Социализация личности несовершеннолетнего

(Вяткин Д. М.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2007, N 3)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Д. М. ВЯТКИН

Вяткин Д. М., аспирант кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права Саратовской государственной академии права.

В условиях переходного периода, экономического кризиса в России формируются новые социальные институты, изменяется содержание старых социальных институтов. Многие направления воздействия на личность забыты либо не могут применяться в новых условиях. Социальные последствия реформ пагубно сказались и на молодом поколении. Так, в 1997 г. доля несовершеннолетних от общего числа спецконтингента колоний составляла 1,8%, а на 1 января 2004 г. — 1,9%. Прирост числа воспитанников воспитательных колоний на 1 января 2004 г., по сравнению с 1 января 2003 г., составил 50,6%. Самой низкой цифрой численности несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, отличался 2002 г. — 10 950 человек, что было предопределено амнистией в отношении женщин и несовершеннолетних <1>. Наиболее высоким этот показатель был в 1999 г., когда в воспитательных колониях находилось 21957 человек <2>. ——————————— <1> См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2001 г. N 2172-III ГД «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин». <2> См.: Прогноз развития ситуации в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации на 2005 г.

В первые три года после освобождения совершают повторные преступления до 45% бывших воспитанников. 17% лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, — бывшие воспитанники воспитательных колоний <3>. На начало 2004 г. в СИЗО, ПФРСИ содержалось около 11 тыс. несовершеннолетних. На учете в 1958 уголовно-исполнительных инспекциях состояло более 30 тыс. несовершеннолетних. ——————————— <3> См.: Они приходят ниоткуда, они уходят никуда. Проблемы социальной реабилитации несовершеннолетних заключенных. М., 2003. С. 10.

Каждый десятый воспитанник ВК — сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей; каждый пятый имеет отклонения в психическом развитии, подтвержденные документами; 5 — 6% воспитанников — бывшие учащиеся вспомогательных школ; около половины — ранее не учились и не работали; четверть воспитанников имеет образование в пределах начального; более 7% страдают алкоголизмом или наркоманией <4>. ——————————— <4> См.: Прогноз развития ситуации в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации на 2005 г.

Данные обстоятельства напрямую связаны с социализацией личности несовершеннолетнего и актуализируют изучение этой важной проблемы. Впервые понятие «социализация личности» было введено в научный оборот в начале прошлого века французским социологом Э. Дюркгеймом. Термин «социализация» происходит от латинского socualis — «общественный». Это процесс усвоения индивидуумом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование <5>. ——————————— <5> См.: Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. С. 1131.

Становление личности как субъекта социальных отношений происходит в процессе формирования и развития ее свободной воли первоначально в моральной сфере, а затем в нравственно-правовой. Само понятие «социализация личности» можно рассматривать с нескольких позиций. С позиции социально-психологической теории считают, что «под социализацией следует понимать весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические функции, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т. д.; активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие» <6>. Однако отдельные положения данного определения с позиции социально-психологической теории, говоря о социализации личности несовершеннолетнего, здесь являются лишними. Об овладении навыками практической деятельности можно говорить лишь условно, так как несовершеннолетний — еще не сформировавшаяся личность с социальной позиции и в большинстве своем не выбравший определенное направление своей будущей практической деятельности. То же самое можно сказать и об активном переустройстве окружающего мира. В связи с этим под социализацией личности несовершеннолетнего с точки зрения социально-психологической теории следует понимать весь многогранный процесс становления личности человека. ——————————— <6> Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. С. 118 — 119.

