Некоторые аспекты формирования социально значимых качеств личности у сотрудников Федеральной миграционной службы
(Лукичев И. Г.) («Миграционное право», 2008, N 2)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
И. Г. ЛУКИЧЕВ
Лукичев И. Г., г. Нижний Новгород.
В настоящее время большое внимание уделяется качеству подготовки молодых сотрудников, скорейшему их профессиональному становлению и адаптации в практических подразделениях для успешного выполнения служебных задач, стоящих перед Федеральной миграционной службой (ФМС России). Однако анализ реального состояния образовательного процесса в современном вузе свидетельствует о том, что в процессе подготовки специалиста имеет место репродуктивный характер обучения, не все преподаватели в полной мере используют формы и методы обучения, стимулирующие конструктивную творческую активность личности, недостаточно используются возможности внеаудиторной деятельности и профессиональной практики. В целом профессиональный уровень выпускников соответствует требованиям практики, однако вопросам социального воспитания обучающихся уделяется недостаточно внимания. Под социальным воспитанием в данном случае понимается процесс формирования у будущих специалистов социально значимых качеств, которые занимают особое место в структуре качеств личности, поскольку обусловливают общественно значимое поведение человека. Большое значение при этом отводится системе мотивов и задач, которые ставит перед собой человек, свойствам его характера, обусловливающим его поступки, а также способностям индивида, то есть свойствам, делающим его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности <1>. Таким образом, социально значимые качества позволяют личности успешно развиваться и самореализовываться, определяют личностное в человеке и характеризуют степень его социализации в обществе. ——————————— <1> Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.
Сотрудники ФМС России, выполняя стоящие перед ними задачи, активно взаимодействуют с представителями различных слоев общества, а также общественными и государственными организациями. И от эффективности этого взаимодействия напрямую зависит качество выполнения ими служебных задач. Следовательно, степень сформированности у молодого сотрудника социально значимых качеств является одним из критериев оценки его готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Спектр социально значимых качеств личности достаточно широк. Более того, в современной психолого-педагогической науке нет единого подхода относительно того, какие из системных качеств относятся к социально значимым. Однако, на наш взгляд, к ведущим социально значимым качествам личности сотрудника ФМС можно отнести: ответственность, самостоятельность, социальную активность, направленность на самореализацию в профессиональной деятельности, коммуникативность и креативность. Для воспитания высококлассного специалиста и его личностного развития необходимо большое внимание уделять развитию у него ответственности. Ответственность представляет собой осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с позиций выполнения им принятых норм и правил. Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм. Ответственность как черта личности формируется в ходе совместной деятельности как результат интериоризации социальных ценностей, норм и правил <2>. ——————————— <2> Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997.
К основным компонентам ответственности можно отнести такие качества и умения, как честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Успешность их формирования во многом зависит от того, насколько у человека развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию и чуткость по отношению к другим людям. Кроме того, ответственность напрямую связана с волевыми качествами личности, такими, как дисциплинированность, настойчивость, организованность, сознательность и требовательность к себе. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, мировоззрении, а также в различных формах поведения личности и является важнейшей характеристикой личности, позволяющей отличить социально зрелую личность от социально незрелой. Другим не менее важным для сотрудника ФМС России качеством, характеризующим его готовность к профессиональной деятельности, является самостоятельность. Под самостоятельностью принято понимать способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Данное качество личности связано с общими свойствами индивида и дает возможность человеку совершать действия не только элементарного, но и высшего порядка. Одним из базовых элементов самостоятельности является способность человека совершать действия с опорой только на собственные интеллектуальные и духовные силы, без помощи и подсказок других людей. Совершению действия при этом предшествует обдумывание человеком поступка наедине с собой, обсуждение его в диалоге со своим «Я». Способность к такому диалогу характеризует степень автономии личности, то есть возможности человека самостоятельно вырабатывать нормы