Альтернативная гражданская служба в организациях, подведомственных органам местного самоуправления

(Харащо В. Г.) («Закон и армия», 2005, N 7) («Юрист», 2005, N 8)

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В. Г. ХАРАЩО

Харащо В. Г., полковник, заместитель председателя Свердловской областной оборонной спортивно-технической организации (ДОСААФ), соискатель Уральской государственной юридической академии.

Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» <*> предусматривает прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти; организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала. Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, возможно только в случае принятия специального федерального закона. ——————————— <*> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030.

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» действует второй год (с 1 января 2004 г.), но специальный закон о прохождении альтернативной гражданской службы в организациях муниципальной сферы до настоящего времени не принят. Но именно там имеются большие, длительное время не решаемые проблемы подбора кадров для выполнения непрестижных, тяжелых, вредных, опасных работ. Как отмечают специалисты, необходимость распространения сферы альтернативной гражданской службы на уровень муниципальных образований обусловлена прежде всего соображениями экономической целесообразности. По информации о наличии вакантных рабочих мест, которые могут быть использованы для прохождения альтернативной гражданской службы, потребность в трудовых ресурсах в организациях социальной сферы, в сфере транспорта, коммунальном хозяйстве ощущается преимущественно в организациях, подведомственных органам местного самоуправления. Организация альтернативной гражданской службы на местном уровне позволила бы обеспечить существенную экономию средств, поскольку служба в муниципальных образованиях в районе постоянного проживания гражданина не предполагает затрат на жилищное и бытовое обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также дополнительных расходов на обеспечение его безопасности, что неизбежно в случае прохождения службы вне территории постоянного проживания. В соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 45 Федеральной службой по труду и занятости совместно с Министерством обороны Российской Федерации была проанализирована практика применения законодательства по альтернативной гражданской службе. В частности, было отмечено, что невозможность участия в организации муниципальных учреждений и организации существенно сужает возможности расширения базы рабочих мест для организации прохождения альтернативной гражданской службы. Именно в учреждениях социальной сферы (муниципальные медицинские учреждения, учреждения образования, социальной защиты населения) и ЖКХ, подведомственных органам местного самоуправления, наблюдается наибольшая потребность в трудовых ресурсах, отсутствие которых в настоящее время является одной из основных причин сложившейся кризисной ситуации в организациях этих отраслей. С момента принятия Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» Министерство труда и социального развития Российской Федерации, а позже Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти рассмотрели ряд законопроектов, направленных на внесение изменений в данный Федеральный закон. Авторами законопроектов являлись депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также органы законодательной власти некоторых субъектов Российской Федерации. Отдельные законопроекты содержали предложения по внесению в Федеральный закон изменений, касающихся вопроса возможности прохождения альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления. 18 июня 2003 г. был внесен проект Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе в муниципальных образованиях». Инициатором проекта и руководителем группы разработчиков был член Комитета по местному самоуправлению депутат В. Бондарь. В пояснительной записке к проекту Федерального закона подчеркивалось, что законопроект предлагается в соответствии со статьей 59 (частью третьей) Конституции Российской Федерации и абзацем пятым пункта 1 статьи 4 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» и направлен на реализацию права граждан, которым военная служба по призыву заменена альтернативной гражданской службой, проходить ее в организациях, подведомственных органам местного самоуправления. В пользу использования труда граждан, направленных на альтернативную гражданскую службу, в муниципальных организациях свидетельствует и многолетняя практика государств, сформировавших данный институт несколько десятилетий назад, в частности Германии, Дании, Португалии, Финляндии. В докладе «О реализации Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», с которым на заседании Правительства Российской Федерации в ноябре 2003 г. выступил Министр труда и социального развития Российской Федерации, было отмечено, что Правительство Российской Федерации придерживается точки зрения о целесообразности разработки проекта Федерального закона о прохождении альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, либо внесения соответствующих изменений в существующий Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Однако введение данной нормы необходимо осуществлять с учетом выработки механизма организации этой службы на базе организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Только после осуществления мероприятий по организации альтернативной гражданской службы В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ (выделено автором) возникает возможность определить реальное количество граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, а также число вакантных рабочих мест и оценить их баланс. В упомянутых материалах по анализу практики применения законодательства об альтернативной гражданской службе отмечается, что представляется целесообразным изменение действующего законодательства по альтернативной гражданской службе, предусматривающее, в частности, возможность прохождения альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления. Несмотря на острую необходимость скорейшего введения муниципальной альтернативной гражданской службы, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в 2005 году рассмотрение законопроектов о внесении изменений или дополнений в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», предусматривающих альтернативную гражданскую службу в муниципальных организациях, либо проектов федеральных законов об альтернативной гражданской службе в муниципальных образованиях даже не планирует. Остается только ждать!

——————————————————————