Из истории подготовки Кодекса законов о труде РСФСР 1922 г

(Иванов А. Б.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2013, N 2)

ИЗ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ КОДЕКСА ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РСФСР 1922 Г. <*>

А. Б. ИВАНОВ

——————————— <*> Ivanov A. B. From history of preparation of the Labour code of RSFSR 1922.

Иванов Артем Борисович, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук.

В статье рассматриваются предпосылки кодификации трудового законодательства начала 20-х гг. XX в., исследуется организационная сторона кодификационных работ, выявляются и обосновываются этапы подготовки Кодекса законов о труде РСФСР 1922 г., определяется персональный состав участников кодификации. Кроме того, в статье показаны достоинства и слабые стороны проведенной кодификации, проанализированы возможности использования опыта кодификации начала 20-х гг. XX в. на современном этапе развития трудового законодательства.

Ключевые слова: трудовое законодательство, новая экономическая политика, кодификация, комиссии по кодификации, проекты КЗоТ, Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.

In the article preconditions of codification of the labor legislation in the early 20-ies of the XX-th century are considered, the organizational side of codification is investigated, the stages of preparation of the Labour code of RSFSR 1922 are identified and justified, the personal structure of participants of codification is determined. In addition, in article advantages and weaknesses of the codification are shown, the possibilities of using the experience of codification of the early 20-ies of the XX-th century at the present stage of development of the labor legislation are analyzed.

Key words: labor legislation, new economic policy, codification, codification commissions, bills of the Labour code, the Labour code of RSFSR 1922.

В 2012 г. исполняется 90 лет второму в истории отечественного трудового законодательства Кодексу законов о труде РСФСР <1>. Принятие КЗоТ РСФСР 1922 г. имело большое значение для трудоправовой теории и практики. Кодекс «по сути дела окончательно конституировал основные институты трудового права, дав им нормативное содержание» <2>. Данный акт действовал почти полвека (дольше остальных советских кодексов) и, определяя основные направления правового регулирования отношений в сфере труда, оказывал важное организующее воздействие на развитие системы трудового законодательства. По прошествии девяти десятилетий с момента утверждения КЗоТ РСФСР 1922 г. следует рассмотреть основные события, связанные с подготовкой этого кодифицированного акта. Это тем более важно в связи с активно обсуждаемым в настоящее время вопросом о путях совершенствования действующего законодательства о труде <3>. ——————————— <1> Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР (СУ РСФСР). 1922. N 70. Ст. 903. <2> Киселев И. Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. М., 2001. С. 141. <3> См., напр.: Хохлов Е. Б. Направления совершенствования трудового законодательства // Журнал российского права. 2011. N 9. С. 13 — 18; Коршунова Т. Ю. Реформирование трудового законодательства // Журнал российского права. 2011. N 8. С. 5 — 19.

В начале 20-х гг. XX в. основным фактором, обусловившим значительные изменения в трудовом законодательстве, стал переход советского государства к новой экономической политике. В условиях многоукладности хозяйственной жизни прежние трудоправовые акты, закреплявшие «полное господство принуждения в области привлечения к труду и распределения рабочей силы, а также последовательное проведение твердого централизованного регулирования условий труда» <4>, перестали быть эффективным регулятором трудовых отношений. ——————————— <4> Войтинский И. С. Трудовое право СССР. М., 1925. С. 31 — 32.

