Эксплуатация и ремонт зданий судов

(Васюков Е. В.)

(«Администратор суда», 2006, N 2)

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ЗДАНИЙ СУДОВ

Е. В. ВАСЮКОВ

Васюков Е. В., начальник Управления капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Внешний вид и техническое состояние зданий, в которых осуществляется правосудие, является немаловажным фактором воздействия на участников судебного процесса. В связи с этим на администратора суда возлагается одна из основных обязанностей — содержать здание суда в состоянии, отвечающем его статусу. Для этого необходимо постоянно осуществлять контроль за техническим состоянием здания (кровель, стен, фундаментов, систем отопления, электропроводки и инженерного оборудования).

Администратор суда должен иметь необходимый минимум знаний по эксплуатации зданий и сооружений, желательно и практический опыт.

Основными обязанностями администраторов судов по эксплуатации и ремонту зданий судов являются:

— осуществление постоянного контроля за техническим состоянием зданий, инженерных сетей и оборудования;

— своевременное проведение текущего и капитального ремонта зданий и инженерных систем;

— составление ежегодных заявок на выделение денежных средств на текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений.

При строительстве и реконструкции зданий судов администратор суда должен контролировать ход и качество выполняемых подрядчиками ремонтно-строительных работ и выполнять ряд других функций по поручению управления Судебного департамента; по окончании строительства, реконструкции и ремонта зданий и сооружений принимать участие в работе приемочной комиссии и контролировать устранение недоделок, отмеченных в актах приемочных комиссий.

В связи с тем что институт администраторов судов был введен только в 2000 году, постоянный контроль за техническим состоянием зданий судов практически не осуществлялся. Администратору суда необходимо в первую очередь детально обследовать здание суда, проверить состояние кровель, инженерных систем, фундаментов, стен, перекрытий и принять необходимые меры по устранению выявленных дефектов.

По результатам обследования здания составляется дефектная ведомость. В ней указываются наименование и объем работ, подлежащих выполнению во время ремонта здания.

Для определения стоимости ремонтных работ на основании дефектной ведомости составляется локальная смета. При составлении локальных смет на ремонт зданий и сооружений необходимо строго руководствоваться «Положением о капитальном ремонте зданий и сооружений судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации», утвержденным Приказом генерального директора Судебного департамента от 20 января 2000 г. N 4, и Руководством по обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденным Приказом генерального директора Судебного департамента от 29 марта 1999 г. N 32. В настоящее время суды общей юрисдикции Российской Федерации размещаются в 2664 зданиях общей площадью 2134 тыс. кв. м, из них только 1712 зданий являются федеральной собственностью. Остальные здания являются муниципальной или республиканской собственностью.

Здания, являющиеся федеральной собственностью, переданы управлениям (отделам) Судебного департамента в оперативное управление. В этих зданиях разрешается производить капитальный ремонт за счет средств федерального бюджета. В зданиях, не являющихся федеральной собственностью, за счет федерального бюджета разрешается производить только текущий ремонт. Ремонт фасадов зданий, являющихся памятниками архитектуры или культурным наследием, должен производиться за счет средств муниципальных бюджетов или денежных средств Министерства культуры Российской Федерации, а проведение ремонтных работ внутри этих зданий должно согласовываться с представителями Министерства культуры Российской Федерации в субъектах Федерации.

Одним из основных документов, устанавливающих состав и порядок системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и сооружений, является «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (ВСН 58 — 88 (р)) Госкомархитектуры. Настоящее Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и сооружений должна обеспечить их нормальное функционирование в течение всего периода эксплуатации. Сроки проведения капитального и текущего ремонта зданий и сооружений или их элементов должны определяться на основании оценки их технического состояния.

Техническое обслуживание зданий и сооружений должно производиться постоянно в течение всего периода их эксплуатации. Оно должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации, а также обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.

Контроль за техническим состоянием зданий и сооружений необходимо осуществлять путем проведения систематических осмотров. Общие осмотры должны проводиться два раза в год — весной и осенью.

При весеннем осмотре следует проверять готовность здания или сооружения в весенне-летний период, определять объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период. При осеннем осмотре следует проверять готовность здания или сооружения в осенне-зимний период.

Особое внимание должно быть уделено осмотру технического состояния зданий и сооружений после стихийных бедствий, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов здания, тепло-, водо-, энергосистем.

Результаты осмотра зданий и сооружений должны быть зафиксированы в журналах учета технического состояния здания или сооружения. В них должна отражаться оценка технического состояния здания или сооружения, выявленные неисправности, причины, вызвавшие данные неисправности.

В случае обнаружения серьезных дефектов в несущих конструкциях зданий необходимо об этом поставить в известность управление (отдел) Судебного департамента, который должен будет привлечь для проведения экспертизы соответствующих специалистов из проектных организаций или соответствующих городских служб. Обобщенные сведения о состоянии здания и сооружения должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.

Управления Судебного департамента в субъектах Федерации должны составлять годовые и перспективные планы проведения капитального и текущего ремонта зданий и сооружений и доводить их до сведения председателей районных (городских) судов. Выполнение их будет осуществляться по мере поступления денежных средств из федерального бюджета.

Основными задачами администраторов судов при составлении планов ремонта зданий и сооружений судов является своевременное представление необходимых исходных данных в управления Судебного департамента в субъектах Федерации для планирования выделения соответствующих денежных средств и контроль за качеством выполняемых работ.

——————————————————————