Правовое регулирование минимальной заработной платы как гарантия реализации работниками права на жизнь

(Кашлакова А. С.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2011, N 4)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ КАК ГАРАНТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТНИКАМИ ПРАВА НА ЖИЗНЬ <*>

А. С. КАШЛАКОВА

——————————— <*> Kashlakova A. S. Legal regulation of the minimum salary as a guarantee of realization by workers of the right to life.

Кашлакова Анастасия Сергеевна, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса юридического факультета Алтайского государственного университета, кандидат юридических наук.

Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда является одним из конституционных прав и закреплено в ст. 37 Конституции РФ. В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Региональная минимальная заработная плата устанавливается в соответствии с механизмом, определенным в ст. 133.1 ТК РФ.

Ключевые слова: социальное государство, принципы справедливости и равенства, право работников на оплату труда, минимальная заработная плата, региональное соглашение о минимальной заработной плате.

The right to compensation for work without any discrimination and not below the minimum wage rate established by the federal law is one of constitutional laws and is fixed in item 37 of the Constitution of the Russian Federation. According to item 133 TK the Russian Federation the minimum wage rate is established simultaneously in all territory of the Russian Federation by the federal law and can’t be below size of a living wage of able-bodied population. The regional minimum salary is established according to the mechanism defined in item 133.1 TK the Russian Federation.

Key words: the social state, justice and equality principles, the right of workers to payment, the minimum salary, the regional agreement on the minimum salary.

Требования о заработной плате были одними из первых требований пролетарского движения, поскольку это та гарантия, которая позволяет работающему по найму обеспечить свое существование. Понятно, что по этой причине она имеет определяющее значение при заключении трудового договора. В числе основных гарантий права на заработную плату особое место занимает установление минимальной заработной платы. Вмешательство власти в отношения наемного труда с целью установления минимальной заработной платы впервые имело место в конце XIX в. в законодательстве Австралии, Новой Зеландии и Виктории, что было вызвано скандалами, разыгравшимися на основании выплаты женщинам и ученикам в качестве заработка ничтожных сумм, не позволявших прожить определенный период времени <1>. Таким образом, установление минимального размера оплаты труда исторически являлось одним из способов обеспечения права работников на жизнь (существование). По российскому законодательству установление минимального размера оплаты труда является одним из направлений реализации социальной политики государства, целью которой является достижение условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Однако поскольку, как известно, законодательно установленный минимальный размер оплаты труда меньше прожиточного минимума, то он не обеспечивает даже права на жизнь, не говоря о достойной жизни. ——————————— <1> Луи П. Рабочий и государство. СПб.: Общественная польза, 1907. С. 1.

Тем не менее приведенная конституционная гарантия реализуется на основе двух базовых принципов социального государства — справедливости и равенства <2>. Общие требования справедливости и равенства в реализации социальной политики государства отражены в международных актах общего характера, например в Декларации Международной организации труда «О целях и задачах Международной организации труда» от 10.05.1944, в которой установлено, что прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости. Все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право осуществлять свое материальное благосостояние и свое духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей. Достижение условий, при которых это будет возможно, должно являться главной целью национальной и международной политики <3>. В Международном пакте от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» ст. 7 устанавливает, что участвующие в Пакте государства признают право каждого на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, обеспечивающее как минимум всем трудящимся удовлетворительное существование для них самих и их семей <4>. В международных правовых актах, регламентирующих отношения в области труда и заработной платы, закреплены соответствующие права. Согласно Европейской социальной хартии ETS N 163 от 03.05.1996 (пересмотренной) все работники имеют право на справедливое вознаграждение за труд, обеспечивающее им и их семьям достойный уровень жизни <5>. Таким образом, в процессе реализации социальной политики ее принципы должны быть учтены и при установлении социальных прав, к которым относятся права в области оплаты труда. ——————————— <2> В литературе нет однозначной позиции по отношению к числу признаков, характеризующих социальное государство, тем не менее два признака, на которых основана социальная политика, признают, пожалуй, все исследователи — справедливость и равенство. См.: Зорькин В. Д. Россия и Конституция в XXI веке. М.: Норма, 2008. С. 340 — 343; Чиркин В. Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. 2008. N 12; и др. <3> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 351 — 372. <4> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12. <5> Бюллетень международных договоров. 2010. N 4. С. 17 — 67.

Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда является одним из конституционных прав и закреплено в ст. 37 Конституции РФ. В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом <6> и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. ——————————— <6> Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ред. от 24.07.2009) // СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729.

