Права и свободы работника в сфере культуры и особенности их реализации

(Зыкина Т. А.) («Культура: управление, экономика, право», 2009, N 1)

ПРАВА И СВОБОДЫ РАБОТНИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Т. А. ЗЫКИНА

Зыкина Т. А., завкафедрой гражданского и трудового права Института права и предпринимательства Архангельского государственного технического университета, доцент, кандидат юридических наук.

Свобода труда, провозглашенная в ст. 37 Конституции Российской Федерации, предполагает многообразие действий работника в сфере трудовых и связанных с ними отношений, на основе имеющихся у него прав, фундаментом которых выступают права человека. Культурные права и свободы входят в систему прав работника как их важная составная часть. Понятие культурных прав работников тесно связано с понятием культуры. Культура является необходимым фактором прогрессивного развития человеческого общества в целом, поскольку она обеспечивает постоянный рост духовного потенциала людей на основе всестороннего и гармоничного развития всех его членов и наиболее полного раскрытия их творческих возможностей. Культура — важнейшая часть человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, она проявляется в самых разнообразных формах, включая сферу труда. В науке пока не выработано единого понимания культуры, однако практически все исследователи различают материальную и духовную культуру. Важнейшим элементом материальной культуры выступают средства производства: орудия труда, технические сооружения, а также результаты сельскохозяйственного и промышленного производства. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире, в нее включаются мировоззрение, политические взгляды. Духовная культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и в форме духовных ценностей, созданных человеком, включая научные работы, произведения искусства, нормы права, морали. Статья 27 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества. Безусловно, пользоваться благами культуры и принимать активное участие во всей культурной жизни и процессе развития культуры можно, если созданы необходимые экономические и социальные условия. Тем не менее право играет важную роль в реализации культурных прав и свобод всех людей, включая работников. Участие работников в культурной жизни общества и своей организации является необходимым элементом государственной социальной политики, связанной с реальным положением работников, режимом их работы и отдыха, образованием и профессиональной подготовкой. Участие в культурной жизни облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Реализация культурных прав работниками осуществляется разными путями: через социализацию (процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей), через создание и овладение духовными ценностями, через усвоение образцов поведения. Не секрет, что работники, обладающие недостаточным образованием, относятся к особенно уязвимым категориям населения, часто не имеют возможности получить достойную работу, и уровень их жизни остается низким. В соответствии со ст. 43 Основного Закона России каждый имеет право на образование. Право работника на образование является составной частью данного конституционного права, оно включает в себя получение на бесплатной основе начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые <1>. Кроме того, в состав права работника на образование следует включить: право на профессиональную подготовку и переподготовку, проводимые для ускоренного приобретения им навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, но не с целью повышения образовательного уровня обучающегося <2>. Кроме профессиональной подготовки и переподготовки, в ТК РФ предусмотрено повышение квалификации работников. ——————————— <1> См.: ст. 5 Закона РФ «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150. <2> См.: ст. 21 Закона РФ «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

В соответствии со ст. 1 ТК РФ к числу основных задач трудового законодательства относится правовое регулирование отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя. В качестве одного из основных прав работника в ст. 21 ТК РФ закреплено право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации. В ст. 197 Трудового кодекса РФ закреплено, что работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Следует согласиться с мнением В. Г. Сойфера, что помимо права работника на образование должна быть закреплена и его правовая обязанность постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и деловые навыки <3>. ——————————— <3> Сойфер В. Г. Проблемы повышения квалификации персонала // Правовая система «КонсультантПлюс».

