Об аппарате замолвите слово
(Редакционный материал)
(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 39)
ОБ АППАРАТЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО…
Уже долгие годы одной из самых обсуждаемых тем на юридических форумах является вопрос оплаты труда государственных гражданских служащих специалистов аппаратов судов всех уровней. Низкая заработная плата этой категории работников давно превратилась в хроническую проблему, о которой много говорят, но не могут решить. В преддверии VIII Всероссийского съезда судей мы публикуем открытые письма работников аппаратов судов.
Каждый, кто хоть раз сталкивался с работой судебной системы, прекрасно понимает, что многое зависит от четкой и грамотной работы секретарей, помощников, начальников канцелярий и других работников суда. Чрезмерная загруженность этих специалистов, отсутствие условий для их работы влияют на длительность рассмотрения дел, качество работы аппарата судов. Однако никаких реальных шагов для решения данных проблем не предпринимается.
Если оглянуться назад, то мы увидим, что на VII Всероссийском съезде судей, прошедшем в 2008 году, в итоговом Постановлении, в разделе «О кадровом, финансовом и материально-техническом обеспечении судебной деятельности», было указано, что «качество функционирования судебной системы самым непосредственным образом связано с кадровым обеспечением судейского корпуса и аппаратов судов» и что причиной неукомплектованности, текучести кадров из аппаратов судов «является низкий уровень заработной платы специалистов, особенно занимающих младшие государственные должности. Заработная плата таких же специалистов, работающих в других государственных органах, а также в коммерческих структурах, значительно выше, чем в судах. Это приводит к тому, что выпускники юридических вузов предпочитают идти на работу в иные сферы, а суды теряют хороших специалистов».
Примечательно, что в тексте Постановления есть ссылка на Постановление VI Всероссийского съезда судей, в котором ставились те же вопросы. Однако, как признаются судьи, «неоднократные предложения по их решению остались нереализованными».
И вот в очередной раз VII съезд судей постановил просить Президента Российской Федерации «принять меры к существенному увеличению денежного содержания судей, работников аппаратов и технического персонала судов». А в ответ тишина…
Прошло четыре года. И на совещании председателей судов общей юрисдикции в начале 2012 года Председатель Верховного Суда РФ В. Лебедев, подводя итоги работы судебной системы в 2011 году, приводит неутешительную статистику по кадровому составу: за два последних года из судебной системы по собственному желанию ушли 1189 человек, не достигших пенсионного возраста. В ответ на предложения о привлечении на должности судей адвокатов и нотариусов глава Верховного Суда РФ указал, что предложение стать судьями не находят отклика в этой профессиональной среде. «За два прошлых года выразили желание стать судьями всего 144 адвоката, — рассказал В. Лебедев, — и из них положительное заключение квалифколлегий получили 40 человек. Ситуация с нотариусами еще хуже».
Казалось бы, пополнить судейские ряды могли вчерашние помощники и специалисты. Но, видимо, далеко не у всех хватает сил и терпения работать в предлагаемых условиях.
Недавно премьер-министр Д. Медведев подписал распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 N 1735-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы». Документом предусмотрено выделение 90 млрд. руб. высшим судам и Минюсту России на развитие судебной системы до 2020 года.
Приоритетным направлением Концепции, в частности, является развитие информационно-коммуникационных технологий в ВС РФ и судах общей юрисдикции. Это создание условий для электронного судопроизводства, предусматривающего упрощение процедур подачи в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде, получения копий документов и ознакомления с материалами дела; повышение качества работы судов за счет применения систем видео — и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, программно-технических средств оцифровки документов и оборудования видеоконференцсвязи.
В арбитражной системе предполагается: расширение возможностей использования мобильных устройств в качестве доступа к информационным ресурсам, программным комплексам и базам данных арбитражных судов Российской Федерации посредством использования «облачных» технологий для судей и работников аппарата судов — мобильного правосудия; создание мобильных подвижных офисов судей с применением видеоконференцсвязи для проведения выездных заседаний в географически удаленных населенных пунктах страны.
Концепция, конечно, хороша, но с учетом сложившейся ситуации в кадровом обеспечении судов хочется задать вопрос: а где меры, направленные на повышение количественного и качественного уровня работников? Ведь даже в электронном судопроизводстве без квалифицированных кадров не обойтись.
Справедливости ради стоит отметить, что в Концепции предусмотрены меры, связанные с обеспечением жильем нуждающихся не только судей, но и работников аппаратов. Решить проблему по привлечению высококвалифицированных кадров на государственную гражданскую службу, несмотря на невысокую заработную плату, по мнению Правительства РФ, можно будет за счет реализации возможности проживания госслужащего в жилом помещении в течение всего срока прохождения государственной службы. Напрашивается вывод, что работникам судов в ближайшем будущем не стоит ждать повышения зарплаты.
