О некоторых вопросах, связанных с установлением выплат компенсационного характера в бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, воинских частях

(Ковалев В. И.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 5)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С УСТАНОВЛЕНИЕМ ВЫПЛАТ

КОМПЕНСАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ

В. И. КОВАЛЕВ

Ковалев В. И., заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета.

С 1 декабря 2008 г. в оплате труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с принятием 5 августа 2008 г. Правительством Российской Федерации Постановления N 583 произошли существенные изменения, которые затронули практически всех работников, поскольку принципиально изменился подход к установлению величины заработка. Новая система обещает максимум самостоятельности руководителям бюджетных организаций. Поскольку не будет ни жесткой тарифной сетки, ни нормативного утверждения штатного расписания в организации, руководитель сам сможет перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников. Заработная плата будет зависеть от таких факторов, как объем работы, диапазон профессиональных обязанностей и должностных требований внутри одной квалификационной группы, уровень образования и квалификации конкретного работника. Для каждой из квалификационных групп установлен утверждаемый Правительством Российской Федерации базовый оклад. А все остальное регулируется повышающими коэффициентами двух видов: компенсационными и стимулирующими. По мнению автора, новая схема оплаты для работников федеральных бюджетных учреждений — это очередной шаг в реформировании оплаты труда бюджетников.

Однако уже в первые месяцы действия новой системы оплаты труда гражданскому персоналу приходится сталкиваться с нарушениями, связанными с ее введением. Так, в соответствии со ст. 73 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) об изменении условий оплаты труда работники должны быть письменно уведомлены за два месяца до их введения. Однако во многих воинских частях (военных организациях) Министерства обороны Российской Федерации этого не делалось, поскольку Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555, которым утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны… был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации только 20 ноября 2008 г.

Более того, как следует из Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме (утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. N 424н), с гражданским персоналом воинских частей до указанного выше срока работодатель в лице командира воинской части (руководителя военной организации) обязан заключить дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении условий оплаты труда в связи с переходом на новую систему оплаты труда, предусмотренную вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации. Однако этого не происходит. Работники фактически находятся в неведении относительно того, из чего же складывается их заработная плата (базового оклада, стимулирующих и компенсационных выплат).

В настоящей статье автор рассмотрит вопросы, связанные с компенсационными выплатами гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Другие компенсационные выплаты будут рассмотрены автором в последующих статьях.

Итак, руководитель бюджетного учреждения устанавливает выплаты компенсационного характера в соответствии с Перечнем указанных выплат, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822. К таким выплатам относятся и выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Какие же работы относятся к вышеназванным?

Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 (с последующими изменениями и дополнениями) утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (Приказом Министра обороны СССР от 10 августа 1976 г. N 166 объявлены Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, и Инструкция о порядке применения Списка (с последующими изменениями и дополнениями)), установлены дополнительные отпуска продолжительностью от 6 до 36 рабочих дней в зависимости от степени вредности условий труда.

Командир воинской части (работодатель) не имеет права ограничивать указанный Список и отказывать в дополнительном отпуске в связи с вредными условиями труда тем, кто предусмотрен Списком.

В соответствии со ст. 120 ТК РФ продолжительность дополнительных отпусков с 1 февраля 2002 г. исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.

Если же работник имеет право на получение дополнительных отпусков разных видов (по вредности условий труда, за непрерывный стаж работы на одном предприятии), то эти отпуска в соответствии с ч. 2 ст. 120 ТК РФ суммируются.

Как уже говорилось, в Список от 25 октября 1974 г. в последующем вносились изменения и дополнения. Некоторые работы относились к работам с тяжелыми, вредными условиями труда специальными постановлениями без внесения изменений в Список.

Так, Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 июля 1993 г. N 133 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 установлен дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда продолжительностью 30 рабочих дней психологам и физиологам, полный рабочий день работающим с психически больными, врачам-руководителям (с ненормированным рабочим днем) психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических учреждений, отделений, палат и кабинетов, домов инвалидов (отделений) для психически больных и их заместителям, а также главным психиатрам органов здравоохранения, непосредственно участвующим в оказании психиатрической помощи.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, имеют право на:

— дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда (опасность инфицирования микобактериями туберкулеза) в размере не менее чем 25% должностного оклада (медицинские работники и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи) и не менее чем 15% должностного оклада (ветеринарные работники, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных);

— надбавку к должностному окладу (ставке) (фтизиатры, фтизиопедиатры, медицинские сестры) за работу на фтизиатрических участках, приравненную к надбавке к должностному окладу (ставке) терапевтам и медицинским сестрам территориальных поликлиник за работу на терапевтических участках.

В Приказе Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 (приложение N 1 к Положению о системе оплаты труда гражданского персонала) перечислены военно-медицинские учреждения, профессии и должности с опасными для здоровья условиями труда, работа в которых дает работникам право на повышение должностных окладов (тарифных ставок).

