Физкультура и спорт в центре внимания прокуратуры
(Стрельников В.)
(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 27)
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ПРОКУРАТУРЫ
В. СТРЕЛЬНИКОВ
Владилен Стрельников, кандидат юридических наук, г. Саратов.
Переход к современным методам управления, принятие комплекса законодательных актов открыли широкие возможности для появления и развития новых разнообразных форм физкультурно-спортивной деятельности на местном уровне. Однако несовершенство действующих правовых актов, неурегулированность ряда вопросов, связанных с финансированием оздоровительной деятельности в муниципальных образованиях, свидетельствуют об актуальности прокурорского надзора за исполнением органами местного самоуправления законодательства в сфере физической культуры и спорта.
В целях единства и укрепления законности
Целью функционирования Прокуратуры РФ как централизованной и самостоятельной системы органов является обеспечение правового порядка в стране. Ее организационная и функционально-процессуальная деятельность активно способствовала сохранению в России единого правового пространства. Именно прокуратура во всех отраслях надзорной деятельности внесла достойный вклад в решение важнейшей задачи — защиты прав и законных интересов человека и гражданина, общества и государства.
Сегодня местное самоуправление поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Оно дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя активность граждан. В Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации подчеркивается, что местное самоуправление следует рассматривать в качестве одной из фундаментальных основ российской системы народовластия (Указ Президента РФ от 15.10.1999 N 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации»). В период реформирования системы местного самоуправления особый интерес вызывает деятельность органов местного самоуправления по осуществлению управления физической культурой и спортом.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Таким образом, надзорная деятельность органов прокуратуры, связанная с выявлением и пресечением правонарушений в указанной сфере, полностью вписывается в установленные законом рамки общего надзора. Значение физической культуры и спорта в современном Российском государстве основано на признании безусловной важности физкультурно-спортивной деятельности для общества. Необходимость привлечения всей совокупности средств и методов физической культуры и спорта объясняется насущной потребностью укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения. Данная деятельность имеет большое значение для муниципальных образований, их развития, противодействия алкоголизации населения, борьбы с наркоманией и т. д. В связи с этим прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере физкультуры и спорта является сложным и многогранным правовым явлением, поскольку охватывает на уровне муниципалитетов большое количество учреждений и организаций, соприкасается с различными сферами общественной жизни и иными отраслями прокурорского надзора, стоящими на страже законных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем, несмотря на важность и актуальность этого направления в деятельности прокуратуры, в приказах Генпрокурора РФ отсутствуют непосредственные нормы, регламентирующие порядок и особенности его осуществления. Отвечающая современным реалиям методика надзора за исполнением законов в данной сфере не разработана. Это не способствует единой и целенаправленной надзорной деятельности за исполнением законодательства в области физической культуры и спорта.
Объект прокурорского надзора
Одной из обязанностей системы органов, осуществляющих профилактику детской и подростковой безнадзорности и правонарушений, является привлечение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям физкультурой в спортивных секциях, клубах (Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Согласно ст. 24 Закона N 120-ФЗ органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в данные учреждения.
Большинство органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, образовательные учреждения и органы муниципального управления образованием и здравоохранением), подчинено муниципалитетам. Таким образом, прокурорский надзор в этом направлении должен акцентироваться прежде всего на том, как органы местного самоуправления организуют деятельность по привлечению несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству и правонарушениям, к занятиям физкультурой и спортом. Прокурора должно интересовать, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав координируют деятельность органов системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних по привлечению подростков к занятиям спортом, какие программы принимаются органами МСУ в данной области, как они реализуются. Объектом прокурорского надзора также является финансирование указанных в программах мероприятий, организация досуга детей в летний период.
Основы физвоспитания, формирования здорового образа жизни учащихся являются частью образовательных программ, которые реализуются в муниципальных образовательных учреждениях. В данном случае органы прокуратуры должны обращать внимание на организацию физвоспитания в школах и проверять исполнение требований Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.01.2003 N 2. Непосредственной задачей органов местного самоуправления является обеспечение образовательных учреждений спортивным инвентарем, осуществление текущего и капитального ремонта спортивных залов и сооружений, а также подбор высокопрофессиональных педагогов на должности тренеров и преподавателей физкультуры.
Прокурорским надзором в сфере исполнения законодательства в области физической культуры и спорта также охватывается деятельность спортивных учреждений различных категорий, детско-юношеских спортивных школ, клубов, секций, спортивных сооружений, расположенных на территории муниципальных образований. В данном случае на первый план выходит соблюдение в них норм и правил санитарной, технической, экологической и пожарной безопасности. Кроме того, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить предоставление установленных законодательством социальных гарантий работникам этих учреждений, а также лицам, занимающимся спортом на профессиональной основе.
Полномочия органов местного самоуправления
К вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов относится обеспечение условий для развития на соответствующей территории физической культуры и массового спорта и организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (ст. ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
К полномочиям органов местного самоуправления в данной области относятся (ст. 9 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»):
1) определение основных задач и направлений развития физкультуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физкультуры и спорта;
2) популяризация физкультуры и спорта среди различных групп населения;
3) организация проведения муниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
4) утверждение и реализация календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий муниципальных образований;
5) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных и спортивных мероприятий муниципальных образований;
6) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных и спортивных мероприятий; осуществление иных полномочий.
Таким образом, органы местного самоуправления наделены достаточно широким кругом полномочий в сфере организации занятий физкультурой и спортом. Они имеют возможность всесторонне реализовать конституционный принцип общедоступности спорта в РФ, проявлять инициативу в законодательном решении вопросов физического воспитания молодежи. Прокурорский надзор призван обеспечить надлежащее и единообразное исполнение указанного законодательства всеми органами и должностными лицами МСУ, а также стимулировать ее законопослушное поведение и воздержание от противоправных действий.
——————————————————————