Особенности применения дисциплинарной ответственности работников воздушного транспорта

(Ременных Т.) («Трудовое право», 2008, N 11)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Т. РЕМЕННЫХ

Воздушный транспорт, наряду с другими видами транспорта, является источником повышенной опасности. За последние пять лет произошло 89 авиационных происшествий, из них 35 авиакатастроф, в которых погибло 778 человек (654 пассажира и 124 члена экипажа), травмировано — 305. Человеческий фактор явился причиной авиапроисшествий в 72% случаев, 17% составили отказы техники, оставшиеся 11% произошли по невыясненным обстоятельствам. Регулирование труда работников воздушного транспорта имеет свою специфику. Существуют особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации <1>. К таким работникам относятся руководители полетов, диспетчеры-инструкторы службы движения, диспетчеры службы движения, осуществляющие непосредственное управление движением воздушных судов. В состав рабочего времени диспетчера включается: время на выполнение технологических обязанностей, включая время приема-передачи дежурства; время на профессиональную и (или) техническую учебу — не более 8 часов в месяц; время на инструктажи, разборы — не более 1 часа в смену; время предсменных медицинских осмотров — до 5 минут в смену на одного человека; время тренажерной подготовки и проверки теоретических знаний; время специальных перерывов для отдыха; время подготовки руководителей полетов или старших диспетчеров смен к инструктажу — не более 30 минут в смену. Нормальная продолжительность рабочего времени диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов, не может превышать 36 часов в неделю. Обычно продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. При суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не может превышать в дневное время — 9 часов, в ночное время — 12 часов. При работе в ночную смену диспетчеру службы движения, осуществляющему непосредственное управление движением воздушных судов, должен быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью один час с правом сна в специально оборудованном помещении. Диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке, диспетчер службы движения, осуществляющий непосредственное управление движением воздушных судов, после каждого часа работы имеет право на дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В том случае, когда время специального перерыва совпадает со временем перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется. ——————————— <1> Приказ Минтранса России от 30.01.2004 N 10 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации» // Российская газета. N 52. 16.03.2004.

В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) под дисциплинарным проступком понимается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей. Как видно из анализа практики применения мер дисциплинарного взыскания в «ЗапСибАэронавигации» и в ОАО «Аэропорт «Толмачево», работодатели толкуют понятие дисциплинарного проступка в широком смысле. К дисциплинарному проступку относятся и нарушения установленных правил поведения во внеслужебное время.

Таблица 1

Количество нарушителей дисциплины труда в «ЗапСибАэронавигации»

Год Количество Количество нарушителей Количество работников (абс.) нарушителей (%)

2005 2002 87 4,34

2006 1923 51 2,65

2007 1945 62 3,19

Годовой показатель числа нарушителей дисциплины нестабилен, хотя и просматривается его снижение по сравнению с 2005 г. Данное обстоятельство может свидетельствовать и об улучшении организации труда личного состава и эффективности применяемых работодателем дисциплинарных взысканий, качественная характеристика которых дана в таблице 2.

Таблица 2

Виды наложенных дисциплинарных взысканий в «ЗапСибАэронавигации»

Год Замечание Выговор Увольнение

Абс. % Абс. % Абс. %

2005 25 28,73 58 66,67 4 4,6

2006 22 43,14 29 56,86 — —

2007 30 48,39 31 50 1 1,61

На динамике применения мер дисциплинарного взыскания сказывается усиление информационной, разъяснительной работы представителей работодателя, о чем свидетельствует существенный рост замечаний и снижение количества возложенных более строгих мер, таких как выговор и увольнение. Пятого июля 2007 г. гражданским сектором Новосибирского зонального центра Единой системы организации воздушного движения (ЕСОВД) был ошибочно запрещен учебно-тренировочный полет на 06.07.2007 МИ-8 N 04180. Ошибка была исправлена через 1,5 часа после поступления запроса от Иркутского зонального центра ЕСОВД о причине запрета. По данному событию за нарушение п. 3.1.3 Технологии работы диспетчера гражданского сектора зонального центра ЕСОВД (неправомерный отказ в запросе на использование воздушного пространства) старшему диспетчеру смены К. объявлено замечание в Приказе директора ГУДП «ЗапСибАэронавигация» от 08.08.2007 N 358. Увольнение применялось как крайняя мера за появление диспетчеров, осуществляющих организацию воздушного движения, на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, а также за прогулы, в результате которых смены работали не в полном составе, что могло сказаться на качестве организации воздушного движения и уровне безопасности полетов.

