Отстранение от работы
(Никифорова Н. А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 9 февраля 2009 года
Н. А. НИКИФОРОВА
Никифорова Наталия Александровна — специалист по персоналу филиала акционерного коммерческого банка «Абсолют-Банк», г. Саратов.
Отстранением от работы считается временный отказ от предоставления работнику работы, обусловленной трудовым договором, полномочным представителем работодателя по установленным в законодательстве причинам.
Отстранение от работы означает, что работник приступил к выполнению трудовой функции и об обстоятельствах, при которых работника обязаны отстранить, работодателю стало известно в течение рабочего дня. Недопущение к работе предполагает, что сотрудника, при выявлении соответствующих причин, не допустили до выполнения трудовых функций до начала рабочего дня.
В том случае, если в обязанность сотрудника входит предварительная проверка (например, медицинская) перед началом рабочего дня или смены (допуск водителей перед рейсом для установления состояния, препятствующего безопасному управлению транспортом, согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»), которую он не прошел, наступает правовое последствие в виде недопущения к работе. Если такие признаки обнаруживаются во время рабочего дня, водителя отстраняют до конца рабочего дня.
Работник должен быть фактически отстранен от работы (не допущен к работе) при наличии законных оснований по приказу работодателя. Отстранение от работы (недопущение к работе) по существу является отказом работодателя от выполнения своей главной обязанности по трудовому договору — предоставить работу по обусловленной трудовым договором трудовой функции (ст. 22, 56 ТК РФ). Закон допускает такие действия работодателя, но строго регламентирует в ст. 76 ТК РФ. Независимо от длительности отстранения, оно само по себе не может стать причиной увольнения работника.
Во всех случаях, указанных в ст. 76 ТК РФ, отстранение работника от работы является обязанностью работодателя. Иначе работодатель будет сам нести ответственность за последствия выполнения трудовой функции работником в данных обстоятельствах.
Исходя из норм отечественного трудового законодательства об отстранении работника от работы, можно говорить о частичном прекращении выполнения трудовой функции, предусмотренной трудовым договором, тогда как в Европе отстранение от работы означает полное приостановление действия трудового договора. Период отстранения не учитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ч. 2 ст. 121 ТК РФ) и на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516)).
Законным считается отстранение от работы при соблюдении ряда оснований и времени наступления определенных условий.
Рассмотрим подробнее каждый пункт части первой ст. 76 ТК РФ, раскрывающей перечень случаев и обстоятельств, при которых работодатель обязан отстранить работника от работы (не допускать к работе).
1. Отстранение от работы, если работник появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 1 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
Трудовое законодательство на основе медицинских характеристик определяет три основных вида опьянения: алкогольное, наркотическое и токсическое.
Согласно Методическим указаниям «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утвержденным Приказом Минздрава СССР от 02.09.1988 N 06-14/33-14, под алкогольным опьянением понимается развернутый синдром воздействия алкоголя на организм, в результате которого нарушаются способности индивидуума контролировать свое поведение в обычных условиях. Синдром алкогольного опьянения включает в себя патологические изменения в психической сфере и поведении, расстройства в системе вегетативно-сосудистой регуляции, двигательные нарушения.
Состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые впоследствии при необходимости, могут быть применены в суде, например: акт о появлении работника в состоянии опьянения, свидетельские показания (п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Законодательство не устанавливает, кто правомочен оформлять акт о появлении работника на работе в состоянии опьянения, и строгой формы данного документа. Поскольку контролируют соблюдение дисциплины труда работники кадровой службы, то чаще всего они и составляют такой акт. Акт может составить также руководитель структурного подразделения, которому подчиняется работник. В акт необходимо внести следующие данные: дату, время и место составления; фамилию, имя, отчество и должность работника, составившего акт; фамилии и должности работников, присутствующих при составлении акта; состояние работника, позволившее составителю акта сделать вывод об опьянении; подписи составителя акта и присутствующих при его составлении работников.
