Система оплаты работников государственных и муниципальных учреждений по полезности результатов их труда

(Сибирцев В. А.) («Юридический мир», 2013, N 7)

СИСТЕМА ОПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПОЛЕЗНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИХ ТРУДА

В. А. СИБИРЦЕВ

Сибирцев Владимир Афанасьевич, профессор кафедры экономической теории Новосибирского государственного университета экономики и управления, доктор экономических наук.

В печати широко обсуждается вопрос о совершенствовании систем оплаты труда чиновников различного уровня, предлагаются разные стимулы для повышения эффективности их работы, нацеленные на конечный результат. Автор считает, что конечным результатом труда являются не стоимостные показатели, а показатели потребительной стоимости, полезности национального продукта. В связи с этим дается авторское определение общественной полезности и раскрывается предложенный автором метод ее измерения. Доказывается, что лучшие показатели, к которым нужно привязать зарплаты чиновников, это полезность ВВП и ВРП, а также средняя зарплата рабочих. Главная задача данной статьи — привлечь внимание ученых и политиков к проблеме оплаты деятельности чиновников по полезности конечных результатов их труда.

Ключевые слова: общественная полезность, время удовлетворения потребностей, система оплаты по полезности, оплата работников государственных, региональных и муниципальных учреждений.

Salary system of state and municipal workers depending on the usefulness of the results of the work thereof V. A. Sibirtsev

In the press widely debated question about the improvement of the systems of labour remuneration of officials of different levels, there are different incentives to increase the efficiency of their work, focusing on results. The author believes that the end result of the work are not cost indicators, and indicators of value in use, the usefulness of the national product. In connection with this, the author gives his own definition of public benefit and shall be disclosed proposed by the author of the method of its measurement. It is proved that the best indices, to which you want to bind the salaries of officials, it is the usefulness of GDP and GRP, as well as the average salary of workers. The main task of this article is to attract the attention of scientists and politicians to the problem of payment of officials on the usefulness of the final results of their work.

Key words: public utility, the satisfaction of needs, the system of payment for utility payment of workers of state, regional and municipal institutions.

Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 г. (протокол N 10) предписано, что установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляется с учетом создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы. Надо выяснить, что является результатом труда работников властных структур — государственных и муниципальных? К какому показателю лучше всего привязать уровень их заработной платы? На круглом столе, посвященном оплате и стимулированию труда госслужащих, проведенном в Российской академии государственной службы в конце 2000 г., Н. А. Волгин высказал предложение поставить зарплату чиновников в прямую зависимость от экономического роста, динамики ВВП. Потому что его рост — важнейшая цель Правительства. Однако до сих пор это предложение не нашло законодательного воплощения. Между тем при росте ВВП в России с 2001 г. по 2010 г. в 1,6 раза, как подсчитала аудиторско-консалтинговая компания ФБК на основе данных Росстата и Минэкономразвития, зарплаты чиновников за сравнимый период с 2000 г. по 2012 г. возросли в 25,4 раза: с 2276,2 руб. до 57 900 руб. Значит, зарплата чиновников росла в 15,8 раза быстрее, чем ВВП. То же самое происходит и на уровне субъектов РФ. Так, например, в Брянской области базовые оклады высших чиновников и депутатов вырастут в 2013 г. с 45 000 руб. до 88 364 руб., т. е. почти вдвое. Тогда как прирост ВРП области в 2013 — 2015 гг. составит от 6,5 до 7,5%. В этих условиях увеличение зарплаты почти вдвое означает, что ее чиновникам просто дарят. На круглом столе прозвучало еще одно предложение — директора ВЦУЖ В. Н. Бобкова: устанавливать для региональных чиновников высокого ранга верхнюю планку на уровне шести средних зарплат в данном субъекте Федерации. По нашему мнению, это предложение можно использовать для оплаты труда всех государственных служащих, кроме глав государства и регионов. Их зарплата должна быть привязана только к росту реальных ВВП и ВРП. За основу принимаются существующие оклады. А далее зарплата будет увеличиваться по мере роста ВВП или ВРП. Надо отметить, что в Перечне показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. N 825, на первом месте стоит объем ВРП. ВВП и ВРП могут измеряться в денежных единицах, в единицах стоимости и в единицах полезности. Какой из этих измерителей наиболее точно и полно выражает результат труда? О денежных единицах поговорим позже. Что касается стоимости, то, как известно, она выражает затратную сторону товара и труда. Результат труда измеряется величиной потребительной стоимости, или полезности. Имеется в виду не любое понимание полезности, а только наше, раскрытое в монографии «Теория измерения полезности» <1>. Поэтому возникает необходимость дать хотя бы краткое изложение основных понятий и положений этой теории. ——————————— <1> Сибирцев В. А. Теория измерения полезности: Монография. М.: Ирис Групп, 2011. 307 с.

