Миграционные отношения: практика правоприменения
(Добыш М.)
(«Законность», 2008, N 4)
МИГРАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПРАКТИКА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
М. ДОБЫШ
Добыш М., заместитель начальника отделения по району Ломоносовский ОУФМС России по г. Москве.
Закон о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ позволил снять излишние административные барьеры для тех специалистов, в притоке которых наша страна наиболее остро нуждается. Наряду с этим органы государственной власти получают достоверную статистику о пребывании на территории РФ иностранных граждан и, как результат, новые возможности оздоровления миграционной и демографической ситуации в стране.
В период с 15 января по 1 июня 2007 г. на миграционный учет по месту пребывания в России поставлено более 2,3 млн. иностранных граждан. За аналогичный период 2006 г. зарегистрировано по месту пребывания почти на 1 млн. человек меньше.
Вместе с тем стала очевидной необходимость внесения определенных корректив в действующую редакцию Закона о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства. Необходимо точно определить срок, в течение которого иностранный гражданин должен подать заявление о регистрации по месту жительства. Не конкретизирован также и предельный срок подачи документов в ФМС России, необходимый для постановки иностранных граждан и лиц без гражданства на миграционный учет.
Одно из важнейших направлений деятельности ФМС России и ее территориальных подразделений — иммиграционный контроль за пребыванием иностранных граждан в РФ. Несмотря на низкую штатную численность инспекторам ФМС России помимо кабинетной работы приходится участвовать в оперативно-профилактических мероприятиях, направленных на выявление иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушающих режим пребывания на территории РФ.
Ежегодно к нам въезжают около 22 млн. иностранных граждан из более чем 122 стран мира. Из них 80% — граждане стран СНГ, они в основном приезжают с целью трудоустройства. Труд мигрантов используют практически все субъекты РФ и практически во всех отраслях народного хозяйства.
Рынок денежных переводов мигрантов в настоящее время — один из самых динамично развивающихся сегментов розничного финансового рынка. По оценкам его профессиональных участников, в 2006 г. объем денежных переводов из России вырос на 70% и перешагнул отметку в 7 млрд. долларов США. Около 80% из трансграничных переводов осуществляется в страны СНГ.
Сотрудники ФМС России дают квалифицированную оценку гражданско-правового участия в миграционных правоотношениях субъектов предпринимательской деятельности и в случае необходимости применяют ст. ст. 18.15 — 18.17 КоАП. Это показывает, что правовая основа современных форм контроля развивается как комплекс норм административного и гражданско-правового регулирования миграционных процессов, что, безусловно, отразится на формах и методах практической деятельности сотрудников ФМС России.
С начала 2007 г. были приняты некоторые нормативно-правовые документы, дающие сотрудникам ФМС России дополнительный организационный и правовой инструментарий противодействия незаконной миграции. А именно: Приказ ФМС России от 16 января 2007 г. «Об утверждении Регламента проверочных мероприятий по соблюдению положений миграционного законодательства Российской Федерации территориальными органами Федеральной миграционной службы»; Приказ Федеральной службы по труду и занятости и ФМС России от 3 апреля 2007 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации». На завершающей стадии разработки находятся приказы о регламентации совместной деятельности между ФМС России и Роспотребнадзором, ФНС России, Росздравнадзором при проведении совместных мероприятий по контролю за миграционными процессами.
Тем самым решается несколько задач. Во-первых, практика противодействия незаконной миграции показала, что гораздо эффективнее действуют точечные меры экономического характера в отношении работодателей, чем массовые мероприятия по проверке паспортно-визового режима среди мигрантов. Благодаря принятым законодательным актам у миграционной службы расширился правовой арсенал средств, применяемых к нарушителям миграционного законодательства. Новый правовой инструмент — такое административное наказание, как административное приостановление деятельности. Во-вторых, комплексный характер влияния миграции на социально-экономическое развитие государства ставит вопрос о совершенствовании механизмов координации деятельности различных ведомств при осуществлении мероприятий по противодействию незаконной миграции и использованию иностранной рабочей силы без соответствующего правового оформления.
В целях реализации Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации» в субъектах РФ были созданы межведомственные координационные советы с участием представителей Роспотребнадзора, УФНС, органов внутренних дел, органов прокуратуры, УФМС, Роструда.
Необходимо отметить, что благодаря активной разъяснительной работе представителей всех взаимодействующих органов исполнительной власти и местных администраций о содержании вступивших в силу нормативно-правовых актов, сотрудничеству с диаспорами удалось избежать социальных катаклизмов и экономических неурядиц, возникновение которых предрекали оппоненты нового миграционного законодательства.
С принятием ФЗ от 18 июля 2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и внесением поправок в ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» были ликвидированы излишние бюрократические процедуры в регистрации и трудоустройстве иностранных граждан и лиц без гражданства. Порядок регистрации вместо разрешительного стал уведомительным.