Реформа законодательства о труде началась осенью 1921 г., что выразилось в прекращении большинства трудовых мобилизаций, отмене массовых трудовых повинностей, замене государственного социального обеспечения обязательным социальным страхованием лиц, работавших по найму <5>. В 1922 г. процесс обновления трудового законодательства стал еще более интенсивным, в данный период были приняты акты, делавшие акцент на договорных началах в правовом регулировании отношений в сфере труда и закреплявшие принцип свободы соглашений о труде <6>. Появление указанных актов, несмотря на всю их актуальность, в то же время способствовало и росту бессистемности трудового законодательства. «В силу целого ряда причин, — отмечалось в объяснительной записке к проекту КЗоТ РСФСР 1922 г., — законодательство о труде в настоящее время представляет собой целый ряд наслоений, из которых некоторые уже фактически не действуют, но не отменены в законодательном порядке, другие, вызванные новой экономической политикой, представляют значительное отступление от принципов Кодекса 1918 г., выработанного в эпоху ликвидации частной промышленности, корни третьих держатся в узаконениях эпохи военного коммунизма и т. д.» <7>. ——————————— <5> Подробнее см.: Данилова Е. Н. Законодательство о труде в новых экономических условиях // Вопросы труда. 1923. N 1. С. 11. <6> См., напр.: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 3 марта 1922 г. «О порядке найма и увольнения рабочих и служащих» // СУ РСФСР. 1922. N 22. Ст. 236; Положение СНК РСФСР от 18 июля 1922 г. «О примирительных камерах и третейских судах» // СУ РСФСР. 1922. N 54. Ст. 683; Постановление СНК РСФСР от 23 августа 1922 г. «О коллективных договорах» // СУ РСФСР. 1922. N 56. Ст. 704. <7> Объяснительная записка к проекту Кодекса законов о труде. М., 1922. С. 3.

Противоречивость законодательства о труде потребовала начать работу по его систематизации. В связи с этим встал вопрос о судьбе первого КЗоТа РСФСР 1918 г. <8>. Первоначально предполагалось сохранить этот Кодекс в качестве основного акта в системе советского трудового законодательства, лишь скорректировав его с учетом изменившихся в условиях нэпа общественных отношений <9>. Однако впоследствии от данной идеи было решено отказаться. «КЗоТ 1918 г., — писал И. С. Войтинский, — нуждался в столь значительных изменениях и дополнениях, что вопрос о пересмотре его должен был встать как вопрос об издании нового КЗоТ» <10>. Помимо лежавших в основе КЗоТ 1918 г. и неактуальных в условиях нэпа принципов принудительности и уравнительности данный Закон «страдал неполнотой и не давал по некоторым вопросам даже основных положений» <11>. В Кодексе не были закреплены такие важные отраслевые институты, как коллективный и трудовой договор, трудовые споры, отсутствовали сведения о профсоюзах. Серьезным недостатком КЗоТ 1918 г. также являлся декларативный характер многих его положений. Как указывал народный комиссар труда РСФСР В. В. Шмидт <12>, «лишь примерно 1/10 из того, что мы декларировали, было проведено в жизнь» <13>. ——————————— <8> СУ РСФСР. 1918. N 86 — 87. Ст. 509. <9> Данилова Е. Н. Кодекс законов о труде в его историческом развитии // Советское право. 1923. N 4. С. 128. <10> Войтинский И. С. Трудовое право СССР. С. 32. <11> Данилова Е. Н. Кодекс законов о труде в его историческом развитии. С. 128. <12> Шмидт Василий Владимирович (1886 — 1940) — государственный и профсоюзный деятель, в начале 20-х гг. XX в. — член Президиума ВЦСПС, народный комиссар труда РСФСР (СССР), один из основных разработчиков КЗоТ РСФСР 1922 г. <13> Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-382. Оп. 6. Д. 1270. Л. 22.

Таким образом, в начале 20-х гг. XX в. перед законодателем стояла задача сделать Кодекс о труде более последовательным, не формально, а реально действующим, максимально приближенным к социально-экономическим условиям эпохи нэпа. «Мы когда подходили к этому Кодексу, — отмечал на сессии ВЦИК в октябре 1922 г. М. П. Томский <14>, — мы подходили с той точки зрения, что это не декларация, а закон, который нам необходимо проводить, добиваясь от советской власти строжайшего его применения» <15>. ——————————— <14> Томский (Ефремов) Михаил Павлович (1886 — 1936) — государственный и профсоюзный деятель, в начале 20-х гг. XX в. — секретарь ВЦИК, член Президиума, секретарь, а затем — председатель ВЦСПС, один из основных разработчиков КЗоТ РСФСР 1922 г. <15> IV сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета IX созыва (23 — 31 октября 1922 г.). Бюллетень N 1. С. 13.