Полезность — это мера удовлетворения человеком потребностей продуктами труда или природы. Общественная полезность — это полезность продукта труда, произведенного одним человеком, но удовлетворяющая потребности другого человека, который получает этот продукт путем обмена. Полезность создается в процессе труда, но мерой полезности являются не затраты труда (затраты труда определяют стоимость товара, измеряемую в часах общественно необходимого рабочего времени), а его результаты, т. е. величина или объем удовлетворенных продуктами или услугами потребностей. Величина полезности товара измеряется фактическим объемным общественно необходимым временем удовлетворения им совокупности простых потребностей присущими товару простыми потребительскими свойствами. Величина полезности измеряется в человеко-часах указанного времени. В приведенной формулировке содержится несколько принципиально новых понятий. В полной мере их сущность и механизм измерения полезности раскрыты в уже упомянутой монографии «Теория измерения полезности». Но, чтобы хоть в некоторой степени облегчить читателю понимание сущности измерения полезности, нужно дать определения этим понятиям. Индивидуальное необходимое время удовлетворения потребностей — это время, в течение которого человек во избежание болезни или смерти обязательно должен удовлетворять в рамках суток или года свои потребности. Общественно необходимое время удовлетворения потребностей — это средневзвешенная величина из всех индивидуальных в данном обществе. Простые потребности — это максимально конкретные и дезинтегрированные потребности в простых потребительских свойствах. Совокупность простых потребностей образует сложную потребность, которая удовлетворяется продуктом (товаром). Простые потребности измеряются календарным временем. Каждая сложная потребность измеряется суммой календарных времен, входящих в состав всех простых потребностей. Это и есть объемное время удовлетворения сложной потребности — индивидуальное или общественно необходимое. Фактическое время удовлетворения потребности соответствующим простым потребительским свойством — это промежуток между началом и окончанием положительного воздействия на человека данного количества простого потребительского свойства или вещества. Пищевые вещества полностью исчерпываются между двумя приемами пищи. Простые потребительские свойства непродовольственных товаров исчерпываются в периоды их использования по прямому назначению за весь срок службы. Непосредственно фактическое объемное время удовлетворения потребностей измеряет полезность лишь предметов личного потребления. Что касается средств производства, то их главное предназначение — создавать вместе с управляющими ими работниками предметы личного потребления. Поэтому полезность средств производства определяется объемом созданных с их помощью предметов потребления. В названной выше монографии и в других наших работах показано, что можно определить величину полезности любого продукта труда, а значит, оценить результат труда каждого работника. Автор не утверждает, что это легко и просто осуществить и что уже полностью решены все теоретические и практические вопросы на этом пути. Но в принципе все они решаемы. Сейчас можно продолжить подведение теоретической основы под предложение поставить зарплату чиновников в прямую зависимость от ВВП и ВРП. Труд субъектов власти и управления можно рассматривать как одну из услуг; как услугу по руководству и управлению коллективами и обществом в целом. Как и любой другой труд, он может приносить громадный прирост общественной полезности, а может, наоборот, приводить к ее очень сильному сокращению. В последнем случае должна следовать, как при любой другой некачественной работе, материальная ответственность. Народ, общество выплачивает заработную плату властным и управляющим структурам не за любое руководство, а лишь за качественное, высококвалифицированное. Поэтому управленческая деятельность, как и любая другая, должна следовать принципам материальной заинтересованности и ответственности. Последнее вытекает из того, что уже довольно давно не только наука, но также и организационная и управленческая деятельность стали непосредственной производительной силой. Это весьма очевидно, ибо организаторы производства, руководящие кадры, управленческий аппарат входят в состав совокупной рабочей силы общества, участвуют в создании валового национального продукта, и уже поэтому их труд является звеном общественного разделения труда, и справедливость требует платить за эту работу, как и за всякую другую, тем больше, чем лучше и эффективнее она выполняется. Критерием эффективности любой, в том числе и управленческой, работы может служить только конечный результат: объем произведенной общественной полезности и размер удовлетворенных общественных потребностей. Оплата труда любых работников, в том числе и властных структур, по полезности результатов их труда будет способствовать росту продуктивности каждой личности и ее, по выражению П. Б. Струве, «личной годности», на чем и держится цивилизованная Европа. Этим самым в России будет создана основа для ускоренного развития. Однако в настоящее время прямое измерение полезности ВВП и ВРП невозможно. Поэтому приходится использовать их денежное выражение. Но деньги, как показано в наших работах, измеряют не только стоимость, но и полезность. Поэтому зарплату чиновников можно поставить в зависимость от денежного выражения реальных ВВП и ВРП. Но если зарплата всех чиновников будет зависеть от одного показателя — ВВП или ВРП, то стимулирующая роль этих зарплат будет незначительной, поскольку каждый будет надеяться на собратьев по цеху. Поэтому в зависимость от ВВП или ВРП, как уже сказано выше, можно поставить зарплаты лишь глав Правительства и субъектов Федерации. Зарплаты остальных федеральных и региональных чиновников можно поставить в зависимость от зарплат нижестоящих звеньев. В упомянутых в начале статьи Единых рекомендациях органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано соблюдать принцип оптимального соотношения уровней оплаты труда руководителей и работников учреждений, в том числе с учетом применения кратности к средней заработной плате работников при установлении конкретных размеров должностных окладов руководителей учреждений. Это можно осуществить по следующей схеме. В конечном счете зарплаты руководителей должны зависеть от зарплат рабочих, которые перешли к системе оплаты по полезности. Сущность такой оплаты для промышленных рабочих изложена в статье «Оплата труда по полезности как стимул роста его производительности на предприятиях» <2>. Прежде всего средняя по участку зарплата, умноженная на 1,5 — 2, определит зарплату мастера или начальника участка. Средняя зарплата начальников всех участков, умноженная, например, на коэффициент 3, определит зарплату начальника цеха. Зарплата директора завода будет зависеть от средней зарплаты начальников цехов, умноженной на 4. ——————————— <2> Сибирцев В. А. Оплата труда по полезности как стимул роста его производительности на предприятиях // Альманах современной науки и образования. 2012. N 12. Ч. 2. С. 145 — 148.