Также очень важно мотивировать работника к реализации его права на образование. В качестве возможного варианта действий следует отметить всевозрастающий интерес работодателей к использованию технологии профессиональных компетенций. Формулирование желаемой модели профессионального поведения работника в последние годы осуществляется через построение системы профессиональных компетенций. Профессиональную компетенцию можно определить как набор характеристик, необходимых для успешной трудовой деятельности. По этой схеме каждая профессиональная компетенция представляет собой сочетание профессиональных знаний, навыков, установок, ориентации. Работодатели должны иметь в своем распоряжении различные схемы профессиональных компетенций, применительно к каждой должности, имеющейся в организации, для использования на всех ступенях работы с персоналом. Модель профессиональных компетенций может быть критерием отбора необходимых работников, но особенно она важна для мотивирования работников к обучению или переобучению, поскольку с ее помощью осуществляется выбор того, чему обучать и как обучать работников. Кроме того, во время аттестации работников модель профессиональной компетенции служит критерием оценки их знаний и умений. Профессиональные компетенции способствуют, таким образом, достижению необходимого для работодателя уровня профессионализма работников. Работники, в свою очередь, понимают пользу от вложенных усилий и проявляют заинтересованность в применении и развитии полученных навыков как средства для продолжения профессиональной деятельности или построения желаемой карьеры. Имеется и другой положительный результат использования профессиональных компетенций. Руководители получают четкое представление, чему обучались их сотрудники, имеют возможность оценить эффективность вложенных в обучение персонала средств и четко представляют, что можно требовать от работников <4>. ——————————— <4> Бурякова Е. Модель профессиональных компетенций сотрудников как инструмент работы с персоналом // URL: http://www. hr-journal. ru/archive/article. shtml? model.

Необходимость реализации права работника на образование объясняется тем, что профессионально обученные работники — это необходимая составляющая в удовлетворении потребностей экономики и социальной, непроизводственной сферы в квалифицированном персонале. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Продвижение культурных прав работников в Российской Федерации должно сочетаться с применением пересмотренной Европейской социальной хартии, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и других международных инструментов. Для сравнения обратимся к нормам Европейской социальной хартии (пересмотренной), которая подписана, но пока не ратифицирована в нашей стране <5>. Данный документ более широко, чем действующее российское законодательство, трактует право работников на образование, называя это правом на профессиональное обучение. В ст. 1 Хартии идет речь о том, что государства, подписавшие Хартию, для обеспечения эффективной реализации права на труд должны установить и поддерживать системы профессиональной ориентации, профессионального обучения и профессиональной реабилитации. Далее в ст. 10 Хартии, названной «Право на профессиональное обучение», идет речь о необходимости создания и поддержки системы профессионального образования, включая переобучение. При этом работники должны быть освобождены от расходов на обучение или нести их в минимальном объеме. При необходимости учебные учреждения, в которых происходит процесс обучения или переобучения работников, должны получать финансовую помощь от государства. Важно и то, что в Хартии предложено включать период дополнительного обучения работника в его нормальное рабочее время. Особое внимание при решении вопросов профессионального обучения уделено производственному ученичеству, а также таким категориям работников, как молодежь, длительно безработные и инвалиды. ——————————— <5> О подписании Европейской социальной хартии (пересмотренной) // СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2118.

Работодатель, несомненно, заинтересован в повышении эффективности производства, которое напрямую зависит от квалификации работников, а значит, от реализации ими права на образование. Однако ТК РФ не предусматривает обязанности работодателя по обеспечению реализации права работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Представляется, что в ст. 22 ТК РФ должна быть отражена обязанность работодателя по созданию социально-экономических условий работникам для получения ими образования. Ориентиром законодателю должны служить положения Европейской социальной хартии, которая в перспективе будет ратифицирована в России. По мнению В. Г. Сойфера, действующее трудовое законодательство заметно отстает от правового обеспечения поставленных задач в области производственного образования вообще, а в такой его форме, как повышение квалификации работников, в особенности. При этом наблюдается пассивность работников в реализации своего права на образование. Автор предлагает заключать с работниками особый вид договора — договор на повышение квалификации (договор о профессиональном росте) или включать в текст трудового договора конкретные положения, регламентирующие обязательства сторон по непрерывному профессиональному образованию. В. Г. Сойфер считает, что таким образом можно возложить на стороны трудового договора более четкие взаимные обязательства в области непрерывного профессионального роста работника, а также расширить понимание профессионального обучения <6>. ——————————— <6> Сойфер В. Г. Проблемы повышения квалификации персонала // Правовая система «КонсультантПлюс».

