Проверки исполнения законодательства об оплате труда

(Воеводина Т.)

(«Законность», 2006, N 7)

ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА

Т. ВОЕВОДИНА

Т. Воеводина, Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

Законом о прокуратуре на ее органы возложен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 26).

Конституция РФ (ст. 37) гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Однако проверки органов прокуратуры РФ в хозяйствующих субъектах показали, что почти 62% всех нарушений в социальной сфере составляют нарушения законодательства о труде, в том числе нарушения законодательства об оплате труда. В числе основных причин задолженности по заработной плате — отсутствие у организаций собственных средств; недостаточное финансирование из региональных и местных бюджетов; принятие незаконных правовых актов органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления; направление целевых бюджетных средств на иные цели; невыполнение доходной части местных бюджетов, принимаемых с предельным дефицитом; погашение за счет текущего финансирования долгов прошлых лет; бездействие руководителей предприятий, не принимающих мер для погашения дебиторской задолженности; перечисление руководителями организаций денежных средств сторонним коммерческим структурам.

Прокуроры на местах еще недостаточно последовательно отстаивают нарушенные трудовые права граждан, не всегда анализируют причины и обстоятельства, способствующие образованию задолженности по заработной плате. Генеральная прокуратура РФ обязывает прокуроров рассматривать надзор за исполнением трудового законодательства как приоритетное направление деятельности органов прокуратуры, активнее использовать свои полномочия для защиты трудовых прав граждан. Устранению нарушений законов в этой сфере способствуют систематические прокурорские проверки. Основу методики прокурорской проверки исполнения требований законодательства об оплате труда составляет структура прокурорской проверки, которая включает в себя три этапа: подготовительный, проверочный и аналитический.

На подготовительном этапе прокурор должен:

— в целях определения объектов прокурорской проверки проанализировать поступившую в органы прокуратуры информацию о нарушении трудового законодательства, нарушении трудовых прав работников за определенный период. Такая информация может поступить из различных источников: из заявлений, жалоб, обращений граждан, юридических лиц, сообщений средств массовой информации, материалов уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел, из анализа статистических данных, информации Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюзов и др.;

— для выявления фактов задержек выплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев на предприятиях, находящихся в сфере надзорной деятельности прокуратуры, проанализировать статистические данные, затребованные из органов государственного наблюдения, Федеральной инспекции труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, службы судебных приставов, правовой инспекции профсоюзов, территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, территориальных органов Федеральной налоговой службы, органов местного самоуправления;

— изучить практику прокурорского надзора, обобщенную в информационных письмах, аналитических обзорах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации;

— проанализировать результаты предыдущих прокурорских проверок исполнения действующего законодательства об оплате труда для контроля за их исполнением;

— в каждом случае рассмотреть вопрос о привлечении к участию в прокурорской проверке ревизоров Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), специалистов Федерального казначейства, Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюза, службы по урегулированию коллективных трудовых споров;

— выяснить в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, проводилась ли финансовая ревизия в организации, каковы ее результаты.

В территориальных органах Федерального казначейства Министерства финансов РФ, где открыты лицевые счета получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, следует затребовать информацию о произведенных операциях по обеспечению наличными деньгами получателей бюджетных средств, а также о произведенных операциях по взносу ими наличных денег на счета органов федерального казначейства, открытых в подразделениях расчетной сети Центрального банка РФ.

В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 21 сентября 2004 г. «О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств бюджетов эти операции производятся в определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитных организациях (банках) на балансовом счете N 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям» в установленном Центральным банком порядке. Приказом утверждены также Правила осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, в соответствии с которыми органы федерального казначейства учитывают операции с наличными деньгами, осуществляемыми получателями средств федерального бюджета. С этой целью они ведут регистрационные документы: журнал регистрации бланков денежных чековых книжек; кассовую заявку получателя бюджетных средств на квартал; сводную кассовую заявку органа федерального казначейства; заявку на получение наличных денег, которая оформляется получателем бюджетных средств, где указываются показатели бюджетной классификации РФ, соответствующие целям получения наличных денег по этому денежному чеку, и суммы; ведомость операций уполномоченного подразделения получателя средств с наличными деньгами.

В органах федерального казначейства прокурору следует ознакомиться с документами учета, затребовать копии этих документов либо выписок из них. Если к проверке привлечен сотрудник Федерального казначейства, необходимо поручить ему проверить законность произведенных операций и подготовить копии документов, подтверждающих произведенные операции.