Должностные оклады (тарифные ставки) гражданского персонала военно-медицинских учреждений (подразделений) повышаются за работу с опасными (особо опасными) для здоровья и особо тяжелыми условиями труда — на 60, 40, 25, 15%.

Например, на 15% повышаются должностные оклады гражданскому персоналу туберкулезных (противотуберкулезных) учреждений и их филиалов, филиалов госпиталей для лечения туберкулезных больных; инфекционных клиник, госпиталей и их филиалов, отделений, палат для инфекционных больных, кабинетов инфекционных заболеваний; клиник, отделений, палат, кабинетов для кожно-венерологических больных и некоторых других медицинских учреждений.

На 25% повышаются должностные оклады гражданскому персоналу противочумных учреждений, лабораторий (отделений, групп) учреждений санитарно-эпидемиологического надзора: врачам клинической лабораторной диагностики, инженерам, лаборантам, фельдшерам-лаборантам, техникам, работающим на аппаратах с открытой ртутью, в том числе занятым обслуживанием полярографов, клиник, отделений, палат и кабинетов для лечения психически больных и лиц, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией; наркологических отделений, палат и кабинетов, барооперационных, центров судебно-медицинских и криминалистических экспертиз; судебно-медицинских лабораторий; отделений: судебно-медицинской экспертизы, медицинской идентификации, криминалистики (медико-криминалистических методов исследования), судебно-баллистической экспертизы кафедры судебной медицины и некоторых других медицинских учреждений.

На 40% повышаются должностные оклады гражданскому персоналу судебно-психиатрических экспертных отделов, отделений (комиссий).

На 60% повышаются должностные оклады гражданскому персоналу учреждений (подразделений), предназначенных для лечения и непосредственного обслуживания больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, учреждений (подразделений), осуществляющих проведение консультаций, осмотров, оказание медицинской помощи, судебно-медицинской экспертизы и проведение другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными, и некоторых других медицинских учреждений.

На основании рекомендуемого Перечня руководитель учреждения утверждает по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников перечень должностей работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении, подразделении и должности (лечение, обеспечение диагностики, контакт с больными, возможность инфицирования вследствие выполнения должностных обязанностей) может повышаться должностной оклад (тарифная ставка), в том числе и за каждый час работы в условиях, предусмотренных рекомендуемым Перечнем.

В случаях, когда учреждения или их структурные подразделения перечислены в рекомендуемом Перечне, но работники этих учреждений (подразделений) фактически не заняты на работах в опасных для здоровья или особо тяжелых условиях труда, соответствующие этим работам повышения не устанавливаются.

Работникам, занятым на работах с разными условиями вредности или опасности, должностные оклады повышаются на 30%.

В приложении N 3 к Положению о системе оплаты труда гражданского персонала Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда разделен на три раздела.

В разд. I включены работы с тяжелыми и вредными условиями труда. В группе работ по обслуживанию, ремонту и хранению вооружения, военной техники и военного имущества перечислены такие работы, как:

1. Обслуживание, ремонт и хранение авиационной техники.

2. Дробление, загрузка и распыление высокоопасных химреагентов на аэродромные покрытия, очистка и мойка емкостей из-под них.

3. Заправка самолетов и вертолетов горючими и смазочными материалами.

4. Зарядка систем и съемного оборудования самолетов и вертолетов газами и огнетушащими жидкостями и др.

В группу работ по производству тепловой и электрической энергии на тепловых электростанциях включены работы по обслуживанию вагоноопрокидывателей на тепловых электростанциях, по обслуживанию, испытанию и наладке оборудования преобразовательных электроподстанций напряжением 400 кВ и выше и др.

В группе работ, связанных с металлообработкой, перечислены такие работы, как алюминирование оптических деталей (изделий) на парортутных установках, армирование электрокерамических изделий с применением связки, содержащей свинец и сурьму, и др.

В группе работ по деревообработке указаны такие работы, как ведение процесса изготовления синтетических клеящих смол, всех видов пленок, содержащих фенол, формальдегид, формалин, мочевину и другие вредные химические вещества 2 — 4-го классов опасности, выполнение клеильно-прессовочных работ с применением синтетических клеев, содержащих фенол, формалин, формальдегид, мочевину и другие вредные химические вещества 2 — 4-го классов опасности, и др.

В хлебопекарном производстве к работам с тяжелыми и вредными условиями труда отнесены: ведение процесса ошпарки тестовых заготовок при укладке кассет вручную, ведение технологического процесса полимеризации кремнийорганического лака.

В полиграфическом производстве — акклиматизация бумаги, выполнение работ по юстировке матриц, комплектовка листов подборкой вручную и др.

В обслуживании лесного хозяйства к работам с тяжелыми и вредными условиями труда отнесены: опрыскивание (опыливание), дегазация зараженных объектов, оборудования, инвентаря и помещений, заправка самолетов и наземной аппаратуры ядохимикатами, гербицидами и арборицидами, охрана складов ядохимикатов, гербицидов и арборицидов, погрузка, разгрузка ядохимикатов, гербицидов и арборицидов, а также прием и отпуск этих материалов и др.

