Сохранение среднего заработка на период поиска работы: вопросы теории и практики

(Серегина Л. В.) («Журнал российского права», 2009, N 1)

СОХРАНЕНИЕ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА НА ПЕРИОД ПОИСКА РАБОТЫ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Л. В. СЕРЕГИНА

Серегина Лариса Владимировна — научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении ИЗиСП.

Конституция РФ предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также прав на охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37, ч. 2 ст. 39 Конституции РФ). В силу указанных положений Конституции РФ законом закрепляются основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления. К числу таких законов относится прежде всего ТК РФ, а также Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» <1>, в редакции Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ (далее — Закон о занятости). Эти законы устанавливают виды, условия и порядок предоставления гарантий лицам, потерявшим работу. Особое место в числе таких гарантий занимают гарантии материальной поддержки названных лиц в период поиска ими другой работы. ——————————— <1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.

В экономической литературе последних лет получили распространение взгляды относительно того, что социальные гарантии, установленные трудовым законодательством, являются чрезмерными для работодателей, они поддерживают сложившиеся ранее на производстве отношения социального «иждивенчества» и что необходимо уменьшить социальную защиту работников <2>. Учитывая то, что в соответствии с Конституцией РФ Россия является социальным государством (ч. 1 ст. 7), такая позиция не может быть поддержана. Сейчас данная позиция поддерживается некоторыми работодателями. В частности, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Ф. Прокопов предложил отменить обязанность работодателей выплачивать компенсации уволенному сотруднику, мотивируя это предложение финансовым кризисом в мире, из-за которого многие российские предприятия, по его мнению, находятся за гранью рентабельности <3>. ——————————— <2> Заславский И. О цене труда и безработице // Вопросы экономики. 1993. N 12. С. 53; Содовская Л. Современная ситуация в области занятости и перспективы становления рынка труда в России // Вопросы экономики. 1993. N 12. С. 63. <3> Грицюк М. Уволить и забыть. Бизнес добивается отмены компенсаций при сокращении работников // РГ. 2008. 15 окт.

Согласиться с таким предложением не представляется возможным по следующим соображениям. Конституция РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Таким образом, для ограничения предусмотренных законодательством прав материальной поддержки увольняемых лиц оснований не имеется. Привлечение организаций к краткосрочному обеспечению увольняемых в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников вытекает из принципа ответственности сторон за односторонний разрыв договорных связей. Кроме того, сохранение системы компенсаций можно рассматривать как индивидуализацию ответственности предприятий за их конкретный «вклад» в создание безработицы, решение внутренних проблем путем «сброса» рабочей силы, неумение или нежелание рационально использовать имеющиеся в их распоряжении трудовые ресурсы. К тому же обязанность организаций произвести крупные выплаты в пользу уволенных работников является одним из средств предотвращения увольнений, стимулом для более энергичного поиска альтернатив. Одним из видов материальной поддержки лиц, лишившихся работы, является сохранение средней заработной платы на период трудоустройства. В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) и ст. 27 Закона о занятости такой вид материальной поддержки предоставляется не всем работникам, а лишь тем, которые уволены в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. За ними средний заработок сохраняется на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца по решению органа службы занятости при условии, что работник в течение двух недель со дня увольнения обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен (ст. 178 ТК РФ). Основанием для сохранения среднего месячного заработка в указанных случаях является сам факт потери работы (увольнение из организации) по названным законом причинам и фактическая незанятость в течение определенного периода после увольнения. То обстоятельство, что работник в течение двух недель со дня увольнения из организации по указанным основаниям обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен, должно быть подтверждено соответствующим документом органа службы занятости. Как следует из ст. 178 ТК РФ, сохранение среднего заработка на период трудоустройства предусмотрено только при увольнении работников из организации по указанным в статье основаниям (п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). В соответствии со ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем как в случае ликвидации, сокращения численности или штата работников организации, так и при прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем или сокращении им численности работников. В связи с этим возникает вопрос о том, имеют ли право работники, уволенные индивидуальным предпринимателем в связи с прекращением им предпринимательской деятельности или сокращением численности работников, на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства. Если исходить из буквального толкования ст. 178 ТК РФ, то ответ на поставленный вопрос должен быть отрицательным. При этом, как следует из ст. 307 ТК РФ, случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат таким работникам определяются трудовым договором. Следовательно, работник, уволенный индивидуальным предпринимателем в связи с прекращением им предпринимательской деятельности или сокращением численности работников, может претендовать на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства лишь при условии фиксации такого права в трудовом договоре. Учитывая, что прекращение индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности или сокращение им численности работников вызвано в большинстве случаев финансовыми трудностями, то рассчитывать на возможность достижения между работником и индивидуальным предпринимателем согласия по вопросу о включении в трудовой договор положений о сохранении средней заработной платы на период трудоустройства не приходится. Несмотря на то что работодателю, являющемуся индивидуальным предпринимателем, предоставлено право расторгнуть трудовой договор с работником в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя согласно п. 1 ст. 81 ТК РФ либо сокращением численности работников индивидуального предпринимателя согласно п. 2 ст. 81 ТК РФ, на уволенных им по указанным основаниям работников, в отличие от работников, уволенных по таким же основаниям из организации, не распространяются положения о сохранении средней заработной платы на период трудоустройства (ст. 178 ТК РФ). Исходя из этого, получается, что наличие у уволенного работника права на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства при прочих равных условиях (аналогичных основаниях увольнения: ликвидация организации или прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращение численности или штата работников организации, сокращение численности работников индивидуальным предпринимателем) поставлено в зависимость от того, уволен работник из организации или индивидуальным предпринимателем. В связи с этим возникает вопрос, насколько это правомерно и справедливо? Полагаем, что подход к решению данного вопроса, исходя из буквального толкования ТК РФ, противоречит основным принципам правового регулирования трудовых отношений, в частности принципу равенства прав и возможностей работников (ст. 2 ТК РФ), а также наметившейся тенденции сближения прав и обязанностей работодателя — юридического лица и работодателя — физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем <4>. ——————————— <4> Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» ряд положений ТК РФ, регулирующих отношения работодателей — юридических лиц, распространен на работодателей — индивидуальных предпринимателей (ст. 22, 33, 37, 40, 43, 66, 81, 82, 88, 104, 113, ч. 3 ст. 124 ТК РФ и др.).