Как следствие, снизилось количество иностранных граждан, привлекаемых к административной ответственности за нарушение режима пребывания. Меньше стало нарушителей порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы со стороны наших предпринимателей. Но, несмотря на явные улучшения, остаются некоторые отрасли хозяйства, в которых есть нарушения миграционного законодательства. К такой сфере относится жилищно-коммунальное хозяйство. Раз за разом сотрудники иммиграционного контроля сталкиваются с тем, что руководители предприятий ЖКХ предпочитают брать на работу нелегалов. Причем, пользуясь неурегулированностью правового статуса людей, заселяют их в абсолютно не предназначенные для проживания помещения: подвалы, чердаки, аварийные выселенные дома и т. д. Руководители предприятий ЖКХ практически бесконтрольно распоряжаются находящимися на их территории пустыми помещениями и используют их для расселения иностранных граждан. За 6 месяцев 2007 г. сотрудниками УФМС России по г. Москве был задержан 3121 нарушитель миграционного законодательства. ФМС России штрафует коммунальщиков (общая сумма штрафов превышает 87 млн. руб.). В некоторых случаях возбуждаются уголовные дела, но ситуация не меняется.
Использование труда нелегалов позволяет предприятиям ЖКХ втрое — вчетверо снижать расходы на оплату труда за счет «оптимизации» налогов. Это заманчивый стимул для использования труда нелегальных мигрантов. Тем более что все возможности для этого есть: контроля за содержанием и использованием выселенных домов даже на уровне управ районов нет.
Помимо проблем, связанных с иностранными гражданами и лицами без гражданства, ФМС решает проблемы по внедрению оборудования для изготовления паспортов нового поколения.
Указом Президента РФ от 19 октября 2005 г. «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации» определена задача по введению паспортов нового поколения. На международном семинаре по безопасности проездных документов, состоявшемся в Вене в июле 2007 г., еще раз было отмечено, что мировое сообщество ввело определенный стандарт по заграничным документам и идти по другому пути ни одно цивилизованное государство не может.
Одна из самых больших проблем, с которой пришлось столкнуться при решении вопроса по внедрению паспортов нового поколения, — помещения для размещения территориальных подразделений. Многие территориальные подразделения ФМС России по г. Москве располагаются или в старых зданиях, или в зданиях, подлежащих реконструкции, сносу, или в помещениях, принадлежащих другим ведомствам. К примеру, отделение по району Басманный ОУФМС России по г. Москве в ЦАО располагается в здании 1830 г. постройки, стены в нем из лиственницы. Соответственно, из-за проблем в размещении следуют и проблемы с подключением новой техники и оборудования. В связи с чем затягиваются сроки подготовки подразделения по приему документов для оформления паспортно-визовых документов нового поколения.
Достаточно много нарушений законодательства в сфере миграционных отношений выявляется в ходе прокурорских проверок. К наиболее характерным относятся нарушения при оформлении и выдаче паспортов гражданина РФ, нарушения сроков оформления документов, порядка разрешения заявлений об утрате паспортов, регистрации граждан по месту пребывания (жительства). Часты нарушения правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, нарушения законодательства при оформлении гражданства РФ, незаконное привлечение и использование иностранной рабочей силы.
Основаниями для проведения проверок чаще всего бывают устные или письменные обращения в органы прокуратуры граждан, права которых были ущемлены. Емкий источник информации о нарушениях законодательства представляют сообщения средств массовой информации. Интересующие прокурора сведения могут быть получены в судах общей юрисдикции, в органах внутренних дел, а также в территориальных подразделениях Федеральной миграционной службы.
К числу источников информации, из которых прокурор узнает о правонарушениях, можно отнести: материалы прокурорских проверок, проведенных ранее как в связи с разрешением жалоб и обращений, так и на плановой основе, результаты и материалы внутренних ведомственных проверок, статистическая отчетность о результатах работы, судебная практика по обращениям в суд граждан и организаций на действия Федеральной миграционной службы РФ.
Органы прокуратуры в рамках надзора за деятельностью территориальных подразделений ФМС России осуществляют надзор за соблюдением административного законодательства РФ в части привлечения к административной ответственности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Прокурор в пределах своей компетенции в соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре запрашивает из территориальных подразделений ФМС России протоколы об административных правонарушениях в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц, ответственных квартиросъемщиков.
Органы прокуратуры проводят проверки соблюдения законодательства в части выдачи, замены, учета паспортов граждан РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, особое внимание уделяется выдаче паспортов гражданам РФ в случае их утраты или хищения.
Активный и последовательный прокурорский надзор за исполнением законов позволяет своевременно выявлять наиболее распространенные правонарушения, отслеживать намечающиеся негативные тенденции в развитии миграционной ситуации.
——————————————————————