Актуальное исследование международных воздушных перевозок

(Егиазаров В. А.) («Журнал российского права», 2011, N 7)

АКТУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК <*>

В. А. ЕГИАЗАРОВ

——————————— <*> Рецензия на книгу: Остроумов Н. Н. Договор в международном воздушном сообщении. М.: Статут, 2009. 268 с.

Егиазаров В. А., главный научный сотрудник ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор.

Интернационализация хозяйственной жизни государств ведет к развитию международных перевозок, в частности международных воздушных перевозок, преимуществом которых является высокая скорость. Воздушный транспорт обеспечивает развитие потоков интеграции, расширение торговли, экономически эффективное распространение товаров и услуг. Все это обусловливает актуальность монографии Н. Н. Остроумова, посвященной договору перевозки в международном воздушном сообщении. В ней исследуются перевозочные отношения на воздушном транспорте, проблемы правового регулирования международных воздушных перевозок. Правовое регулирование международного воздушного сообщения имеет важное значение для безопасности воздушного транспорта, его дальнейшего развития, соблюдения законных интересов клиентуры авиационных предприятий. Особенно важен воздушный транспорт для пассажирского международного сообщения. В последние годы он динамично развивается, а правовое регулирование воздушных перевозок существенно обновлено. В отечественной доктрине уже рассматривались как общие вопросы договора международной воздушной перевозки (О. Н. Садиков <1>), так и его отдельные частноправовые вопросы (В. С. Грязнов <2>, В. М. Сенчило <3>, А. Н. Верещагин <4>). Рассматриваемая монография представляет собой первую в российской правовой науке попытку комплексного анализа современного правового режима международных воздушных перевозок и в первую очередь регулирования ответственности авиаперевозчика. Одновременно монография является своеобразным научно-практическим комментарием и сравнительным анализом Монреальской и Варшавской конвенций, российского и зарубежного законодательств, судебной практики в этой области. ——————————— <1> См.: Садиков О. Н. Правовое регулирование международных перевозок. М., 1981; Международное воздушное право. Кн. 2 / Под ред. А. П. Мовчана, О. Н. Садикова. М., 1981. <2> См.: Грязнов В. С. Международные авиаперевозки (правовые вопросы). М., 1982. <3> См.: Сенчило В. М. Ответственность авиаперевозчика при международных перевозках. Л., 1987. <4> См.: Верещагин А. Н. Организационно-правовые основы международных воздушных перевозок. М., 1961.

