Трудовое право не ответило на вызов экономического кризиса
(Орловский Ю. П.)
(«Трудовое право», 2009, N 3)
ТРУДОВОЕ ПРАВО НЕ ОТВЕТИЛО НА ВЫЗОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Ю. П. ОРЛОВСКИЙ
Орловский Ю. П., доктор юридических наук, заслуженный деятель науки, профессор МГЮА, заведующий кафедрой трудового права ГУ-ВШЭ.
— Каково сегодня состояние трудового права в России?
— Одна из задач трудового права заключается в том, чтобы обеспечить правовые условия для согласования интересов работника, работодателя и государства. Если такого согласования не происходит, то могут быть отрицательные последствия. Если нарушается баланс в пользу работников, то страдают интересы бизнеса, его конкурентоспособность падает; если же баланс нарушается в пользу бизнеса, то появляется социальное неудовольствие у работников, может снижаться их трудовая активность. Поэтому очень важно, чтобы баланс соблюдался. Это особенно необходимо в условиях глобального экономического кризиса.
Государство отказалось от доминирующей роли в регулировании трудовых отношений, сейчас расширяется договорное регулирование. Участие государства проявляется, в частности, в том, что оно устанавливает минимум гарантий, который должен предоставляться всем и не может быть снижен ни одним работодателем. Сегодня мы должны учитывать и роль субъектов Российской Федерации в регулировании трудовых отношений. Очень важно, чтобы законы и иные нормативные акты, которые принимают субъекты, не противоречили федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации. Это регулируется ст. 6 Трудового кодекса, которая определяет перечень вопросов, решаемых только на федеральном уровне. Особенностью трудового законодательства является также расширение масштабов дифференцированного регулирования условий труда. Об этом говорит тот факт, что сегодня в Трудовом кодексе больше 100 статей, которые регулируют особенности труда отдельных категорий работников. Последнее изменение было внесено 28 февраля 2008 г., когда в Трудовой кодекс была включена гл. 54.1, которая называется «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров».
Сегодня трудовое законодательство во многом учитывает содержание международных правовых норм. В Трудовом кодексе есть ст. 10, которая говорит что, если международные договоры решают вопросы иначе, чем национальное законодательство, то надо применять положения международного договора. Таковы в основном характерные черты современного трудового права России.
— Насколько эффективно работает трудовое право в условиях глобального кризиса?
— Прежде всего надо соблюдать трудовое законодательство. Если работнику говорят, чтобы он уходил в отпуск, и, даже не требуя от него заявления, отправляют в принудительный отпуск — это грубейшее нарушение трудового права. Если происходит уменьшение объема работы и надо сокращать работников, то их должны увольнять именно по сокращению штатов — по п. 2 ч. 1 ст. 81, а не предлагать им увольняться по собственному желанию. Но здесь в какой-то степени вина лежит и на работнике: зачем он идет на поводу у работодателя, зачем он соглашается увольняться по собственному желанию, если он не хочет увольняться по собственному желанию?
Работодатель сегодня тоже поставлен в весьма трудные условия: иногда он не может не принимать таких мер, как увольнение. Почему сейчас переходят на неполное рабочее время? Потому что хотят сохранить своих работников. Сегодня — кризис, а завтра кризис исчезнет, и тогда эти специалисты понадобятся, а если они уйдут, их найти будет очень трудно. Поэтому сегодня трудовое право находится в сложном положении: с одной стороны, оно должно соблюдаться, а с другой стороны, — трудовое право не ответило на вызов глобального экономического кризиса. Нужны определенные изменения.
— Невыплата заработной платы снова стала актуальной. Чем это грозит работодателю?
— Статья 236 Трудового кодекса говорит: если не выплачивается заработная плата, если отпускные не выплачиваются вовремя и присутствуют другие нарушения, связанные со сроками выплаты соответствующих денег, то работодатель обязан, помимо этих выплат, начислять проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования. Эти проценты нужно выплачивать с дня, следующего после дня, указанного как срок выплаты зарплаты. 30 июня 2006 г. Законом N 90-ФЗ изменили редакцию ст. 236, и теперь эти проценты надо выплачивать, независимо от наличия или отсутствия вины работодателя. Экономический кризис наступил, работодатель ничего не может сделать, а закон говорит — это ваши проблемы, это не должно касаться работников. Не нужно забывать про ст. 142 Трудового кодекса, которая говорит, что если не выплачивается заработная плата свыше 15 календарных дней, то работники могут приостановить свою работу. Решили один вопрос, что работник, приостановивший работу, может покинуть свое рабочее место, но не решили второй вопрос: а надо ли ему в это время платить, а если надо, то что ему платить? Этот вопрос все время дебатируется, он еще не решен. Здесь нужно иметь в виду, что, если работник обратится в суд, а такие судебные решения уже есть, то суд придет к выводу, что это вынужденный прогул, который должен полностью оплачиваться, — но это решение суда, а в законодательстве данный вопрос не решен.
Что касается такого явления, как «серая» зарплата, то иногда говорят, что это зависит от работника: если бы он не соглашался на это, такой проблемы не существовало бы. Но работник, к сожалению, поставлен в условия, что если он не согласится на такую заработную плату, то вообще не будет работать или будет получать очень мало. Эту проблему нужно решить, но ее надо решить за счет мер в отношении работодателей: может быть, имеет смысл в период глобального кризиса снижать налоговую нагрузку на работодателей, особенно на тех работодателей, которые еще изыскивают возможности для дополнительных рабочих мест.
