Выступление начальника Управления альтернативной гражданской службы и трудовой миграции Федеральной службы по труду и занятости И. А. Малаховой

(Редакционный материал)

(«Миграционное право», 2008, N 1)

ВЫСТУПЛЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ

ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ И ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ И. А. МАЛАХОВОЙ

Уважаемые коллеги!

Я представляю Федеральную службу по труду и занятости и являюсь начальником управления, которое занимается всеми вопросами миграции, включая вопросы внешней трудовой миграции и внутренней трудовой миграции.

Иностранные работники на рынке труда России представляют значительный компонент трудовых ресурсов, и, безусловно, этот компонент требует адекватного регулирования. Надо сказать, что в настоящее время в целом по Российской Федерации иностранные работники не занимают какой-либо значительной доли в числе занятых в экономике Российской Федерации. Вместе с тем в отдельных регионах, в отдельных отраслях экономики доля иностранных работников достаточно высока. И поэтому этим проблемам Федеральная служба по труду и занятости и органы службы занятости субъектов Российской Федерации уделяют все больше и больше внимания.

Вам всем известно, что с 1 января 2007 г. произошли существенные изменения не только в регулировании в сфере миграции, но и изменения, касающиеся вопросов занятости. И теперь органы службы занятости, осуществляющие и предоставляющие услуги в сфере занятости населения, являются исполнительными органами субъектов Федерации.

Это изменение вызвано необходимостью приближения тех услуг, которые предоставляются этими органами, к насущным потребностям субъектов Российской Федерации.

Мне хотелось бы отметить, что в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не делается различий между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами. Услуги службы занятости предоставляются на равных основаниях, то есть бесплатно всем гражданам, которые находятся законно на территории Российской Федерации.

Что это означает?

Это означает, что иностранные граждане, которые получили разрешение на работу, в первую очередь это касается иностранных граждан, въезжающих к нам в безвизовом режиме, могут совершенно спокойно обратиться в центры занятости, предоставляющие услуги по содействию в поиске работы, и получить консультации о том, какие рабочие места сейчас есть. Если же работник хочет найти себе работу, то служба занятости соответственно выдаст ему направление к работодателю и проследит, нанял ли работодатель его на работу либо отказал и по каким причинам.

При этом, понимая, что информационная работа является очень важной составляющей в решении вопросов легализации трудовых мигрантов, по рекомендации Федеральной службы по труду и занятости органы служб занятости субъектов Российской Федерации создали консультационно-информационные пункты. По состоянию на 1 октября 2007 г. действует более 2,5 тысячи консультационных пунктов. Это означает, что в каждом центре занятости имеется консультационный пункт, в котором имеется вся информация об особенностях трудоустройства иностранных граждан.

Кроме того, органами служб занятости разработаны памятки и для работодателей, которые привлекают иностранных работников, и для иностранных работников, которые хотели бы трудиться в Российской Федерации, в которых в доступной форме дана информация, какие шаги они должны предпринять.

Кроме того, мне хотелось бы рассказать вам о том, что Федеральная служба по труду и занятости, кроме того что занимается вопросами трудоустройства, стоит на страже интересов и работников, и работодателей.

Следует отметить, что в отношении иностранных граждан применяются положения трудового законодательства в полном объеме, если иное не установлено иными нормативными правовыми документами. Поэтому в целях защиты трудовых прав иностранных работников, что является важнейшим компонентом в контексте предотвращения нелегальной миграции, в январе — августе 2007 г. проводились системные проверки соблюдения трудового законодательства в хозяйствующих субъектах, использующих труд иностранных работников.

Пристальное внимание было уделено вопросам проверки в отдельных видах розничной торговли, поскольку была установлена определенная допустимая доля использования иностранных работников в указанной сфере.

Проверки осуществлялись государственными инспекциями труда самостоятельно, а также совместно с органами прокуратуры, территориальными органами Федеральной миграционной службы, Федеральной налоговой службы, Роспотребнадзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими органами.

