К вопросу о заработной плате судей в Российской Федерации
(Василенко Н.) («Социальное и пенсионное право», 2006, N 1)
К ВОПРОСУ О ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Н. ВАСИЛЕНКО
Василенко Н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского экономико-правового института, кандидат юридических наук.
Указом Президента РФ от 26 июля 2005 г. N 881 должностные оклады судей в РФ увеличены в 1,8 раза. Бесспорно, Указ нужный и своевременный. Однако на страницах журнала мне хотелось бы обсудить вопрос, а всем ли судьям необходимо увеличивать оклады одинаково. Так, в силу ст. 12 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 15 декабря 2001 г. N 5-ФКЗ, от 4 июля 2003 г. N 3-ФКЗ, от 5 апреля 2005 г. N 3-ФКЗ) все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации. Коль скоро все судьи обладают единым статусом, то и материальное содержание у всех должно быть одинаково и может различаться лишь в зависимости от полномочий и компетенции судьи, а именно от занимаемой должности и уровня судебной инстанции. В связи с этим хочется обратить внимание, что еще действуют нормативные акты, которые увеличивают заработную плату судьи в зависимости от работы в той или иной местности, так, например, в районах Крайнего Севера в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР от 30 июня 1962 г., от 23 июля 1981 г., от 26 января 1983 г., от 26 марта 1984 г., от 29 марта 1988 г.) к заработной плате рабочих и служащих начисляются надбавки в размере до 80%, к тому же заработная плата увеличивается на районный коэффициент, предусмотренный иными нормативными актами в размере 40% заработной платы, таким образом, заработная плата судьи увеличивается в 2,2 раза, составляя, к примеру, у судьи районного суда более 60000 рублей. Для сравнения: средняя заработная плата судей районных судов Центрального региона, в частности Московской области, чуть более 20000 рублей. Такие надбавки и районные коэффициенты к заработной плате граждан, в том числе судей, установлены различными нормативными актами СССР в Сибири, на Дальнем Востоке и в других местностях. Указанные надбавки предусмотрены, например, Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР»; Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 9 января 1986 г. N 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области»; Постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. N 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» и т. д. Без сомнения, такие надбавки были необходимы в период существования СССР, когда уровень жизни и товарно-денежные отношения были иными. Необходимы они и в настоящее время, но только малообеспеченным слоям населения, а также малооплачиваемым категориям бюджетников: врачам, учителям и иным категориям. Судьи же и так достаточно защищены материально. Статус судьи в Российской Федерации определяется в Конституции Российской Федерации с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом; в этих целях провозглашается несменяемость и неприкосновенность судей, а также предусматривается их надлежащее материальное содержание (ст. 119, 120, 121, 122 и 124 Конституции Российской Федерации). В развитие указанных конституционных норм Закон «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает кроме соответствующего материального содержания, отвечающего высокому статусу судьи, иные права и льготы: увеличенный отпуск, право на получение пожизненного содержания, бесплатное медицинское обеспечение, в том числе лекарственными препаратами, бесплатное санаторно-курортное лечение, компенсации стоимости проезда в отпуск и иные льготы. Кроме того, начисляя указанные надбавки к заработной плате судей, не учитываются реалии сегодняшнего дня, уровень жизни различных регионов, состояние экономики, количество населения, прожиточный минимум, нагрузка на судей, специфика и категории рассматриваемых дел. От указанных факторов и должна находиться в прямой зависимости зарплата судьи, так, в экономически развитых и густонаселенных районах Центрального региона естественно возрастает нагрузка на судей, увеличивается стоимость жизни. Так, например, в Московской области, по данным Госкомстата, численность населения составляла на 1 января 2005 г. — 6629,7 тыс. человек, стоимость минимального набора продуктов питания — 1430,9 рубля, индекс потребительских цен за I полугодие 2005 г. составил 109,3 <*>. Для сравнения: в Мурманской области, где заработная плата судьи в 2,2 раза выше, стоимость минимального набора продуктов питания не намного превысила указанный показатель для Московской области и составила 1715,5 рубля, а индекс потребительских цен за I полугодие составил 109,7, численность населения — 872,8 тыс. человек. В Красноярском крае, где также предусмотрены надбавки к заработной плате, стоимость минимального набора продуктов питания — 1511,6 рубля, индекс потребительских цен за I полугодие 2005 г. составил 105,9, численность населения составляет на 1 января 2005 г. 2925,4 тыс. человек <**>. ——————————— <*> Где в России жить хорошо // Российская газета. 2005. 7 сент. <**> Там же.
Принимая во внимание низкую плотность населения районов Крайнего Севера, можно сделать вывод, что нагрузка на судей там ниже, чем в Центральном регионе, так как нагрузка на судей по рассмотрению гражданских (в том числе из экономических правоотношений), уголовных и административных дел напрямую зависит от численности населения и развития экономики региона. Кроме того, от указанных критериев зависит и сложность дел. При этом получается, что при большей нагрузке судьи получают меньшую оплату. Более того, в погоне за большими деньгами в некоторых местностях длительное время не объявляется конкурс на замещение вакантных должностей, не заполняются вакансии судей. Так, в Оленегорском городском суде Мурманской области длительное время имеются вакансии двух федеральных судей, а средства, выделенные на их зарплату, распределяются между работающими судьями в виде премий из экономии фонда оплаты труда, увеличивая и без того необоснованные доходы судей тех регионов, в которых установлены процентные надбавки и районные коэффициенты. Есть уверенность, что Федеральным законом «О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппаратов судов и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его органов в субъектах РФ», концепция которого одобрена Постановлением Президиума Совета Судей РФ от 8 февраля 2005 г. N 72, будет установлено, что работа судьи с превышением нормы нагрузки должна существенно влиять на увеличение оплаты его труда. Таким образом, можно сделать вывод, что не все судьи находятся в равных условиях, в том числе их материальное содержание существенно различается. И все же, не умаляя права судей на получение доплат к зарплате в виде надбавок и районных коэффициентов в местностях, где такие надбавки и коэффициенты установлены, предлагаю ввести региональные коэффициенты (надбавки) к заработной плате судей, выплачиваемые из федерального бюджета для судей тех регионов, где такие коэффициенты (надбавки) не установлены, и именно там, где очень высока стоимость жизни, где огромна нагрузка на судей, при этом необходимо учитывать категорию и специфику рассматриваемых судебных дел. И такое положение вещей, по моему мнению, будет соответствовать принципу единства статуса судей.
——————————————————————