поведения и добровольно следовать им. Основным критерием зрелости человека при этом становится способность к самостоятельному принятию решений. Однако, самостоятельность должна проявляться не только в способности поставить перед собой цель, но и в настойчивости по ее достижению собственными силами, ответственном и добросовестном отношении к выполнению поставленной задачи в любых условиях. Не каждый готов к проявлению самостоятельности, поскольку данное качество требует от человека определенной мотивационной установки. Мотив приводит в движение знания и умения, побуждает человека действовать самостоятельно, без посторонней помощи и напоминания. Однако, чтобы принять самостоятельное решение, необходимы не только знания, опыт, мотивация, но и волевое усилие. Таким образом, самостоятельность непосредственно связана и с волевыми процессами и включает: умения, мотивационную установку и волевое усилие. Все эти составные части жестко взаимосвязаны и взаимообусловлены. Самостоятельность является одним из основных качеств личности, которое теснейшим образом связано с активностью и ответственностью. Взаимосвязь этих качеств и определяет отношение сотрудника к самому себе, к своей профессиональной деятельности, другим людям и духовным ценностям. Не менее значимой для сотрудника ФМС России является способность влиять на окружающую действительность в соответствии с потребностями общества, а также собственными взглядами, целями. Данная способность, проявляющаяся в энергичной и интенсивной профессиональной деятельности, обучении и общественной жизни, характеризует социальную активность личности. Под активностью личности понимается деятельное отношение человека к окружающей действительности, то есть его способность к общественно значимым преобразованиям материальной и духовной среды на основе освоения им общественно-исторического опыта человечества <3>. ——————————— <3> Анефриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М., 1971.
Понятие «социальная активность» охватывает различные формы трудовой, служебной, учебной и научной деятельности, в ходе которой происходит эстетическое освоение действительности, а также усвоение определенных нравственных ценностей и моральных норм <4>. Таким образом, социальная активность представляет собой способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). ——————————— <4> Богданова Т. П. Труд и социальная активность молодежи. Минск, 1972.
В качестве одной из важных характеристик активности личности выступает активная жизненная позиция, наличие которой свидетельствует об изменении всего образа жизни личности, а не его отдельных сторон. Активная жизненная позиция — устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью. С точки зрения общественной значимости жизненная позиция личности может быть как позитивной, конструктивной, адекватной общественным нормам и идеалам, так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих в обществе устоев, традиций и правил общежития. Активная жизненная позиция становится в гражданском обществе неотъемлемой чертой жизнедеятельности его членов. Она выражает их стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматриваемого в контексте самореализации и свободного творчества. Социальная активность определяет характер и степень включенности личности в систему общественных, групповых и межличностных отношений, вектор же этой включенности характеризуется направленностью личности на самореализацию в основных видах профессиональной деятельности. Направленность — сложное и многообразное свойство в структуре личности, представляющее собой диалектическую взаимосвязь предметного содержания, с одной стороны, и напряжения, которое при этом возникает, — с другой <5>. ——————————— <5> Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.
Направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. Направленность характеризуется доминирующими мотивами, интересами, склонностями, убеждениями, мировоззрением. Структуру направленности составляют три группы мотивов: общественно-альтруистические, гуманистические и лично-деловые. Формирование направленности на самореализацию, представляющее собой наиболее полное развитие задатков и способностей личности, а также знаний, умений и навыков, которые позволят личности реализоваться в профессиональной деятельности и общении, и есть основная цель образования. Самореализация характеризует субъектный уровень развития личности и представляет собой сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности <6>. Однако самореализацией можно называть не всякое развитие личности, а лишь то, которое предполагает высокую активность субъекта. Даже в недостаточно благоприятных социальных условиях активность выступает средством самореализации. Если же активность субъекта недостаточна, но сильно влияние социальной среды, то формирование личности при этом происходит по принципу адаптации. Именно деятельность является способом подлинной самореализации личности. ——————————— <6> Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.