В юридической литературе отмечается, что работодатели — физические лица, даже имеющие статус индивидуальных предпринимателей с образованием юридического лица, лишены возможности заключать с работником ученические договоры на обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы, а с лицом, ищущим работу, — ученические договоры на профессиональное обучение (ст. 198 ТК РФ). В рассматриваемом контексте нельзя не учитывать позитивную тенденцию развития Трудового кодекса Российской Федерации, направленную на расширение трудовых прав работодателей — индивидуальных предпринимателей (см. ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) <7>. ——————————— <7> Петров А. Я. Профессиональное обучение у работодателя: к концепции правового регулирования // Правовая система «КонсультантПлюс».

Недопустимо также произвольное ограничение прав работников на профессиональное образование по таким дискриминирующим основаниям, как пол, возраст, состояние здоровья, наличие судимости. Конституция РФ устанавливает в ст. 55, что в качестве исключения из общего правила ограничения данного права могут быть установлены законом. Содержание свободы творчества охватывает свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, а также свободу преподавания и научных исследований. Существует целый ряд профессий, которые немыслимы без реализации права на свободу творчества: учителя и преподаватели, актеры, журналисты, оформители и др. По законодательству РФ педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам высшего учебного заведения предоставляются: свобода излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами. Данной свободе корреспондирует право обучающегося получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Свобода творчества предполагает свободу выбора направлений и тем для творчества, а также применения любых изобразительных средств и художественных приемов, которые работник считает подходящими для достижения избранной в процессе выполнения трудовых обязанностей творческой цели. Свобода творчества предполагает также возможность самовыражения работника, например, как автора каких-либо произведений, поэтому она, как и право на образование, может быть ограничена только исходя из условий, установленных в законодательном порядке, или в соответствии с требованиями морали. Законы, вводящие ограничения в свободу творчества, должны быть четкими и не давать возможности для разных толкований. Среди обоснованных целей в ограничении свободы творчества следует назвать защиту репутации, достоинства личности, национальной безопасности, общественного порядка, авторского права, здоровья и морали. Так, Конституция Российской Федерации запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также распространение сведений, составляющих государственную тайну. По решению суда могут вводиться временные или частные ограничения свободы творчества. Таким образом, ограничения права на образование и на свободу творчества обязаны отвечать трем условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать четко обозначенную законную цель и должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели. Реализация культурных прав и свобод является частью общего механизма реализации прав и свобод работника, но имеет свои особенности. Целью механизма реализации всех без исключения прав и свобод работника является претворение требований нормативных актов в реальные общественные отношения. Значительное влияние на решение этой проблемы оказывают социальные, экономические, политические отношения, правовое сознание и иные условия. Проблема реализации прав работников относится к числу наиболее актуальных в науке российского трудового права и практике. Она касается не только вопросов функционирования права и его эффективности, но и претворения в жизнь установленных в нормативных актах конкретных прав работников, включая культурные права. В реализации всех без исключения прав должны быть заинтересованы не только работники, но и работодатели, несмотря на противоположность их интересов в трудовых отношениях.

——————————————————————

Интервью: Ответы на вопросы, заданные посетителями сайта Министерства культуры Российской Федерации Министру культуры России А. А. Авдееву («Культура: управление, экономика, право», 2009, N 1)

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ ПОСЕТИТЕЛЯМИ САЙТА МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТРУ КУЛЬТУРЫ РОССИИ А. А. АВДЕЕВУ

Переход на новую систему оплаты труда в сфере культуры

Вопрос: Здравствуйте! Господин Министр, будут ли на государственном уровне поддержаны симфонические оркестры российской провинции? Сейчас в нашем оркестре средняя зарплата (со всеми надбавками) — 8000 руб. Музыкантов уже не хватает, люди уходят из профессии, дорабатывают последние (прежде всего — фаготы, валторны, гобои, струнные)! Все уезжают в Москву, где оплата во много раз выше. Т. Н.Калягина, директор симфонического оркестра

Ответ: Этот вопрос относится к компетенции субъектов Российской Федерации, в чьем ведении находятся региональные музыкальные коллективы, поэтому решение полностью зависит от региональных органов власти. Кроме того, в настоящее время действует система губернаторских грантов. В частности, такие гранты уже получили Новосибирский, Екатеринбургский, Ярославский симфонические оркестры.