С целью установления юридического адреса организации, сведений об учредителях организации, о доходах организации, о фактах нарушения законодательства о налогах и сборах запрашиваются сведения из территориальных органов Федеральной налоговой службы, где ведутся Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков. Из этих органов потребуются копии учредительных документов организации, копия последнего балансового отчета, копия акта последней налоговой проверки, сведения о доходах налогоплательщика, информация о наличии в арбитражном суде дела о банкротстве организации.

На втором этапе прокурор осуществляет непосредственно саму проверку, которая может быть проведена им с выходом на проверяемый объект либо без этого.

В тех случаях, когда прокурор ограничен в сроках проведения проверки, он осуществляет необходимые проверочные действия в процессе рассмотрения, изучения документов, материалов, затребованных им из перечисленных органов и проверяемой организации (предприятия). При этом следует помнить, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» не составляют коммерческую тайну сведения: о численности, о составе работников, о системе оплаты труда; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размере и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников.

Прокурор в письменном запросе на имя руководителя организации требует предоставить ему к определенному сроку необходимую информацию по фактам невыплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев, а также документы, подтверждающие запрашиваемую информацию. В запросе должны быть поставлены вопросы о сумме общей задолженности по заработной плате работникам организации (сведения бухгалтерии, финансовой службы); о размере долга по заработной плате работникам организации (каждому в отдельности с представлением пофамильного списка работников); о представлении письменной информации с объяснением причин невыплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев.

Следует затребовать коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение о комиссии по трудовым спорам, действующие в организации, которым необходимо дать правовую оценку.

В ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего оплату труда, прокурору следует рассмотреть вопросы:

— соблюдения работодателем требований ст. 136 ТК в части определения в коллективном, трудовом договоре, в правилах внутреннего трудового распорядка места и сроков выплаты заработной платы;

— определения в коллективном или трудовом договоре материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК;

— соблюдения требований ст. 131 ТК в части определения в коллективном или трудовом договоре возможности выплаты работнику заработной платы в неденежной форме в размере, установленном этой статьей, по письменному заявлению работника;

— есть ли факты неначисления заработной платы работникам организации в виде компенсации за нарушение работодателем срока выплаты заработной платы в размере, установленном ст. 236 ТК и определенном коллективным, трудовым договором;

— были ли на банковских счетах организации денежные средства в период образования задолженности по заработной плате. Если денежные средства в указанный период были, то каким образом они расходовались. Если денежных средств на банковских счетах организации не было, то по какой причине, какие меры по погашению образовавшейся задолженности по заработной плате предпринимало руководство организации.

На третьем (заключительном) этапе прокурор анализирует результаты проверки. Если в проверке участвовали ревизоры Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), специалисты Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюзов, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, прокурор изучает представленные этими специалистами результаты проверки, а также принятые ими меры реагирования. Рассматривает вопрос о необходимости получения дополнительных письменных объяснений работников, должностных лиц, руководителя организации для устранения возникших сомнений о виновности (невиновности) руководителя организации. С целью определения размера вины руководителя организации рассматривает вопрос о необходимости затребования дополнительной информации из проверяемой организации, из финансовых органов, банков. Принимает решение о мерах прокурорского реагирования на выявленные правонарушения.

Прокурорский надзор должен носить упреждающий характер. Сначала прокурор предупреждает должностное лицо или возбуждает в отношении его административное производство за нарушение законодательства о труде в соответствии со ст. 5.27 КоАП, а затем решает вопрос о привлечении руководителя предприятия, учреждения или организации к уголовной ответственности в соответствии со ст. 145.1 УК.

Для повышения эффективности надзора за соблюдением законодательства об оплате труда органам прокуратуры следует систематически запрашивать у исполнительных органов государственной власти субъекта РФ информацию о задолженности по заработной плате в организациях (предприятиях). Вопрос о невыплате заработной платы работникам организаций рассматривать на оперативных совещаниях при территориальном прокуроре. Проводить контрольные проверки соблюдения трудового законодательства в организациях, к руководителям которых применялись меры административного воздействия по фактам невыплаты зарплаты. Проводить проверки в организациях, проходящих процедуру банкротства, где не принимаются меры для погашения задолженности по заработной плате, проверять правомерность действий арбитражных управляющих. В ходе проверок районных подразделений службы судебных приставов следует обращать внимание на исполнение судебными приставами-исполнителями судебных постановлений о взыскании заработной платы.

Деятельность прокуроров необходимо активизировать в части предъявления в суды заявлений в интересах граждан о выдаче судебных приказов о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы.

Важная составляющая в организации прокурорского надзора за исполнением законодательства, регулирующего оплату труда, — взаимодействие структурного подразделения прокуратуры, осуществляющего надзор за исполнением федерального законодательства, со структурным подразделением, обеспечивающим участие прокуроров в гражданском и арбитражном процессах.

——————————————————————