Оплату труда руководителей министерств, комитетов, отделов и других подразделений районных администраций, администраций и правительств субъектов Федерации, а также министров федерального Правительства следует поставить в зависимость от уровня оплаты труда директоров и других руководителей подчиненных им фирм. При условии что их зарплаты поставлены в конечном счете в зависимость от объемов полезности произведенной и реализованной продукции. При этом для регионального уровня следует применять коэффициент 5, а для федерального — 6 — 7. Такая система оплаты труда будет эффективной, если глава государства и его аппарат, а также главы регионов возьмут на себя труд проследить, что зарплаты всех чиновников высшего уровня зависят в конечном счете от полезности продукции и услуг, а не от искусственно повышенных зарплат нижестоящих звеньев. Фонд оплаты труда аппарата районных и других администраций можно также поставить в зависимость от следующих показателей по соответствующему региону: — роста реальной заработной платы в регионе; — роста реализованной продукции и услуг в неизменных ценах; — роста потребления основных продуктов и услуг на душу населения в регионе. Какой показатель и какую пропорцию выдерживать между динамикой каждого из названных показателей и динамикой уровня оплаты труда — это предстоит решить в ходе дополнительных исследований, интервьюирования работников соответствующих администраций и экспериментальной проверки выводов. Установленные с учетом всего сказанного зарплаты чиновникам могут, к сожалению, существенно превысить величину затрат на их льготы, привилегии и взятки, что может деформировать предлагаемую систему оплаты и свести на нет ее стимулирующее значение. Но это самостоятельная проблема. В зависимости от уровня управленческой структуры оплату труда можно сделать прямо пропорциональной либо объему полезности (на уровне цехов, предприятий, акционерных обществ), либо ее приросту (районные, городские, областные и отраслевые органы управления), либо увеличению темпов прироста полезности (главы региональных и федеральных правительств). Если эти показатели растут, то и оплата по определенной шкале должна расти; если снижаются, то оплата будет снижаться. Характер взаимосвязи может быть различным в зависимости от того, в каком состоянии находятся производство и потребительский рынок: 1) они растут; 2) находятся в состоянии стагнации или стабилизации; 3) сокращаются. В состоянии стагнации и стабилизации оклады остаются неизменными. В случае роста оплата возрастает на темп роста, ниже или выше темпа роста полезности продукции (скажем, за 1% роста продукции 5 — 10% роста оклада). В условиях кризисной экономики, если спад производства не является результатом деятельности данного руководителя, рост оплаты труда можно поставить в зависимость от процента сокращения темпов спада. В условиях инфляции нельзя допускать, чтобы темп роста оплаты труда превышал темп инфляции на величину, превосходящую темп роста производства и реализации продукции. Если сокращение производства произошло по причинам, не зависящим от руководителя (например, в результате природных катастроф или аварий), то следует использовать механизм и фонды страхования, из которых можно компенсировать потерю части оклада. Лишь при такой системе оплаты труда руководители будут получать не за продуцирование циркуляров, управленческих документов и распоряжений, не за удачные отчеты и заседательскую суету, а за конечные результаты управленческих решений, материализовавшихся в форме потребительной стоимости. Тогда руководители и организаторы производства будут экономически заинтересованы в изучении действительных потребностей людей, в планировании и организации производства таких объемов и такой продукции, которые реально повысят степень удовлетворения соответствующих общественных потребностей. Такой порядок оплаты труда руководителей создает объективные условия для перестройки их экономического мышления и для перехода на подлинно рыночные, противозатратные рельсы. Организационные и управленческие мероприятия в таком случае будут прямо, а не опосредованно, через стоимость и прибыль, направлены на максимизацию общественной полезности и объема удовлетворенных потребностей, ибо чем больше эти объемы, тем выше доход производственных коллективов и их руководителей. Но для того, чтобы предлагаемая система оплаты труда всех работников начала функционировать, необходима разработка соответствующего законодательства. Привлечь внимание правоведов к этой задаче и является целью данной статьи. Трудности практической реализации идеи о материальной заинтересованности и ответственности субъектов власти и управления, как говорится, преувеличить невозможно. Однако хочется верить, что новое поколение руководителей будет настолько честным и справедливым, что согласится за свой труд получать в той мере, в которой они смогли организовать рост объема удовлетворения соответствующих потребностей населения и величины производства общественной полезности.

——————————————————————