Вопрос: Средства для оплаты труда федеральных бюджетных учреждений уже выделены. А все ли региональные и муниципальные бюджеты готовы к переходу на новую форму оплаты труда? В. П.Туманов, библиотекарь (г. Воронеж)

Ответ: Субъекты также переходят на новые системы оплаты труда. В ряде субъектов новые системы уже введены и работают, другие готовятся. В настоящее время Минкультуры России направило запросы всем субъектам Российской Федерации о ситуации с введением новых систем по состоянию за IV квартал 2008 г., после чего будет обобщена и проанализирована информация.

Вопрос: Критерии эффективности работников разрабатываются в каждом учреждении отдельно, причем главным образом от руководителя будет зависеть размер стимулирующих надбавок того или иного работника. Предусмотрена ли в таком случае система контроля за грамотным распределением надбавок? А. А.Рожкова, музейный работник (г. Москва)

Ответ: Размер стимулирования каждого работника будет зависеть не только от руководителя, но и от результата труда конкретного работника, а также от финансовых средств учреждения, в том числе средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и средств государственных внебюджетных фондов. Система контроля нормативными правовыми актами не предусмотрена, но такой контроль может осуществлять профсоюзная организация или иной представительный орган учреждения.

Вопрос: Насколько, на Ваш взгляд, эффективна новая система оплаты труда в учреждениях культуры, каковы ее основные преимущества? П. В.Фирсов, искусствовед (г. Санкт-Петербург)

Ответ: Новые системы оплаты труда дают больше самостоятельности учреждениям, и вместе с тем повышается ответственность каждого руководителя за результаты деятельности учреждения. Заработная плата работника теперь напрямую будет зависеть от качества и количества выполняемой работы. Более конкретно можно будет ответить на этот вопрос, проанализировав ситуацию в учреждениях по прошествии какого-то времени, хотя бы по итогам первого квартала. Предполагается проведение в подведомственных учреждениях соответствующего мониторинга.

Вопрос: С 1 декабря 2008 г. в федеральных бюджетных учреждениях введена новая система оплаты труда. Следует ли из этого, что заработная плата каждого работника будет повышена на 0%? Н. И.Серяева, библиотекарь (г. Нижний Новгород)

Ответ: Нет, на 30% повышается фонд оплаты труда учреждения для введения новых систем оплаты труда. При этом не гарантировано повышение заработной платы каждому работнику. У некоторых категорий работников (например, рабочих) повышение может составить более 80%, а у кого-то зарплата может остаться и на прежнем уровне.

Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Александр Алексеевич! Меня зовут Семен, я работаю культорганизатором в Запрудне (Талдомский р-н, Московская область). У нас в поселке огромнейший трехэтажный Дворец культуры — «ДК ПРОГРЕСС». Год назад, в 2007 г., наш ДК попал в федеральную программу Министерства культуры Московской области по капитальному ремонту. С сентября 2007 г. начался ремонт, и в октябре прекратилось финансирование из области. И вот уже год стоит он полностью разрушенный, внутри одни руины, 15 тыс. жителей нашего поселка остались без Дворца культуры. Мы просим Вас разобраться в этом вопросе, принять меры. Когда, наконец, начнется восстановление нашего дворца? Когда поступит финансирование? Если не принять срочные меры по восстановлению нашего ДК, то встанет все!!! А как же наша молодежь, наши дети, они должны ходить в кружки, а не сидеть дома от нечего делать! Ведь культура в нашей стране очень важна. С. Г.Гулимов, культорганизатор; сотрудники Дворца культуры «Прогресс»

Ответ: Финансирование капитального ремонта дворцов культуры осуществляется за счет бюджета субъекта Российской Федерации, в данном случае Московской области.