Коммуникативность характеризует готовность индивида к участию в межличностном взаимодействии и представляет собой сложное, многоуровневое качество, включающее в себя умение устанавливать и поддерживать межличностные контакты в различных ситуациях, владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения и предполагающее дальнейшую возможность учиться общению на основе способности адекватно воспринимать ситуацию и собеседника. Таким образом, коммуникативность имеет три ведущие подструктуры: гностическую (способность понимать других людей); экспрессивную (способность самовыражаться); интеракционную (способность адекватно влиять на партнеров по общению). Развивая коммуникативные качества, личность становится способной к общению, повышается степень социально-психологической адаптации, т. е. скорость активного приспособления индивида к условиям социальной среды, умение оказывать воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе, умение воспринимать людей, адекватно оценивать, сопереживать и понимать их. На этом строятся эффективное взаимодействие между людьми, обмен информацией, которые соответствуют существующим социальным нормам поведения <7>. ——————————— <7> Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999.
Коммуникативность является одним из ведущих качеств сотрудника ФМС России, поскольку является необходимым условием его профессиональной самореализации. Коммуникативный элемент в его деятельности включает в себя действия, связанные с установлением доверительных отношений с людьми в целях решения служебных задач, взаимоотношений с коллегами по работе, как по горизонтали, так и по вертикали, а также другими управленческими структурами. Сложность стоящих перед ФМС России задач обусловливает необходимость их решения в процессе совместной деятельности. В связи с этим возникают проблемы срабатываемости, психологической совместимости людей, происходит обмен индивидуальными качествами, расширяется спектр собственных возможностей сотрудника. Одним из составных элементов коммуникативности является толерантность, поскольку для эффективного общения необходимо уметь понять другую точку зрения или мотивы деятельности другого человека, реализовав тем самым свою социальную роль и предназначенность. Деятельность любого человека предполагает его взаимодействие с общечеловеческими культурно-историческими достижениями. Умение личности взаимодействовать относится не только к другим членам общества, но и к группам, коллективам, обществам, а также к самому себе (рефлексивно). Креативность представляет собой качество личности, характеризующее способность сотрудника творчески, нешаблонно подходить к решению поставленных перед ним задач. Необходимость его формирования обусловлена сложностью и многообразием жизненных и служебных ситуаций, их неоднозначностью, а также требованием вариативности подходов при их анализе и решении. Творчество в данном случае понимается как деятельность, порождающая нечто новое, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений и продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. Творческий потенциал любого сотрудника характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Творческой называют ту личность, значимой характеристикой которой является способность превращать профессиональную деятельность в творческий процесс. К признакам творческой личности относят: способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое. Таким образом, деятельность, направленная на формирование у сотрудников ФМС России социально значимых качеств, не должна ограничиваться разовыми акциями и мероприятиями. Она должна представлять собой процесс, организованный на системной основе, в который должен быть активно вовлечен не только руководящий состав, но и все сотрудники ФМС. Для достижения успеха в этом сложном и нелегком деле необходима долговременная программа социального воспитания сотрудников ФМС России, реализация которой позволит сформировать у них необходимые личностные качества для быстрого профессионального становления и эффективной адаптации в практическом подразделении после окончания вуза. Данная программа должна содержать комплекс мероприятий, направленных на: — более эффективное использование воспитательного потенциала руководящего состава и воспитателей всех уровней в деле формирования социально значимых качеств сотрудников; — профессиональную подготовку и ориентацию всех субъектов данного процесса на решение воспитательных задач; — повышение качества проводимых воспитательных мероприятий с широким использованием активных форм; — дальнейшее совершенствование качественной составляющей социальной деятельности во внеслужебное время, поддержку разумной инициативы со стороны сотрудников при ее организации и осуществлении. Вот только небольшой перечень основных направлений работы по интенсификации социального воспитания сотрудников в интересах более качественной их подготовки к профессиональной деятельности. В заключение следует заметить, что опыт организации подобной работы уже имеется, однако она не должна ограничиваться рамками отдельных подразделений, в нее должны быть активно включены все структурные подразделения ФМС России, поскольку формирование и развитие качеств личности являются длительным процессом, который должен быть обязательно обусловлен в социальном плане.
——————————————————————