Основная нагрузка в ходе кодификации легла на специализированный орган — Народный комиссариат труда РСФСР (НКТ) и профсоюзные организации (прежде всего ВЦСПС). Подготовка, обсуждение и редактирование проектов КЗоТ РСФСР 1922 г. проходили в комиссионном порядке. Кодификационные работы начались в октябре 1921 г., после того, как на заседании Президиума ВЦСПС (2 октября) было принято решение «предложить ОНТ (отделу нормирования труда. — А. И.) и Наркомтруду кодифицировать все имеющиеся законы о труде», а народному комиссару труда В. В. Шмидту поручено сделать доклад о работе по кодификации на заседании Президиума ВЦСПС через две недели <16>. Первоначально работа велась в комиссии по кодификации законодательного материала в области профдвижения, не охватывая всего трудового законодательства. Известно, что 5 января 1922 г. Президиум ВЦСПС поручил В. В. Шмидту «ознакомиться с результатами работы комиссии по кодификации постановлений по труду и о дальнейшем направлении работы комиссии доложить президиуму» <17>. Однако каких-либо практических результатов работы указанной комиссии выявить не удалось. Можно лишь предположить, что наработки комиссии в части систематизации актов профсоюзных органов учитывались на следующих этапах кодификации. ——————————— <16> Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 87. Д. 397. Л. 60. <17> Там же. Д. 405. Л. 2.

Первый официальный проект нового КЗоТ был подготовлен комиссией по пересмотру рабочего законодательства, образованной в феврале 1922 г. в секции труда Высшей экономической комиссии при ВЦИК. Возглавлял комиссию В. В. Шмидт, а в ее состав входили представители Наркомата труда, ВЦСПС, Наркомата юстиции, ВСНХ и персонально приглашенные лица (Ю. А. Ларин, А. А. Андреев и др.) <18>. Работа этой комиссии завершилась в конце апреля 1922 г., после чего подготовленный законопроект был передан на обсуждение и согласование отдельных органов и организаций. Так, 25 апреля 1922 г. проект КЗоТа в части, посвященной правам союзов, рассматривался Президиумом ВЦСПС. В результате было решено взять проект за основу, при этом была образована комиссия, которая должна была в двухнедельный срок «окончательно переработать проект в направлении его сжатия» (в нее вошли крупные профсоюзные работники М. П. Томский, Н. К. Антипов и С. А. Лозовский) <19>. Проходившее 8 мая 1922 г. совещание тарифных отделов ЦК профсоюзов постановило «срочно рассмотреть Кодекс с таким расчетом, чтобы его можно было представить на утверждение сессии ВЦИК 12 мая 1922 г.» <20>. Таким образом, первоначально новый КЗоТ планировалось принять уже весной 1922 г. ——————————— <18> Подробнее см.: IV сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета IX созыва (23 — 31 октября 1922 г.). Бюллетень N 1. С. 6, 7; Горшенин К. П. Развитие кодификации законодательства о труде // Развитие кодификации советского законодательства / Отв. ред. С. Н. Братусь. М., 1968. С. 86. Ларин Юрий Александрович (Лурье Михаил Залманович (1882 — 1932)) — государственный деятель, в начале 20-х гг. XX в. — член Президиума ВСНХ, член Президиума Госплана, активный участник подготовки КЗоТ РСФСР 1922 г. Андреев Андрей Андреевич (1895 — 1971) — государственный, профсоюзный и партийный деятель, в начале 20-х гг. XX в. — секретарь ВЦСПС, председатель ЦК Союза железнодорожников, участник подготовки КЗоТ РСФСР 1922 г. <19> РГАСПИ Ф. 17. Оп. 87. Д. 405. Л. 20. Антипов Николай Кириллович (1894 — 1938) — профсоюзный деятель, в период разработки КЗоТ 1922 г. — заведующий организационным отделом и член Президиума ВЦСПС. Лозовский (Дридзо) Соломон Абрамович (1876 — 1952) — государственный и профсоюзный деятель, теоретик профсоюзного движения, доктор исторических наук, в начале 20-х гг. XX в. — секретарь Профинтерна. <20> РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 87. Д. 404. Л. 1.