Вопрос: Почему не учитывается стаж работы в учреждении культуры и образование при установлении окладов по новой системе оплаты труда? При утверждении штатного расписания вместо должности «методист по кадрам» была внесена должность «специалист по кадрам»; это приведет к снижению заработной платы работника и потере льгот, установленных работнику культуры в сельской местности? Л. А.Кириллова, методист по кадрам районного Дома культуры

Ответ: Размеры окладов по новой системе оплаты труда, действующей в федеральных учреждениях культуры, устанавливаются в соответствии с отнесением должностей к профессиональным квалификационным группам, которые сформированы с учетом минимальных требований к квалификации работника. Помимо окладов работнику устанавливается система выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе надбавки за стаж работы. Наименований должностей «методист по кадрам» и «специалист по кадрам» не существует. Есть должность «инспектор по кадрам». В вашей ситуации возможно остаться в должности методиста с возложением на вас обязанностей инспектора по кадрам.

Вопрос: Почему работнику российского театра нельзя работать по разряду, присвоенному в Казахстане? Правильно ли понижать категорию? Т. М.Курбангалеев, работник одного из российских театров

Ответ: Законодательство, действующее в Казахстане, не применяется в Российской Федерации. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 135) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. С 2005 г. в субъектах Российской Федерации применяются различные системы оплаты труда, которые устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми в этих субъектах.

Вопрос: Имеет ли право представитель трудового коллектива музея принимать участие в распределении денежных средств, полученных музеем от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников? Или это прерогатива исключительно руководителя учреждения? И кому можно пожаловаться в случае, если, по мнению трудового коллектива, средства распределяются несправедливо и львиная доля этих самых средств делится в разной форме (премии, поездки за рубеж, якобы для повышения квалификации и т. п.) между директором и главбухом музея? А. П.Сычев, работник музея

Ответ: Все условия оплаты труда устанавливаются в учреждении локальными нормативными правовыми актами, согласованными с профсоюзным комитетом или иным выборным представительным органом учреждения, таким образом, трудовой коллектив принимает участие в распределении денежных средств, в том числе от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работника. Что касается заработной платы руководителя учреждения, ее размер устанавливает учредитель. В соответствии с новыми условиями оплаты труда заработная плата руководителю учреждения будет выплачиваться только из бюджетных средств.

Вопрос: В связи с введением новой системы оплаты труда, по Вашему мнению, будут ли в законодательство вноситься изменения, касающиеся образовательного уровня специалистов, имеющих высшее образование, работающих в библиотеках? На сегодняшний день данный вопрос в постановлении Правительства не учтен. А. С.Каневский, заместитель директора Смоленской областной универсальной библиотеки

Ответ: Минкультуры России разработан Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства м кинематографии»), в котором указаны требования к квалификации, в том числе для специалистов, работающих в библиотеках. В настоящее время Справочник проходит согласование в Минздравсоцразвития России, которое его в установленном порядке должно утвердить.

Вопрос: Почему чиновники регионального и муниципального уровня игнорируют Постановление Правительства России о повышении фонда оплаты труда на 30% с января 2009 г.? В нашей области в муниципальные органы власти отправлены письма о том, что никакого повышения быть не должно в связи с финансовым кризисом. Снова подставляют лидера России. Что же нас ожидает дальше, если, как и в советские времена, местные власти могут по-своему толковать законы страны и решения федерального Правительства? Спасибо. Э. В.Малышев, директор Виноградовского районного исторического музея Архангельской области

Ответ: Новая система оплаты труда, на введение которой было предусмотрено увеличение фонда оплаты труда учреждений на 30%, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583, вводится с 1 декабря 2008 г. в федеральных бюджетных учреждениях. Решения Правительства Российской Федерации по вопросам оплаты труда на работников областных и муниципальных учреждений культуры Архангельской области не распространяются. В соответствии с разграничением бюджетов и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетов самостоятельно принимают решения о сроках введения новых систем оплаты труда в подведомственных им учреждениях в пределах имеющихся у них средств.

