Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация

(Серегина Л. В.) («Журнал российского права», 2011, N 2)

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Л. В. СЕРЕГИНА

Серегина Лариса Владимировна, научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении ИЗиСП.

На основе анализа законодательства и научной литературы сформулированы существенные признаки социальных гарантий в сфере занятости населения; даны их определение и классификация. В качестве главного критерия классификации предлагается использовать основное функциональное назначение этих социальных гарантий — обеспечение конституционного права на защиту от безработицы.

Ключевые слова: социальные гарантии, занятость, защита от безработицы.

Social guarantees in the field of population’s employment: notion, attributes and classification L. V. Seregina

This article, based on the analysis of legislation and scientific literature, formulates the important features of social guarantees and suggests the definition of social guarantees provided to citizens in the field of employment. Author investigates the most common features of the social guarantees system in the field of employment and offers their classification. The basic functional purpose of social guarantees in the field of employment is offered to be used as the main criterion for their classification — the ensuring of the constitutional right to protection against unemployment.

Key words: social security, employment, protection against unemployment.

Закрепление в ст. 37 Конституции РФ права каждого на защиту от безработицы возлагает на государство соответствующие обязанности, которые включают в себя установление социальных гарантий защиты и поддержки работников при наступлении безработицы. Прежде чем приступить к анализу социальных гарантий в сфере занятости населения, важно уточнить понятие категории «социальные гарантии». В русском языке слово «гарантия» означает обеспечение, ручательство <1>. Кроме того, этот термин применяется для обозначения способов и средств, при помощи которых осуществляется обеспечение <2>. В теории права различают обеспечение прав и свобод и собственно их реализацию <3>. Под обеспечением субъективных прав и свобод понимается система их гарантирования, т. е. система общих условий и специальных (юридических) средств, которые направлены на их правомерную реализацию, а в необходимых случаях — на охрану <4>. ——————————— <1> См.: Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935. С. 541. <2> См.: Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 10. С. 220. <3> См.: Толкачев К. Б. Теоретико-методологические основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 1998. С. 31. <4> См.: Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С. 195 — 196.

Значительная часть прав и свобод закреплена в Конституции РФ, где указываются экономические, политические условия и юридические средства, призванные обеспечить их реальное осуществление. Конституционные гарантии конкретизированы в кодексах, федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных правовых актах. Несмотря на широкое применение термина «социальные гарантии» в нормативных актах различного уровня <5>, его обобщающего определения в законодательстве не имеется. В нормативных актах содержатся лишь перечни социальных гарантий, предоставляемых отдельным категориям граждан. ——————————— <5> См.: Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях»; Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании»; Закон г. Москвы от 25 февраля 2004 г. N 9 «О статусе депутата муниципального собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве» и др.

Социальные гарантии как правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права индивида, в нормативных актах сформулированы по-разному: в виде социальных прав и правомочий, направленных на обеспечение наиболее общего (конституционного) права; в виде льгот — преимуществ, дополнительных прав, предоставленных отдельным категориям граждан; в виде мер социальной поддержки, перечень которых определен законом по конкретным категориям получателей; в виде обязанностей государства и (или) других субъектов, призванных обеспечить возможность реализации права посредством создания условий и совершения определенных действий в целях предоставления мер социальной поддержки, включающих оказание социальных услуг, осуществление социальных выплат. В юридической литературе также не выработано единого понятия социальных гарантий. Одни ученые под ними понимают «основополагающие условия, которые предопределяют в целом реальность прав и свобод человека, являются решающей предпосылкой формирования у индивида заинтересованности в их реализации» <6>, «материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав членов общества» <7>, «предусмотренные законом долговременные обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан» <8>. Конституционалисты рассматривают социальные гарантии как «часть общих гарантий прав и свобод, которые призваны обеспечить реализацию социальных прав» <9>. ——————————— <6> Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. <7> Фархутдинов И. З., Трапезников В. А. Инвестиционное право: Учеб.-практ. пособие. М., 2006; Неупокоев М. Д. Социальные гарантии государственных гражданских служащих: Дис. … канд. социологических наук. М., 2004. С. 20. <8> Гатауллин Р. Ф., Нусратуллин И. В. Построение эффективной системы социальной защиты населения: Учеб. пособие. Уфа, 2003. С. 34. <9> Снежко О. А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7.