При описании состояния нужно учесть, что первостепенными признаками алкогольного опьянения считают: запах алкоголя в выдыхаемом воздухе, нарушение координации движений, неустойчивость, шатающуюся походку. Признаки наркотического и токсического опьянения во многом зависят от группы наркотических и токсических средств. К признакам наркотического и токсического опьянения относятся: ускоренная речь, быстрая смена настроения; неадекватность поведения; узкие либо, наоборот, очень расширенные зрачки, нездоровый цвет лица.
С актом знакомят под роспись сотрудника и предлагают представить объяснения своим действиям либо прописывают, что он отказался знакомиться или подписывать документ. Если пьяный сотрудник напишет объяснительную, это может стать дополнительным доказательством его состояния (неразборчивый почерк, бессвязные фразы и т. д.). При сильной стадии опьянения можно зафиксировать в акте, что «сотрудник в силу своего состояния не мог ознакомиться с актом сразу после его составления и ответить на заданные вопросы».
Самым надежным способом установления алкогольного опьянения и его степени является медицинское освидетельствование. К нему прибегают в случае применения дисциплинарной или административной ответственности. На такое обследование сотрудника могут направить правоохранительные органы, а также должностные лица предприятия, учреждения или организации по месту работы. Заметим, что за сотрудником сохраняется право отказаться от медицинского вмешательства и принудить к нему удается, только если работник страдает тяжелыми психическими расстройствами, последствия которых могут быть опасны окружающим. Инициатором медицинского освидетельствования может выступать и работник, желающий опровергнуть изложенную в акте информацию об опьянении.
Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения производится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) врачами-психиатрами-наркологами или в лечебно-профилактических учреждениях врачами-психиатрами-наркологами и врачами других специальностей, прошедшими подготовку как непосредственно в учреждениях, так и с выездом в специально оборудованных для этой цели автомобилях (Инструкция Минздрава СССР от 01.09.1988 N 06-14/33-14 «О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения»).
Приказом Минздрава России от 05.10.1998 N 289 «Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека» установлено, что освидетельствование на наличие алкогольного или наркотического опьянения, как правило, производится в кабинетах экспертизы опьянения или в приемных отделениях медицинских учреждений, где таковое осуществляется.
В результате освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения выдается заключение, в котором прописывается одно из состояний: трезв, признаков потребления алкоголя нет; установлен факт потребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены; алкогольное опьянение; алкогольная кома; состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами; трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.
Результаты освидетельствования сообщаются обследуемому сразу же по окончании обследования. Лицам, доставившим такого работника в медицинское учреждение, выдается на руки протокол медицинского освидетельствования. Если работник добрался один, протокол высылается в адрес организации по почте.
Руководитель или работник кадровой службы определяют время, на которое отстраняется работник. Иногда в этот период включается время для проведения соответствующих медицинских процедур (при сильной степени опьянения). Если работа требует большой ответственности, отстраняется сотрудник и при выявлении остаточных явлений присутствия алкоголя в организме. В медицинском заключении обязательно указывается время, по истечении которого уровень алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ в крови понизится до нормы, при которой можно нормально работать.
2. Отстранение от работы, если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (п. 2 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
Трудовое законодательство закрепляет за работодателем обязанность обучать работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проводить инструктаж по охране труда, стажировать на рабочем месте, проверять знания требований охраны труда и не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний (ст. 212 ТК РФ). Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.
Специалистом по охране труда или работником, на которого приказом работодателя возлагаются эти обязанности, проводится вводный инструктаж по охране труда со всеми принимаемыми на работу лицами, а также командированными в организацию работниками, студентами, проходящими в организации производственную практику, и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.
Кроме вводного инструктажа по охране труда проводятся:
1) первичный инструктаж на рабочем месте. Данный инструктаж проводится до начала самостоятельной работы (проводится руководителем структурного подразделения).