В мае 1922 г. III сессия ВЦИК вынесла Постановление о представлении первоначального проекта КЗоТ РСФСР на утверждение IV сессии ВЦИК. Причиной такого решения стало большое количество спорных и неточных положений, содержавшихся в законопроекте. В «майском» проекте Кодекса авторы отдавали приоритет публичным началам в регулировании труда, что в частности выразилось в отведении важного места трудовой повинности и обязательности заключения коллективных договоров (в последующих проектах законодатель от этого отказался). После отклонения законопроекта сессией ВЦИК он был роздан делегатам для дополнительного ознакомления, а также направлен на заключение центральных ведомств и местных органов наркомата труда. Все предложения по проекту должны были направляться в Наркомат труда РСФСР <21>. С целью анализа поступавших отзывов на законопроект постановлением Коллегии НКТ РСФСР в августе 1922 г. была образована специальная комиссия «для установления окончательного текста проекта с учетом полученных замечаний» <22>. В работе комиссии принимали участие представители всех отделов Наркомата труда. Например, начальник отдела охраны труда Наркомата труда С. И. Каплун руководил редактированием разделов законопроекта, касавшихся охраны труда <23>. Первоначальный проект комиссией в итоге был детально пересмотрен и в значительной степени переработан. Окончательная обработка и техническое редактирование новой редакции проекта КЗоТ была осуществлена Юридическим бюро НКТ РСФСР во главе с Е. Н. Даниловой <24>. После этого законопроект был утвержден коллегией Наркомата труда, согласован с ВЦСПС и 22 сентября 1922 г. внесен в Совнарком РСФСР <25>. ——————————— <21> Итоги работ IV сессии ВЦИК // Власть Советов. 1922. N 7 — 9. С. 4; Данилова Е. Н. Кодекс законов о труде в его историческом развитии. С. 128. <22> Горшенин К. П. Указ. соч. С. 86. <23> Лушников А. М., Лушникова М. В. Российская школа трудового права и права социального обеспечения: портреты на фоне времени (сравнительно-правовое исследование): В 2 т. Ярославль, 2010. Т. 1. С. 420. <24> Данилова Елизавета Николаевна (1890? — после 1953) — советский государственный деятель, известный ученый-трудовик, профессор, в 20-е гг. XX в. — начальник юридического бюро Наркомата труда РСФСР (СССР), один из основных разработчиков КЗоТ РСФСР 1922 г. <25> Войтинский И. С. Трудовое право СССР. С. 33.