В мировой практике известны разные механизмы установления минимальной заработной платы, которые учреждаются с учетом специфики конкретного государства. В некоторых странах не устанавливается единый минимальный размер оплаты труда. Величина минимальной заработной платы фиксируется на уровне отдельных отраслей, чаще всего при заключении отраслевого коллективного соглашения между профсоюзами и работодателями. Такой механизм характерен для стран с сильным профсоюзным движением. В некоторых странах решение об изменении уровня минимальной заработной платы принимается специальными отраслевыми советами. В настоящее время в эту группу входят Германия, Италия, Австрия, Швейцария, Великобритания, Япония, а также Скандинавские страны (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция) <7>. Другие государства устанавливают единую величину минимальной заработной платы, распространяющейся на всю страну. Минимальный размер заработной платы устанавливается государством в Тайване (в 2000 г. 465 долл. США) <8>. Установление единого для всей экономики страны размера минимальной заработной платы в расчете на определенный период отработанного времени — час, рабочий день или рабочий месяц — принято во многих государствах (17 из 30, входящих в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития) <9>. ——————————— <7> Костюнина Г. М. Преобразование социально-трудовых отношений в Социалистической Республике Вьетнам // Труд за рубежом. 2003. N 4. С. 108. <8> Костюнина Г. М., Абраменков А. В. Социально-трудовые отношения на Тайване // Труд за рубежом. 2006. N 1. С. 28. <9> Вишневская Н. Т. Особенности минимальной заработной платы в странах ОЭСР // Труд за рубежом. 2006. N 1. С. 39 — 40.

Однако еще в начале XX в. было отмечено, что установление однообразной минимальной заработной платы для всех департаментов и лиц заведомо оставляет без внимания различия в экономических условиях по отдельным городам и профессиям, а это значило бы то же, что декретировать полную экспроприацию всех отраслей промышленности <10>. ——————————— <10> Луи П. Рабочий и государство. СПб.: Общественная польза, 1907. С. 139.

И действительно, известно, что в трудовом праве равенство прав невозможно обеспечить без дифференциации правового регулирования труда. Равенство в оплате труда означает применение единого критерия в оценке труда; таким критерием является количество и качество труда. Дифференциация оплаты труда служит наряду с единством в оплате труда экономическим требованием и правовым принципом регулирования заработной платы <11>. ——————————— <11> Лившиц Р. З. Заработная плата в СССР. Правовое исследование. М.: Наука, 1972. С. 36.

Учитывая те обстоятельства, что Россия — страна со значительными масштабами, имеющая федеративное устройство и разный уровень жизни в своих регионах, установление федерального минимального размера оплаты труда может быть признано оправданным с точки зрения охвата всех работников, — но не реальной гарантии, отражающей принципы социального государства. Так, в силу резкого различия в уровне экономического развития регионов часть из них находятся практически на одном уровне с европейскими странами (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Татарстан). Другие, наоборот, снизились до уровня беднейших африканских стран (Тыва или Ингушетия) <12>. ——————————— <12> URL: http://www. institutiones. com; http://www. ruslife. ru.

Интересно, что в соответствии со ст. 58 КЗоТ 1918 г. размер определяемого тарифным положением вознаграждения во всяком случае не мог быть ниже прожиточного минимума, устанавливаемого НКТ для населения каждой местности РСФСР. В соответствии со ст. 59 КЗоТ 1922 г. размер вознаграждения не мог быть ниже обязательного минимума оплаты, определяемого на каждый данный период надлежащими государственными органами для соответствующих категорий труда. Таким образом, установление минимальной заработной платы уже в первых актах, регламентировавших эти вопросы, было основано на дифференцированном подходе, что было призвано обеспечить целесообразность и справедливость. В российском трудовом законодательстве механизм, позволяющий применить дифференцированный подход для определения минимальной заработной платы, установлен для определения такого минимума в субъектах Российской Федерации региональным соглашением (ст. 133.1 ТК РФ). При этом, учитывая, что минимальный размер оплаты труда, исходя из положений ст. 133 ТК РФ, устанавливается федеральным законом, в ст. 133.1 ТК РФ используется иной термин — «минимальная заработная плата», однако эти понятия по содержанию являются синонимичными, и значение употребления их в нормативно-правовых актах <13> и в литературе является одинаковым. ——————————— <13> Конвенции МОТ 1928 г. N 26 «О процедуре установления минимальной заработной платы» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 — 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 163 — 166; Конвенция МОТ 1928 г. N 26 «О процедуре установления минимальной заработной платы»; Конвенция МОТ от 22.06.1970 N 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран».

Тем не менее существующий порядок установления на уровне субъекта РФ минимальной заработной платы региональным соглашением не может быть признан соответствующим принципам российского и международного права. Речь не идет о том, что соглашением нельзя повышать уровень заработной платы, — наоборот, это нужно делать. Однако минимальная заработная плата — это единица, меньше которой платить работнику нельзя, поскольку нарушаются все его международные и национальные права в сфере оплаты труда. Критику вызывает, во-первых, то, что ввиду добровольности процедуры конкретный субъект может вовсе не заключать регионального соглашения о минимальной заработной плате, и тогда для работников этого субъекта будет действовать федеральный МРОТ. Важность введения регионального размера минимальной заработной платы продиктована тем, что ее размер в субъекте Российской Федерации, в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. На необходимости районной дифференциации заработной платы в своей монографии акцентировал внимание Р. З. Лившиц, который считал, что она вызывается, во-первых, различными условиями воспроизводства рабочей силы в разных районах страны и, во-вторых, различной, с точки зрения общества, ценностью однородного труда в разных районах страны <14>. ——————————— <14> Лившиц Р. З. Заработная плата в СССР. Правовое исследование. М.: Наука, 1972. С. 101.