Некоторые ученые определяют социальные гарантии как один из элементов системы социальной защиты <10>, как элемент структуры правового статуса личности <11>, как меру (способ) обеспечения социальных прав. Так, например, А. В. Кудашкин и К. В. Фатеев под социальными гарантиями военнослужащих понимают «совокупность прежде всего различного рода социально-экономических и организационных предпосылок, условий, средств, способов в целях реализации (осуществления) ими прав и свобод, удовлетворения их законных интересов, которые под воздействием правового регулирования приобретают качество юридических (правовых) гарантий» <12>. В. Н. Толкунова считала, что «социальные гарантии — это материальные условия, которые в данный период государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице» <13>. ——————————— <10> См.: Гатауллин Р. Ф., Нусратуллин И. В. Указ. соч. С. 32, 34; Неупокоев М. Д. Указ. соч. С. 12 — 14, 20. <11> См.: Конституционный статус личности в СССР. С. 21 — 26; Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. <12> Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». 4-е изд. М., 2005. <13> Толкунова В. Н. Трудовое право: Курс лекций. М., 2002. С. 98.

Представители экономических наук Е. Ш. Гонтмахер и В. В. Трубин под социальными гарантиями понимают границы, пределы реализации социальных прав, признанных обществом необходимыми и возможными с позиций достигнутого уровня экономического развития, наличия ресурсов для их реализации и зафиксированных в виде норм национального законодательства <14>. По мнению О. В. Никоновой, «социальная гарантия есть зафиксированное в Конституции правовое положение, в соответствии с которым гражданам предоставляются основополагающие права в социально-трудовой сфере — право на труд и защиту от безработицы, право на социальное обеспечение по возрасту, право на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных образовательных и медицинских учреждениях» <15>. ——————————— <14> См.: Гонтмахер Е. Ш., Трубин В. В. Эволюция системы социальной поддержки населения // Общество и экономика. 2000. N 9 — 10. С. 34. <15> Никонова О. В. Социальные гарантии в Российской Федерации: проблемы реализации: Дис. … канд. экон. наук. М., 2003. С. 32.

На основе анализа законодательства и научной литературы сформулируем наиболее важные признаки социальных гарантий. Социальные гарантии призваны обеспечить реализацию прав граждан на получение социальной защиты, в том числе поддержание достойного уровня жизни при наступлении социальных рисков, и доступ к ценностям цивилизованного общества. В то же время эти гарантии определяют пределы возможностей индивида претендовать на получение социальных благ при наступлении определенных обстоятельств, в частности в случае объективной невозможности самостоятельно обеспечить достаточные условия существования для себя и своей семьи, невозможности пользоваться наравне с другими лицами ценностями цивилизованного общества. Социальные гарантии призваны обеспечить по крайней мере минимальный уровень жизнедеятельности всем членам общества и создать равные стартовые возможности для самореализации и удовлетворения своих потребностей. Названные гарантии предоставляются с учетом экономических, политических условий, финансовых возможностей государства или лица, предоставляющего их. Основу социальных гарантий составляют государственные минимальные социальные стандарты <16>. ——————————— <16> Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты населения в областях: оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, жилищно-коммунального обслуживания (см.: Гатауллин Р. Ф., Нусратуллин И. В. Указ. соч. С. 34).

