Современные особенности методики преподавания гражданского права

(Ермолаева О. Н.) («Юридическое образование и наука», 2011, N 4)

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА <*>

О. Н. ЕРМОЛАЕВА

——————————— <*> Ermolaeva O. N. Contemporary peculiarities of methods of teaching of civil law.

Ермолаева Ольга Николаевна, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации (г. Новочебоксарск), кандидат юридических наук.

В статье автор приводит различные методы преподавания гражданского права, которые разработаны с целью привлечения студентов к активному участию в образовательном процессе.

Ключевые слова: гражданское право, метод, образование, студент, преподаватель.

The author of the article presents various methods of teaching of civil law which were worked out for the purpose of attraction of students to active participation in educational procedure.

Key words: civil law, method, education, student, teacher.

Наиболее эффективными формами организации деятельности студентов является применение новых педагогических технологий и активных методов обучения <1>. ——————————— <1> Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996. С. 135 — 137.

Методы организации и проведения семинарских занятий представляют собой целенаправленные и организованные способы формирования у студентов правовой культуры и готовности к творческой, гармоничной преобразовательной деятельности на научной основе. В качестве доминирующих методов обучения при проведении семинарских занятий по гражданскому праву могут использоваться: морфологический анализ, метод «мозгового штурма», деловая игра, самостоятельная работа студентов, методы учебно-творческого выражения (самостоятельный поиск), дискуссии, эвристические беседы и др. Морфологический анализ — это способ системного подхода в области решения практических задач, в частности, по гражданскому праву. Метод направляет мышление таким образом, что генерируется новая информация <2>. ——————————— <2> Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. С. 78 — 80.

Морфологический анализ предполагает следующие этапы разрешения спорных гражданских правоотношений: — выделение всех значимых для каждого из вариантов решения задачи параметров; — оценка ранга и шкалы для каждого из параметров (факторов); — проведение экспертной оценки в баллах значимости каждого из факторов в пределах выбранной шкалы; — сложение экспертных оценок по всем параметрам и определение по сумме баллов наиболее подходящего варианта. Метод морфологического анализа можно использовать при составлении списка всех возможных вариантов решения гражданско-правовых задач. Метод «мозгового штурма» (мозговой атаки) также является одним из эффективных способов решения задач в области гражданских правоотношений. Суть этого метода основывается на психологическом эффекте цепной реакции идей во время сеанса мозговой атаки, которая приводит к интеллектуальному взрыву среди студентов <3>. ——————————— <3> Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита-Пресс, 2002. С. 197 — 200.

Организация метода мозговой атаки включает в себя следующие действия: — комплектование двух групп студентов: группы «генераторов идей» и группы «экспертов»; — введение правила, запрещающего критиковать любую идею, какой бы «абсурдной» она ни казалась; — организация мозгового штурма: за отведенное время «генераторы» должны выдать как можно больше идей; — проведение «экспертами» экспертизы и отбора идей, в наибольшей степени способствующих решению поставленной задачи. Таким образом осуществляется метод прямого мозгового штурма. Существует также метод обратной мозговой атаки, целью которой является выявление всевозможных недостатков рассматриваемого объекта. На этот объект обрушивается неограниченная критика экспертов, что позволяет выявить и устранить возможные его недостатки. Метод обратной мозговой атаки может быть использован при проведении семинарских занятий по гражданско-правовым дисциплинам. Эффективным методом организации и проведения семинарских занятий по гражданскому праву является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности в мышлении и деятельности. Сущность деловой игры заключается в игровом моделировании основных видов коммерческой и предпринимательской деятельности. В ходе деловой игры студенты выполняют определенные роли участников гражданских правоотношений. Источником развития деловой игры выступает игровая проблема, которая является ядром игровой роли <4>. Игра способствует раскрытию личностного потенциала каждого ее участника. Она предоставляет студентам возможность для самоутверждения и саморазвития. Деловая игра может быть рассмотрена как способ групповой психотерапии <5>, она учит преодолевать психологические барьеры в общении с деловыми партнерами, совершенствовать качества своей личности. ——————————— <4> Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. С. 67 — 69. <5> Махмутов М. И. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1975. С. 234 — 237.

Содержание и условия игры могут совершенствоваться в ходе ее проведения. В подготовке и проведении деловой игры можно выделить следующие этапы: выбор темы и проблемы; формирование целей и задач; определение структуры игры; подбор и диагностика игровых качеств участников игры; подготовка сценария и проведение игры; подведение итогов. При подготовке и проведении деловой игры следует соблюдать следующие условия: — игра должна быть логическим продолжением или завершением конкретной темы (раздела) гражданского права; — должна быть обеспечена максимальная приближенность игры к реальным условиям конкретного гражданского правоотношения; — в ходе игры необходимо создать атмосферу поиска, творчества и непринужденности. Студенты должны уяснить, что деловая игра имеет ряд важных качеств. Во-первых, она носит комплексный характер, поскольку максимально приближает условия семинарского занятия к конкретной практической деятельности. Во-вторых, деловая игра способствует не только развитию творческого мышления, но и стимулирует творческое развитие интеллекта. Немаловажное значение в процессе формирования творчески активной личности имеет обучение студентов навыкам научно-исследовательской деятельности. В данном контексте представляется целесообразным использование методов учебно-творческого выражения <6>. Самостоятельный поиск представляет собой метод обучения, который позволяет преподавателю, опираясь на имеющийся у студентов багаж знаний, умений и навыков, на индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты <7>. ——————————— <6> Там же. С. 234 — 237. <7> Лихачев Б. Т. Указ. соч. С. 135 — 137.

Педагогическая функция поисковых заданий и проектов заключается в индивидуализации обучения, расширении объема знаний. Такие задания вводят студентов в проблемы исследовательских творческих методов познания <8>. Они успешно применяются в преподавательской практике при руководстве научно-исследовательской работой студентов в области гражданского права. ——————————— <8> Общие основы педагогики: Учеб. пособие / Под ред. проф. Ю. В. Гербеева, М. А. Уфимцевой. М.: Просвещение, 1989. С. 89 — 93.

Исследовательские проекты участников студенческих научно-практических конференций имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Студенты аргументируют актуальность темы, определяют цели и задачи исследования, обозначают методы и способы исследования и проводят эксперименты. Работа завершается выявлением пробелов и проблем правового регулирования, формулировкой выводов и предложений, в т. ч. в части совершенствования действующего гражданского законодательства, а также постановкой целей и задач на дальнейшую научную перспективу. Научно-исследовательская деятельность способствует формированию готовности будущих специалистов к реализации полученных знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт <9>. ——————————— <9> Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981. Т. 3. С. 195 — 197.

В ходе эвристической беседы студентам задаются вопросы, стимулирующие их мыслительную деятельность, а ответы добываются в ходе активного научного поиска. Таким образом полученные знания являются более прочными, глубокими и мобильными <10>. ——————————— <10> Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974. С. 75 — 78.

Итак, можно сделать научно обоснованный вывод о том, что использование активных методов обучения гражданскому праву в преподавательской деятельности способствует формированию творческой личности студентов. Рассмотренные активные методы обучения, применяемые при проведении семинарских занятий по гражданскому праву, направлены на передачу знаний в области гражданских правоотношений. Они пробуждают познавательную активность студентов, содействуют становлению самостоятельности в мышлении и деятельности. При этом меняется роль преподавателя, он становится консультантом и организатором познавательной деятельности студентов.

——————————————————————