Таблица 3

Нарушители дисциплины труда в «ЗапСибАэронавигации»

Должность Год

2005 2006 2007

Абс. % Абс. % Абс. %

Диспетчер 20 22,99 10 19,61 11 17,74

Старший диспетчер 5 5,74 3 5,88 4 6,45

Начальник диспетчерских пунктов — — 2 3,92 — —

Руководитель полетов 7 8,04 11 21,57 4 6,45

Инженер-программист 2 2,3 — — — —

Инженер-энергетик — — — — 2 3,23

Ведущий инженер-энергетик 5 5,74 — — 2 3,23

Инженер радиолокации, 2 2,3 4 7,85 5 8,06 радионавигации и связи

Сменный инженер 3 3,45 2 3,92 — —

Старший сменный инженер 2 2,3 — — — —

Старший инженер 1 1,15 — — — —

Ведущий инженер отдела — — 1 1,96 — — хозяйственного обслуживания и транспорта

Ведущий инженер по строительству 1 1,15 — — — —

Инженер по охране труда и технике 1 1,15 1 1,96 — — безопасности

Старший инженер радиолокации, — — — — 1 1,61 радионавигации и связи

Главный инженер радиолокации, — — — — 2 3,23 радионавигации и связи

Ведущий инженер радиолокации, 2 2,3 — — 1 1,61 радионавигации и связи

Главный энергетик — — — — 1 1,61

Начальник районного центра 2 2,3 2 3,92 1 1,61 организации воздушного движения

Начальник службы движения — — 2 3,92 3 4,84

Начальник отдела учета и экономики — — 1 1,96 — —

Начальник отдела хозяйственного — — — — 1 1,61 обслуживания и транспорта

Заместитель директора 1 1,15 — — 2 3,23

Начальник службы эксплуатации — — — — 3 4,84 радиотехнического оборудования и связи

Начальник отдела материально — 2 2,3 — — — — технического снабжения

Начальник узла связи 2 2,3 — — — —

Заместитель начальника службы 2 2,3 — — — — эксплуатации радиотехнического оборудования и связи

Главный бухгалтер 1 1,15 — — — —

Старший бухгалтер 1 1,15 — — — —

Кассир 1 1,15 — — — —

Начальник колонны 1 1,15 — — — —

Водитель 9 10,34 4 7,85 5 8,06

Техник по радионавигации, 8 9,2 6 11,76 6 9,69 радиолокации и связи

Рабочий по ремонту зданий 1 1,15 — — — —

Машинист 1 1,15 — — — —

Уборщик 1 1,15 — — — —

Сторож 2 2,3 — — — —

Главный механик — — — — 2 3,23

Электромеханик — — — — 1 1,61

Помощник по безопасности полетов — — — — 1 1,61

Специалист отдела кадров — — 1 1,96 — —

Радиооператор — — 1 1,96 3 4,84

Старший контролер контрольно — — — — — 1 1,61 пропускного пункта

Контролер контрольно-пропускного 1 1,15 — — — — пункта

Наибольшее количество дисциплинарных проступков в «ЗапСибАэронавигации» совершают диспетчеры, руководители полетов, техники по радионавигации, радиолокации и связи. Целесообразно было бы на федеральном уровне предусмотреть такой вид дисциплинарного взыскания, как перевод на работу, не связанную с организацией воздушного движения, на определенный срок. В советский период действовал Устав о дисциплине работников гражданской авиации <2>, который предусматривал следующие меры дисциплинарного взыскания: а) предупреждение о неполном служебном соответствии; б) освобождение от летной работы и от управления воздушным движением, иной работы, связанной с обеспечением безопасности полетов, и перевод на другую работу на срок до одного года; в) освобождение от занимаемой должности, связанной с летной работой, с управлением воздушным движением, с работой по обеспечению безопасности полетов, с изъятием или без изъятия соответствующего свидетельства, с предоставлением работы с учетом профессии (специальности). ——————————— <2> Постановление Совета Министров СССР от 04.05.1975 N 363 «Об утверждении Устава о дисциплине работников гражданской авиации» // СП СССР. 1975. N 13. Ст. 77.

Таблица 4

Количество нарушителей дисциплины труда в ОАО «Аэропорт «Толмачево»

Год Количество Количество нарушителей Количество работников (абс.) нарушителей (%)

2004 1535 69 4,49

2005 1248 44 3,52

2006 1157 36 3,11

Количество нарушителей дисциплины труда в ОАО «Аэропорт «Толмачево» сокращалось в течение изученного периода. Это может быть следствием эффективности воспитательной работы в организации, в том числе и применяемых работодателем дисциплинарных взысканий.

Таблица 5

Виды наложенных дисциплинарных взысканий в ОАО «Аэропорт «Толмачево»

Год Замечание Выговор Увольнение

Абс. % Абс. % Абс. %

2004 7 10,14 47 68,11 15 21,75

2005 7 15,91 23 52,27 14 31,82

2006 4 11,11 23 63,89 9 25

Увольнение как крайняя мера дисциплинарного взыскания применяется в ОАО «Аэропорт «Толмачево» за грубые нарушения дисциплины труда, к которым, например, относится отсутствие на рабочем месте в течение длительного периода времени. Так, инспектор (по досмотру) службы авиационной безопасности И. не выходил на работу с 01.05.2004 по 13.05.2004 и с 26.05.2004 по 15.07.2004. Документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия, не представил. При посещении комиссией его места жительства отсутствовал. На основании Приказа генерального директора ОАО «Аэропорт «Толмачево» от 15.07.2004 N 105/л инспектор (по досмотру) был уволен в соответствии с пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Таблица 6