26 сентября 1922 г. правительственным постановлением была образована комиссия по рассмотрению проекта КЗоТ во главе с В. В. Шмидтом. В комиссию также входили председатель Малого Совнаркома А. Г. Гойхбарг, член Президиума ВСНХ П. И. Судаков, народный комиссар здравоохранения Н. А. Семашко, председатель ЦК профсоюза железнодорожников, секретарь ВЦСПС А. А. Андреев (последнего позднее заменил А. М. Гинзбург). От временного Бюро Съездов трестированной промышленности и транспорта в работе комиссии принимал участие А. З. Гольцман <26>. Правительственная комиссия в течение четырех заседаний внесла в законопроект Наркомата труда ряд изменений и утвердила третий вариант проекта Кодекса о труде. По отдельным положениям проекта КЗоТ комиссии не удалось выработать согласованную позицию, вследствие чего были утверждены «вариант большинства» и «вариант меньшинства» <27>. ——————————— <26> Гойхбарг Александр Григорьевич (1883 — 1962) — известный ученый-юрист, профессор, государственный деятель, во время разработки КЗоТ РСФСР 1922 г. — заведующий отделом кодификации и законодательных предположений, член коллегии Наркомата юстиции РСФСР, председатель Малого СНК РСФСР. Гинзбург Александр Михайлович — государственный и профсоюзный деятель, во время подготовки КЗоТ РСФСР 1922 г. являлся членом Президиума ВЦСПС (годы жизни установить не удалось. — А. И.). Судаков Петр Иванович (1878 — 1950) — государственный и профсоюзный деятель, в период подготовки КЗоТ РСФСР 1922 г. — председатель Главметалла ВСНХ. Семашко Николай Александрович (1874 — 1949) — известный хирург и государственный деятель, в начале 20-х гг. XX в. — Народный комиссар здравоохранения РСФСР (СССР). Гольцман Абрам Зиновьевич (1894 — 1933) государственный и профсоюзный деятель, в период подготовки КЗоТ — член Президиума ВЦСПС, начальник Главэлектро ВСНХ РСФСР. <27> Подробнее см.: Войтинский И. С. История текста Кодекса законов о труде изд. 1922 г. (материалы) // Вопросы труда. 1925. N 1. С. 67 — 75; N 2. С. 68 — 77.

В октябре 1922 г. третий проект Кодекса о труде был внесен на рассмотрение непосредственно в Совет Народных Комиссаров РСФСР. При этом, как и предшествующие, эта редакция параллельно обсуждалась в профсоюзных органах. Так, последнее заседание Президиума ВЦСПС по обсуждению проекта КЗоТ состоялось 17 октября 1922 г. <28>. В этот же день проект правительственной комиссии был рассмотрен и по докладу В. В. Шмидта и утвержден непосредственно Совнаркомом <29>. Правительство не внесло каких-либо значительных изменений в законопроект, фактически оно утвердило редакцию большинства комиссии при СНК РСФСР. ——————————— <28> РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 87. Д. 405. Л. 40 об., 41 об. <29> Войтинский И. Письмо в редакцию «Вопросов труда» (о толковании ст. 48 КЗоТ) // Вопросы труда. 1923. N 9. С. 55.

В итоге именно утвержденный СНК РСФСР вариант Кодекса о труде 17 октября 1922 г. был внесен от имени Правительства на рассмотрение IV сессии ВЦИК IX созыва и обсужден 23 октября 1922 г. на ее первом заседании. Рядом выступавших на сессии ВЦИК докладчиков (прежде всего Ю. А. Лариным) предлагалось существенно переработать подготовленный проект КЗоТ в сторону увеличения объема прав и гарантий трудящимся. Однако большинство делегатов сессии выступили против этого предложения, опасаясь декларативности нового закона <30>. ——————————— <30> IV сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета IX созыва (23 — 31 октября 1922 г.). Бюллетень N 1. С. 13.

После заключительного слова В. В. Шмидта проект Кодекса о труде был принят сессией ВЦИК за основу и передан для окончательной переработки в специальную комиссию. Состав комиссии (13 человек) был определен на этом же заседании сессии, ее председателем в очередной раз был назначен В. В. Шмидт <31>. Заседания комиссии сессии ВЦИК проходили в течение двух дней — 24 и 25 октября 1922 г., а прения велись, как и на самой сессии ВЦИК, преимущественно по поводу уровня прав и гарантий работникам, который, по сравнению с более ранними проектами, оказался существенно урезанным. Всего в ходе заседания комиссии в проект КЗоТ было внесено 150 поправок, из которых 48 было принято, а остальные отклонены <32>. ——————————— <31> Подробнее о составе и работе комиссии см.: IV сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета IX созыва (23 — 31 октября 1922 г.). Бюллетень N 1. С. 22; ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 24. Д. 24. Л. Л. 1-216. <32> Итоги работ IV сессии ВЦИК. С. 4.