Работодатель может утвердить перечень должностей работников, которые освобождаются от инструктажа на рабочем месте, если они не связаны с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов;
2) повторный инструктаж проводится для работников, проходивших первичный инструктаж, не реже 1 раза в 6 месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
3) внеплановый инструктаж сотрудники проходят при изменении в работе или нарушении требований охраны труда по требованию соответствующих органов;
4) целевой инструктаж сотрудники проходят при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, для которых, например, оформляется наряд-допуск, а также при проведении в организации массовых мероприятий.
При проверке знаний требований охраны труда приказом руководителя организуется комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее 3 человек, прошедших обучение по охране труда в установленном порядке. Проверку знаний комиссия проводит на основе нормативных правовых актов по охране труда. В результате проверки знаний оформляется протокол по соответствующей форме, утвержденной Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29. Работнику выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение. Сведения о работниках, не прошедших проверку, представляются руководству организации для отстранения работников от работы и принятия других мер в виде соответствующего предписания.
Обязанность по недопущению к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний, возлагается либо на работников службы охраны труда, либо на специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой организации.
Работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее 1 месяца (п. 3.8 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29). Именно на этот срок он и отстраняется от работы. Если работник уклонялся от прохождения обучения, срок его обучения определяется в соответствии с планами работодателя, но в данном случае и период отстранения будет увеличиваться.
3. Отстранение от работы, если работник не прошел в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
Частью 2 ст. 212 ТК РФ установлена обязанность руководителя организации не допускать работника к исполнению им трудовой функции без прохождения обязательного медицинского осмотра, обязательного психиатрического освидетельствования или при наличии противопоказаний по заключению врача.
Законодательство предусматривает два типа медицинских осмотров:
1) предварительные (перед вступлением в должность) — проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья будущего сотрудника трудовой функции, которая ему вменяется;
2) периодические — для систематического наблюдения за здоровьем работника при воздействии вредных условий работы; для профилактики, своевременной диагностики профессиональных заболеваний; для предупреждения несчастных случаев.
Выделяют две категории медицинских осмотров работников:
1-я категория: осмотр проводится для определения пригодности работников для выполнения той или иной работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
1-й категории осмотров подлежат работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (например, на подземных), на работах, связанных с движением транспорта. Нормативно-правовые акты по каждой отрасли индивидуально устанавливают периодичность проводимых осмотров (ст. 213 ТК РФ).
В качестве примера отметим, что в транспортных организациях обязательны предрейсовые проверки состояния здоровья водителей на предмет определения заболеваний или состояний, являющихся препятствием для безопасного управления транспортом. Подобные правила существуют и в других производственных отраслях.
2-я категория: осмотр вводится для охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с Порядком проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83, работодатель составляет поименный список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам. Списки согласовываются с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и за 2 месяца до начала осмотра предоставляются в окончательном виде в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров.
График проведения обследований утверждается медицинской организацией и работодателем и доводится до сотрудников, которые должны в свою очередь своевременно явиться на медицинский осмотр; иметь при себе направление, паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, и военный билет; получить медицинское заключение.
По итогам медицинского осмотра сотрудников организации составляется акт, который в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и центру профпатологии. Этот документ является основанием для принятия работодателем решения об отстранении работника от работы.
2-я категория медицинских осмотров предусмотрена в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций (ч. 2 ст. 213 ТК РФ). Органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводить дополнительные основания к проведению медицинских осмотров работников (ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Результаты медицинских осмотров работников вносятся в личные медицинские книжки единого образца. Отсутствие записей в медицинской книжке по истечении установленных сроков прохождения медицинского осмотра является основанием для издания руководителем приказа (распоряжения) об отстранении работника от работы (о недопущении к работе).
В отношении работников объектов использования атомной энергии правила проведения медицинских осмотров и психофизиологических обследований установлены Постановлением Правительства РФ от 01.03.1997 N 233.
В журнале результатов предрейсовых или предсменных медицинских осмотров проставляются соответствующие отметки о каждом выявленном больном. Записи этих журналов, заверенные медицинским работником (или иным ответственным за проведение осмотров работником) и непосредственными руководителями работников, являются основаниями для отстранения работников от работы (недопущения к работе).