Различие в законодательном регулировании материального обеспечения лиц, потерявших работу по независящим от них обстоятельствам, на наш взгляд, оправдано лишь в отношении лиц, уволенных работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем. Что касается работников, уволенных в связи с прекращением индивидуальным предпринимателем деятельности или сокращением численности работников, то в целях соблюдения принципа равенства прав и возможностей работников на них, так же как и на уволенных по аналогичным основаниям работников организации, должны распространяться положения ст. 178 ТК РФ, предусматривающие выплату выходного пособия и сохранение средней заработной платы на период трудоустройства. При этом, исходя из целей и задач трудового законодательства, учитывая интересы не только работника, но и работодателя, а также необходимость создания благоприятных условий для развития индивидуального предпринимательства, указанные выплаты могли бы быть не такими значительными, как выплаты, производимые организацией. Для этого ст. 178 ТК РФ следовало бы дополнить положением о выплате уволенным в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности работников индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 81 ТК РФ) работникам выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка, а также сохранения за ними среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше одного месяца со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Такое законодательное решение позволит, на наш взгляд, не только достичь равенства прав работников, но и соблюсти баланс интересов сторон трудовых отношений. Другая проблема, на которую следует обратить внимание, связана с определением некоторых понятий и категорий, применяемых при определении права на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца после увольнения. В частности, требует уточнения такая правовая категория, как «исключительный случай». Согласно ст. 178 ТК РФ сохранение среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения возможно в исключительных случаях — по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. В связи с чем встает вопрос о том, что следует понимать под исключительными случаями. Следует согласиться с высказанным в научной литературе мнением о том, что фактически любой случай нетрудоустройства работника службой занятости по причине отсутствия подходящей для него работы <5> в течение третьего месяца со дня увольнения при выполнении названных в законе условий является исключительным, позволяющим сохранить за уволенным работником средний месячный заработок в течение третьего месяца <6>. ——————————— <5> Критерии подходящей работы в отношении каждого гражданина определяются в соответствии с положениями ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». <6> См.: Шкловец И. И. Практика применения трудового законодательства // Экономико-правовой бюллетень. 2007. N 10; Кучма М. И., Орлова Е. Е. Правовое регулирование занятости населения: Учеб. пособие. Ч. 2. Социальная поддержка безработных граждан в современных условиях. М., 2005. С. 60.

