснациональных преступлений. Так, Концепция национальной безопасности Российской Федерации <10> среди факторов основных угроз в международной сфере называет прежде всего факторы военно-политического характера (расширение НАТО, стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ, и т. д.). Однако Концепция содержит и следующее положение: «Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России… Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности». Обращает на себя внимание технико-юридический прием, в соответствии с которым преступления международного характера и транснациональные преступления перечислены (терроризм, наркобизнес, контрабанда). Представляется, что в контексте оценки криминальных угроз такого рода следовало бы прибегнуть к обобщающему термину (например, «преступления международного характера» или «транснациональные преступления»), что позволило бы более широко толковать положения Концепции национальной безопасности, сохраняя при этом предмет толкования в юридически точных границах. ——————————— <8> Гыскэ А. В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М., 2000. С. 10. <9> Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: человек, общество, государство. СПб., 2000. С. 69. <10> Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24.
Среди важнейших задач в области борьбы с преступностью Концепция называет «укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности… расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами — участниками Содружества Независимых Государств… Основываясь на международных соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. Необходимо также шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа». Среди основных направлений внешней политики России также названо «развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом». Обратим внимание, что акцент сохраняется на вопросах борьбы с терроризмом и организованной преступностью. Не умаляя важности соответствующих правовых и организационно-управленческих решений, отметим, что проблематика международной криминологической безопасности не исчерпывается преступностью данного вида. Взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных государств является одним из важнейших направлений в работе Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России. В настоящее время такое взаимодействие осуществляется с правоохранительными органами более 70 стран ближнего и дальнего зарубежья. Как отмечается в пресс-релизе МВД России «Международное сотрудничество ДБОПиТ МВД России в сфере борьбы с организованной преступностью» <11>, основными направлениями взаимодействия являются: ——————————— <11> Пресс-релиз МВД России «Международное сотрудничество ДБОПиТ МВД России в сфере борьбы с организованной преступностью». 24.05.2007.
— участие в создании и гармонизации международного законодательства в сфере борьбы с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом; — проведение рабочих встреч с представителями правоохранительных органов зарубежных стран, участие в международных конференциях и совещаниях; — обмен оперативной информацией; — исполнение запросов общего и конфиденциального характера; — проведение совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, а также широкомасштабных целевых специальных операций; розыск лиц, находящихся в межгосударственном розыске, их экстрадиция или депортация. Наиболее активное сотрудничество МВД России осуществляет с правоохранительными органами Германии, США, Чехии, Израиля, Финляндии, Канады, Украины, Грузии, Армении, Кыргызстана. Только в 2006 г. руководством и сотрудниками ДБОПиТ МВД России проведено более 60 рабочих встреч, в ходе которых обсуждались конкретные формы и приемы такого взаимодействия, в том числе по конкретным уголовным делам. Анализ положений Концепции внешней политики Российской Федерации <12> свидетельствует о том, что одна из основных целей деятельности России в области внешней политики — «воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами». Россия рассматривает как важнейшую внешнеполитическую задачу борьбу с международным терроризмом, способным дестабилизировать обстановку не только в отдельных государствах, но и в целых регионах. Российская Федерация выступает за дальнейшую разработку мер по усилению взаимодействия государств в этой области. При этом отмечается, что прямая обязанность любого государства — защита своих граждан от террористических посягательств, недопущение на своей территории деятельности, имеющей целью организацию подобных актов против граждан и интересов других стран, и непредоставление убежища террористам. В соответствии с Концепцией Российская Федерация будет целенаправленно противодействовать незаконному обороту наркотиков и росту организованной преступности, сотрудничая с другими государствами в многостороннем формате, прежде всего в рамках специализированных международных органов, и на двустороннем уровне. Таким образом, уголовная политика Российской Федерации по своему содержанию тесно связана с общеполитическими задачами. Однако в таком основополагающем документе, каковым является Концепция внешней политики Российской Федерации, речь также должна идти о международном сотрудничестве, направленном на противодействие всем преступлениям международного характера, в том числе транснациональным. Представляется, что терроризм, наркобизнес и организованная преступность — не единственная угроза национальной и международной криминологической безопасности. Именно поэтому необходимо модернизировать отдельные положения как Закона Российской Федерации «О безопасности», так и Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации за счет включения в них положений, относящихся к оценке угроз, исходящих от международных преступлений и преступлений международного характера, а также к содержанию основных направлений международного сотрудничества в области противодействия данным преступлениям. ——————————— <12> Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 28 июня 2000 г.
На основании изложенного нами вносятся следующие предложения. Во-первых, ч. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» «Понятие безопасности и ее объекты» изложить в следующей редакции: «К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность, а также международная безопасность и международный правопорядок». Часть 1 ст. 3 данного Закона «Угроза безопасности» изложить в следующей редакции: «Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, международному правопорядку». Во-вторых, базовые положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Концепции внешней политики Российской Федерации должны быть расширены за счет прямого указания на международные преступления и преступления международного характера как источники угроз для государства, международной безопасности и международного правопорядка. Соответственно противодействие данным преступлениям должно быть учтено при формулировании целей, задач и основных приемов правового сотрудничества России с другими государствами и международными организациями.
——————————————————————