Социальные гарантии могут предоставляться как всем гражданам на основе принципа всеобщности, так и отдельным категориям граждан, особо нуждающимся в поддержке и социальной защите со стороны государства и общества. В обществе с рыночными отношениями главную функцию социальной защиты населения берет на себя государство. В связи с этим основная масса социальных гарантий предоставляется государством. Все указанные признаки социальных гарантий в полной мере можно отнести и к социальным гарантиям, предоставляемым в сфере занятости населения. В то же время они обладают некоторыми свойствами, обусловленными их особой целевой направленностью, задачами, которые стоят перед государством и обществом в сфере занятости населения, а также особым характером прав, предоставленных и гарантированных безработным и ищущим работу гражданам, но не признанным таковыми в установленном законом порядке. Особенности социальных гарантий в сфере занятости населения обусловлены в первую очередь тем, что они тесным образом касаются сферы труда. С одной стороны, эти гарантии играют важную роль в функционировании рынка труда и в этом аспекте характеризуются как экономические, с другой — выступают проявлением заботы со стороны государства, выражающейся в оказании содействия гражданину в трудоустройстве, что, в свою очередь, отражает их социальную направленность. Гарантии, предусматривающие материальную поддержку граждан в период поиска ими работы, имеют ярко выраженный социальный характер. Это обстоятельство нашло отражение в нормах Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости). Так, гл. III «Гарантии государства в области занятости» посвящена гарантиям государства в реализации права граждан на труд (ст. 12) и дополнительным гарантиям занятости для отдельных категорий населения (ст. 13). В частности, гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; финансирование в порядке, определяемом Правительством РФ, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения. В главу VI «Социальные гарантии и компенсации» законодатель включил только гарантии социальной поддержки безработных, к которым отнесены выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности, выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, а также возможность при исчислении трудового стажа для получения связанных с ним выплат не учитывать указанные в Законе о занятости периоды времени в качестве его перерывов (ст. 28). Предусмотренные в указанном Законе гарантии в сфере занятости населения в целом направлены на защиту граждан от безработицы, и в этом аспекте выступают как социальные гарантии. К числу гарантий, непосредственно обеспечивающих защиту от безработицы, следует отнести бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда, социальную поддержку, осуществление мер активной политики занятости населения, бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение, финансирование материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения. Возможность беспрепятственной реализации права на социальную защиту от безработицы обеспечивается комплексом мер: развитием экономики, ростом производственно-технического потенциала, нормальным функционированием рынка труда, проводимой государством политикой, направленной на содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, разработкой и реализацией федеральных и региональных программ в сфере занятости населения, принятием федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда и занятости населения, созданием и успешным функционированием государственной службы занятости населения, социальной поддержкой граждан в период безработицы, финансовым обеспечением мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных и др. Не менее важную роль играет деятельность органов службы занятости по оказанию содействия в трудоустройстве и осуществлению гарантированных Законом о занятости выплат, а также деятельность работодателей по предоставлению предусмотренных ТК РФ гарантий при приеме на работу, при вынужденном прекращении работы не по вине работника, при увольнении и в других случаях. Гарантированность права на защиту от безработицы ориентирует на его обеспечение государственные органы и иные субъекты, в обязанности которых вменены содействие в трудоустройстве и материальная поддержка безработных граждан. Предоставление социальных гарантий в сфере занятости населения предполагает закрепление на уровне закона долговременных обязательств государства, направленных на обеспечение реализации гражданами конституционного права на защиту от безработицы, возложение на соответствующих субъектов обязанностей по созданию благоприятных условий для получения гражданином социального блага, опосредованного правом на защиту от безработицы. Таким социальным благом может быть получение бесплатного содействия в поиске подходящей работы, направления на общественные работы, на профессиональное обучение, получение пособия по безработице, стипендии и др. Социальные гарантии определяют пределы возможностей граждан претендовать на получение от государства определенных услуг по оказанию бесплатного содействия в обеспечении их занятости и материальной поддержки по установленным законом нормам. Таким образом, социальные гарантии в сфере занятости населения представляют собой совокупность предусмотренных законодательством социально-экономических прав и правомочий (возможностей) по реализации конституционного права на защиту от безработицы, которые в данный период государство, общество могут обеспечить гражданам при потере ими работы и безработице. Социальным гарантиям в сфере занятости, несмотря на их разнообразие, присуще внутреннее единство и целостность, которые обусловливаются наличием неразрывной связи права на труд с правом на защиту от безработицы. Но систему социальных гарантий в сфере занятости, как и любую систему универсального характера, отличает функциональная дифференциация гарантий на однотипные внутрисистемные совокупности <17>. ——————————— <17> См.: Алексеев С. С. Структура советского права. М., 1975. С. 53.

Социальные гарантии в сфере занятости населения интегрированы в единую систему социальных гарантий различных уровней — федерального, регионального, местного, а также микроуровня (фирмы, предприятия, организации, учреждения) <18>. Эта система образована из социальных гарантий, содержащихся в законодательстве, иных нормативных актах, трудовых договорах, каждая из которых имеет свои цели, подчиненные общей цели, стоящей перед системой, и играет определенную функциональную роль в сфере занятости (обеспечение содействия в трудоустройстве или поддержка существовавшего до потери работы уровня жизни). ——————————— <18> Существуют разные подходы к пониманию соотношения различных уровней единой многоуровневой системы. Согласно одному из них необходима четкая субординация центра и регионов с разграничением их компетенции. В такой системе каждый уровень самостоятельно обеспечивает социальные гарантии в пределах своей компетенции и за счет своих ресурсов. Данный подход не позволяет в полной мере учесть динамику конъюнктуры на региональных рынках труда и ограничивает уровень решения проблем весьма различающимися материальными возможностями отдельных административно-территориальных единиц. Другой подход предполагает сложное «многослойное» построение системы социальных гарантий, в которой каждый из уровней взаимодополняет остальные. При этом федеральный уровень гарантий не может быть ниже установленных законодательством минимумов, а региональный дополняет его с учетом местной специфики (см.: Никонова О. В. Указ. соч. С. 80 — 81).