Указание в тексте закона на исключительность подобных случаев, на наш взгляд, лишь подчеркивает специальный характер приведенного в ч. 2 ст. 178 ТК РФ правового предписания, которое следует рассматривать как исключение из общего правила, закрепленного в ч. 1 ст. 178 ТК РФ и допускающего сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства «не свыше двух месяцев». Поскольку данная категория не несет существенной смысловой нагрузки (нет необходимости в составлении хотя бы примерного перечня таких исключительных случаев), а ее понимание вызывает серьезные затруднения (что подтверждается наличием судебных решений, о которых будет сказано в дальнейшем), слова «в исключительных случаях» вполне возможно исключить из ч. 2 ст. 178 и ч. 2 ст. 318 ТК РФ без какого-либо ущерба для смыслового содержания и восприятия данных положений Кодекса. В связи с рассмотрением данного вопроса возник и другой: могут ли органы службы занятости принимать решение о сохранении средней заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении уволенных в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации (п. 1, 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) граждан, которые в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о занятости не могут быть признаны безработными, в частности в отношении граждан пенсионного возраста? Так, решениями арбитражного суда от 12 декабря 2006 г., 19 декабря 2006 г., 19 января 2007 г., оставленными без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, были признаны недействительными ненормативные акты — справки о сохранении среднего заработка за третий месяц после увольнения по сокращению численности или штата, выданные центрами занятости обратившимся к ним в двухнедельный срок после увольнения по сокращению численности или штата лицам, получающим трудовую пенсию по старости и не трудоустроенным. Удовлетворяя заявления работодателей, суды первой апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о недоказанности наличия исключительных обстоятельств, которые могли быть учтены при принятии решения о выплате за счет средств работодателей среднемесячной заработной платы бывшим работникам за третий месяц со дня увольнения, поскольку суду не были представлены документы, подтверждающие предложение и отказ работодателей в принятии на работу по основаниям, указывающим на социальное положение гражданина, другие документы, указывающие на исключительный случай. Принимая решение, суды также исходили из того, что уволенные граждане являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию по старости, в связи с чем не могут быть признаны безработными и за ними не может сохраняться средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения, так как они социально защищены государством в виде гарантированной выплаты пенсии <7>. ——————————— <7> Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2008 г. N 11725/07, 11961/07, 13647/07 указанные акты судов первой апелляционной и кассационной инстанций отменены, производство по данным делам прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, так как спор возник из трудовых правоотношений и не связан с осуществлением заявителями предпринимательской или иной экономической деятельности, т. е. неподведомственен арбитражным судам // СПС «КонсультантПлюс».

Аналогичной позиции придерживаются и некоторые ученые, считающие, что у органов службы занятости нет оснований для принятия решения о сохранении средней месячной заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения за пенсионерами по старости, поскольку в силу Закона о занятости (ст. 3) они не могут быть признаны безработными. По их мнению, данный вопрос может быть решен положительно лишь в соответствии с трудовым или коллективным договором <8>. ——————————— <8> См.: Буянова М. О., Гусов К. Н. и др. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К. Н. Гусова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2008. Комментарий к ст. 178.

Вместе с тем с выводами судов и отраженной в научной литературе позицией ученых вряд ли можно согласиться. Как было отмечено ранее, при соблюдении работником условия об обращении в органы службы занятости населения в двухнедельный срок после увольнения любой случай нетрудоустройства работника через службу занятости по причине отсутствия подходящей для него работы в течение трех месяцев со дня увольнения является исключительным, позволяющим сохранить за ним средний месячный заработок в течение третьего месяца. Каких-либо ограничений права на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства (в порядке исключения) в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости в отношении увольняемых по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата (п. 1, 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) работников пенсионного возраста действующее законодательство не содержит. Данные граждане не лишены права вновь трудоустроиться как самостоятельно, так и с помощью службы занятости. Они не претендуют на регистрацию в качестве безработных и могут быть зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы. Исходя из положений Закона о занятости и Порядка регистрации безработных граждан <9>, не каждое обращение граждан в органы службы занятости должно заканчиваться принятием решения о регистрации в качестве безработного или об отказе в такой регистрации. Нет оснований также утверждать, что органы службы занятости могут и должны оказывать содействие в трудоустройстве только гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными. Так, в соответствии со ст. 12 Закона о занятости государство гарантирует гражданам РФ бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Следовательно, период, в течение которого органы службы занятости оказывают содействие гражданам в поиске подходящей работы, не ограничивается 10 днями. Таким образом, органы службы занятости вправе выносить решение о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении граждан, которые не могут быть зарегистрированы в качестве безработных. ——————————— <9> Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 458 // СЗ РФ. 1997. N 17. Ст. 2009.