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» определено, что обязательное психиатрическое освидетельствование должно проводиться не реже 1 раза в 5 лет. Работник, не прошедший обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) или психиатрическое освидетельствование, отстраняется от работы (не допускается к работе) до тех пор, пока такой осмотр не будет пройден. Работодатель обязан обеспечить работника бланками направлений; освободить от выполнения трудовой функции на время прохождения осмотра; своевременно перечислить оплату медицинским учреждениям, проводящим обследование. Если по истечении сроков, необходимых для проведения медицинского осмотра, работник не прошел его по своей вине или уклоняется от его прохождения, срок отстранения от работы (недопущения к работе) продлевается.
Работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, если установленные для обследования сроки были нарушены. В приказе (распоряжении) о применении дисциплинарного взыскания целесообразно определить время, в течение которого работник должен пройти осмотр.
4. Отстранение от работы, если у работника выявлены в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказания для выполнения работы, обусловленной трудовым договором (п. 4 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей в случае медицинских противопоказаний. Противопоказания могут быть выявлены как в результате медицинского осмотра (освидетельствования), пройденного работником в силу требований законодательства или по его собственной инициативе, так и в результате прохождения работником других медицинских процедур.
При необходимости медицинская организация направляет работника в установленном порядке в центр профпатологии. Центром профпатологии составляется медицинское заключение и в 3-дневный срок направляется извещение в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника. Далее работник проходит медико-социальную экспертизу. Ее заключение и будет основанием для отстранения работника от работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов.
Частью 2 ст. 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, являющиеся источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода сотрудника необходимо временно отстранить от работы с выплатой пособия по социальному страхованию. Такого рода нормы содержатся, например, в Гигиенических требованиях к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44; в Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СП 2.3.6.1079-01 (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31); в Инструкции МПС России от 01.05.1998 N ЦУВС-552 «О порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад» и др.
Предрейсовые, предполетные, предсменные осмотры проводятся с целью предотвращения допуска к работе работника в нетрудоспособном состоянии, обусловленном болезнью, интоксикацией, расстройством адаптации. Нормативно-правовые акты той или иной отрасли определяют, как поступать работодателю с таким работником: временно переводить, направлять на клиническое обследование или отдых.
Если в заключении медицинского учреждения указано на противопоказания к выполнению трудовых обязанностей, работника необходимо переводить на другую работу и период отстранения будет длиться именно столько, сколько нужно для оформления перевода.
При отказе от перевода работника либо отсутствии подходящей вакансии сотрудник отстраняется на срок до 4 месяцев (при условии, что медицинским показанием рекомендовано временное отстранение, а не постоянное) с сохранением должности (ч. 2 ст. 73 ТК РФ).
Если восстановление здоровья не требует оформления временной нетрудоспособности вообще и соответствующей лист нетрудоспособности не оформляется, период отстранения длится до успешного достижения результатов восстановления здоровья. Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» время отстранения работника, являющегося носителем возбудителей инфекционных заболеваний, определяется постановлениями главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
5. Отстранение от работы, если приостановлено действие на срок до 2 месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (п. 5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
Условием допуска к выполнению отдельных видов работ является получение работником специального права. В некоторых случаях предоставление права на определенные виды деятельности удостоверяется такими документами, как лицензия (в данном случае имеется в виду индивидуальная лицензия гражданина, а не целой организации), сертификат, свидетельство, и другими. Если действие этого права приостанавливается на срок до двух месяцев, на основании ст. 76 ТК РФ работник отстраняется от выполнения соответствующей трудовой функции.
Решение работодателя об отстранении работника по основанию, предусмотренному абз. 5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, принимается на основании акта юрисдикционного органа, в соответствии с которым приостанавливается действие специального права работника.
По данному основанию к отстранению работодатель прибегает в том случае, если нет возможности перевода с письменного согласия работника на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Время отстранения определяется строго в соответствии с документом соответствующего юрисдикционного органа о приостановлении действия специального права.