Музеи, памятники

Вопрос: Обращаюсь к Вам от имени сотрудников Национального музея им. Т. Евсеева Республики Марий Эл в связи со следующим вопросом. 14 ноября т. г. у нас Министерством культуры был объявлен конкурс на замещение вакантной должности директора Национального музея. В графе «требования к кандидату» было указано, кроме наличия высшего образования, знание английского языка и не менее двух финно-угорских, а также опыт работы на руководящей должности не менее трех лет. Это при том, что музей не является ни языковым вузом, ни центром по изучению финно-угорских языков. Для сравнения: за три дня до этого (11 ноября т. г.) был объявлен конкурс на включение в кадровый резерв на должности государственной гражданской службы: заместителей Министра культуры Республики Марий Эл — знание какого-либо языка при этом не требовалось и стаж государственной гражданской службы пять лет или стаж (опыт) работы по специальности шесть лет. Скажите, пожалуйста, оправданны ли такие высокие требования к кандидатуре простого директора музея? И. В.Бушкова, старший научный сотрудник музея

Ответ: Квалификационные характеристики должности «Директор музея» утверждены Постановлением Минтруда России от 25 ноября 1992 г. N 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации»: наличие высшего образования и стаж работы по специальности не менее трех лет. Постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. N 9 «Об утверждении порядка применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» утверждено, что квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.

Вопрос: После выхода Закона N 73-ФЗ, а также последующего создания Росохранкультуры до сих пор законодательно не решены вопросы разграничения собственности на объекты культурного наследия, не разрешена и не прописана приватизация наименее ценных объектов культурной недвижимости и даже не установлен, не определен госорган по охране наследия на федеральном уровне. На Ваш взгляд, какие кардинальные меры по улучшению будут приняты в ближайшее время? Ю. П.Литвиненко, руководитель

Ответ: В настоящее время ведется большая работа по государственному учету, использованию и мониторингу технического состояния памятников истории и культуры. Кроме того, Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры планируется проведение общественного мониторинга состояния памятников истории и культуры. Что касается госоргана по охране культурного наследия, то в каждом субъекте Федерации такой орган существует. Это либо комитет по культуре, либо службы, на которые возложены соответствующие функции. Объекты культурного наследия могут приватизироваться в порядке и способами, установленными действующим федеральным законодательством, в частности Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Сегодня законодательство предусматривает разные формы взаимодействия государства и частных лиц в плане имущественного комплекса, которые позволяют более цивилизованно, а главное, надежно вести работу. Например, памятник остается в государственной собственности, но он может передаваться в концессию, в долгосрочную аренду, в безвозмездное пользование. Со временем, если договорные обязательства выполняются, пользователь адекватно себя ведет, у него может появиться право приоритетного получения этого объекта в свою собственность.

Вопрос: В Нижнем Новгороде ежегодные выставки музея М. А. Балакирева проходят то там, то в другом месте, т. е. музей великого русского композитора, ученика еще более великого Глинки, единственный музей на родине композитора, не существует, так как власти не хотят его передать Балакиревскому нижегородскому обществу для реставрации. Экспонаты ветшают. Чиновники борются между собой… Можете ли Вы помочь, чтобы музей М. А. Балакирева в г. Н. Новгород был? В. Балакирева, политолог

Ответ: Тут какое-то недоразумение. Дело в том, что законодательством регионам даны все полномочия по участию за счет собственных средств в сохранении памятников федерального значения независимо от того, в чьей собственности они находятся. Так что заботиться о сохранении памятников, как это предусмотрено 44-й статьей Конституции, никому не только не запрещено, но и вменяется в обязанность. Вот только выполнение этой обязанности часто связывается с имущественным вопросом, и некоторые руководители на местах предпочитают относиться к охране культурного наследия формально, по принципу «не мое — не жалко». Мол, передайте мне сначала памятник в собственность, вот тогда я Конституцию стану выполнять. Согласитесь, позиция малоконструктивная, но зато очень удобная для отговорок. Законодательство для всех одинаковое, но почему-то в одних регионах о памятниках заботятся, невзирая на разграничение собственности, а в других выжидают. Однако музей нельзя создать простым приказом, музей должен «родиться» как культурный феномен на основе определенного комплекса культурных ценностей. Процесс создания музея — достаточно сложный организационно-правовой акт, требующий согласованных действий целого ряда министерств и ведомств.