Наряду с практическими вопросами толкования положений международных соглашений в монографии проводится анализ современного опыта международной унификации в сравнении с положениями российского транспортного права на примерах материалов российской и зарубежной судебной практики с использованием юридической литературы по вопросам правового регулирования международных воздушных перевозок и перевозок другими видами транспорта. Выявляется существо, преимущества и недостатки современного правового режима международных воздушных перевозок. В контексте положений международных конвенций рассматриваются правовые проблемы организации воздушных перевозок, заключения договора перевозки и критериев его действительности, перехода на электронное оформление перевозочной документации, проводится юридический анализ условий договора, оснований и последствий его расторжения. Особый интерес представляет исследование проблем идентификации субъектов ответственности за причинение ущерба при осуществлении воздушного сообщения, ответственности перевозчика по договору международной воздушной перевозки, ее правовой природы и страхования. Несомненна научная и практическая ценность выводов автора о применении норм, регулирующих условия наступления, ограничения и объем ответственности воздушного перевозчика. Н. Н. Остроумов подчеркивает, что на международном воздушном транспорте просматривается явная тенденция к ужесточению условий ответственности перевозчика. Это обусловлено важностью защиты интересов потребителей услуг воздушного транспорта и обеспечения гарантий компенсации вреда. Ответственность перевозчика за сохранность груза и багажа становится объективной, не зависящей от вины. Перевозчик может ссылаться только на ограниченный круг обстоятельств непреодолимой силы и свойства самого багажа или груза. Что же касается ответственности за жизнь и здоровье пассажира, то, если размер требований потерпевших не превышает 100 тыс. специальных прав заимствования, Монреальская конвенция лишает авиаперевозчика даже такого средства защиты, как право ссылаться на непреодолимую силу, ставя его в более жесткие условия, чем российское законодательство ставит обычного предпринимателя или владельца источника повышенной опасности. При этом новая Конвенция, в отличие от Варшавской конвенции 1929 г., вообще не предусматривает каких-либо пределов ответственности перевозчика за смерть и телесные повреждения пассажира. Автор впервые демонстрирует гармонию взаимосвязи этих новых уникальных для транспорта принципов объективной ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров, несохранение груза (багажа) с принципом вины как основания ответственности перевозчика за задержку при перевозке. Сделан вывод, что метод ужесточения гражданско-правовой ответственности перевозчика не может быть признан определяющим стимулом для соблюдения им сроков перевозки. Интересны авторские суждения о возможности и порядке компенсации морального вреда, причиненного при международных перевозках, по российскому и зарубежному законодательствам в условиях применения Варшавской и Монреальской конвенций. Раскрывается правовое содержание понятия «психическое повреждение» как вида правонарушения, не являющегося самостоятельным условием для наступления ответственности перевозчика по Варшавской и Монреальской конвенциям. Выявляется соотношение этого понятия с моральным ущербом как вредом, подлежащим возмещению в рамках указанных Конвенций с соблюдением их условий. Автором сформулирована концепция причинно-следственной связи как основания возникновения ответственности воздушного перевозчика в условиях применения Варшавской и Монреальской конвенций. Рассматривая юридическую конструкцию объявления ценности груза и багажа, созданную российским транспортным законодательством, автор приходит к выводу, что по своему правовому содержанию она существенно отличается от упомянутого в Варшавской и Монреальской конвенциях заявления отправителя (пассажира) об особой заинтересованности в доставке груза (багажа). По мнению автора, конструкция объявления ценности груза и багажа приобретает логическую завершенность только при наличии пределов ответственности перевозчика. Значительное внимание в монографии уделяется вопросам страхования ответственности воздушного перевозчика перед пассажирами и грузовладельцами. Специальный раздел посвящен вопросам предъявления требований к перевозчику, исчисления сроков исковой давности, проблемам оптимального расширения территориальной подсудности дел, связанных с международными воздушными перевозками. Очень важно, что анализ и оценка опыта международной унификации правового регулирования воздушных сообщений проводятся прежде всего с позиций российского гражданского права и цивилистической науки, практического применения созданных правовых конструкций. Одновременно рассматриваются возможные пути использования этого полезного опыта для совершенствования российского транспортного законодательства. Особого внимания заслуживают предложения Н. Н. Остроумова по правовому обеспечению наиболее полного возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров, попавших в авиакатастрофы. Содержащаяся в монографии критика положений российского транспортного законодательства направлена на создание базы для появления в нем взвешенных правовых конструкций, отвечающих лучшим мировым стандартам в области правового регулирования транспорта. Таким образом, работа представляет собой серьезный анализ положений российского и зарубежного внутреннего права в области воздушных перевозок. Это важно вдвойне, поскольку применение внутреннего права государств при международных перевозках не только не исключается, а, наоборот, предполагается в случаях восполнения пробелов международно-правового регулирования или если условия осуществления международной перевозки не подпадают ни под одно из действующих международных соглашений. Вместе с тем при общей весьма высокой оценке проделанной автором научной работы необходимо высказать и некоторые замечания. В частности, трудно согласиться с той точкой зрения, что договор перевозки груза является договором двусторонним. Дело в том, что у грузополучателя на конечном этапе исполнения договора перевозки появляется немало обязанностей. Он вступает в договор перевозки в момент получения им грузовой накладной, которая, как правило, поступает в адрес получателя до поступления самого груза. С этого момента у грузополучателя возникают не только права, но и обязанности (принять груз в установленном порядке, уплатить провозные платежи и т. д.). Вопрос о правовом положении получателя груза является одним из самых дискуссионных в юридической литературе, но автору удалось аргументировать свою позицию. К сожалению, Н. Н. Остроумов ограничился приложением к своей работе текста лишь Монреальской конвенции 1999 г. Вместе с тем в книге исследуется и Варшавская конвенция 1929 г., которая, как пишет автор, остается в силе и все еще применяется при перевозках в страны и из стран, не участвующих в Монреальской конвенции. Полагаем, что это объясняется уверенностью автора в том, что Россия в ближайшее время присоединится к Монреальской конвенции, участниками которой являются уже более 90 государств. Ведь в противном случае уровень компенсации потерпевшим россиянам при авиакатастрофах на международных линиях может оказаться значительно ниже размера возмещения вреда потерпевшим на внутренних рейсах. Поэтому полагаем возможным согласиться с мнением Н. Н. Остроумова о том, что затягивание Россией процесса присоединения к Монреальской конвенции, очевидно, сказывается не только на международном престиже и авторитете нашего государства, но и на конкурентоспособности нашего гражданского воздушного флота на рынке авиаперевозок, что ущемляет права потребителей транспортных услуг. Книга представляет интерес для работников российских государственных органов, ответственных за определение внешнеэкономической политики России, разработку и совершенствование законодательства в области транспорта; для практических работников российских и зарубежных авиакомпаний, осуществляющих международные авиаперевозки пассажиров и грузов; компаний, занимающихся внешнеторговым, страховым и туристическим бизнесом; правозащитных организаций, судей, арбитров и практикующих адвокатов. Монография, безусловно, будет полезна для преподавателей, аспирантов, студентов юридических и экономических вузов, а также научных работников, интересующихся транспортным и международным частным правом.

——————————————————————