Во-вторых, если субъект Российской Федерации заключает такое соглашение, то это не означает, что установленный в нем размер минимальной заработной платы будет распространяться на всех работников субъекта РФ. Так, сфера действия коллективного соглашения может не распространяться на работников, работодатели которых не участвуют в системе социального партнерства. К ним относятся, например, работники, заключившие трудовой договор с работодателем — физическим лицом, не индивидуальным предпринимателем. Кроме того, порядок установления регионального уровня минимальной заработной платы носит договорный характер, однако, в отличие от коллективного договора, который распространяется на работников независимо от их участия в заключении коллективного договора, коллективное соглашение распространяется не на всех работников, а только на тех, работодатели которых участвовали в заключении такого соглашения, либо после предложения о распространении не выразили мотивированного несогласия с соглашением. Принимая во внимание то обстоятельство, что уровень минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается исходя из экономического уровня развития, нераспространение на некоторых работников этой величины вряд ли можно признать удовлетворительным. Необходимо предусмотреть механизм установления единого обязательного уровня минимальной заработной платы в отдельном субъекте Российской Федерации. Наиболее приемлемым вариантом представляется установление порядка обязательного распространения регионального соглашения о минимальной заработной плате на всех работодателей. Это, с одной стороны, обеспечит право на оплату труда не ниже минимума, отражающего экономическое положение в отдельном субъекте Российской Федерации, с другой стороны, позволит учесть интересы не только работников, но и работодателей и государства на уровне субъекта. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в этом случае должны обеспечить реальность установленной величины, поскольку как занижение, так и завышение размера минимальной заработной платы имеет негативные последствия и пагубно сказывается на экономике. Необходимо отметить, что исторически первый механизм установления минимальной заработной платы, закрепленный в Законе 1896 г. Виктории, был основан на соглашении между работодателями и работниками, которому придавалась сила закона; правда, это соглашение заключалось по отраслям <15>. В настоящее время такой способ применяется в некоторых зарубежных странах. Так, в Бельгии и Греции действует модель, по которой размер минимальной заработной платы определяется в общенациональных коллективных соглашениях, заключаемых ежегодно. Однако при этом достигнутые договоренности о размере минимальной заработной платы распространяются не только на членов профсоюза, но и на всех занятых в экономике (в Греции только на частный сектор) <16>. ——————————— <15> Луи П. Указ. соч. С. 141. <16> Вишневская Н. Т. Особенности минимальной заработной платы в странах ОЭСР // Труд за рубежом. 2006. N 1. С. 39 — 40.

Ситуация же, которая складывается в результате применения законодательства о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации, есть основание расценить как противоречащую базовым принципам социального государства, а именно принципам равенства и социальной справедливости. Эти принципы в международных документах реализуются в том числе и через запрет дискриминации <17>, в частности при выплате заработной платы <18>. Учитывая важность запрета дискриминации по личностному критерию, по признаку пола, национальности, вероисповедания, религиозных, политических предпочтений и т. д., в международных актах регламентируется и косвенная дискриминация <19>, под которую, как представляется, подпадают работники, на которых не будет распространяться региональное соглашение о минимальной заработной плате. ——————————— <17> Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12; Директива Совета от 27 ноября 2000 г. N 2000/78/ЕС «О создании общих стандартов в поддержку равноправия в сфере занятости и труда»; и др. <18> Конвенция N 100 Международной организации труда «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (принята в г. Женеве 29.06.1951 на 34-й сессии Генеральной конференции МОТ) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. М., 1960. С. 297 — 301; Директива Совета от 10 февраля 1975 г. N 75/117/ЕЭС «О сближении законодательства государств-членов относительно применения принципа равной оплаты труда мужчин и женщин»; Конвенция Международной организации труда от 29.06.1951 N 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» // Ведомости ВС СССР. 1956. N 10. Ст. 202; и др. <19> См. подробнее: Кашкин Ю. С. Трудовое право Европейского Союза: Учебное пособие. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 106.

Так, в соответствии с Конвенцией Международной организации труда от 25.06.1958 N 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий», термин «дискриминация» включает не только всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, но и всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий <20>. ——————————— <20> Ведомости ВС СССР. 1961. N 44. Ст. 448.

В отличие от международных норм, российское трудовое право проводит различие между принципом равенства прав и возможностей работников и принципом запрета дискриминации, который является частью принципа равенства. Принцип равенства прав и возможностей работников закреплен в ст. 2 ТК РФ как самостоятельный принцип. В ст. 3 этот принцип связан с запретом дискриминации. Таким образом, принцип равенства в области труда и занятий не сводится только к запрету дискриминации, а предполагает более широкое толкование. Реализуя принцип равенства, каждому работнику должны быть предоставлены по крайней мере равные возможности, что, по сути дела, не гарантировано при применении ст. 133.1 ТК РФ.

——————————————————————