Специальным правом наделяются работники различных отраслей:
1) для выполнения работ, связанных с управлением транспортными средствами в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», необходимо наличие права на управление транспортными средствами, подтверждаемого водительским удостоверением;
2) допуск к деятельности по управлению воздушным судном осуществляется только при наличии сертификата (свидетельства) (п. 1 ст. 53 Воздушного кодекса РФ);
3) для управления маломерным судном требуется соответствующее удостоверение (п. 8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 502);
4) для осуществления гражданином частной детективной деятельности необходима лицензия на частную сыскную деятельность (ст. 4 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»);
5) нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший соответствующую лицензию (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);
6) ношение оружия осуществляется на основании выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия (Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» и Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814);
7) право на охоту удостоверяется охотничьим билетом с соответствующими отметками (п. 2 Приказа Минсельхозпрода РФ от 25.05.1998 N 302 «О выдаче удостоверений на право охоты»).
Следует заметить, что на практике часто возникают трудности при реализации установленных в абз. 5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ норм. Дело в том, что при сопоставлении трудового и административного законодательства могут возникнуть разночтения. Если Трудовое законодательство в качестве основания отстранения указывает «приостановление действия специального права на срок до 2 месяцев», то Кодекс РФ об административных правонарушениях, законодательство о лицензировании и законодательство, регламентирующее осуществление отдельных видов деятельности, предусматривают такую процедуру, как лишение специального права.
Однозначно сказать, подпадает ли приостановление действия на срок до двух месяцев под лишение специального права на тот же 2-месячный срок, сложно, поскольку, как следует из п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, законодатель различает понятия «истечение срока действия специального права», «приостановление действия специального права» и «лишение специального права». Однако, поскольку в действительности лишение лица специального права заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом, в случае если работник лишен права на срок до 2 месяцев, можно говорить о том, что действие его специального права приостановлено на срок до 2 месяцев.
При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Работник вполне может трудиться, а потому изъятие удостоверения на управление транспортным средством не является основанием отстранения работника от работы. Кроме того, некоторые виды лицензионной деятельности (например, нотариальной) не регламентируются законодательством на предмет приостановления действия лицензии.
6. Отстранение от работы, если есть требование органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
На основании ст. 29 УПК РФ суд правомочен принимать решение о временном отстран ении обвиняемого от должности, в том числе в ходе досудебного производства. В соответствии со ст. 114 УПК РФ при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом. Данное постановление направляется по месту работы и является обязательным для работодателя. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, когда в применении этой меры отпадает необходимость. При оправдательном приговоре или прекращении дела в отношении лица, отстраненного от работы следователем или органом дознания, ему должен быть выплачен средний заработок за время отстранения.
Вторым органом, который может выдвинуть требование об отстранении от работы, является государственная инспекция труда. Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда выдают при необходимости предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда. Предписание выдается и об отстранении от должности виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, указанных нарушениях в установленном порядке.
Органы Госсанэпиднадзора России регулируют отстранение лиц, являющихся бактерионосителями и способных быть источником распространения инфекционных болезней в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или с выполняемой работой (см. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Пунктом 4 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрено, что, в случае если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора).
Дополнительным основанием не только к отстранению от работы, но и для расторжения трудового договора с руководителем организации является решение арбитражного суда, который отстраняет руководителя организации-должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований федерального закона (п. 1 ст. 278 ТК РФ, п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Сотрудники организаций, на которых ведутся работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, отстраняются от работы по причине отсутствия профилактических прививок. Такое требование установлено в Федеральном законе от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Согласно ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но на срок не свыше одного месяца) отстранен от исполнения должностных обязанностей до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности. В данном случае за отстраненным государственным служащим заработная плата сохраняется.
Допускается отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных и негосударственных предприятий при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими их обязанности других лиц (ст. 13 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»).