При эксплуатации, ремонте и обслуживании железнодорожного транспорта к работам с тяжелыми и вредными условиями труда отнесены: изготовление антинакипина, приготовление ядохимикатов, приготовление растворов для охлаждения двигателей тепловозов, работы по обслуживанию сборных, вывозных, передаточных и хозяйственных поездов, производство маневровой работы с обслуживаемыми поездами на промежуточных станциях, работы по ограждению поезда и закреплению его тормозными башмаками и ручными тормозами, выполняемые кондукторами грузовых поездов, и др.

Кроме того, в названном приложении перечислены работы, относящиеся к работам с тяжелыми и вредными условиями труда, которые связаны с эксплуатацией и ремонтом автомобильного транспорта, монтажом, ремонтом и обслуживанием средств связи, производством строительных и ремонтно-строительных работ, эксплуатацией и обслуживанием водопроводного и канализационного хозяйства, обслуживанием и ремонтом котельных и тепловых сетей, ремонтом и изготовлением одежды, химической чисткой и крашением изделий и стиркой белья, ремонтом музыкальных инструментов, обеспечением учебно-воспитательного процесса в военно-учебных (учебных) заведениях, школах, школах-интернатах, детских дошкольных и внешкольных учебных заведениях, отдельные работы на предприятиях общественного питания, а также прочие работы, всего перечислено около 550 работ.

В разд. II приложения перечислены работы с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, в разд. III дан Перечень работ с вредными и особо вредными условиями труда гражданского персонала военно-ветеринарной службы Министерства обороны Российской Федерации.

Гражданскому персоналу воинских частей, занятому на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:

— на работах с тяжелыми и вредными условиями труда — до 12%;

— на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда — до 24%.

Повышение устанавливается гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 установлено, что предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выплачиваются по результатам аттестации рабочих мест.

Порядок проведения аттестации рабочих мест утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 г. N 569.

Разработанный Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц (далее — организации), за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестацию проводит привлекаемая организация.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются, в частности, в целях включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места:

— после замены производственного оборудования;

— при изменении технологического процесса, средств коллективной защиты и др.;

— при выявлении нарушений установленного порядка аттестации, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

Результаты повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения в карту аттестации рабочего места по условиям труда, оформленную ранее.

Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда можно разделить на несколько этапов.

1-й этап заключается в подготовке к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. В воинской части (военной организации) издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Аттестационной комиссии предоставлены следующие права:

— осуществлять методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах;

— составлять полный перечень рабочих мест организации с указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда;

— готовить предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;

— при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовить предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и др.

2-й этап — проведение гигиенической оценки условий труда. При этом оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность. При проведении измерений физических, химических, биологических факторов, тяжести и напряженности трудового процесса используются средства измерений, прошедшие государственную поверку в установленные сроки.

По каждому фактору на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью карты аттестации рабочего места по условиям труда.

3-й этап — проведение оценки травмобезопасности рабочих мест, которая заключается в их проверке на соответствие требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда.

Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются: производственное оборудование; приспособления и инструменты; обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

Указанные объекты оцениваются на соответствие требованиям нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Кроме требований безопасности к производственному оборудованию, приспособлениям, инструментам, средствам обучения и инструктажа, должны быть приняты во внимание специальные для конкретных видов рабочих мест требования к территории, к элементам зданий и сооружений. Например, особые требования при следовании на место выполнения работ, к устройству противоскользящих покрытий пола, к облицовке стен, укреплению сводов в шахтах, устройству и расположению аварийных выходов в тепловых пунктах и т. п. Указанные требования безопасности включаются, как правило, в комплекс требований безопасности к производственному оборудованию.

Оценка условий труда по фактору травмобезопасности проводится по трем уровням (классам):

1-й — оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда, отобранных для оценки травмобезопасности; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда);

2-й — допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда, отобранных для оценки травмобезопасности; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатация производственного оборудования с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), если это не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций);

3-й — опасный (на рабочем месте выявлено одно и более нарушение требований охраны труда, отобранных для оценки травмобезопасности).

Оценка травмобезопасности рабочего места оформляется протоколом.

4-й этап — оценка обеспеченности работников СИЗ, которая осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим сертифицированной специальной одежды, специальной обуви, а также смывающих и обезвреживающих средств и правилами, утвержденными в установленном порядке, а также путем проверки соблюдения правил обеспечения СИЗ (наличие личной карточки учета, заполненной в установленном порядке).

Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте также оформляется протоколом, за исключением случаев, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена нормами и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

5-й этап заключается в оценке фактического состояния условий труда на рабочем месте на основании оценок: по классу и степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса; по классу условий труда по травмобезопасности; по обеспеченности работников СИЗ.

6-й этап (последний) — это оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в виде пакета документов, содержащего:

1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);

2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;

3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);

4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;

5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;

6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;

7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Основания, порядок предоставления работнику других компенсационных выплат и их характеристика будут приведены в следующей статье.

——————————————————————