За задержку плати

(Метелева Я.)

(«ЭЖ-Юрист», N 32, 2004)

ЗА ЗАДЕРЖКУ ПЛАТИ

Я. МЕТЕЛЕВА

Яна Метелева, зам. руководителя Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге по правовым вопросам.

В отношении генерального директора крупного ОАО было возбуждено административное производство по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за задержку выплаты заработной платы, составившую несколько миллионов рублей в отношении всего коллектива работников за полтора месяца. В объяснениях генеральный директор указал, что хотя он и является ответственным должностным лицом за своевременную и полную выплату заработной платы работникам, но задолженность возникла не по его вине, а по вине заказчиков, среди которых и бюджетные организации, не оплатившие работу по выполненным договорам. Он, в свою очередь, принимал все возможные меры — искал новые заказы, обращался в арбитражный суд о взыскании сумм по исполненным договорам, пытался оформить кредит в банке. Тем не менее правонарушитель был признан виновным, поскольку он все-таки не выполнил обязанности, предусмотренной законодательством.

При выявлении задолженности по выплате заработной платы независимо от давности ее образования государственные инспекторы труда выдают предписания о ее погашении и устанавливают срок (не более месяца). При этом выплаты должны быть произведены как работающим, так и уволенным работникам (независимо от даты увольнения).

Если не истекли сроки для привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ, то в отношении должностного лица — законного представителя работодателя, ответственного за выплату заработной платы, возбуждается административное производство и составляется протокол об административном правонарушении (ст. 5.27 КоАП РФ).

При рассмотрении дела устанавливается вина правонарушителя. Под виновным нарушением, выразившимся в задержке выплаты заработной платы, понимается невыполнение обязанности работодателя, предусмотренной абз. 14 ст. 22 и ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ. При этом попытки представителей работодателя исправить ситуацию, не увенчавшиеся успехом, не избавляют его от административной ответственности. Таким образом, невыплата заработной платы по любым причинам является виновным административным правонарушением трудового законодательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.

Помимо случаев невыплаты заработной платы частыми нарушениями в оплате труда является выплата зарплаты один раз в месяц (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). Работодатели оправдывают это нарушение интересами работников, которые сами изъявляют желание получать зарплату ежемесячно, и закрепляют это условие в коллективном или трудовом договоре. Такие доводы работодателей не принимаются во внимание, поскольку если коллективным или трудовым договором снижен уровень прав и гарантий работника, то условия этих договоров не применяются, даже если работник просит об этом (ст. 9 ТК РФ). Согласно ст. 4 ТК РФ принудительный труд в РФ запрещен. К принудительному труду, в частности, относится и нарушение установленных сроков выплаты заработной платы. Ч. 6 ст. 136 определен минимальный уровень прав работника в части установления сроков для выплат заработной платы — не менее двух раз в месяц. Таким образом, выплата работодателем заработной платы один раз в месяц является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме административной ответственности инспекторы труда привлекают работодателя и к материальной ответственности (ст. 236 ТК РФ).

Довольно частым нарушением является отсутствие оплаты в повышенном размере сверхурочной работы, ночных часов работы, работы в выходные и праздничные дни. При этом работодатели пытаются подменить обязательные доплаты к заработной плате якобы повышенным размером должностного оклада или тарифной ставки по сравнению с Общероссийскими тарифами и разрядами, заменяют выплаты премированием и т. п. Однако в данном случае речь идет об установлении повышенной оплаты труда по сравнению с той же работой у того же работодателя при нормальных условиях (ст. 149 ТК РФ). Это значит, что работодателю необходимо установить размеры доплат к заработной плате — часовой или дневной тарифной ставке или размеру должностного оклада, среднечасовой или среднедневной заработной плате, сдельным расценкам и т. п.

В инспекциях труда ведется учет проверок по оплате труда и их результатов, ведется реестр работодателей, нарушивших трудовое законодательство и привлеченных к административной ответственности.

В соответствующие прокуратуры направляются сведения о привлеченных к административной ответственности должностных лицах.

При проведении повторных проверок у работодателей как инспекторским составом, так и прокуратурами учитываются данные о лицах, ранее привлеченных к административной ответственности. Если в течение года с момента вынесения постановления о назначении административного наказания за нарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ должностное лицо совершает повторное аналогичное правонарушение, ответственность наступает по ч. 2 ст. 5.27 ТК РФ и влечет за собой дисквалификацию должностного лица на срок от одного года до трех лет.

——————————————————————