С позиции социологической теории под социализацией личности понимают: «Взаимодействие личности с социальными институтами, в ходе которого она усваивает аккумулированные ими ценности, правила, роли и занимает соответствующий статус» <7>. В целом мы согласны с данным определением, однако следует отметить, что применительно к несовершеннолетним говорить о каком-либо занятом статусе нельзя, поскольку личность находится в стадии становления и выбора жизненной позиции. В связи с этим под социализацией с точки зрения социологической теории следует понимать процесс взаимодействия личности несовершеннолетнего с социальными институтами, в ходе которого она усваивает аккумулированные ими ценности, правила, роли и формируется определенная жизненная позиция, соответствующая определенному статусу. Поскольку личность несовершеннолетнего находится на стадии формирования, она может лишь желать занять определенный статус в силу объективных причин. Приведенное определение отражает с социальной позиции и конфликт желаемого и достигнутого статуса, что является нередкой причиной девиантного поведения уже сформировавшейся личности и чему необходимо больше уделять внимания в процессе формирования социальной позиции индивида. ——————————— <7> Хайрулина Ю. Р. Социализация личности: теоретико-методологические подходы: Автореф. дис. … д-ра социолог. наук. Саратов, 1998. С. 14.

Определяя понятие «социализация личности» с позиции права, необходимо отметить точку зрения В. П. Казимирчук и В. Н. Кудрявцева, которые пишут, что она, с одной стороны, включает в себя целенаправленное воздействие социальных условий на человека, приобщая его к системе понятий, оценок, представлений, социальных норм, ценностей культуры, принятых в обществе, с другой — социальную деятельность самого человека, который в социальной среде совершенствует ее и в то же время изменяет собственную сущность, формирует у себя новые качества и свойства. В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта, воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир <8>. Применительно к несовершеннолетним данное определение, на наш взгляд, требует уточнения, поскольку с правовой точки зрения воздействие на индивида необходимо рассматривать в первую очередь со стороны правовых норм. Кроме того, нельзя говорить об изменении личности несовершеннолетнего, поскольку как уже отмечалось выше, происходит ее становление. В связи с этим социализацию личности несовершеннолетнего можно определить как процесс воздействия правовых норм на становление личности несовершеннолетнего в период его взаимодействия с обществом с целью приобщения его к системе понятий, оценок, представлений, социальных норм, ценностей культуры, принятых в обществе, совершенствования своей социальной деятельности, формируя у себя новые качества и свойства. ——————————— <8> См.: Казимирчук В. П., Кудрявцев В. Н. Современная социология права. М., 1995. С. 102.

Процесс социализации личности, по мнению О. Г. Шапиева, к которому присоединяемся и мы, можно разделить на несколько этапов: 1) становление человеческой личности, ее формирование. Этому способствует семья, где человек усваивает целую систему ценностей, определяющих в дальнейшем его нравственную и социальную позицию. Данная ступень — исключительно важный момент нравственно-правовой социализации личности, хотя нуждается в дальнейшем развитии; 2) восприятие нравственным сознанием индивида норм права в форме закона. На этой ступени в личности человека формируются качества гражданина; 3) третий этап имеет место только тогда, когда право воспринимается субъектом как нравственная ценность. На данной ступени нравственные ценности и нормы права отражаются в сознании индивида в теснейшем единстве, т. е. когда можно говорить о полной включенности индивида в общественные процессы. Только на этой, третьей, ступени развития правовые ценности приобретают для человека конкретную значимость и выступают средством формирования активной, одобряемой обществом жизненной позиции личности. Говоря о социализации несовершеннолетнего, необходимо рассматривать первые два этапа. С учетом всего вышесказанного представляется, что социализацию личности несовершеннолетнего можно определить как многогранный процесс формирования человеческой личности, усвоение системы ценностей, восприятие сознанием индивида норм права в форме закона. В данном аспекте следует отметить, что ресоциализация несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, является одной из форм социализации личности несовершеннолетнего, осуществляемой специфическими средствами и методами, речь о перевоспитании идти не может, поскольку, говоря о несовершеннолетних, их личности находятся в стадии формирования. Принятие решения об изоляции несовершеннолетнего — не самоцель, а именно способ в специфических условиях социализировать личность, адекватную обществу. Процесс социализации несовершеннолетнего в настоящее время может реализовываться при наличии конкретной социальной политики в данной области.

——————————————————————