В связи с этим позицию арбитражных судов следует рассматривать как дискриминационную по отношению к лицам, достигшим пенсионного возраста. Заслуживает внимания и такая проблема, как отсутствие единого подхода в решении вопроса сохранения средней заработной платы на период трудоустройства некоторым льготным категориям граждан. Для некоторых категорий граждан законодателем предусмотрены более длительные сроки сохранения средней заработной платы на период трудоустройства. Так, более длительные сроки сохранения средней заработной платы в период трудоустройства предусмотрены в ст. 318 ТК РФ для работающих в северных регионах страны и ст. 375 ТК РФ для освобожденных профсоюзных работников. Следует отметить, что Трудовым кодексом РФ в редакции, действующей до принятия Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ <10>, лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации средняя заработная плата сохранялась на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев (с учетом месячного выходного пособия). ——————————— <10> См.: Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ уровень гарантий работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, был снижен. Согласно ст. 318 ТК РФ в действующей редакции за работником, увольняемым из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. По всей видимости, законодателем была предпринята попытка привести текст ст. 318 ТК РФ в соответствие с текстом ст. 178 ТК РФ <11>, установившей, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации за увольняемым работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. ——————————— <11> Как следует из пояснительной записки к проекту Федерального закона N 329663-3 «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации», ныне принятый Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ имеет целью устранение имеющихся в Трудовом кодексе Российской Федерации противоречий и неточностей, исключение возможности неоднозначного толкования правовых норм без изменения положений концептуального характера.

Однако данная попытка привела к тому, что уровень гарантий работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, был снижен по сравнению с работниками иных территорий России. Так, по общему правилу работникам, увольняемым из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, период сохранения среднего месячного заработка без каких-либо условий составляет два месяца (т. е. две трети общего периода), а период сохранения среднего месячного заработка при условии обращения в органы службы занятости составляет один месяц (т. е. одну треть общего периода). Для работников, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, период сохранения среднего месячного заработка без каких-либо условий составляет три месяца (т. е. половину общего периода), а период сохранения среднего месячного заработка при условии обращения в органы службы занятости составляет также три месяца (т. е. половину общего периода). Если уж законодатель имел намерение привести положения ст. 318 ТК РФ в соответствие с положениями ст. 178 ТК РФ, то норма ст. 318 ТК РФ должна быть скорректирована и сформулирована следующим образом: «Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше четырех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен». Более длительный срок сохранения средней заработной платы предусмотрен для освобожденных профсоюзных работников. В статье 375 ТК РФ указан не только срок, в течение которого освобожденный профсоюзный работник может получить среднюю заработную плату, если ему после окончания срока полномочий не предоставили прежней или равноценной работы (должности), но также устанавливается, кто должен произвести выплату. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза. За работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж (п. 4 ст. 7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», в редакции Федерального закона от 28 ноября 1996 г. N 144-ФЗ) <12>. ——————————— <12> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915.

Вносимые в Закон «О закрытом административно-территориальном образовании» изменения <13> не затронули содержание п. 4 ст. 7 указанного Закона, что свидетельствует об отсутствии единого подхода к установлению правил сохранения средней заработной платы на период трудоустройства уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. ——————————— <13> Последние изменения были внесены Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6079.

Если уж законодатель счел необходимым установить единые правила сохранения средней заработной платы на период трудоустройства, то они должны распространяться не только на работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и на уволенных по аналогичным основаниям из организаций, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования. В коллективных договорах организаций, а также в трудовых договорах возможно предусмотреть сохранение средней заработной платы на период трудоустройства в иных случаях, а не только в случаях увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и на более длительный период.

——————————————————————