Сегодня мы публикуем выдержки из двух открытых писем, поступивших в адрес редакции газеты «ЭЖ-Юрист» от работников аппарата Черноярского районного суда Астраханской области и работников аппарата Ханкайского районного суда Приморского края. Надеемся, что в вопросе о повышении зарплаты работникам судов еще не поставлена окончательная точка.
Открытое обращение
к Президенту РФ, Председателю Правительства, руководителям
органов исполнительной, законодательной и судебной власти,
СМИ от государственных служащих — работников аппарата
Ханкайского районного суда Приморского края
«В условиях политико-правовых и социально-экономических преобразований, происходящих в последнее время в обществе, мы, работники аппаратов судов, с отчаянием и с чувством социальной несправедливости обращаемся к вам с целью исправления катастрофического положения, которое уже много лет имеет место в сфере оплаты нашего труда…
Неоднократно вносились предложения Советом судей Российской Федерации о рассмотрении вопроса об увеличении работникам аппаратов судов размеров ежемесячного денежного поощрения или повышения их должностных окладов на 35 — 50%, высказанными в письме на имя Президента РФ. Однако, по мнению Министерства финансов РФ, реализация этих предложений поставит работников аппаратов судов в преимущественное положение по сравнению с федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. При этом не учитывается положение о том, что федеральные суды общей юрисдикции являются федеральными государственными органами судебной власти…
Федеральным законом от 10 января 1996 года N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» установлено, что уровень оплаты труда работников аппарата судов не может быть ниже уровня оплаты труда работников органов законодательной, исполнительной власти. В настоящее время данные положения Федерального закона не выполняются. Оплата труда работников аппарата суда в три и более раз ниже, ниже установленного прожиточного минимума, ниже минимального размера оплаты труда. Уровень материального обеспечения работников аппаратов достиг критически низкой отметки, вследствие чего резко возрос отток квалифицированных кадров из судебной системы…
Часть 11 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает серьезную гарантию для всех государственных гражданских служащих — ежегодную индексацию окладов денежного содержания. Цель индексации — компенсация роста потребительских цен на товары и услуги и недопущение снижения реального содержания оплаты труда государственных гражданских служащих. Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 313-ФЗ действие части 11 статьи 50 было приостановлено с 1 января 2010 г. до 1 января 2011 г., а Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ действие части 11 статьи 50 приостановлено с 1 января 2011 г. до 1 января 2014 г. По официальной справке к данным Законам, в связи с недостатком финансовых средств действие процедуры индексации было приостановлено, поправки были направлены на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2011 — 2013 годах. Федеральным законом от 6 ноября 2011 года N 301-ФЗ Закон о приостановке ежегодной компенсации утратил силу с января 2012 года. В действительности приостановка индексации привела к плачевным последствиям: спад качества государственных услуг для граждан и юридических лиц, утечка квалифицированных кадров, что сказывается на качестве подготовки документов, возрастает количество жалоб на организацию работы. Если бы очередное повышение оклада, спустя 4 года отсутствия какого-либо роста, было в 2 — 2,5 раза, то можно и немного подождать. Ведь если ежеквартальная или даже ежегодная индексация заработной платы возлагает на работодателя безусловные финансовые обязательства, то возможное увеличение оклада в 1,06 раза в октябре 2012 года впервые за четыре года можно считать не более чем бонусом за лояльность. Рассчитывать на него в условиях российской действительности могут немногие.
15 декабря 2010 года между Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ заключено Отраслевое соглашение на 2011 — 2013 гг. Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ним экономических отношений между гражданскими служащими, работниками и представителями нанимателя (работодателями), содержащим взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, содействия занятости, охраны труда и здоровья, социальных гарантий, льгот и компенсаций, развития социального партнерства. Пункт 3.2 предусматривает, что оплата труда госслужащих осуществляется согласно Трудовому кодексу РФ. В статье 134 ТК РФ сказано, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Роструд в письме от 19.04.2010 N 1073-6-1 при толковании статьи 134 ТК РФ пришел к выводу, что законодатель установил для работодателя безусловную обязанность проводить индексацию. На справедливость этого вывода указано в Определении Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 913-О-О. Еще до его вынесения на аналогичном толковании нормы трудового законодательства об индексации зарплаты основывался ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2005 N Ф08-2060/2005 и от 01.06.2005 N Ф08-2054/2005. Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 ТК РФ)…
Проводя реформу и повышая довольствие судьи, необходимо четко понимать, что суд, судья и аппарат суда — неразрывно связанные нити. Нельзя, проводя судебную реформу, уделять одним внимание, а других оставлять без него.