Нарушители дисциплины в ОАО «Аэропорт «Толмачево»

Должность Год

2004 2005 2006

Абс. % Абс. % Абс. %

Директор по обеспечению — — 1 2,27 — — коммерческой деятельности

Начальник ССТиМ — — 1 2,27 — —

Начальник отдела договоров 1 1,45 — — — —

Начальник СПАСОП — — 1 2,27 — —

Начальник ОКиСВ — — 1 2,27 — —

Начальник ОПОР 1 1,45 — — — —

Начальник производственного 2 2,9 — — — — участка СОПП

Начальник подразделения — — — — 1 2,78 обеспечения мер безопасности

Заместитель начальника — — — — 1 2,78 подразделения обеспечения мер безопасности

Сменный руководитель 2 2,9 — — — —

Председатель тендерной 1 1,45 — — — — комиссии

Заместитель председателя тендерной 1 1,45 — — — — комиссии

Старший инженер-инспектор 1 1,45 — — — —

Главный инженер ССТиМ 1 1,45 — — — —

Начальник участка ССТиМ 3 4,34 — — — —

Начальник САБ 1 1,45 1 2,27 — —

Начальник смены САБ 5 7,24 1 2,27 2 5,55

Бригадир смены САБ 1 1,45 — — 1 2,78

Помощник начальника смены САБ 3 4,34 — — — —

Старший инспектор САБ 1 1,45 1 2,27 6 16,67

Инспектор САБ 9 13,05 7 15,92 20 55,55

Диспетчер производственного 3 4,34 — — — — участка СОПП

Агент производственного участка 1 1,45 — — — — СОПП

Старший приемосдатчик багажа — — 1 2,27 — —

Приемосдатчик багажа 7 10,15 2 4,55 — —

Электромеханик — — 1 2,27 — —

Авиатехник 3 4,34 1 2,27 — —

Дежурный оператор пункта 2 2,9 2 4,55 — — управления

Начальник колонны — — 2 4,55 — —

Водитель 8 11,6 9 20,46 1 2,78

Начальник расчета пожарной машины 1 1,45 — — — —

Экономист 1 1,45 — — — —

Специалист по кадрам — — 1 2,27 — —

Секретарь 2 2,9 — — — —

Начальник отряда ВОХР — — 1 2,27 — —

Начальник караула отряда ВОХР — — 1 2,27 — —

Стрелок отряда ВОХР 4 5,8 5 11,37 — —

Контролер КПП отряда ВОХР 2 2,9 2 4,55 4 11,11

Старший инструктор отряда ВОХР 1 1,45 — — — —

Старший стрелок отряда ВОХР 1 1,45 — — — —

Слесарь — — 1 2,27 — —

Рабочий сервисной службы — — 1 2,27 — —

Наибольшее количество дисциплинарных проступков в ОАО «Аэропорт «Толмачево» совершают инспекторы службы авиационной безопасности. Их количество растет в течение исследуемого периода. Зачастую инспекторы по досмотру халатно относятся к своим должностным обязанностям, не замечают заложенных взрывных устройств, пропускают в стерильную зону лиц, не досмотренных должным образом. Это недопустимо в связи с возрастанием террористической опасности. Террористические акты, помимо угрозы жизни и безопасности людей, подрывают авторитет гражданской авиации, доверие к обеспечению безопасности полетов, что приводит к падению спроса на авиаперевозки, сокращению доходов и потере рабочих мест в аэропортах и авиакомпаниях. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что особенности труда отдельных категорий работников, связанных с обеспечением деятельности гражданской авиации, нуждаются в специальной регламентации, как это предусматривает ч. 5 ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации. Необходимо принять соответствующий федеральный закон — «Положение о дисциплине труда работников, обеспечивающих деятельность гражданской авиации Российской Федерации». Положение о дисциплине должно устанавливать: — круг лиц, на которых распространяется его действие; — основные обязанности работников, обеспечивающих деятельность гражданской авиации, по обеспечению безопасности полетов, сохранности воздушных судов, авиасооружений, багажа, предупреждению ситуаций, могущих повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, возлагаемые на них помимо трудовых обязанностей, определенных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; — поощрения за труд, помимо видов поощрений, предусмотренных ТК РФ, и порядок их применения; — дисциплинарные взыскания, помимо видов дисциплинарных взысканий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ; — порядок применения дисциплинарных взысканий; — порядок обжалования дисциплинарного взыскания. Принятие федерального закона позволит повысить уровень безопасности полетов. Кроме того, регулирование дисциплины труда на уровне федерального закона является гарантией соблюдения права человека на труд, закрепленного в Конституции РФ, и будет способствовать укреплению законности в сфере трудовых отношений.

——————————————————————