Вопрос: Какие положения нового Закона о памятниках культуры будут защищать памятники исторической недвижимости от недобросовестных собственников? Будут ли архитектурные ансамбли в новом Законе отнесены к категории особо ценных объектов культурного наследия России? Спасибо. Рубакова Э. И., научный работник

Ответ: На данный момент только один архитектурный ансамбль — Куликово поле — получил статус музея-заповедника. Что дальше — время покажет. Что касается нового Закона о памятниках культуры, то сейчас в обществе сложилась странная ситуация: многим кажется, что только приватизация спасет памятники от разрушения. Но мало кто на самом деле представляет себе последствия. Приватизация была с 2002 г. приостановлена в отношении памятников федерального значения, которые таковыми были до 1991 г. Напомню, что из 80 тыс. памятников только 23 тыс. являются памятниками федерального значения. В отношении остальных объектов препятствий нет и не было. Есть даже специализированный журнал «Историческая недвижимость». Например, в Тверской области активно пытаются запустить механизмы и предлагают уже готовые проекты. Условно говоря, купите усадьбу — и вам помогут решить вопросы с подключениями, коммуникациями и прочим. Но желающие обзавестись памятниками в очередь не выстраиваются. Дело в том, что реставрация памятника стоит раз в пять дороже, чем новое строительство. При этом при реставрации вам не позволяют уродовать особняк. Не будем лукавить: если кто-то хочет получить в собственность дом в столице, то в большинстве случаев отнюдь не из желания сохранить его и восстановить. Очень часто это перерастает в крайне неприятные случаи варварского отношения к памятникам, вроде изувеченного хозяйкой дома на Таганке. Кстати, это один из первых прецедентов в России, когда суд принял решение об изъятии памятника у собственника вследствие ненадлежащего содержания, а также было на практике снесено здание пристройки. В этом огромная заслуга Росохранкультуры, которая ведет большую работу в этом направлении. Но, к сожалению, чаще всего приструнить собственника очень трудно. Штрафы уже не имеют силы. Известны случаи, когда суммы штрафов неофициально закладываются в проектно-сметную документацию по реконструкции объектов как «накладные расходы». Оно и понятно: сумма штрафа просто несравнима с арендными возможностями, которые дает лишний этаж или мансарда. Чтобы их разобрать, нужны долгие разбирательства, суды, первой, второй, третьей инстанций. А в финале государство должно выплатить собственнику, изуродовавшему памятник, еще и компенсацию за изъятое имущество. И только в рамках штрафных санкций по суду можно с нерадивого хозяина истребовать деньги, необходимые для ликвидации причиненного им ущерба. Дело это не быстрое, что создает у некоторых лиц иллюзию безнаказанности. Подводя итог — могут быть различные варианты взаимоотношений между государством и инвестором, не связанные с отчуждением этих объектов из государственной собственности. Сегодня законодательство предусматривает разные формы взаимодействия государства и частных лиц в плане имущественного комплекса, которые позволяют более цивилизованно, а главное, надежно вести работу. Например, памятник остается в государственной собственности, но он может передаваться в концессию, в долгосрочную аренду, в безвозмездное пользование. Со временем, если мы увидим, что все в порядке и за годы ничего не случилось, договорные обязательства выполняются, пользователь адекватно себя ведет, у него может появиться право приоритетного получения этого объекта в свою собственность. Но тут есть другая опасность: собственник с хорошей репутацией продал этот объект неизвестно кому. Утром мы проснулись, а памятника нет. Ну да, выпишем мы штраф, применим санкции, ну и что? Памятник-то уже никто не вернет. Поэтому должен быть государственный механизм сохранения объекта.