Мы надеемся, что, несмотря на все экономические проблемы в государстве, нас услышат и ускорят законодательное решение вопросов по существенному повышению окладов работников аппаратов судов, всех категорий и групп, определив его в таком размере, который бы делал эти должности престижными, стимулировал добросовестное исполнение обязанностей государственной службы, обеспечивал достойный уровень жизни…».
Сотрудники аппарата
Ханкайского районного суда
Приморского края
(всего 13 подписей)
Открытое обращение
к Президенту РФ, Председателю Правительства, руководителям
органов исполнительной, законодательной и судебной власти,
СМИ от государственных служащих — работников аппарата
Черноярского районного суда Астраханской области
«Обращаются к вам федеральные государственные служащие — сотрудники аппарата Черноярского районного суда Астраханской области с просьбой о принятии мер по обеспечению сотрудников аппаратов судов нормальной заработной платой, которая обеспечивала бы достойный уровень жизни и способствовала заинтересованности в работе федеральных государственных служащих.
Согласно Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002 — 2006 годы и на 2007 — 2012 годы в Российской Федерации одной из задач было обеспечение достойной заработной платы судьям и работникам аппаратов судов. В ходе данных судебных реформ разрешился вопрос о достойном содержании и заработной плате судей. Вопрос же об обеспечении достойного уровня сотрудников аппаратов судов в настоящее время так и остается нерешенным.
Но все вышеперечисленные реформы невозможны без кардинального изменения оплаты труда государственного служащего (сотрудника аппарата суда) в зависимости от уровня профессиональной подготовленности; объема и качества выполняемых им работ; ненормированного рабочего дня; выслуги лет; инфляции и т. д. Сотрудник аппарата районного суда (помощник председателя суда, помощник судьи, консультант, секретарь суда, секретарь судебного заседания, специалисты и т. д.) получают денежное содержание как гражданские служащие от 7 тысяч (специалист 2 разряда, выслуга 7 лет) до 17 тысяч (помощник председателя суда, выслуга 19 лет) рублей…
Да, в январе 2011 года были незначительно повышены оклады помощникам председателей судов, помощникам судей и секретарям судебных заседаний, а про сотрудников канцелярии даже в этом незначительном повышении заработной платы почему-то забыли. Вместе с тем в течение 2012 года дважды повышалась заработная плата персоналу по охране и обслуживанию здания суда. В настоящее время помощник судьи получает заработную плату немногим больше, чем водитель того же суда, секретарь суда — меньше. Например (на 01.01.2012), помощник судьи — 14500 рублей, секретарь суда по гражданским делам — 11600 рублей. Водитель — 12500 рублей. Старший специалист 2 разряда — 9800 рублей, специалист 2 разряда — 6800 рублей. Уборщик служебных помещений 7100 рублей, сторож — 7300 рублей…
Кроме того, хотелось бы отметить, что сотрудник аппарата суда за совмещение должностей в период отсутствия другого работника на время учебного либо ежегодного отпуска, нахождения на больничном никаких доплат не получает за совмещение должностей. Сотрудники аппарата суда не имеют никаких социальных льгот и гарантий, если сравнивать с судьями, работниками педагогических и медицинских учреждений…
На зарплату, которую в настоящее время получает работник аппарата суда, невозможно обеспечить нормальное существование своих семей, что естественно влечет негативное отношение к работе, вызывает постоянную «текучесть кадров», а также не делает должности сотрудников аппаратов судов престижными, не обеспечивает им достойный уровень жизни. На основании вышеизложенного просим вас:
1) ускорить работу по повышению уровня оплаты труда работников аппаратов судов;
2) увеличить размеры месячных должностных окладов гражданских служащих судов общей юрисдикции не менее чем на 50%, увеличить размеры окладов за классный чин;
3) увеличить размеры ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия госслужбы в размере до 200% оклада;
4) увеличить размеры единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, оплачивать проезд к месту отдыха и обратно, предоставлять путевки в дома отдыха и санатории;
5) увеличить ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в следующем размере: при стаже государственной службы от 6 месяцев до 1 года — 5%; от 1 года до 3 лет — 10%; от 3 до 5 лет — 20%; от 5 до 10 лет — 35%; от 10 до 15 лет — 40%; от 15 до 20 лет — 45%; от 20 до 22 лет — 55%; от 22 до 25 лет — 65%; 25 и более лет — 70%».
Сотрудники аппарата
Черноярского районного суда
Астраханской области
(всего 13 подписей)
——————————————————————