В последнее время наметилась тенденция пополнять систему социальных гарантий за счет включения в нее дополнительных гарантий, предоставляемых ищущим работу и безработным гражданам. Они находят закрепление в законодательстве субъектов РФ, актах органов местного самоуправления и органов социального партнерства <19>. ——————————— <19> Например, в п. 1.1 Социального кодекса ОАО «Лукойл», утвержденного решением Совета директоров ОАО «Нефтяная компания «Лукойл» 21 ноября 2002 г. и одобренного решением Совета Международного объединения профсоюзных организаций ОАО «Нефтяная компания «Лукойл» 26 сентября 2002 г., закреплено, что при массовом высвобождении работников, помимо соблюдения законодательно установленных норм, Компания будет стремиться принимать все меры по максимально возможному трудоустройству высвобождаемых работников в организациях группы «Лукойл»; принимать меры по смягчению последствий делокализации производства для регионального рынка труда, включая финансирование переподготовки работников, создание новых рабочих мест; принимать участие в осуществлении программ переселения работников и их семей в другие регионы в случае закрытия производства в монопроизводственных поселениях, в том числе применяя механизмы корпоративного ипотечного кредитования для приобретения жилья.

Таким образом, система социальных гарантий формируется не только государством, но и другими субъектами, которые могут предусматривать для своих работников дополнительные социальные гарантии. При этом следует отметить, что закрепленные в коллективных договорах и соглашениях дополнительные социальные права не всегда можно считать гарантированными, поскольку возможность их предоставления и осуществления обусловлена наличием финансовых средств. Говоря о классификации социальных гарантий в сфере занятости населения, надо отметить, что у них множество признаков, а значит, может быть и несколько различных классификаций: по функциональной значимости, по кругу лиц, которым предоставлены гарантии, по их внутреннему содержанию и др. В качестве главного критерия классификации гарантий необходимо использовать их основную функцию — обеспечение конституционного права на защиту от безработицы. Во-первых, этот критерий правильно отражает объективно существующую дифференциацию социальных гарантий на подсистемы гарантий реализации права на труд и гарантий реализации права на материальную поддержку. Во-вторых, он служит исходным базисом для последовательной (иерархической) классификации, которая в известной мере дает развернутую картину системы социальных гарантий, показывает ее структуру. В свою очередь, гарантии реализации права граждан на труд можно разделить по кругу лиц, которым они предоставлены, на общие и специальные. Общие гарантии предоставляются всем или абсолютному большинству граждан. К таким гарантиям можно отнести свободу выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; гарантии реализации права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда; бесплатные консультацию и получение информации и услуг в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, другие гарантии, направленные на оказание содействия в трудоустройстве. Специальные гарантии предусмотрены для отдельных категорий граждан — признанных в установленном законом порядке безработными и не признанных безработными, но испытывающих трудности в поиске работы. Гарантии, предоставленные безработным гражданам, по функциональному назначению можно разделить на две группы: основные, которые предоставляются всем гражданам, имеющим статус безработных, и дополнительные, которые предоставляются помимо основных отдельным категориям безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние; лица предпенсионного возраста; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые). Гарантии, предоставленные ищущим работу гражданам, также можно разделить на несколько групп, используя разные дифференцирующие критерии (круг лиц, отраслевой и территориальный признаки): гарантии содействия трудоустройству многим категориям граждан, испытывающих трудности в поиске работы (женам, мужьям военнослужащих, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т. п.); гарантии содействия трудоустройству для работников отдельных отраслей экономики (для работников культуры, оборонной промышленности, угольной отрасли и т. п.); гарантии ищущим работу гражданам, связанные с особенностями регулирования труда лиц, работавших в особых условиях либо проживающих в отдельных регионах страны (на Семипалатинском полигоне, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т. п.). Разнообразие дифференцирующих признаков позволяет гибко, с учетом интересов граждан и общества, особенностей отраслей экономики, регионов, профессий и работ устанавливать специальные гарантии, благоприятствующие трудоустройству и занятости населения. Рассмотрим теперь классификацию гарантий реализации права на материальную поддержку граждан при потере работы и безработице, используя критерий «круг лиц». Указанные гарантии делятся на гарантии, предоставленные безработным гражданам, и гарантии, предусмотренные для граждан, ищущих работу. По функциональному назначению гарантии, предоставленные безработным гражданам, можно разделить на основные и дополнительные. К основным гарантиям, которые предоставляются всем гражданам, имеющим статус безработных, относятся: выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности; выплата стипендии в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; сохранение пособия по безработице в период участия в общественных работах; возможность не учитывать в качестве перерывов трудового стажа определенные промежутки времени, указанные в Законе о занятости. Дополнительные гарантии предоставляются, помимо основных, отдельным категориям граждан, признанных безработными и испытывающих трудности в поиске работы. В число этих гарантий входят: выплата пособия по безработице и увеличение продолжительности периода его выплаты; выплата стипендии в повышенном размере; предоставленные гражданам отдельных регионов в соответствии с законами о занятости субъектов РФ <20> доплаты к пособию по безработице и стипендии, компенсация расходов за пользование услугами городского общественного транспорта, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; другие выплаты. ——————————— <20> См.: Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 «О занятости населения в городе Москве»; Закон Ярославской области от 6 апреля 2009 г. N 11-з «О временных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».