В целом проект КЗоТ, утвержденный комиссией сессии ВЦИК, сократился на две статьи, стал логически более четким и грамматически более выверенным. Предполагалось ввести КЗоТ в действие через неделю после окончания сессии ВЦИК — 7 ноября 1922 г. и тем самым приурочить его к пятой годовщине Октябрьской революции. Однако после обсуждения было решено перенести эту дату на 15 ноября, т. к. требовалось провести работу по определению нормативных правовых актов, сохранявших и утрачивавших силу в связи с принятием КЗоТ. В итоге подготовленный комиссией ВЦИК проект Кодекса о труде 30 октября 1922 г. был внесен на пленум сессии ВЦИК. Данный пленум принял все поправки комиссии, а также срок, установленный комиссией для введения КЗоТ в действие. По предложению М. П. Томского проект Кодекса был передан для окончательной (стилистической) редакции Президиуму ВЦИК. В соответствии с Постановлением ВЦИК от 9 ноября 1922 г. «О введении в действие КЗоТ РСФСР 1922 г.» новый кодифицированный трудоправовой акт вступил в силу с 15 ноября 1922 г. В целом в работах по разработке КЗоТ РСФСР 1922 г. можно выделить пять основных этапов, каждый из них завершался утверждением нового проекта КЗоТ: 1. Февраль — май 1922 г. — проект комиссии по пересмотру рабочего законодательства. 2. Июнь — сентябрь 1922 г. — проект Наркомата труда РСФСР. 3. Сентябрь 1922 г. — проект комиссии при Совете народных комиссаров РСФСР. 4. Октябрь 1922 г. — проект, утвержденный Совнаркомом РСФСР. 5. Октябрь 1922 г. — проект комиссии сессии ВЦИК. Следует обратить внимание на то, что поэтапное обсуждение законопроекта на различных уровнях позволило подготовить весьма качественный кодифицированный акт, как по структуре (распределение норм по главам, представлявшим институты трудового законодательства, согласованность большей части предписаний кодекса, логичная система внутренних и бланкетных отсылок), так и по содержанию (доступный для правоприменителя стиль изложения, четкость формулировок большинства статей кодекса). В подготовке КЗоТ РСФСР 1922 г. были задействованы служащие государственных органов, представители работников («профессионалисты») и нанимателей («хозяйственники»). В результате в процессе кодификации по отдельным пунктам удалось согласовать интересы сторон трудовых отношений, учесть интересы государства. В этой связи уместно говорить об элементах социального партнерства, использовавшихся при разработке Кодекса. Позитивной стороной кодификации начала 20-х гг. XX в. стало внимательное отношение законодателя к составлению перечней нормативных правовых актов, утративших и сохранявших силу в связи с принятием КЗоТ РСФСР 1922 г. Согласно п. 2 ст. II вводного Постановления к КЗоТ от 9 ноября 1922 г. СНК РСФСР поручалось к 1 декабря 1922 г. опубликовать по представлению НКТ РСФСР «перечень узаконений по труду, сохраняющих силу при введении в действие настоящего Кодекса законов о труде». Позднее при рассмотрении представленного Наркоматом труда проекта перечня СНК РСФСР признал необходимым, чтобы для ясности были опубликованы как перечень узаконений, сохранявших силу, так и отменяемых. В итоге подготовленные перечни были утверждены Постановлением СНК РСФСР 3 апреля 1912 г. <33>. Согласно Постановлению на 15 ноября 1922 г. сохраняло силу 51 узаконение о труде, подлежало отмене 477 узаконений. 27 августа 1923 г. НКТ РСФСР по поручению Совнаркома утвердил еще и Перечень ведомственных актов, сохранявших силу в связи с введением в действие КЗоТ РСФСР 1922 г. <34>, в нем содержалось 235 актов. Все перечни носили исчерпывающий характер, что обеспечивало стройность системе трудового законодательства и облегчало применение трудоправовых норм. В то же время для большей определенности перечни следовало утверждать одновременно с Кодексом, а не через несколько месяцев после его принятия, как это имело место на практике. ——————————— <33> СУ РСФСР. 1923. N 34 — 35. Ст. 376. <34> Действующее законодательство о труде / Сост. Е. Н. Данилова. М., 1925. Т. II. С. 281.

