К вопросу о генезисе правовой основы трудовой деятельности несовершеннолетних

(Фарикова Е. А.) («Общество и право», 2008, N 3)

К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Е. А. ФАРИКОВА

Фарикова Екатерина Александровна, аспирант кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России.

В процессе своей жизнедеятельности люди вступают во многие взаимоотношения как с объектами природного мира, так и друг с другом, осуществляя их путем определенного регулирования. Многообразие этих связей образует систему норм поведения, которым человек следует, достигая или добиваясь определенного удовлетворения, потребностей и удовольствия. Одним из таких взаимоотношений является труд как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества; несет возможность осмысленного обмена веществ с природой; а также является главной предпосылкой человеческого существования и всех форм общественной жизни. Процесс труда включает в себя два ряда отношений: определенное отношение человека к природе, как первая сторона труда, и вторая, когда, преобразуя внешнюю природу, человек вместе с этим преобразует и свою собственную природу. Поэтому изменение внешней природы проявляется в первую очередь приспособлением предметов к потребностям человека. Принцип историзма помогает уяснить интеграционные процессы, происходящие в современном праве, механизм взаимодействия отраслей, внутриотраслевых и межотраслевых его институтов. Поэтому, рассматривая вопросы генезиса правовой основы трудовой деятельности несовершеннолетних, важно обратиться к философскому взгляду на труд, включающий в себя следующие простые моменты: 1) целесообразную деятельность, или сам труд; 2) предмет труда; 3) средства труда; 4) результат труда. Как процесс производства и воспроизводства человека труд в его общественных отношениях созревает тогда, когда все его простые моменты создаются им самим, а не даны в готовом виде. Созревание труда — исторический процесс, который не вполне завершен, если труд совершается в обществе главным образом ради поддержания физического существования. Производство и труд едины, но и отличны друг от друга. Труд — преобразование внешнего мира, приспособление его к потребностям человека, а производство — это не только преобразование внешнего мира, но и воспроизводство общественных отношений и человека как продукта, носителя и творца этих отношений. При разных типах исторического развития (доклассовом, классовом, бесклассовом) и в разных общественно-экономических формациях труд выступает в различных формах <1>. Одновременно можем сказать, что труд — это «сознательная, энергозатратная, целесообразная деятельность человека, направленная на создание вещей, предметов для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Труд — это вместе с тем и основной путь формирования личности; в процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам он формируется в труде, развиваются его способности. Процесс труда включает три момента: собственно труд, предметы труда и средства труда; все три могут выступать как в материальной, так и в идеальной форме <2>. ——————————— <1> Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2001. С. 582. <2> Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. С. 341 — 342.

Таким образом, можно сказать, что труд представляет собой определенный процесс формирования человека, особенно что касается личности несовершеннолетней. И, как следствие, труд — одна из форм воспитания подрастающего человека. Поэтому, на наш взгляд, важно рассмотреть развитие правовой основы трудовой деятельности несовершеннолетних с точки зрения обоснования трудового воспитания как основного регулятора человеческих отношений в обществе, а также между родителями и детьми. Трудовое воспитание — это воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. Трудовое воспитание призвано готовить учащихся к активной трудовой деятельности, сознательному выбору профессии, развивать творческое отношение к труду, техническое мышление <1>. Но трудовое воспитание — не одномоментный акт развития человеческой личности, а многоэтапный, который не прекращается даже с наступлением дееспособности и имеет смысловую нагрузку в преобразовании и во взрослую трудовую деятельность. Поэтому можем сказать, что трудовое развитие — это формирование у несовершеннолетних учащихся устойчивой привычки к трудовому усилию и преодоление связанных с ним тяжелых, неприятных ощущений. Эта привычка постепенно перерастает в качество личности, называемое трудолюбием, как черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к трудовой деятельности. Проявляется в адекватности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда <2>. Но вместе с тем воспитание и развитие в подрастающем человеке качеств приемлемости труда, конечно же, возможно только при наличии способности к участию в трудовой деятельности, т. е. трудоспособности, где «способность человека выполнять трудовые операции, участвовать в трудовой деятельности определяется возрастом и состоянием здоровья» <3>. ——————————— <1> Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. С. 341. <2> Там же. С. 341 — 342. <3> Там же. С. 342.

Применительно к несовершеннолетним способность к труду должна оцениваться не фактом осознанности самим ребенком своего трудового приложения, а возможностью им без ущерба своему физическому здоровью участвовать в трудовой деятельности. Однако в процессе привлечения ребенка к труду и его разнообразным проявлениям важно выработать в подрастающем человеке трудолюбие. Трудолюбие — это черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности. Оно проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Отражает уровень интеграции и генерализации позитивных психических свойств, отношений и волевых действий человека, проявляемых в желании и умении быть полезным обществу, в творческом дерзании, инициативности, организованности и ответственности перед коллективом за свои действия и поведение. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться <1>. ——————————— <1> Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск, 2001. С. 711.