Гарантии реализации права на материальную поддержку ищущим работу гражданам включают: выплату сохраняемого на период трудоустройства среднего заработка уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; дополнительную материальную поддержку, предоставленную отдельным категориям граждан законодательством о занятости субъектов РФ, и другие выплаты. Система социальных гарантий в сфере занятости постоянно развивается. В известной мере это объясняется тем, что законодательство о занятости в Российской Федерации существует сравнительно недавно. Развитие подсистемы социальных гарантий реализации права граждан на труд, очевидно, должно осуществляться как за счет возвращения к ранее известным видам трудоустройства (студенческие отряды, организованный набор рабочей силы), так и посредством появления дополнительных видов трудоустройства, учитывающих новые формы занятости (дистанционную занятость, самозанятость). Думается, что подсистема гарантий реализации права на материальную поддержку будет развиваться не только путем увеличения размеров уже гарантированных выплат, но и за счет расширения круга лиц, которым предоставляются выплаты, и установления новых видов выплат (например, для организации собственного дела). Таким образом, развитие данных подсистем вызовет качественные изменения их состава. Суммируя сказанное, необходимо подчеркнуть, что дальнейшее совершенствование системы социальных гарантий в сфере занятости населения представляется крайне необходимым. Оно, несомненно, будет способствовать повышению ее действенности в реализации права граждан на защиту от безработицы. Предложенная классификация социальных гарантий является универсальной, поскольку она охватывает гарантии, получившие закрепление в нормативных актах разных уровней. Исходя из того, что в Законе о занятости не прослеживается четкая систематизация рассмотренных гарантий, представляется целесообразным все предоставленные указанным Законом гарантии сосредоточить в его гл. III, изложив их в соответствии с предложенной классификацией, расширив круг лиц, которым предоставляются гарантии, и дополнив систему гарантий новыми их видами.

Библиографический список

Алексеев С. С. Структура советского права. М., 1975. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 10. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. Гатауллин Р. Ф., Нусратуллин И. В. Построение эффективной системы социальной защиты населения: Учеб. пособие. Уфа, 2003. Гонтмахер Е. Ш., Трубин В. В. Эволюция системы социальной поддержки населения // Общество и экономика. 2000. N 9 — 10. Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». 4-е изд. М., 2005. Неупокоев М. Д. Социальные гарантии государственных гражданских служащих: Дис. … канд. соц. наук. М., 2004. Никонова О. В. Социальные гарантии в Российской Федерации: проблемы реализации: Дис. … канд. экон. наук. М., 2003. Снежко О. А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7. Толкачев К. Б. Теоретико-методологические основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 1998. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935. Толкунова В. Н. Трудовое право: Курс лекций. М., 2002. Фархутдинов И. З., Трапезников В. А. Инвестиционное право: Учеб.-практ. пособие. М., 2006.

——————————————————————