С другой стороны, нельзя говорить о «подлинно демократическом характере обсуждения проекта КЗоТ» <35>. Никаких общественных слушаний проектов Кодекса, в отличие например от послевоенной кодификации трудового законодательства, в 1922 г. организовано не было. Хотя информация о кодификационных работах и публиковалась на страницах печатных изданий (в журналах «Вопросы труда», «Советское право», «Вестник труда» и др.), она, по большому счету, была доступна лишь узкому кругу специалистов. Изданные небольшим тиражом (одна тысяча экземпляров <36>) печатные варианты редакций проекта КЗоТ предназначались для отдельных ведомств и также были недоступны широкой общественности. «Знают ли об этом места (об обсуждении КЗоТ. — А. И.), обсуждали ли широкие рабочие массы проект? — Задавался вопросом на V Всероссийском съезде профсоюзов (сентябрь 1922 г.) известный профсоюзный деятель С. Я. Кроль. — Нет. ВЦСПС о предстоящем обсуждении… не сообщил ни в один Губпрофсовет, ни в один Губотдел, и там никто не знает, что собой представляет этот колоссальной важности вопрос» <37>. От нанимателей в подготовке КЗоТ участвовали только руководители крупных государственных предприятий. Частные наниматели не были задействованы в кодификационных работах и были лишены возможности заявить о своем видении содержания Кодекса. ——————————— <35> Горшенин К. П. Указ. соч. С. 89. <36> ГАРФ. Ф. Р-382. Оп. 1. Д. 59. Л. 195. <37> Бюллетень V Всероссийского съезда профсоюзов. М., 1922. С. 34.

Еще одна проблема видится в неправильном планировании кодификации. Из-за неоправданно раннего ее начала проекты Кодекса приходилось «перерабатывать в соответствии с изданными в течение последнего времени узаконениями по труду» <38>. Известно, что многие значимые акты в сфере труда («О примирительных камерах и третейских судах», «О коллективных договорах» и др.) принимались уже после разработки первых проектов нового Кодекса. Это приводило к тому, что результаты первого этапа кодификационных работ, по существу, оказались пустой тратой времени и сил и в основе своей не были одобрены законодателем. Подтверждением этому служит отвергнутый сессией ВЦИК первый проект Кодекса (май 1922 г.). ——————————— <38> Данилова Е. Н. Законодательство о труде в новых экономических условиях. С. 11.

Также во время разработки КЗоТ РСФСР 1922 г. слабо соблюдался принцип доктринальности кодификации из-за негативного отношения советского государства к «буржуазному праву», с которым отождествлялось большинство специалистов в области трудового права (И. С. Войтинский, Д. М. Варшавский, А. Е. Семенова и др.). Известно, например, что большое внимание анализу проектов КЗоТа уделял И. С. Войтинский, однако немалая часть указанных им технико-юридических недочетов сохранилась и в утвержденной редакции Закона <39>. ——————————— <39> Войтинский И. С. Проект нового Кодекса законов о труде // Власть советов. 1922. N 7 — 9. С. 5 — 14.

В целом непосредственная разработка Кодекса законов о труде РСФСР 1922 г. заняла около девяти месяцев, начавшись в феврале 1922 г. с образования комиссии по пересмотру рабочего законодательства и завершившись в октябре 1922 г. утверждением подготовленного законопроекта IV сессией ВЦИК IX созыва. Всего в процессе разработки Кодекса было подготовлено пять редакций законопроекта. Сами кодификационные работы охватывали более широкий временной период, чем непосредственная разработка Кодекса. Они были начаты в октябре 1921 г. созданием комиссии по кодификации решением Президиума ВЦСПС (первый подготовительный этап кодификации) и завершились в августе 1923 г. утверждением НКТ РСФСР перечня ведомственных постановлений, сохранявших юридическую силу в связи с принятием КЗоТ (завершающий этап кодификации).

——————————————————————