За восемь месяцев 2007 г. было проведено более 17 тысяч проверок хозяйствующих субъектов, использующих труд иностранных работников, в том числе почти 12 тысяч юридических лиц и более шести тысяч индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Материалы проведенных проверок свидетельствуют о допускаемых работодателями нарушениях российского законодательства о труде и охране труда в отношении иностранных работников, в том числе по вопросам найма и увольнения работников, рабочего времени и времени отдыха, выплаты заработной платы, по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда работников.

В частности, в ходе проведенных в январе — августе 2007 г. проверок государственными инспекторами труда было выявлено около 115 тысяч нарушений трудового законодательства, допущенных работодателями в отношении привлекаемых ими к трудовой деятельности иностранных работников.

Анализ результатов и материалов проведенных проверок свидетельствует, что наиболее распространенными нарушениями трудового законодательства, допускаемыми работодателями в отношении привлекаемых к трудовой деятельности иностранных работников, являются нарушения требований трудового законодательства по вопросам трудового договора. Они составляют 16 процентов от общего числа выявленных нарушений.

Вопросы нарушения рабочего времени и времени отдыха составляют 6,2 процента от общего числа выявленных нарушений, оплаты и нормирования труда — 6,8 процента, предоставления гарантий и компенсаций — 1,2 процента, охраны труда — 25,3 процента, другим вопросам трудового права — 34 процента.

Проверки свидетельствуют, что во многих проверенных организациях иностранным работникам, как правило, предоставлялись самые низкооплачиваемые рабочие места. В трудовые договоры вносились условия, снижающие уровень их прав и гарантий, установленных трудовым законодательством Российской Федерации, например, о том, что в случае невыполнения работником должностной инструкции работодатель может снизить размер заработной платы за текущий месяц, о возможности работодателя в одностороннем порядке вносить изменения и дополнения в трудовой договор.

Другие нарушения. Так, например, при шестидневной рабочей неделе ими устанавливается восьмичасовой рабочий день. То есть рабочая неделя длится не 40 часов, а 48 часов в неделю. Не устанавливаются перерыв в работе для отдыха и приема пищи и его конкретная продолжительность. Допускаются иные нарушения трудового законодательства.

Проводимые проверки хозяйствующих субъектов, использующих труд иностранных работников, в том числе осуществляющих розничную торговлю, также свидетельствуют о том, что в отношении иностранных работников работодателями допускается большое количество нарушений требований охраны труда (более 25 процентов выявленных нарушений). При этом с иностранными работниками зачастую не проводятся обучение по охране труда и инструктирование о безопасных методах и приемах выполнения работ со стажировкой на рабочем месте. Они не обеспечиваются необходимыми средствами индивидуальной защиты, а условия их труда и производственного быта, как правило, неудовлетворительные.

Выявлены неединичные случаи непредоставления иностранным работникам надлежащих условий для проживания и междусменного отдыха, которые нередко они вынуждены проводить непосредственно на производственных площадках.

Я хотела бы отметить, что столь высокая доля выявленных нарушений в сфере охраны труда является частично и виной самих иностранных граждан. Зачастую, не зная русского языка, они подписывают те документы, которые фактически переносят всю ответственность за нарушение условий труда на них самих.

Хотелось бы еще отметить, что в ходе проверок был выявлен также ряд нарушений, связанных с нарушением законодательства в сфере внешней трудовой миграции. За этот период в Федеральную миграционную службу было передано более 500 материалов проведенных проверок, в рамках которых выявлены нарушения миграционного законодательства, поскольку инспекция по труду не имеет права налагать на работодателя какие-либо санкции.

В целом за восемь месяцев 2007 г. по результатам проведенных проверок в целях пресечения выявленных нарушений требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственными инспекторами труда было выдано более 14 тысяч обязательных для исполнения предписаний.

За восемь месяцев 2007 г. госинспекторами были привлечены к административной ответственности в виде наложения денежных штрафов более пяти тысяч лиц, виновных в допущенных нарушениях, в том числе более чем 3 тысячи должностных лиц хозяйствующих субъектов, почти 500 юридических лиц и почти 2 тысячи индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Таким образом, мне хотелось бы подчеркнуть, что Федеральная служба по труду и занятости и органы занятости субъектов Российской Федерации принимают активное участие в борьбе с незаконной миграцией.

Спасибо за внимание.

——————————————————————