— Барак Обама выступил с критикой выплаты колоссальных премий топ-менеджерам во время массовых сокращений. В России также есть тенденция к росту доходов топ-менеджеров. Как вы полагаете, можно ли это урегулировать законодательно?
— Дело в том, что законодательно урегулировать этот вопрос невозможно, потому что зарплата топ-менеджеров зависит от прибыли: они сами распоряжаются своей прибылью, государство в данный процесс не вмешивается, это не дело государства. В порядке предложения можно подумать о том, что в тех случаях, когда государство оказывает реальную помощь сектору экономики, оно вправе выдвинуть условия для выделения соответствующих средств — установление предела максимального размера зарплат для топ-менеджеров.
— По мнению некоторых экспертов, Трудовой кодекс стимулирует работу во вредных условиях. Что вы об этом думаете?
— Я не думаю, что Трудовой кодекс стимулирует работу во вредных условиях. Если человек работает во вредных условиях, то надо же ему компенсировать эту работу. Надо избавляться от такого явления, как работа во вредных условиях, но есть такие отрасли производства, где вредные условия неизбежны.
— Какие изменения трудового законодательства сейчас наиболее актуальны?
— Поскольку экономический кризис не является кризисом одного месяца, а он может продолжаться весь год, и неизвестно, закончится ли в 2009 г., я бы серьезных реформ в области трудового законодательства сейчас не предпринимал. Я предпринял бы только такие изменения, которые действительно отвечают на вызов мирового кризиса. Хочу привести один пример, который, мне кажется, сегодня должен быть в поле зрения наших законодателей. Сейчас многие переводят работников на неполное рабочее время. И делают это, как правило, в одностороннем порядке, с нарушениями трудового законодательства. Как говорит ст. 74 Трудового кодекса, для этого должны быть соответствующие причины: изменение организационных или технологических условий труда. Работника об этих изменениях нужно предупредить за 2 месяца. Сегодня надо вносить в ст. 74 изменения с учетом кризисных условий. Например, указать, что в условиях экономического кризиса можно вводить режим неполного рабочего времени без предупреждения за два месяца, а если работник не захочет работать в таком режиме, то увольнять не по сокращению штата, а по п. 7 ч. 1 ст. 77, то есть за отказ продолжать работу с измененными условиями труда. Потому что если работодатель будет применять правила по увольнению по сокращению штатов, то это длительный срок предупреждения, это серьезные компенсационные выплаты, с которыми сегодня компании просто не справляются. Поэтому подменяют сокращение штатов соглашением сторон, увольнением по собственному желанию. Это нарушение законодательства, но в ряде случаев работодатель ничего другого не может предпринять, потому что нет возможности два месяца ждать, а только потом уволить работника, и платить такие компенсационные суммы, которые рассчитаны на обычные условия. Поэтому изменения в трудовом законодательстве должны быть связаны с глобальным экономическим кризисом и пока других вопросов, может быть, не касаться. Когда мы пройдем этот трудный период, тогда можно подумать о дальнейшем реформировании трудового законодательства.
Еще один вопрос, который я хотел бы предложить в связи с изменениями трудового законодательства. К таким изменениям в условиях глобального экономического кризиса можно отнести установление нового вида временного перевода на другую работу — временный перевод работника к другому работодателю.
Во многих регионах можно наблюдать ситуацию, когда в одних организациях идет процесс высвобождения работников, а в других — дефицит квалифицированного персонала. Перераспределение работников возможно путем перевода к другому работодателю. Работодатель, заинтересованный в том, чтобы после спада кризиса к нему вернулись работники, которых он сегодня не обеспечивает работой, мог бы по согласованию с другим работодателем и с письменного согласия работника перевести его к другому работодателю на срок, определяемый соглашением сторон. В этом случае действие первоначально заключенного трудового договора приостанавливается, а по истечении срока временного перевода он действует в полном объеме.
В настоящее время такой перевод предусмотрен только в отношении спортсменов, которых работодатель не может обеспечить участием в соревнованиях. Целесообразно временный перевод к другому работодателю распространить и на иных работников.
— Насколько сейчас актуально злоупотребление правом со стороны работника?
— В самом Трудовом кодексе нет статьи о злоупотреблении правом, такая статья есть в Гражданском кодексе. Но в судах очень часто сейчас появляются такие решения: не восстанавливают работника на работе, потому что он злоупотребил своим правом, или, наоборот, восстанавливают, потому что работодатель злоупотребил своим правом. Вообще такие решения весьма разумны, только не надо ссылаться на ст. 10 Гражданского кодекса, потому что трудовые отношения не могут регулироваться нормами гражданского законодательства. В будущем я бы включил в Трудовой кодекс статью, аналогичную ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. В сегодняшних условиях я вообще бы очень осторожно относился к этому принципу злоупотребления правом, поскольку работодатель действует в экстремальном режиме, когда у него нет вариантов решения возникших производственных и кадровых проблем.
— Что бы вы порекомендовали работодателю в условиях кризиса?
— Я бы посоветовал работодателю больше ориентироваться на социальное партнерство, то есть пытаться договариваться с представителями работников, вносить изменения в коллективный договор, трудовые договоры, предусматривая в них условия, учитывающие последствия экономического кризиса. Профсоюзы должны с пониманием относиться к проблемам работодателей и помогать им решать эти проблемы с учетом интересов работников. Возможны, как уже отмечалось, и изменения в трудовом законодательстве. Работодатели, на мой взгляд, должны настойчиво ставить вопрос об изменении некоторых норм трудового законодательства, которые помогут им преодолеть этот трудный период с меньшими потерями.
——————————————————————