Вопрос: Какова судьба памятника «Рабочий и колхозница»? Т. С.Алимов, администратор (г. Сочи)

Ответ: В рамках реализации концепции сохранения и развития ансамбля ВДНХ — ВВЦ предполагается совместная с правительством г. Москвы установка памятника «Рабочий и колхозница» на прежнее место с воссозданием первоначального пьедестала.

Вопрос: Будут ли перечислены деньги из федерального бюджета в регионы на содержание памятников? Л. И.Аронова, экскурсовод (г. Владимир)

Ответ: Правительство Российской Федерации запланировало предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на содержание памятников истории и культуры. После утверждения методик и нормативов Правительством Российской Федерации деньги будут перечислены в регионы.

Вопрос: Можно ли посмотреть памятник, если это здание посольства? М. С.Ленский, студент (г. Москва)

Ответ: Да, конечно, как правило, это разрешено 18 апреля, в Международный день памятников и исторических мест, либо 18 мая — в Международный день музеев.

Будут ли реставрироваться старинные усадьбы? В. С.Смирнова, бухгалтер (г. Тверь)

Ответ: Будущее старинных усадеб будет зависеть от совместных усилий государства и инвесторов путем создания и использования механизма государственно-частного партнерства.

Вопрос: Современное российское искусство мало популяризируется в российской провинции. В провинциальных музеях представлено в основном искусство прошлых веков. На Ваш взгляд, нужно ли в этих музеях создавать отделы современного искусства? И. А.Павлова, учитель (г. Тамбов)

Ответ: Работы современных художников поступают в фонды музеев всех регионов России. Большинство музеев достаточно регулярно проводит выставки работ современных художников в своих залах. Согласно действующей Инструкции по учету и хранению музейных коллекций художественные произведения хранятся в отделах изобразительного искусства.

Вопрос: Когда все соборы и церкви отдадут верующим? Т. А.Козырева, врач (г. Ярославль)

Ответ: В настоящее время активно проходит процесс передачи объектов культурного наследия религиозного назначения в безвозмездное пользование религиозным организациям. Указанная передача происходит исключительно в рамках действующего законодательства (Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).

Вопрос: Почему в рабочие дни недели большинство музеев работают до 18 — 19 часов? И. И.Петровская, ученица гимназии (г. Красноярск)

Ответ: Данный режим работы обусловлен целым рядом причин: — в дневные часы музей посещают школьники, студенты специальных и высших учебных заведений, одиночные туристы и группы; — большинство музеев имеют в своем рабочем графике дни, когда посещение возможно до 20.00; — все музеи работают в выходные и праздничные дни; — по многолетним наблюдениям в вечерние часы посещаемость музеев резко падает, а затраты на обеспечение безопасности, освещение и пр. нужды возрастают, что негативно отражается на скромных бюджетных возможностях музеев.

Вопрос: Как Вы считаете, к чему готовиться нашим музеям в связи с экономическим кризисом? И. Прилежаева, студентка (г. Москва)

Ответ: И в кризис, и благополучные времена лучше живут те, кто способен меняться. Это относится и к такой консервативной структуре, как музей. Отвечать на вызовы времени способны те, кто умеет проектировать свою деятельность. Поэтому на сегодняшний день система финансирования сферы культуры перешла на проектный принцип. Раздача средств в никуда неэффективна. Думаю, что в связи с экономической ситуацией в этом году будут сложнее складываться отношения со спонсорами, меньше будет прямых спонсорских вливаний. Но есть и другие возможности для реализации ярких проектных идей. В данном случае источниками финансирования являются грантовые программы и конкурсы, которые выступают еще и прекрасными инструментами обучения и развития музейных сотрудников. К примеру, недавно объявлен очередной конкурс музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире», который наше министерство проводит совместно с Благотворительным фондом В. Потанина. Важно, что конкурс ориентирован на всю страну и дает равные шансы как крошечным сельским музеям, так и гигантам уровня ГТГ или Эрмитажа. Этот конкурс не единственный. Отрадно, что за последние годы появились и другие. Так что нужно внимательно смотреть вокруг и не упускать возможностей.

По материалам сайта: http://mkrf. ru

——————————————————————