7. Отстранение от работы, если возникают другие случаи, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
Прописывая в норме трудового законодательства «иные случаи» как причину отстранения работников от выполнения своей трудовой функции, законодатель дает возможность ввести дополнительные основания отстранения на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В числе федеральных правоустанавливающих документов, предусматривающих иные случаи отстранения работника от работы, можно назвать Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», ч. 3 ст. 6 которого предусмотрено, что выборные должностные лица потребительского общества, которые нарушают права пайщиков, данный Закон, уставы, наносящие ущерб потребительской кооперации, и препятствуют проведению проверок деятельности организаций потребительской кооперации, могут быть отстранены от должности, в том числе с приостановкой выплаты им заработной платы, советами союзов, членом которых является данное потребительское общество, по представлению правлений указанных союзов.
В соответствии с Правилами аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 30.10.1998 N 63, сварщики, временно отстраненные от работы за нарушение технологии сварки или повторяющееся неудовлетворительное качество выполненных ими производственных сварных соединений, допускаются к работе после прохождения внеочередной аттестации. Допуск к работе производится также в соответствии с результатами аттестации. Аналогичные правила введены Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте».
Законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления также могут устанавливаться случаи отстранения работника от работы. Например, устанавливаются следующие основания отстранения муниципального служащего от должности: нарушение служебной дисциплины, совершение дисциплинарных проступков, непредставление муниципальным служащим сведений об имуществе в установленные сроки, представление неполных или недостоверных сведений, получение от правоохранительных органов, органов государственной налоговой службы, судебных органов либо иных государственных органов и органов местного самоуправления информации о несоблюдении муниципальным служащим ограничений, установленных законодательством. Данное отстранение производится на время проверки причин непредставления сведений или представления недостоверных, неполных сведений об имуществе, а также для проверки информации о несоблюдении ограничений по муниципальной службе. Проверка осуществляется в срок, установленный актами муниципального образования (чаще всего 1 месяц). Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей производится должностным лицом, имеющим право назначать муниципального служащего на муниципальную должность муниципальной службы и освобождать его от замещаемой муниципальной должности.
ОФОРМЛЕНИЕ ОТСТРАНЕНИЯ
Документальное оформление отстранения работника от работы зависит не только от того, какие правила установлены в организации инструкцией по делопроизводству, но и от основания отстранения. Период, на который работник отстраняется от работы, прописывается в актах, послуживших основанием для издания приказа (распоряжения) об отстранении работника от работы, — в постановлениях, предписаниях и иных документах уполномоченных органов. Время отстранения, прописанное в документе, фиксируется либо конкретной датой, либо совершением определенных действий, например устранением нарушения.
В отдельных отраслях предусмотрены упрощенные процедуры отстранения (например, в организациях транспорта, общественного питания).
Это вызвано тем, что при наличии ряда обстоятельств, например, таких, как появление работника в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического), требуется оперативное решение вопроса об отстранении. Предписание руководителя организации или руководителя соответствующего структурного подразделения требуется в любом случае, так как отстранение от работы влечет невыплату заработной платы за период отстранения.
В локальных актах организации прописывается процедура отстранения работника от выполнения трудовой функции для того, чтобы избежать нарушения законодательства и четко обозначить полномочия каждого из руководителей при возникновении подобных ситуаций.
В табеле учета рабочего времени время отстранения учитывается в зависимости от оплаты:
1) кодом «НО» («34») — в случае отстранения от работы (недопущения к работе) с оплатой (пособием) в соответствии с законодательством;
2) кодом «НБ» («35») — в случае отстранения от работы (недопущения к работе) по причинам, предусмотренным законодательством, без начисления заработной платы.
Несмотря на то, что приказ (распоряжение) об отстранении от работы принимается к учету бухгалтерией для приостановки выплаты заработной платы отстраняемому, его унифицированной формы нет. Приказ (распоряжение) об отстранении может быть индивидуальным или групповым, например, если в связи с непрохождением обучения правилам охраны труда и проверки знаний по охране труда отстраняются сразу несколько работников.
Общество с ограниченной ответственностью «Ассорти»
ПРИКАЗ
23 января 2009 г. N 77
Об отстранении от работы
Коновалова В. П.