Применительно к подрастающему человеку для воспитания трудолюбия у него необходимо, чтобы он видел и понимал смысл и результаты своего труда. Поэтому для развития трудолюбия у несовершеннолетних большое значение имеют такие качества, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, настойчивость и, возможно, наличие деловитости, которые или проявляются у личности от рождения, или прививаются путем родительского воспитания. На разных уровнях возрастного, физического и психологического развития несовершеннолетней личности эти качества выражают ее способность к волевым усилиям над собой для достижения определенной выбранной цели. Поэтому волевые усилия особенно нужны тогда, когда трудовая деятельность ни содержанием, ни способом ее выполнения не является увлекательной для личности, однако является общественно необходимой. В этом случае воля помогает человеку, и особенно несовершеннолетнему, сознательно выполнить свой трудовой долг. При осуществлении трудовой деятельности личностью формируется направленность в поиске тех результатов труда, которые приносят человеку наибольшее удовлетворение, поэтому, на наш взгляд, здесь важно говорить о вложенном труде в тот продукт, который явился целью, осуществления трудовой деятельности. По мнению практических психологов, «труд вложенный — психологический феномен, состоящий в том, что субъект в большей мере, чем другими компонентами (затраченным временем и т. д.), дорожит вкладываемым в деятельность личностно значимым отношением к ней, реализующим его возможности, особенно творческие. Вследствие своей социальной сущности он испытывает потребность в том, чтобы ценимое и переживаемое им как труд вложенный стало предметом признания и положительной оценки со стороны других. При игнорировании обществом труда вложенного у личности падает мотивация, появляется равнодушие, безразличие; последующая деятельность выполняется формально, без мотивационного напряжения, необходимого для высокого уровня достижений» <1>. ——————————— <1> Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск, 2001. С. 711.

Проводя сопоставление труда, трудовой деятельности, их составляющих и результатов применительно для несовершеннолетних, можем сказать, что все это ведет к необходимости урегулирования нормативным порядком тех трудовых процессов и вложений, в которых примет или уже принял участие несовершеннолетний. Нормативное регулирование предполагает как социальное, так и правовое, поэтому важен факт как одного, так и другого для регулирования трудовой деятельности несовершеннолетних. Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 37 предусматривает, что: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» <1>, что достаточно приемлемо для взрослых людей, но для несовершеннолетних это неизбежно должно быть связано или с мнением родителей, или с государственным правовым регулированием (однако во многих семьях родители не видят необходимости привлечения детей к трудовой деятельности, считая возможным им пользоваться теми благами, которые имеются у родителей). ——————————— <1> Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Применительно к избранной теме исследования необходимо определиться, что будет пониматься под трудовой деятельностью несовершеннолетних на различных исторических этапах развития Российского государства. Так, родительская власть над детьми устанавливалась с момента их рождения. Представляется, что на начальном этапе формирования личных взаимоотношений между родителями и детьми у отца было право на жизнь ребенка. Многие источники, рассказывающие о первобытных сообществах, подчеркивают право отца лишать жизни девочек. Не было исключением в этом плане и древнеславянское общество. Еще в младенчестве детей подстерегала опасность быть проданными своими родителями. Причиной такой продажи мог быть просто голод. Иногда детей отдавали даже даром <1>. В Заповедях митрополита Георгия упоминается о случаях продажи детей матерями. Если мать продавала ребенка, имея возможность его прокормить, то закон предполагал наказание в виде 8 лет епитимьи. Если же причиной продажи был голод, то наказание предусматривалось в виде 6 лет епитимьи <2>. ——————————— <1> Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. М., 2002. С. 185. <2> Заповеди митрополита Георгия // История русской церкви. М., 1880. Т. 1. С. 110.

Таким образом, можно сказать, что реализация общественных отношений детей в полном объеме находилась в руках родителей, и они в большей степени рассматривали детей как свою собственность в вопросах участия их в трудовых и производственных отношениях, особенно что касалось результатов труда. Для сыновей родительская власть прекращалась тогда, когда они обзаводились собственными семьями и отделялись от отца в имущественном плане. Родительская власть в отношении дочери прекращалась с выходом дочери замуж. Данные нормы сохранялись в течение многих веков, и правовое регулирование самостоятельных трудовых отношений детей не фиксировалось в издаваемых правовых актах. Сегодня данная позиция также не в полном объеме имеет правовую реализацию несовершеннолетними своих трудовых правоотношений.

——————————————————————