В связи с выявленными признаками алкогольного опьянения слесаря
Коновалова В. П.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. 23 января 2009 г. отстранить слесаря Коновалова В. П. от выполнения
трудовой функции, обусловленной трудовым договором от 15 марта 2008 г. N
85, на весь рабочий день на основании п. 1 ст. 76 ТК РФ.
2. Бухгалтерии не начислять заработную плату Коновалову В. П. за 23
января 2009 г.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника
Административно-хозяйственного отдела Семенова И. В.
Основание: акт о нахождении работника в состоянии алкогольного
опьянения на рабочем месте, составленный 23 января 2009 г.;
объяснительная Коновалова В. П. от 23 января 2009 г.
Директор подпись С. С.Скворцов
ОПЛАТА ЗА ПЕРИОД ОТСТРАНЕНИЯ
Частью 3 ст. 76 ТК РФ определено, что в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Так, например, отстраненные сотрудники прокуратуры согласно ч. 9 ст. 41.7 Федерального закона от 17.01.92 N 2202-1 «О прокуратуре РФ» получают денежное содержание за время отстранения от должности в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.
При отстранении по отдельным основаниям законодательство предусматривает выплату пособий по государственному страхованию. Например, такие пособия выдаются в случаях, установленных:
1) ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» — больным туберкулезом;
2) ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» — работникам, являющимся носителями возбудителей инфекционных заболеваний (если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой), которых невозможно перевести на работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний.
Согласно ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином. Как следует из ч. 1 ст. 9 того же Федерального закона, пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата.
В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
Статья 157 ТК РФ предусматривает различный порядок оплаты времени простоя в зависимости от вины работодателя или работника. Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника; время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОПУСКА
Отстранение производится до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения или недопущения (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).
С момента фактического допуска отстраненного работника к работе приказ об отстранении становится недействующим. Фактический допуск осуществляется в день, указанный в приказе (распоряжении) об отстранении, если обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 76 ТК РФ, устранены. Если в приказе (распоряжении) об отстранении содержалось указание бухгалтерии о приостановлении выплаты заработной платы, то в приказе (распоряжении) об отмене следует снять это распоряжение.
Необходимо издать приказ о допуске в том случае, если в приказе об отстранении конкретной даты допуска установить было невозможно. Так, основанием в приказе о допуске будет подтверждение совершения необходимых действий (например, протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников). Большинством нормативных правовых актов, устанавливающих правила направления требований и предписаний об отстранении работников указанными органами и должностными лицами, как правило, определен порядок отмены таких требований и предписаний. Но в любом случае работодателю следует уточнить у должностного лица, направившего такое требование (предписание, постановление), каким образом будет отменяться это требование.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ОТСТРАНЕНИЕ
Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, данная норма обязательно применима.
Отстранение от работы, на время которого не начисляется заработная плата, будет признано незаконным, если работодатель нарушит порядок, установленный ст. 76 ТК РФ, то есть отстранит работника по основаниям, не предусмотренным в указанной статье, или же произведет отстранение без достаточных на то оснований. Поэтому очень важно позаботиться о составлении необходимых документов, подтверждающих законность отстранения.
Сотрудникам, которые в соответствии с должностными обязанностями наделены правом отстранения работника от работы, при несоблюдении ими законодательства (например, при недостаточных основаниях к отстранению) может быть вменена дисциплинарная ответственность.
При разрешении споров о законности отстранения от работы работника необходимо тщательно проверять документ уполномоченного органа. Он должен содержать требование об отстранении работника от работы, иметь соответствующую форму: постановление, предписание.
Несмотря на то, что в ст. 76 ТК РФ нет прямого указания на то, что распоряжение работодателя об отстранении должно быть исключительно в письменной форме, рекомендуется все же ее придерживаться, так как устное отстранение работника от работы часто приводит к спорным ситуациям.
В случае если будет установлена незаконность отстранения работника от работы, то период отстранения в соответствии с ч. 1 ст. 121 ТК РФ подлежит включению в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
——————————————————————